Поиск по сайту

Введите запрос для поиска например, структура администрации
Закрыть
Главные новости

Пресс-брифинг главы Краснодара Евгения Первышова: стенограмма основных тем

23 декабря 2020

В среду, 23 декабря, глава Краснодара провел традиционную встречу с журналистами федеральных, региональных и городских средств массовой информации.

Прямую трансляцию брифинга можно было посмотреть в соцсетях администрации города и телекомпании «Краснодар». Мероприятие прошло с соблюдением всех санитарных требований Роспотребнадзора.

На традиционной встрече Евгений Первышов подвел предварительные итоги 2020 года, рассказал о реализации в Краснодаре федеральных и региональных проектов и программ, ответил на вопросы журналистов.

В комментариях прямой трансляции в соцсети администрации Краснодара «ВКонтакте» можно было задать свои вопросы. На некоторые из них ответили сразу в студии, на остальные ответят позже в соцсети.

Посмотреть запись трансляции можно в официальных соцсетях администрации города:

В официальных соцсетях телекомпании «Краснодар»:

Далее размещаем стенограмму основных тем пресс-брифинга.

О ситуации с перекрытием дорог и проверками автотранспорта в Краснодаре

Утро омрачено, совершено преступление, сейчас идет поиск преступника. Хочу сориентировать, возраст преступника — от 30 до 35 лет, рост — 180 см. Прошу жителей Краснодара быть бдительными, внимательными. Если увидите подозрительного человека, который ведет себя неадекватно, выражает какую-то тревогу, у него есть телесные повреждения, то не надо геройствовать. Сообщите в ближайший отдел полиции или по телефону «112».

В городе идет спецоперация.

О принципе подбора кадров для работы в администрации

Кадровые реформы идут в администрации Краснодара постоянно. Коллег, которые со мной работают, отбираю по профессиональным качествам, навыкам, опыту работы. В той или иной сфере деятельности важно умение быть коммуникабельным, общительным, стараться максимально отвечать на запросы, которые сегодня задают жители города и гости кубанской столицы.

Сотрудники должны ставить перед собой амбициозные задачи. Но, конечно, должно быть умение выполнять те планы, которые стоят перед городом.

Об устранении замечаний прокуратуры по поводу Генерального плана

Протест прокуратуры был направлен не в целом на принятый Генеральный план, а на решение депутатов городской Думы в части некоторых подпунктов этого плана. На сегодняшний день текстовая часть приведена в соответствие с требованиями, которые выставили органы прокуратуры. Сегодня никаких замечаний уже нет. Были технические вопросы по текстовой части, не к самому Генеральному плану и не к самому решению, которое на сегодня вступило в действие и которое распространяется на территорию муниципального образования. На сегодняшний день новых замечаний я не видел. По своей части мы удовлетворили требования прокуратуры. Но опять же, полномочия по принятию Генерального плана относятся к полномочиям выборного органа. Это городская Дума. В этой части юридический отдел Думы ведет уже работу с надзорным органом.

О выпуске муниципальных облигаций и финансовых итогах года

Наши собственные доходы — это порядка 20 миллиардов рублей. Приблизительно столько же составляют субвенции и субсидии — порядка 19,5 миллиардов рублей. Поэтому итоги года, я считаю, успешные. Мы завершаем год с новым хорошим показателем: порядка 40 млрд рублей составляет доходная часть бюджета, которая была направлена на решение всех заявленных стратегических городских задач.

По муниципальным облигациям. Действительно, мы двигаемся в этом направлении. Вчера были размещены облигации, у нас были предложения по их приобретению. В течение нескольких дней будут подведены итоги размещения, и мы о них сообщим. Как договаривались с депутатами городской Думы Краснодара, эти денежные средства будут направлены на развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. Все денежные средства, вырученные от размещения облигаций, поступят в дорожный фонд.

Об одном можно сказать с уверенностью: те цифры по предложениям, которые я видел — мы получили ставки ниже, чем по кредитным займам в банковской сфере, которые есть в городе. Сейчас у нас порядка 3 млрд рублей коммерческих кредитов. Процентная ставка по ним составляет порядка 7,2%. Облигационные займы нам удалось разместить ниже 7%.

Что касается кредитной нагрузки на бюджет. Она пока небольшая. На протяжении последних 3 лет нам удавалось снизить долговую нагрузку на муниципальный бюджет. На 01.01.2017 года долги муниципалитета составляли 9 млрд рублей чистых кредитных обязательств перед коммерческими банками. И 4 млрд рублей была кредиторская задолженность, ничем абсолютно не обеспеченная за те работы и оказанные услуги перед поставщиками, которые были не заложены в бюджете. Сегодня у нас очень сбалансированный бюджет. Понятно, что мы стараемся соблюдать все параметры, согласованные с министерством финансов Краснодарского края. Потому что мы получаем хорошую поддержку со стороны губернатора в части реструктуризации собственных долгов. Мы имеем и государственные долговые обязательства. Но снижение кредитной нагрузки пока нас радует.

О ходе реконструкции кинотеатра «Аврора»

Пандемия не повлияла на планы по реконструкции «Авроры». Все идет в рамках того концессионного соглашения с инвестором, которое было заключено. Я всегда отмечаю, что это проект исключительно Сергея Николаевича Галицкого. Всю документацию разрабатывает его компания. В ближайшее время, наверное, уже будет презентован сам проект того, что предполагается в результате реконструкции этого объекта. Он, конечно, сложный. В первую очередь потому, что это культурное наследие и требуется много согласований. В том числе краевое управление по охране памятников выставляет свои требования. Необходимы дополнительные разработки специальных технических условий.

Сам нахожусь в ожидании. Кое-что знаю, кое-что видел. Но, думаю, что компания Сергея Николаевича сама должна рассказать это жителям города.

О планах по строительству нового стадиона Сергеем Галицким

Отношение к этому проекту хорошее. Мы выдали разрешение на строительство, внесли некоторые изменения в проекты планировок. Все это отражено в сегодняшнем Генеральном плане.

Это спортивный объект, который строится для еще одной команды, которая будет играть на этом поле. Предполагаем, что это будет женская футбольная команда.

О планах по строительству трамвайных линий

Об этом мы говорили достаточно много, давали максимально исчерпывающие комментарии. По одной из первых, приоритетных линий, которые будут за последние двадцать лет строиться — по ул. Московской все готово, конкурс размещен. Витает в воздухе, что возможен еще один перенос сроков. Если на конкурс не заявится подрядчик, никто не пожелает строить, будет повторное проведение конкурсных процедур.

Рассчитываю, что сам проект — достаточно комфортный и удобный. И работа сегодня строительной отрасли, дорожникам необходима. Так что за него возьмутся, и к концу января мы уже определим подрядную организацию, которая выполнит эти работы. Работы мы все согласовали, прошли необходимые процедуры, которые учтены в проектно-сметной документации. Проект на 100% обеспечен финансированием, поэтому никаких сбоев быть не должно.

Трамвай — это приоритет. Он доказал свою эффективность, он достаточно выгодный экономически и удобный для пассажиров. Это быстрое транспортное средство, которое востребовано в Краснодаре.

Конечно, Восточно-Кругликовский и Гидрострой — это спальные микрорайоны с очень сложной транспортной логистикой. И для себя мы ставим приоритет по строительству трамвайных линий именно там.

Какая линия первой будет готова? В планах — начать строительство следующей трамвайной линии в 2022 г. Либо это будет Восточно-Кругликовский микрорайон, либо Гидростроителей. Форсируем проектно-сметную документацию. Что быстрее будет на выходе, то и быстрее будем размещать в порядке приоритета для проведения конкурсов.

