Онлайн-конференция Сергея Мартынова «Актуальные вопросы применения законодательства о контрактной системе»
29 мая 2019, с 11:00 до 12:00
29 мая 2019 года с 11.00–12.00 на официальном
Конференция была посвящена законодательству о контрактной системе.
Жители города получили ответы на интересующие их вопросы.
Вопросы конференции
Здравствуйте! Кто должен формировать типовое положение по закупкам по 223-ФЗ?
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 2 Федерального зако-на от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»:
«Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, автономного учре-ждения, федеральный орган исполнительной власти либо организация, осуществляющие от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества унитарного предприятия, вправе утвердить типовое положение о закупке, а также определить бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственные унитарные предприятия, для которых применение такого типового положения о закупке является обязательным при утверждении ими положения о закупке или внесении в него изменений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации, автономного учреждения субъекта Российской Федерации, муниципального бюджетного учреждения, муниципального автономного учреждения, осуществляющие полномочия собственника имущества государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации, муниципального унитарного предприятия, либо иной уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией орган вправе утвердить типовое положение о закупке, а также определить соответственно бюджетные учреждения субъекта Российской Федерации, муниципальные бюджетные учреждения, автономные учреждения субъекта Российской Федерации, муниципальные автономные учреждения, государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, муниципальные унитарные предприятия, для которых применение такого типового положения о закупке является обязательным при утверждении ими положения о закупке или внесении в него изменений».
На этом конференция окончена. Благодарю за вопросы. Хорошего всем дня!
При применении приказа Министерства финансов РФ от 04.06.2018 №126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с не давнего времени выявилась следующая проблема. Функционал системы РИССЗ КК предполагает, что требования о применении данного Приказа в плане-графике нужно устанавливать в двух местах: в разделе «Ограничение» и в разделе «Преимущества», а при интеграции и публикации в системе ЕИС в плане-графике остается только условие применения в разделе «Ограничение» в графе «Условие допуска». Не является ли данное несоответствие в отражении информации с Вашей точки зрения нарушением?
Вопрос поставлен правильно. До середины 2018 года это был приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2014 г. № 155, а теперь приказ Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н. Отражение информации о применении данного Приказа в системе ЕИС на протяжении последних двух лет несколько раз менялось.
В соответствии с наименованием Приказа его нормы являются условием допуска, а в результате его применения товарам российского происхождения и товарам происходящим из государств Евразийского экономического союза предоставляются преимущества, а по результатам проведения процедуры закупки к товарам иностранного происхождения применяются ограничения в виде снижения цены контракта на 15%.
Поэтому требования, устанавливаемые функционалом системы РИССЗ КК в разделе «Преимущества» и в разделе «Ограничение» правомерные. Ну, а про то, что в настоящий момент в публикуемом плане-графике не отражаются предоставляемые преимущества в виде 15%, нельзя сказать, что это неправильно, потому что вопрос применения данной нормы к победителю предложившему товары, происходящие из иностранных государств, относится к компетенции Заказчика. Эта норма чётко зафиксирована в Приказе и именно Заказчик на этапе заключения контракта принимает решение применять её или нет. В случае её применения Заказчик обязан при заключении контракта установить цену, сниженную на 15%.
У некоторых Заказчиков в силу определенных причин, связанных с небольшим объемом финансирования и количества закупаемых товаров, возникает необходимость провести совместный электронный аукцион, в частности по закупке ГСМ. Насколько реально в настоящий момент проведение совместных электронных аукционов в системе РИССЗ КК. Какие проблемы на этом пути ожидают Заказчиков, с чем приходится сталкиваться?
В настоящее время функционал системы РИССЗ КК позволяет нескольким Заказчикам объединиться по принадлежности к предмету закупки, создать соглашение о проведении закупки, разместить и опубликовать извещение о проведении совместной закупки.
Об основных этапах проведения совместной закупки я могу рассказать на примере проведения совместного электронного аукциона.
Первым этапом проведения совместного электронного аукциона является стадия формирования соглашения. На данном этапе Заказчиками требуется совершить следующие действия:
1. Заполнить общую информацию о соглашении (информацию об объекте закупки, запреты на допуск товаров, преимущества).