Есть вопросы по трассировке в Восточно-Кругликовский микрорайон — активно работает рабочая группа. Думаю, в ближайшее время найдем оптимальное решение, которое позволит сэкономить денежные средства, потому что все равно будут попадать земельные участки под изъятие. Хочу, чтобы мы максимально не затрагивали капитальные строения. Есть пустые земельные участки по территории трассы, мы их будем изымать, платить выплаты и компенсации из бюджета.

Но не хотелось бы проведения массового расселения территории и сноса целых кварталов. Потому что тогда на это мы потратим больше, чем будет стоить эта трамвайная линия.

О транспортной ситуации на въездах в Краснодар и агломерационной модели развития города

Давайте говорить о стратегии транспортного развития. Сколько реверсов бы не делали, мы не снизим автомобильный поток, который на сегодняшний день есть на территории муниципалитета. Объективно сегодня существует так называемая маятниковая трудовая миграция. Вдумайтесь в цифру — больше 150 тысяч транспортных средств каждое утро въезжают на территорию муниципалитета со стороны Яблоновского моста, машины двигаются со стороны поселка Северного и даже из Северского района. Пробка вырастает достаточно большая — это въезд по Ростовской трассе, Ейскому шоссе, территория, связывающая нас с Усть-Лабинском. Поэтому здесь надо смотреть широко, не зря мы в Генеральном плане предусмотрели агломерационную модель развития муниципалитета. Она подразумевает создание территорий, промышленных кластеров на границе муниципалитета, либо на территории соседних муниципальных образований. Это позволит создавать там рабочие места и снизит как раз ту нагрузку, которая сегодня существует. Я про машины говорю. У нас Главная городская площадь вмещает 50–60 тыс. человек в праздничные дни, когда День города отмечаем. Вы представьте — выставить 150 тыс. человек в одну линию. Такое количество машин въезжает в Краснодар постоянно.

Нам необходимо создавать условия для того, чтобы люди были обеспечены рабочими местами в ближайших населенных пунктах. Что говорить про Тургеневский мост? Мы видим, на территории республики Адыгея целый микрорайон уже вырос. Он сопоставим размерами с Юбилейный микрорайон. Там проживают краснодарцы — так их можно назвать. Жилье получается дешевле, но они не живут в прямой доступности от всей городской инфраструктуры. Они посещают и приводят детей в наши школьные и дошкольные учреждения, здесь же имеют возможности трудоустроиться и получать заработную плату. Есть общая задача, ее нельзя решить только одним реверсивным движением или строительством дорог.

О выдвижении своей кандидатуры в Госдуму

Я сразу скажу — это неправда. Я в Государственную Думу не собираюсь.

О взаимодействии с общественниками

Мы ведем постоянную работу с представителями общественных организаций и лидерами общественного мнения. Кому-то было предложено трудоустроиться в муниципалитет в различные службы, и сегодня они достаточно эффективно работают. По транспортным вопросам мы всех общественников подключили, они принимают участие в выездных совещаниях. Вот Алексей Волощук попробовал свои силы и стал депутатом городской Думы — жители Восточно-Кругликовского микрорайона активно его поддержали. Я думаю, мы будем продолжать взаимодействовать по различным направлениям.

Как глава города встретит Новый год

Хотелось бы, чтобы этот Новый год был безаварийный. Конечно, если будут серьезные происшествия, я должен находиться постоянно на рабочем месте, постоянно выезжать и лично принимать участие, потому что нужно взаимодействовать с различными службами. Но я рассчитываю, что все будет благополучно и я проведу Новый год в кругу семьи.

О целях, планах и задачах, которые реализованы в 2020 году и сложностях текущего года

Все цели и задачи, которые стояли на этот год, администрация выполнила. По всем направлениям, о которых мы говорили и тех программах, которые мы заявляли, — все параметры соблюдены.

Если говорить о национальных и краевых проектах, в том числе о программах по реконструкции и строительству автомобильных дорог — на 100% работы завершены.

Мы планировали к концу этого года выйти на хороший показатель по строительству социальных объектов, ввели 5 школ в этом году — это новый рекорд, который мы поставили.

Одна школа по ул. Красных Партизан уже приняла своих учеников. Школу по ул. им. Марины Цветаевой сдали и будем комплектовать оборудованием уже в следующем году, осуществим набор, может быть, уже в первом квартале следующего года. В Молодежном микрорайоне школу приобрели, но она откроется 1 сентября.

Школа, которая претерпела капитальный ремонт — это «Перспектива» — хороший получился проект, я очень доволен, посетил ее. Там одновременно размещены и начальные классы, и по завершению учебного процесса дети могут оставаться и получать дополнительное образование. Будем смотреть, где еще можно реализовать такие проекты. И 92 школа — тоже корпус введен у нас в эксплуатацию, будем закупать необходимую мебель и, надеюсь, в первом полугодии следующего года наберем туда учеников.

У нас продолжается реализация «раскрученного» социального конвейера — сейчас на этапе строительства находится порядка 7 общеобразовательных школ, занимаемся проектированием и приобретением земельных участков на несколько лет вперед. Мы обеспечены земельным фондом на 5 лет точно, я так скажу, в самых таких местах, где проблема стоит остро. И порядка 30 объектов находятся в стадии проектирования, которые будем реализовывать. Мы хорошо решаем вопрос по дошкольному образованию — больше 2 тыс. мест к концу этого года будет введено в эксплуатацию, и тем самым мы расширим возможности дошкольного образования.

Мы ведем прямой диалог со всеми собственниками тех социальных объектов, которые в свое время были не востребованы. Помним ту демографическую ситуацию, которая была в свое время в городе, когда детские дошкольные учреждения даже наполовину не были заполнены, и не было потребности в детских садах. И эти детские дошкольные учреждения передавали на баланс различным службам, ведомствам. Размещалось там все, что угодно.

На ул. им. Гастелло мы недавно вернули в муниципальную собственность детское дошкольное учреждение — сейчас будет заниматься проектом, делать там капитальный ремонт. Огромные слова благодарности руководству УМВД по Краснодарскому краю — только при поддержке Владимира Андреева, который согласился вернуть в муниципалитет собственность, которая у них находилась, мы теперь будем иметь возможность в таком сложном микрорайоне сделать детский садик. По пр. им. Репина тоже был коммерческий садик, и дети могли только за деньги туда попасть. Мы провели переговоры и выкупили это детское дошкольное учреждение. Сегодня оно муниципальное.

Я могу много перечислить таких объектов — порядка десяти уже возращены в муниципальную собственность, и теперь там будет муниципальное бесплатное дошкольное образование. Помимо этого, достаточно много проектируем и строим детских садов.

Говорить о том, что проблема полностью решена, не стоит — наверное, года три еще потребуется, чтобы ситуацию нормализировать и стабилизировать. Потому что в большинстве школ вторая смена, и, конечно, нам необходимо создавать дополнительные условия, чтобы снизить эту нагрузку как на педагогов, так и на родителей и детей. Потому что многие населённые пункты на сегодняшний день не обеспечены социальными объектами — в этом есть сложность, когда детей возят на школьных автобусах. Да, мы занимаемся подвозом, но по часу-полтора дети находятся в школьном автобусе, потом обратно, устают, уже потом им не до учебы.

Конечно, будем максимально смотреть на пригороды, не только на центральную часть города.

О создании муниципальных служб в сфере дорожного и коммунального хозяйства

В части создания муниципальных служб, вернее воссоздания — мы понимаем, что это нужно муниципалитету, чтобы полноценно исполнять свои обязанности. Была различная практика и пример достаточно яркий, когда у нас на аутсорсинге была работа по очистке ливневых коммуникаций, проводились конкурсные процедуры. Техника была ликвидирована в свое время и дальше уже направлялись финансовые средства на конкурсы с целью найма подрядной организации, которая выполняла эту работу. Мы все свидетели, что средства расходовались, а эффективности не было.

За последние два года мы создали собственную службу по содержанию сетей ливневой канализации. Налицо экономия денежных средств, мы имеем свои полноценные единицы техники, ремонтно-восстановительные бригады, которые на сегодняшний день эффективно выполняет возложенную на них работу. Да, мы ещё не устранили все заторовые ситуации. Это обусловлено тем, что, помимо прочистки сетей ливневой канализации, необходимо ещё строительство сетей, модернизация всей этой коммунальной службы. Поэтому и дальше будем продолжать финансировать и выделять денежные средства на решение этой важной задачи. Что касается других служб, созданных по примеру, я считаю, в этом есть разумное зерно, и мы в этом направлении будем двигаться.

В 2021 году мы начнем программу по созданию собственной службы по содержанию сетей уличного освещения. Начинаем с создания диспетчерского пункта, который будет находиться в муниципальной службе. И в течение двух лет перейдем к полноценной службе, которая будет заниматься содержанием сетей уличного освещения. Мы посчитали — в этом будет экономия по результатам даже 2021–2022 годов. Я тогда уже подробно доложу, сколько средств мы сэкономили, и вы увидите эффективность этой работы. Она будет включать прием в муниципальную собственность всех сетей, которые брошены и находятся без содержания. Они у нас есть, мы должны ставить их на учет и заниматься строительством сетей уличного освещения.

Грейдирование улиц. У нас достаточно большая часть Краснодара находится ещё не в асфальтобетоне. И в центральной части города, и на пригородных территориях. В основном Прикубанский и Карасунский округа требуют более пристального внимания. На сегодняшний день в рамках контракта, который есть у департамента транспорта, такая работа выполняется. Мне кажется, в такой централизации низкая эффективность, сложно дойти до ст. Елизаветинской, пос. Березового или до других пригородных поселков. Поэтому я предложил коллегам, они занимаются сейчас расчетами по приобретению техники в лизинг для создания таких служб на территории двух округов. Они напрямую должны будут подчиняться главам округов. Думаю, к середине следующего года первые шаги мы уже предпримем в этом направлении. Вижу в этом разумное звено. Тем более, что главы внутригородских округов чаще общаются с жителями сельских территорий, пригорода. Гораздо эффективней, если они начнут на месте решать эти вопросы, не передавая запросы в департамент транспорта, не прося их уделить внимание той или иной территории. Ряд преобразований мы будем проводить. Город будет эффективнее справляться с возложенными на него полномочиями, если у нас будут воссозданы собственные муниципальные казенные учреждения.

О начале реализации долгосрочных проектов развития Краснодара

Основные направления, на которые необходимо обратить внимание — это социальный блок, дороги, транспорт. И, конечно, экология — в частности, ситуация вокруг реки Кубань, которая требует пристального внимания. Это одна из главных тем, на которой я собираюсь сосредоточиться в ближайшее время. Потому что вслед за прочисткой ливневок нужно проводить работу по строительству очистных сооружений. Если мы хотим все-таки видеть флору и фауну экологически чистыми. Это новые интересные проекты, к которым мы идем длительное время. И кто бы и что бы нам не мешало, мы стараемся их реализовать. Это, конечно, возвращение Карасунских прудов и связанная с этим важнейшая тема создания единой пешеходной зоны вокруг всего каскада. Да, это проект не одного дня. Он не быстрый. Но все равно мы придем к его реализации.

Я очень рассчитываю, что следующий год тоже будет успешным в плане выполнения многих задач и тех проектов, о которых мы давно говорили и теперь переходим к стадии их реализации. Это и строительство трамвайной линии, которое мы только что обсудили. Есть большая надежда, и я очень рассчитываю, что в будущем году мы приступим к строительству набережной, от которого пришлось отказаться в 2020 году. Этот проект, действительно, крайне необходим, важен, это лицо города Краснодара.

Об изменении в новом Генплане вида земельных участков ряда коттеджных поселков

Генплан принят, вступил в действие. Есть определенные обременения, которые по нему возникли. К разработке Генплана приглашали ведущий институт, который занимается территориальным планированием. Документ был согласован всеми министерствами и ведомствами — как в Краснодарском крае, так и Москве.

Понятно, есть территории, на которых появились обременения. Вопрос спорный, но это документ территориального планирования, он смотрит на перспективу. Как город должен развиваться, чтобы стать удобным, комфортным для всех.

Да, есть определенные вопросы. Знаю, что сейчас идут обращения в органы судебной власти о возможности откорректировать в части различных территориальных зон, которые наложили обременения на собственников и владельцев недвижимости, земельных участков. Будем смотреть, как будет складываться практика.

В административном порядке изменения мы вносить уже не можем. Документ принят депутатским корпусом.

О законности размещения гаражей под окном многоквартирного дома

Если территория под многоквартирным домом отмежевана — это общедолевая собственность жильцов. И только они вправе принимать решение, что может быть размещено на этой территории. Посмотрим через органы государственной жилищной инспекции, как можно помочь в ситуации с жалобой жительницы дома по ул. Стахановской.

Тем не менее, во многих дворах, где территория отмежевана, стоят гаражи. Это законодательством не регламентировано. Нет на это запрета. Это относится к возможности эксплуатации жилого дома. Но только по решению жильцов жилого фонда.

О работе системы вытрезвителей в Краснодаре

Бывший медвытрезвитель ликвидирован, который у нас был, его не существует. Посмотрим, чьи это будут полномочия, кому они будут перераспределены. Это будет на уровне региональной либо муниципальной власти. И дальше уже будем смотреть.

Я смотрел поправки в закон — они предполагают наличие частных вытрезвителей. Главное, чтобы потом не получилось какого-то перегиба, когда частный вытрезвитель в угоду того, чтобы у него были, так сказать, клиенты, будет забирать, как только человек на улице появился в нетрезвом виде. Такая сомнительная история.

О планах по строительству крематория

До последнего времени мы приводили нормативную базу в соответствие с действующим законодательством. Предполагаем, что крематорий будет расположен возле нового кладбища вблизи хутора Копанского. Территория удаленная, там мы открыли новое городское кладбище почти в 300 гектаров. И предполагаем, что именно там и будет расположен крематорий. В нем потребность есть. Мы неоднократно писали обращения в адрес Законодательного Собрания, администрации края. Везде мы получили соответствующую поддержку и думаю, что этот проект будет реализован на территории Краснодара. Напомню, что сейчас крематорий единственный у нас действует в Новороссийске. Боюсь ошибиться, но, насколько мне известно, ежемесячно около 200 жителей вывозят тела своих близких для кремации в Новороссийск из Краснодара.

Строительство крематория — это планы не одного года. За год не построится крематорий. Этот проект мы планируем реализовать по системе государственно-частного партнерства. Поэтому сначала будут конкурсные процедуры, определение победителя, и после этого уже начнется строительство.

О крупных урбанистических проектах

Сеть велодорожек мы создаем постепенно. Другое дело, что пока эта не единая сеть, а такие пробные участки, которые были реализованы по существующим дорогам. Дороги у нас и так узкие, поэтому создать сеть велодорожек в системе существующих дорог будет проблематично. Хотя некоторые проекты мы согласовываем, и они реализованы в муниципалитете.

Одним из стратегических приоритетов городского развития является создание главной прогулочно-пешеходной зоны с велодорожками на Кубанской Набережной, который соединит Рождественский парк с парком на Затоне. Улица Красная в выходные дни закрыта для проезда автомобилей и также будет задействована для движения велосипедистов.

Мы обсуждаем и все-таки будем идти по пути реализации проекта создания пешеходных зон в выходные дни на ул. Красноармейской и ул. Рашпилевской, также ряда улиц, которые идут перпендикулярно. То есть дороги здесь будут перекрываться именно в субботу и воскресенье.