2. Далее участниками совместной закупки формируются позиции плана-графика и включаются в соглашение в системе РИССЗ КК (при включении в соглашение заполняется срок поставки, место поставки, платёжные реквизиты, срок оплаты, контактные лица).
3. Далее идёт стадия подписания в системе РИССЗ КК сторонами соглашения, и действия каждой стороны по прикреплению соглашения во вложениях.
4. Следующая идёт стадия формирования листа согласования в данном вложении.
5. За ней следует стадия подписания соглашения всеми сторонами соглашения с переходом в статус «Подписано» и в статус «Завершён».
Создание соглашения о совместной закупке в системе РИССЗ КК достаточно трудоемкий процесс, но если ознакомиться с деталями озвученной схемы согласно размещенной в системе инструкции, то видно, что проведение совместного электронного аукциона отличается от обычного электронного аукциона, только тем, что в системе РИССЗ КК требуется создать соглашение о проведении закупки и подтянуть к нему изъявивших желание поучаствовать в процедуре Заказчиков.
Далее процедура совместного электронного аукциона ничем не отличается от проведения обычного электронного аукциона. Ограничением здесь является лишь то, что совместная закупка подразумевает одинаковый один для всех Заказчиков предмет закупки. При этом каждый Заказчик самостоятельно заключает контракт с победителем, предложившим минимальное ценовое предложение по результатам проведенного электронного аукциона, с учётом своего объема и цены контракта, определяемой как произведение цены за единицу товара (работы, услуги) на количество.
В процессе подготовки проведения закупки по канцелярским товара столкнулись с тем, что пока набили план-график по 68 позициям и подали заявку на размещение при проверке поданных документов и плана-графика выяснилось, что произошло изменение в каталоге товаров, работ, услуг (КТРУ) и какие-то позиции технического задания появились в КТРУ по канцелярским товарам, а мы их естественно забили в план-график без применения КТРУ. Что нам делать в этой ситуации?
Порядок формирования, ведения и использования каталога товаров, работ, услуг регулируется Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145. Соответственно, второй год уполномоченные структуры Министерства финансов РФ методично наполняют данный КТРУ.
Применение данного КТРУ, если позиция по объекту закупки там появилась, является обязательным. Все Заказчики обязаны отслеживать до публикации извещения о проведении закупки появление позиций закупки в КТРУ.
Неприменение позиции КТРУ на дату публикации извещения в том виде, в котором позиция по объекту закупки используется в КТРУ, приводит к административному штрафу за правонарушение в действиях исполнителей. Поэтому, если на дату публикации извещения обнаруживается, что некоторые позиции объекта закупки появились в КТРУ или вступил в действие установленный срок обязательного применения в КТРУ каких-либо позиций объекта закупки, то не остается ничего другого, как вносить изменение в план-график с применением позиций КТРУ, выждать 10 дней и только после этого публиковать извещение о проведении закупки.
В случае закупки перечня товаров с кодами ОКПД, некоторые из которых подпадают по действие преимуществ Постановления Правительства РФ № 649 от 14.07.2014 (учреждения и предприятия уголовно-исправительной системы) следует ли разбивать данный перечень и отдельно закупать товары подпадающие и не подпадающие по кодам ОКПД под действие Постановления, или можно в данном случае не применять требования данного Постановления. И как отреагирует система контроля региональной информационной системы в сфере закупок Краснодарского края (РИССЗ КК) на общий перечень товаров?
Данная проблема с применением Постановления Правительства РФ № 649 от
Вместе с тем нам было сообщено, что окончательный вопрос выделять в отдельные процедуры закупки товары включенные в Перечень, и товары, не включенные в Перечень Постановления — это должно быть решением Заказчика. А контроль теперь работает в режиме предупреждения.
Будет ли допущен участник закупки, который включен в члены СРО в другом регионе?
В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ выписка из реестра членов саморегулируемой организации, предоставляемая саморегулируемой организацией участнику для включения её в состав своей заявки на участие в торгах, должна быть выдана саморегулируемой организацией, зарегистрированной на той же территории субъекта Российской Федерации, что и участник закупки, за исключением лиц, указанных в части 3 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ.