Еще один пешеходно-велосипедный маршрут: территория, которая связывает реконструированный Вишняковский сквер со сквером на Дмитриевской Дамбе и дальше — через Покровские озера и Карасунские пруды. Это ещё один проект, который позволит создать единую сеть велодорожек.

Задача — не создать несколько разрозненных участков, а создать сеть в десятки километров, по которой можно будет безопасно перемещаться на велосипедах.

Эти проекты быстро не реализуются, хотя всем и хочется.

Урбанисты — ребята хорошие. Они быстро думают и находят решения. Но от решения до реализации проходит достаточно много времени.

Приводя в пример европейские города, Амстердам, забывают о том, что к реализации велосипедной концепции эти города тоже двигались не быстро — не один год, а десятилетия. И перестраивали при этом полностью свою инфраструктуру.

Время потребуется, но если мы будем двигаться, выполняя каждый год те или иные технические решения, то мы обязательно придем к такому уровню жизни, о котором мечтают многие жители Краснодара.

В следующем году постараемся начать реализацию проекта по велодорожкам по ул. им. Дзержинского и ул. им. Тургенева.

Об обновлении троллейбусов и трамваев

Троллейбусы дешевле, чем трамваи. Оба этих транспорта в приоритете, но трамваи важнее — они двигаются по выделенной полосе, а это быстрее, эффективнее. Троллейбусы тоже будем развивать, находить возможности модернизации всего подвижного состава. Хорошо себя зарекомендовали троллейбусы с автономным ходом, они эффективны. В планах при наличии техники пустить ее по Ближнему Западному Обходу. Нет необходимости строить контактную сеть, это очень дешевый проект. Троллейбусы проходят до 30 км — это их запас хода. То есть отцепился на улице Красных Партизан и может спокойно сделать круг до «Красной Площади» и вернуться. Тем более там идет достаточно большая застройка территорий. Вопрос в программе и в финансовых возможностях.

Также мы рассчитываем, что программа по модернизации трамваев не закончится в следующем году. Новые трамваи — красивые, эстетичные, комфортные, удобные, современные. Безусловно, хочется поменять всю технику. У нас порядка 300 единиц трамваев. Еще партия будет в следующем году. В общей сложности мы поменяем 100 единиц. К тому же предстоит строить новые трамвайные линии. А троллейбусов у нас порядка 200. Запустим программу в ближайшее время. Есть одно решение, к которому мы идем планомерно в течение года. Если все получится, в январе будет приятный сюрприз для всех.

Об олимпийских автобусах

По олимпийским автобусам многократно обсуждали. Мы их не покупали. Это автобусы, которые приобретались в период Олимпиады. Была большая нагрузка на транспортную логистику, возили много пассажиров. Когда потребности в них не стало и не было необходимости держать весь этот подвижной состав в Олимпийском Сочи, их передали муниципалитету. Были лизинговые платежи, их же по программе в рамках развития Олимпиады покупали. Но муниципалитет не участвовал в их оплате. Оказалось, что предоставленная техника имеет брак в двигателях. Сегодня, чтобы восстановить одну единицу подвижного состава, нужно 2,5 млн рублей. Никакой экономической выгоды в этом нет — делать капитальный ремонт этим автобусам, чтобы выставить на линию. Конечно, предприятие приняло решение по реализации этой техники и в любом случае мы лучше купим новую, которую не надо ремонтировать. Если у вас машина требует ежегодных капитальных затрат, вы тоже принимаете решение продать ее и купить что-то посвежее. Тем более бракованная техника будет уже на линии ломаться.

О ситуации с электро- и газоснабжением СНТ

В целом в Краснодаре в советское время было развито садоводство, многие предприятия выделяли земли своим сотрудникам. Достаточно много СНТ образовано в пригороде, по нашим оценкам их около 300. Надо понимать, что садоводческие товарищества никогда не предполагали постоянного проживания на этой территории. Люди занимались выращиванием плодово- ягодных культур, обеспечивали себя свежими овощами и фруктами. Могли поехать отдохнуть на выходные или праздники и, соответственно, вернуться к постоянному месту жительства. Да, дачная амнистия разрешила регистрацию на этих территориях, но эта регистрация автоматически не преобразовала садовые товарищества в поселки городского типа. Это первое.

Второе, что надо понимать. Имущество садового товарищества — это общедолевая собственность. Многие проживают в квартирах многоквартирных жилых домов. Знают, что такое управляющая компания. У жильцов есть обязанность содержать все имущество многоквартирного дома. Если проводка в подъезде сгорела, вы же не будете писать в администрацию и требовать бюджетных денег на ремонт проводки в своем подъезде. Вы обратитесь в управляющую компанию — ТСЖ или ЖСК. Вы платите им плату за содержание имущества МКД, проводите общие собрания и определяете: на какие нужды прежде всего направить деньги, сколько надо каждому собственнику внести на текущий или капитальный ремонт. Жильцы сами несут бремя содержания имущества своего МКД. Садоводческое товарищество — это такой же многоквартирный жилой дом. После того, как разрешили регистрацию, ни земельные участки, ни инженерные сети, ничего не перешло на баланс города. Город не может приять это на баланс без огромной технической инвентаризации, паспортизации.

Да, горят трансформаторы. Почему горят? Раньше расчетная нагрузка составляла от киловатта до полутора киловатт электроэнергии на садовый домик. Чтобы лампочка горела, и можно было запитать насос для полива огорода. Сегодня люди заселяются на постоянное жительство, подключают электрооборудование от чайников и кондиционеров до систем отопления. Нагрузка возрастает кратно. Никакие сети не могут выдерживать. Но создавать муниципальную программу на обслуживание данного имущества город не имеет права. У нас нет такой возможности. Если подходить с такой точки зрения, тогда придется делать выплаты и всем жильцам МКД, скажем, на замену лифтового хозяйства и прочий ремонт. У нас нет такого права. В этой части мы регламентированы действующим законодательством.

Членам садоводческих товариществ можно использовать разные пути решения проблем. И мы оказываем им содействие, мы должны и будем им помогать в развитии территорий. Мы проводим совещания с садоводами по месту жительства, организуем встречи с ресурсоснабжающими организациями. Сегодня они предлагают свои услуги садоводам, идут навстречу вплоть до раскрытия абонентства. Это уже позволяет вести учет потребляемой электроэнергии каждым владельцем садового дома. Из чего идет расчет мощности трансформатора для всего товарищества.

И тогда, либо за счет собственников, либо в рамках производственной инвестиционной программы ресурсников можно провести модернизацию питающего центра, а затем включить эти расходы в стоимость тарифа. Муниципалитет не регулирует тарифы энергоснабжающим компаниям. Тариф устанавливает региональная энергетическая комиссия.

По газификации. Да, вопросы звучат, их много. Но выделять на газификацию из муниципального бюджета деньги по законодательству мы можем только на населенные пункты. Садовые товарищества ими не являются. Почти все населенные пункты в пригороде газифицированы. Сейчас выполняем программу по газификации участков, предоставленных для многодетных семей.

Садоводческие же товарищества находят компромиссные решения. Заключают инвестиционные соглашения. У нас есть примеры того, что инвесторы прокладывают сети в основном за счет собственных средств с участием садоводческих товариществ и в дальнейшем, в период рассрочки, они уже обеспечивают людей газом.

Опять же, надо понимать, что не все товарищества могут быть газифицированы. Препятствием служит хаотичная застройка и отсутствие возможности выполнить технический регламент, требования к прокладке сетей на землях садоводческих товариществ. Сети не всегда могут вписаться в сложившуюся территорию. В некоторых товариществах очень узкие проезды и отступы от домов, что не дает возможность соблюдать даже элементарные нормы пожарной безопасности. Это реальные риски.

О законопроекте о гаражной амнистии

Много территорий, которые мы освободили от «жестянок», и как я раньше говорил, мы не дали их застроить коммерческими объектами. Все эти территории отошли для общественных зон — парков и скверов. Сквер «Садовый» неплохо получился, по ул. Уральской сделали небольшую территорию и дальше планируем это все зачищать. Пока законопроект по гаражной амнистии проходит первое чтение. Еще много неясностей и неточностей. Очень сложно сейчас говорить о последней редакции, в которой он будет принят.

Мы сейчас знакомимся с этим законопроектом. Я уже поставил задачу своим сотрудникам — мы будем направлять в адрес Государственной Думы некоторые пожелания, поправки, которые могли бы быть внесены в этот документ. Если в нем будет прописано, что все гаражи, которые есть на территории муниципалитета, нужно будет узаконить — это может быть неисполнимое решение. У нас принят Генеральный план, и те гаражные кооперативы, которым земля предоставлялась под строительство капитальных гаражей и строительство гаражных кооперативов, и те, которые строились и имеют документы, — в Генеральном плане отображены. Они имею право собственности. К ним никаких вопросов нет.

А есть территории, которые никогда не предоставлялись под гаражные кооперативы: это самозахваты, самоволки, незаконно построенные объекты. Те территории, которые в Генеральном плане определены под размещение социальных объектов, парков, скверов и так далее. Что тогда? Мы Генеральный план должны будем отменить? Если какой-то гараж будет признан законным, мы должны будем землю под него оформить. А как мы ее оформим, если тогда Генплан будет отличаться от тех документов территориального планирования, которые согласовали все федеральные министерства и ведомства. Если у нас происходит дисбаланс в Генеральном плане, если мы в документы территориального планирования будем вносить соответствующие изменения, тогда нам придется отменять наш градостроительный документ, наверное. Что тогда? Вопросов очень много и я не считаю, что гаражная амнистия поголовно всех должна коснуться. Это неправильно. О каком развитии города, его новом стиле, о его будущем мы можем говорить, если все сохраним и узаконим. Пока трудно сказать.

В первом чтении законопроект принят. Мы со стороны муниципалитета однозначно направим свои предложения. Мы проделали большую работу, потратили много краевых и муниципальных денег на разработку документов территориального планирования. Мы ставим перед собой задачи на 20–30 лет вперед. Тем более многие горожане поддерживают то развитие, которое мы предлагаем. Территория освобождается, и жители предлагают свои решения, чтобы они хотели бы видеть. Были случаи, когда сносили металлические гаражи и люди просили просто заасфальтировать территорию. Заасфальтировали и получилась открытая парковка. Стояло 7 гаражей, заасфальтировали, теперь там 20 машин паркуется и всем теперь места хватает. Были такие случаи по обращениям гаражных кооперативов на получение бесплатных участков под строительство многоуровневого паркинга. Формировался земельный участок, предоставлялся, ГСК не выполнял свои обязательства и сегодня там есть металлические гаражи. Их тоже надо узаконить? Тогда все по такому пути пойдут.

Об экспертизе Карасунских озер

Специализированная уполномоченная лицензированная организация провела гидрологическую экспертизу по статусу Карасунских озер, постановив, что это пруды. Мы опубликуем ее данные.

О причинах незавершенного сноса ветхого жилья за Домом книги

Есть разные факторы. Может быть, соседний объект не до конца отработан в части признания его аварийным, может, не вошел в конкурсные документы. Мы обязаны проводить конкурсные процедуры по сносу, выполняется проект по сносу. Что касается территории, которая освободится — глава округа соберет жителей и узнает, что они там хотят. Вот, что решат, то мы и будем там реализовывать. Раньше по программе фонда реформирования ЖКХ Краснодару выделялось достаточно большое финансирование и было очень много сносов ветхого аварийного фонда. Наверное, с целью пополнения бюджета эти участки продавались, реализовывались. Сегодня все, что мы сносим, мы никому не перепродаем. Нет ни одного такого примера за последние четыре года нет. Все говорят после очередного сноса — вот, наверное, застроят опять. Я всегда говорю — вы покажите, где мы такое сделали за последние четыре года. Может я чего-то не знаю?

О создании пятого и шестого округов

Прикубанский округ не только больше других округов, он больше некоторых муниципальных образований — и по территории, и по количеству жителей. Поэтому, как я и говорил, реформа будет. Речь идет не только о пятом, а о пятом и шестом внутригородских округах. У нас в составе Прикубанского есть Калиниский сельский округ, сельский, повторю. Это северо-восточная часть города — современный высотный Восточно-Кругликовский микрорайон. О каком сельском округе мы говорим? Конечно, необходима реформа.

Мы расселили общежитие, которое перешло муниципалитету от Росгвардии. Сейчас рассматриваем проект, который позволит нам на базе пятиэтажного здания создать административный корпус. В любом случае администрация необходима. Получили техническое задание и согласовали его с Управлением МВД для того, чтобы в нем также расположить территориальное структурное подразделение МВД. Дальше будем создавать пятый округ.

Большая территория по Генеральному плану предназначена под медицинский кластер, плюс территория Знаменского и Новознаменского. Это, скорее всего, станет шестым округом. Карасунский уже тоже огромный.

Пока границы не определены. Еще не запущены административные процедуры, но мы подходим к этому решению. В следующем году получим, надеюсь, полноценные данные по переписи населения и дальше будем двигаться, создавать новые округа.

О работе над концепцией пешеходного центра города

Мне в целом, да и многим горожанам нравится идея сделать пешеходными по выходным сразу несколько улиц в центре города по примеру улицы Красной. Сейчас улица Красная по выходным в качестве пешеходной прогулочной территории очень востребована. Многие горожане и гости кубанской столицы по выходным прогуливаются по главной улице. Она уже не вмещает те потребности, которые есть сейчас. Кстати, мы видим и экономический эффект: как преображается улица, как проводит реконструкцию зданий каждый владелец недвижимости. Причем все объекты интересные, красивые и вписываются в исторический облик города.

Поэтому прилегающие улицы Красноармейскую и Рашпилевскую можно тоже в этот проект включить. Создать единое пешеходное пространство. И тем самым создать условия для развития бизнеса. Я всегда был и остаюсь большим сторонником выносных уличных кафе. Еще в 2017 году управление торговли говорило, что это не разрешено. Я запретил это делать и сказал, что уличные открытые кафе должны быть. Мы живем в южном городе. Людям хочется посидеть на улице, выпить чашку кофе. Поэтому проект по расширению пешеходного пространства в центре по выходным дням я буду поддерживать.

О модернизации сетей электроснабжения

2020 год не то, чтобы стал показательным, он был хуже 2019-го. В целом энергоснабжение — это не работа одной отдельной компании.

Хочу отметить «Кубаньэнерго» — сейчас это «Россети-Кубань». Они провели полномасштабную трехлетнюю модернизацию всех крупных питающих центров. Везде увеличены мощности трансформаторных подстанций. По линии «Кубаньэнерго» за этот год у нас никаких серьезных аварий не было.

Были годы, когда шел действительно серьезный перегруз питающих центров. Для того, чтобы не получить аварию, когда трансформатор выходит из строя и его замена или починка составляла не день-два, а до недели, и по городу были «веерные» отключения целых микрорайонов. Теперь таких «веерных» отключений по крупным питающим центрам нет.

Были в огромном количестве аварийные ситуации, когда фидеры, питающие линии и трансформаторы, не выдерживали пиковых нагрузок. Все это было связано с работой «НЭСК-Электросети». Они сегодня проводят вливания средств, в том числе по инвестиционной и производственной программам.