Нужно ли в составе первой части заявки предоставлять сведения по товарам и материалам, если в состав размещенной аукционной документации входит проектная документация, а документа «Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ» нет?
В соответствии с частью 3 статьи 66 Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» первая часть заявки на участие в электронном аукционе помимо согласия должна содержать конкретные показатели используемого при выполнении работ (оказании услуг) товара, если такие требования предъявляются в аукционной документации.
Требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, устанавливаются Заказчиком в технической части документации электронного аукциона.
Если в составе технической части аукционной документации «Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ (оказании услуг)» отсутствуют, то в составе первой части заявки участнику закупки достаточно предоставить только согласие.
Возможно ли проведение определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по капитальному ремонту здания способом открытого конкурса в электронной форме или необходимо данную закупку проводить только с помощью электронного аукциона?
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе, заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.16 N 471-р.
Работы по проведению капитального ремонта здания относятся к Коду ОКПД 2 «43- Работы строительные специализированные», который включен в вышеназванный перечень. Поэтому данную закупку необходимо проводить только способом аукциона в электронной форме.
Заключены и исполнены муниципальные контракты по состоянию на 20.05.2019, размещать или нет отчёт об исполнение контракта в ЕИС?
Согласно Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» подпунктом «г» пункта 63 признаны утратившими силу части 9–12 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» устанавливающие обязанность подготовки и размещения отчета в ЕИС. Указанные изменения вступили в силу с 12.05.2019. Согласно письма Минфин России от 15.05.2019 № 24-06-08/34937 подготовка и размещение в ЕИС отчёта об исполнении контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения с 12.05.2019 не требуется, в том числе при исполнении контрактов, заключённых до 12.05.2019.
В каких случаях победитель от субъекта малого предпринимательства и социально ориентированной некоммерческой организации освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта?
В связи с принятыми изменениями (от 01.05.2019 № 71-ФЗ) в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно статья 96 дополнена частью 8.1 следующего содержания:
«8.1. Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.». Изменения вступают в силу с 01.07.2019.
Для того чтобы победитель от СМП и СОНО был освобожден от предоставления обеспечения исполнения контракта, необходимо будет предоставить информацию из реестра контрактов. У Поставщика должно быть 3 исполненных контракта в течение 3 лет без штрафов. При этом сумма цен таких контрактов должна быть не меньше НМЦК, указанной в извещении и документации.
В каких случаях можно проводить экспертизу своими силами и как создать экспертную комиссию для проведения экспертизы своими силами
В настоящее время в соответствии с ч. 3, 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ своими силами заказчик может провести экспертизу при приемке товара (работы, услуги), если:
— контракт заключен по результатам конкурентной закупки;
— контракт заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании п. п. 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, 24 (для федеральных нужд), 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36, 40 — 42, 44 — 48, 50 — 54 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
— заказчик осуществлял закупку работы по подготовке проектной документации или проведению инженерных изысканий у единственного подрядчика и они прошли обязательную экспертизу.
Так же, в соответствии с п. 4.1. ст. 94 Закона № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
В остальных случаях для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги необходимо привлечение эксперта или экспертной организации на основании контракта, заключенного в соответствии с Законом № 44-ФЗ.
При этом, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ если по контракту определены этапы, то экспертизу нужно проводить при приемке товара (работы, услуги) по каждому этапу.
Обращаю внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с 01 июля 2019 года ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ утрачивает силу.
Для создания экспертной комиссии заказчик должен:
— утвердить состав комиссии приказом. В него необходимо включить сотрудников с опытом работы или квалификацией, которые можно отнести к объекту закупки;
— составить и утвердить положение об экспертной комиссии, котором необходимо определить порядок ее работы. например: задачи и чем руководствуется комиссия; ее полномочия;
— порядок оформления результатов экспертизы.
Как исчисляются сроки при работе по Закону № 44-ФЗ и когда срок необходимо считать в рабочих, а когда в календарных днях.
Законом №
Например, в ч. 3 ст. 63 Закона №
Так же, начало течения срока необходимо отсчитывать, начиная со следующего дня после указанных в Законе №
Предусмотрено ли положениями Закона № 44-ФЗ право заказчика увеличить цену контракта без увеличения количества товаров, объема работ, услуг?
Нет, положениями Закона №