Они модернизировали и перебрали всю систему энергоснабжения Юбилейного микрорайона, многих других участков города. Буквально день-два и будет объявлено о вводе в эксплуатацию крупного питающего центра — подстанции «Ангарская», это северо-восточная часть Краснодара, где ситуация тоже достаточно сложная.

Особенно в микрорайоне Музыкальном, там беда каждый год. Поэтому «Ангарская» будет подавать каждый год электроэнергию на строящиеся на сегодняшний день компанией «НЭСК» питающие центры в районе ул. им. Петра Метальникова. Где-то к середине года будут завершены работы по прокладке линий электроснабжения от «Ангарской» до трансформаторных подстанций «НЭСК-Электросети». И дальше пойдет работа по переключению абонентов Музыкального микрорайона. Это будет совершенно новая линия, которая будет полностью обеспечивать один из микрорайонов в северо-восточной части города, которая требует улучшения качества электроснабжения. Оно станет значительно лучше.

Мы понимаем и неоднократно об этом говорили, что потребность в модернизации электросетевого хозяйства — взаимосвязанная работа. С учетом того, что реформа позволила в свое время «НЭСКу» приватизировать сети низкого напряжения, а «Кубаньэнерго» осталась государственной структурой. Одни что-то делали, другие не выполняли свои обязательства. Инвестиционные и производственные программы муниципалитетом никак не регулируются. Такое законодательство. Мы не видим многих аспектов.

Конечно, муниципалитет надо включать в эту работу. Сейчас у нас налажена работа с Министерством ТЭК и ЖКХ Краснодарского края, мы получаем эти документы. Вносим свои предложения, многие из них учитываются.

Из особо острых моментов — хотелось бы эффективнее наладить работу и исправить те ошибки, которые были допущены.

Об итогах переселения из ветхого и аварийного жилья в 2020 году

Переселение еще продолжается. Мы прилагаем к этому большие усилия. Есть же люди, которые с переселением отчасти не согласны. Конечно, и ветхий и аварийный фонд добавляется.

После утверждения Правительством реформы по ветхому и аварийному фонду происходит определенная отсечка в части тех домов, которые попадают теперь в федеральную программу, где мы ранее получали дополнительные источники финансирования. Это было удобно, эффективно и для бюджета было здорово. Потому что нагрузка ложится достаточно серьёзная в части получения жилья или получения компенсационной выплаты.

Сейчас у нас «посыпались» дома, которые не являлись по сути дела аварийными. В течение нескольких лет поступали по ним заявки, мы их обследовали, и они получали статус аварийных. И тянуть там нельзя — мы понимаем, что ситуация там кричащая, не дай Бог что-то произойдет, а это полномочия органов местного самоуправления. Понимаем, что поддержки из федерального центра мы по ним не получим, потому что они «выпали» из программы. Помощь нам оказывает администрация Краснодарского края. Мы свои силы на это все бросили, возможные резервы.

Достаточно много мы в этом году провели работ по расселению. Но опять же надо смотреть — будем писать соответствующие обращения, мы их направляем в том числе в Минстрой, в фонд содействия реформированию ЖКХ о возможности выделения дополнительных ассигнований. Объем очень большой. В том числе это «наследство», которое досталось от Минобороны — часть общежитий.

По поводу ветхого фонда в центре города — хуже всего, что дома там имеют форму блокированной застройки. Там есть нюансы, из-за которых федеральные органы вычеркивают их из программы. Что такое многоквартирный жилой дом, который может попасть в программу по расселению из ветхого и аварийного фонда? Они считают, что дома блокированной застройки — так называемые стоквартирки, «жактовские» дома — не относятся к многоквартирным домам. А что это тогда? Они же имеют поквартирную литеровку и так далее. И да, по ним есть проблемы. Пока это проблема именно органов местного самоуправления, то есть по ним нет поддержки федерального центра.

О создании выделенных полос для общественного транспорта

Не все получается сразу реализовать, но программу мы не свернули. «Выделенки» в городе продолжим создавать. Мы понимаем, что в этом есть серьезный эффект для развития общественного транспорта, поскольку выделенная полоса дает более эффективную оборачиваемость рейса. По среднему статистическому маршруту дневная экономия времени составляет до 70 минут. Если транспорт едет в общем потоке, он проезжает маршрут с временным интервалом плюс четыре-пять минут. Если по выделенной полосе — эти пять минут дают гораздо эффективнее проезжать отрезок. Это позволяет больше рейсов совершить. При одинаковом количестве транспортных средств на маршрутной линии, например, 10 троллейбусов, получается провезти больше пассажиров. Посмотрим на Екатеринбург с их опытом, сравним параметры по числу машин, автодорог. Соберемся вместе, пообсуждаем.

О работе платных парковок и эвакуации автомобилей

Что касается парковок. Поверьте, сколько бы мы не создавали новых парковочных мест, количество машин будет больше и больше. Я приведу простой пример: в выходные дни город «дышит» хорошо. У нас нет серьезных заторовых ситуаций. Есть иногда какие-то определенные участки. Но это не то, что происходит в обычный будний день. Опять же, подчеркиваю, что не менее 150 тысяч транспортных средств к нам ежедневно приезжают в город.

Так что создание условий для автомобилистов — это задача не одного дня. Это задача, наверно, выработки совместных решений Краснодара как центра агломерации и соседних муниципалитетов. Это вопрос создания перехватывающих парковок на въезде в Краснодар. Но к тому времени мы должны уже модернизировать всю систему нашего общественного транспорта. Чтобы человек поставил машину и поехал дальше на трамвае. Надо продумать, как это будет муниципалитетом обслуживаться. То есть, бесплатно мы будем эти парковочные места давать прибывающим в город автомобилистам, чтобы человек не перегружал автодорогу, пересаживался в определенном месте на общественный транспорт и добирался в центр. Пока эти стратегические документы мы разрабатываем. Но мы к этому придем. Подчеркиваю: крупные города тоже не за один и не за два года эти проблемы решали. Это может занять достаточно длительный период времени.

У нас к лету следующего года истекает инвестиционное соглашение по использованию городских парковок, которое действовало в городе. То есть, все созданное коммерческое структурой имущество, паркоматы, весь этот огромный комплекс становится муниципальным. Мы ничего не вкладывали, но получаем это имущество в казну. Также мы получили платежи за весь этот период времени — порядка 43 млн рублей. Посчитали экономический эффект от налогообложения: порядка 130–140 млн рублей эта компания перечислила налогов в бюджеты различных уровней.

Сейчас мы готовы новые условия разрабатывать для работ с этим комплексом. Платные парковки мы будем вводить и оплату теперь точно будем взимать. Мы получили всю нормативную базу, изменения в федеральном законодательстве. Мы получили возможность составления административных протоколов и взимания денежные средства за неоплаченную парковку. Все это будет со следующего года, вся эта система будет внедряться.

Будут и определенные послабления: работа парковок в субботу и воскресенье, особенно вблизи скверов и парков, территорий досуга. Я предлагаю, чтобы такие парковочные места были для людей в выходные бесплатными. Но пока что экономисты считают. В будние дни, когда существенный трафик, будет платная услуга и штрафы за неуплату.

Сейчас город забит машинами. У нас произошли определенные изменения в части отсутствия работы эвакуаторов по городу. Это не наше было решение. Проводили недавно штаб на эту тему, даны поручения краевому Минтрансу, и мы должны свои предложения подготовить. Абсолютно точно уверен, что мы сами сможем решить эту проблему на уровне муниципалитета при том, что муниципалитету будут возвращены те полномочия, которые сейчас отсутствуют: возможность составления административных штрафов и протоколов за парковку в неположенном месте. Второе направление — немаловажно, чтобы денежные средства от этих штрафов возвращались в бюджет города. И тогда у нас будет возможность покупать новую технику, модернизировать камеры видеонаблюдения. И третье направление — это работа эвакуаторов. У нас есть собственные эвакуаторы на балансе КТТУ. С учетом того, что у нас три года полномочия по эвакуации транспорта отсутствовали, мы эту технику просто передавали компаниям, которые занимались эвакуацией. Но эта техника у нас есть, и мы можем возобновить ее работу.

Кроме того, мы опробовали систему фиксации нарушений правил дорожного движения с видеокамерами, установленными на автомобилях, которые едут по улицам города и автоматически считывают номер транспортного средства, дорожный знак, фиксируют нарушение и тут же выдают соответствующее параметры на центр управления. И мы уже почти синхронизировали свою базу с базой ГИБДД, которая позволит нам устанавливать и персональные данные. Мы готовы, я сегодня-завтра направлю соответствующие предложения и, если городу вернут эти полномочия, я думаю, мы эффективно сработаем.

Конечно, мы должны создавать условия для автомобилистов. Но в полной мере обеспечить парковочными местами физически невозможно на сегодняшний день всех въезжающих. Тем не менее, при разработке проектов планировки территорий и развитии тех или иных микрорайонов мы должны учитывать градостроительные нормы и правила. И наличие количества парковочных мест мы должны учитывать. Иногда торговые комплексы даже в центральной части города не имеют парковочных мест. То есть при введении их в эксплуатацию нормативы на тот момент были неправильные по количеству парковочных мест. Сегодня мы пересматриваем нормативную базу. Но думать о том, что кто-то приедет из соседнего муниципалитета, а мы должны предоставить ему парковочное место — это неправильно. Если говорить о таких объемах, то нам надо целые кварталы сносить и под машины все освобождать. Строить многоуровневые паркинги хочется, и мы к этому придем. Сейчас подыскиваем для этого территории. Реализация этих проектов зависит от возможностей дорожного фонда.

О восстановлении асфальта после разрытий

Каждые ремонтные работы на территории Краснодара независимо от того, кто их ведет, должны иметь проектную документацию, если речь идет о капитальном ремонте каких-либо сетей. Например, «Водоканал» вел замену труб на ул. Красной. У этих работ есть проект, пройдена экспертиза, есть согласования. Есть ремонтно-восстановительные работы, связанные с какими-то авариями. Здесь коммунальщики тоже согласовывают работы в администрации, получают ордер на разрытие, где оценивается степень повреждений в результате работ и требования, что необходимо будет сделать для восстановления. Это касается всех без исключения компаний.

C пешеходной дорожкой на ул. Харьковской и ул. Минской я разберусь отдельно. Какие были документы и требования. И почему они не выполнены, если выставлялись. Что за дорожка и каково ее состояние.

Было так, что проводились разрытия, а потом месяцами все было заброшено. Сегодня мы навели порядок в этой сфере. Особенно в части восстановления наиболее сложных участков. На автомобильных дорогах при восстановлении мы требуем привлекать лабораторию по оценке качества дорожного покрытия. Потому что зачастую было так: какая-то служба сделала ремонт своей коммуникации, заасфальтировала участок, а через два-три дня этот участок уже продавлен техникой автомобильной и его нужно снова ремонтировать за муниципальный счет. Поэтому те участки, которые выполнены по федеральным и краевым программам после ремонтных работ на коммуникациях восстанавливаются с лабораторными испытаниями.

О наведении порядка в работе частных перевозчиков

Мы мониторим ситуацию. Пока не можем допустить определенную монополию со стороны муниципалитета по ряду причин. В первую очередь, финансовой.

Конечно, если бы мы бы могли в большем объеме приобретать технику, развивать общественный транспорт — конечно, уверен, жители выбирали бы транспорт и услуги, которые предоставляет МУП «КТТУ». Мы выводим предприятие на совершенно новый уровень.

В любом случае, мы находимся в конкурентной среде, предоставляя услуги по перевозке пассажиров. Значит, эти услуги должны быть на порядок выше, чтобы пассажиры выбирали наш транспорт. И мы к этому будем идти. Увеличивая подвижной состав, сеть обслуживания, развивая новые маршруты и линии.

Департамент транспорта и дорожного хозяйства сегодня отслеживает все обращения, жалобы пассажиров, которые поступают в адрес коммерческих перевозчиков. Их наказывают, в дальнейшем могут вносить в определенные реестры недобросовестных поставщиков, лишать лицензий, маршрутов.Коммерческие перевозчики тоже делают выводы. Водителей, которые вызывают замечания, освобождают от работы, снимают с маршрутов и рейсов. Это кропотливая и трудоемкая работа, достаточно серьезная.

Мы понимаем, что тариф регулируемый действует только в отношении муниципальных предприятий, МУП «КТТУ». Коммерческие перевозчики работают на нерегулируемом тарифе. Они подстраиваются под муниципальное предприятие и цену не повышают, потому что выпадут из конкурентной среды. С другой стороны, чтобы улучшать качество техники, где-то надо брать финансы.

Многие говорят — посмотрите, как красиво в Европе. Но там одна проездка может стоить до двух евро. Из этого тоже складывается экономика. Мы же сегодня отрасль дотируем, много льгот, которые в том числе предоставляем широкому спектру жителей Краснодара — от детей до ветеранов и инвалидов.

О молодежной политике

Мы не прекращаем взаимодействовать со всеми молодежными движениями. Молодежи в Краснодаре много, по статистическим данным — 40%. Перепись покажет более точные цифры.

Школьников у нас 160 тысяч, студентов около 150 тысяч. У них свои интересы, свои движения. И здесь развитие должно быть в абсолютно разных направлениях, начиная от физической культуры и спорта и завершая разными вещами. Сейчас здорово получилось предусматривать центры притяжения молодежи в наших реконструируемых парках и скверах. Когда создаем и скейт-парки в том числе. Отличный опыт, когда ребята, которые сами занимаются этим спортом, создали предприятие по строительству таких парков. И они реализовали эти проекты и теперь говорят, что наш скейт-парк — один из лучших в России среди проектов по уличному движению.

У нас отличные команды КВН. Волонтеры молодцы, которые самостоятельно, без команд и разнарядок, объединились и в течение всего времени пандемии оказывают разностороннюю поддержку и помощь всем, кому она необходима. У нас массовое экологическое движение. Есть ребята, которые занимаются расчисткой Карасунов, высадкой деревьев. Вот молодой парень выразил желание и елку украсил. Тоже здорово.

О проверке соблюдения требований Роспотребнадзора предпринимателями

Это очень жесткие на сегодняшний день требования, которые выработаны оперативным штабом по недопущению распространения коронавирусной инфекции. Есть требования Роспотребнадзора в этой части. Каждый день работает совместная комиссия, в состав которой входят представители администрации Краснодарского края по потребсфере, наши специалисты, полиция, Роспотребнадзор. И, соответственно, если то или иное учреждение нарушает действующее законодательство, дальше уже идет приостановка работы этого заведения.

Есть целый перечень заведений, которые закрыты и на 60 и на 90 дней по решению суда. Принимаются достаточно жесткие меры. Из-за одного дня можно получить приостановку на длительный период. Если дальше требования не выполняются, тогда уже привлекается служба судебных приставов, которая берет под контроль этот объект и происходит опечатывание заведения, исполняется решение суда.

О ситуации с оплатой за газ и электроэнергию бюджетными учреждениями города

Если говорить о муниципалитете, то никаких долгов у нас нет. Еще раз говорю, мы достаточно эффективно поработали с бюджетом. Он сбалансированный. И при выставлении счетов мы сразу же производим оплату своим учреждениям. Текущая задолженность, безусловно, бывает — это небольшие кассовые разрывы, они могут составлять от недели до двух. Но это просто-напросто период доведения, именно физически, денежных средств с расчетных счетов муниципального образования до бюджетных учреждений. Поступает заявка, она обрабатывается, денежные средства отправляются. Это текущая задолженность. Она никаким образом даже не попадает в среднюю статистику.

А долги есть по направлениям деятельности ресурсноснабжающих компаний. Да, они существуют. На протяжении последних лет мы вели достаточно взвешенную работу со всеми ресурсниками. И тот дисбаланс, который существовал, постепенно снижается. Долги были достаточно большие между ними: теплоэнергетиками, поставщиками газа. Такие долги есть, но это большая разница. Это не долговые обязательства органов местного самоуправления и наших муниципальных учреждений различной формы собственности, а долги между ресурсноснабжающими компаниями.

О регистрации права собственности на введенное жилье застройщиками и уходе от уплаты налогов

Работа эта тоже ведется. Она не прекращается. Где-то года два назад мы начали работать в части пополнения бюджета, а надо понимать, что налог на имущество — это тот налог, который 100% поступает в муниципалитет, он не расщепляется, не поступает в региональный и федеральный бюджеты. Задались вопросом: почему такое количество квадратных метров ежегодно у нас сдается, а налог на имущество физических лиц не рос?

Два года назад мы провели сверку с кадастровой палатой, с налоговой базой. Это была достаточно серьезная работа, мы подняли все акты ввода домов за последние 5–7 лет и начали проводить поадресную сверку с Росреестром, с налоговой базой по наличию таких объектов в базе налоговой инспекции. Выявили огромное количество неучтенных объектов. Мы об этом тоже говорили. В свое время налоговая база пополнялась за счет того, что была паспортизация объектов. Были паспорта БТИ. И БТИ, соответственно, данные сразу же выгружало. Где-то с 2013 года данная система была ликвидирована, и почти пятилетие выпало из налогового учета. Это касается многих, не только многоквартирного жилого фонда, но и частного сектора, и коммерческих объектов и т. д. Поэтому на сегодняшний день это взаимодействие восстановлено, отлажено. Почти все объекты включены в систему налогообложения и учета. Но эта работа не прекращается, она ведется постоянно.

Что касается строительных организаций, надо понимать, что после ввода в эксплуатацию многоквартирного жилого дома до того периода, пока строительная организация не продала квартиру, и у квартиры не появился собственник — это еще не является объектом налогообложения. Как только квартира приобретает собственника, после этого происходит соответствующая регистрация, и дальше она уже идет по системе учета. Почему система рухнула? Потому что БТИ устанавливало инвентаризационную стоимость жилого помещения. И когда эта функция была ликвидирована, мы перешли к кадастровой стоимости, выпал орган, который считал стоимость. То есть объект есть, а стоимости нет, и объект выпадает из системы налогообложения. За последние два года достаточно эффективно учет этот налажен, работа проводилась большая.

Помимо этого, и внутригородские округа, и департамент финансов ведут работу, связанную с обследованием коммерческих объектов. Допустим, дом частный, мы к нему подходим, а там — магазин. У частного дома одна ставка налогообложения, у магазина уже совершенно другая, по коммерческому тарифу расчеты ведутся. Поэтому мы дальше ведем работу в части изменения тарифной ставки. По сути поквартальные обходы позволяют нам пополнять муниципальный бюджет и выполнять больше задач, которые ставят перед нами жители.

Об истории с сапожником дядей Гришей

Вопрос, как и обещал, решается. Проведена комиссия, подобран земельный участок, который подходит по требованиям действующего законодательства. Буквально на несколько метров этот ларек переместится, и он продолжит свою трудовую деятельность.

Самое главное, что профессия у человека — редкая, таких людей встретишь уже немного. Которые своими руками дают «вторую жизнь» обуви, в которой мы ходим.

О несанкционированной торговле пиротехникой и продуктами

Хочется обратиться к жителям и гостям Краснодара, чтобы вы тоже обращали внимание. Есть специализированные магазины, есть сертифицированные изделия, где при входе в магазин весит лицензия, где указано, что разрешено этому магазину продавать. Соответственно товар, который сертифицирован, он обладает документацией, переводом инструкции на русский язык. Не надо в подворотнях или из багажников автомобилей покупать пиротехнику. Понятно, что на каждый перекресток или на каждую улицу мы участкового или сотрудника администрации не выставим, которые будут бегать и ловить людей, торгующих контрафактом. Хотя рейды соответствующие мы проводим.

В первую очередь, мне кажется, собственная безопасность — в наших руках. Где-то сэкономил и получил неприятные события на Новый год. Бывает и детский травматизм.

Регламентировать должны мы сами. Это касается не только пиротехники, но и продуктов питания. Бывают случаи, заеду в какой-нибудь микрорайон, а там на асфальте толстолобик выложенный валяется, а возле него еще стоят и торгуются. Но это же абсурд. Мы хотим купить хороший продукт с пола? И другие продукты питания также выставляют. Не будут покупать — не будут продавать.

Об ограничениях в новогодние праздники и украшении Главной городской площади

В новогоднюю ночь, 31 декабря, традиционного массового мероприятия на Главной городской площади в привычном формате не будет.

Раньше жители и гости города приходили на площадь, были трансляции на экране, под курантами смотрели концертные программы артистов, выступающих на сцене, шли на аттракционы. В этом году не будет никаких гуляний на всех площадях города, где установлены и наряжены елки.

Экраны будут выключены, аттракционы с утра 31 декабря до утра 1 января работать не будут. Мы выполняем требования Роспотребнадзора.

Однако ярмарки у нас не запрещены. Работают ярмарки выходного дня. Открыты для посетителей все городские парки. Везде мы поставили городские елки. Работают точки общепита, действуют аттракционы.

На Главной городской площади мы создали еще одно пространство для отдыха людям, чтобы они не концентрировались на одной территории. Мы делаем больше мест для посещения, разные точки притяжения.

Вы можете с семьей пойти и в один парк, и в другой, и в третий, прогуляться до Главной городской площади. Все мероприятия организованы в соответствии с требованиями Роспотребнадзора. Ни на одной площадке не будет концертных программ. Они привлекают людей, способствуют концентрации населения, что увеличивает риск передачи инфекции.

Главную городскую площадь мы регулярно предоставляем под ярмарки. Ларьки могут быть оформлены организаторами в разных стилях. Мы даем возможность горожанам покататься на аттракционах. Да, это не «Диснейлэнд», нет у наших предприятий такого дорогого оборудования, но мы каждый год просим, чтобы аттракционы были интересными.

Если есть желание поучаствовать в разработке дизайна и реализации проекта оформления Главной городской площади, то пожалуйста. У нас один предприниматель изъявил желание, поучаствовал. Я только приветствую инициативу. Это абсолютно открытая история. В следующем году предлагаю вам попробовать свои силы, в том числе в организации торговых мест, ярмарки.

Заключение

Мне всегда приятно встречаться и общаться с представителями средств массовой информации. Мы достаточно много проводим времени вместе. Я стараюсь максимально отвечать на все вопросы. Когда я вступал в должность главы города, то всегда говорил, что администрация и я будем стараться работать максимально открыто. Это очень важно. Чтобы не оставалось каких-то недоговоренностей, не было несогласованности, недосказанности. Я думаю, что такие встречи полезны, я их буду продолжать. Наверное, будет больше вопросов и понадобится больше времени. Скорее всего, в течение года мы большую часть тем закрываем. Но следующий год, мне кажется, будет очень интересным, насыщенным — в части задач и идей, которые мы вместе с вами будем воплощать в городе. Всем огромное спасибо, до новых встреч.