Онлайн-конференция Олега Зубрицкого «Осуществление деятельности по профилактике и противодействию коррупции в администрации муниципального образования город Краснодар»
22 декабря 2016, с 11:00 до 12:0022 декабря 2016 года с 11.00 до 12.00 на официальном Интернет-портале администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара состоялась онлайн-конференция Олега Олеговича Зубрицкого, начальника управления кадровой политики и муниципальной службы администрации муниципального образования город Краснодар.
В ходе конференции горожане получили ответы на вопросы о том, как осуществляется деятельность по профилактике и противодействию коррупции, в рамках реализации мероприятий, направленных на противодействие коррупции в администрации муниципального образования город Краснодар.
Вопросы конференции
Добрый день! Мой знакомый написал обращение о противоправных действиях со стороны чиновника администрации Краснодара, в итоге получил ответ, который по его мнению отражает результаты Вашей некачественной внутренней проверки, более того в ответе от администрации на мой взгляд отсутствует здравый смысл, после со стороны органов власти началось очевидное давление, какой смысл к Вам обращаться?, Как вы можете гарантировать что после обращения не произойдет аналогичной ситуации, а именно давления на заявителя? Какие мероприятия с Вашей стороны проводятся по данным материалам?
Выше в одном из ответов я писал, что мы не имеем права давать оценку действиям чиновников в разрезе уголовного законодательства, для этого существуют правоохранительные органы, а наша задача — туда обратиться. Те ролики, о которых Вы упоминаете в своём вопросе, были предметом изучения со стороны следственных органов, прокуратуры, признаков незаконной деятельности они не выявили.
В администрации дважды проводилась проверки этих материалов в контексте выполнения им тех обязанностей, которые возложены на него, как на муниципального служащего. Было учтено то обстоятельство. Что антимонопольной службой не заявлялось о нарушениях при проведении конкурсов по отбору подрядных организаций.
Кроме того, вопрос взаимоотношений Зименко и лица, фигурирующего в роликах, был предметом рассмотрения на Комиссии по соблюдению служебного поведения и урегулированию конфликта интересов муниципальных служащих. Зименко представил свои пояснения по этому вопросу членам комиссии, пояснил, что этот человек еще до того, как сам Зименко стал работать в муниципальном образовании город Краснодар, был ему действительно знаком, и они действительно могли пересекаться на
Членов Комиссии данные доводы удовлетворили. Ни прямых, ни косвенных свидетельств обратного до настоящего времени в администрации нет.
В отношении инфрмации о том, что на
В заключение онлайн-конференции я хочу поблагодарить наших жителей, направивших свои вопросы. Отрадно видеть, что горожане живо интересуются тем, как городские власти в новых условиях намерены строить свою работу и могу сказать, что в администрации сейчас начинаются структурные изменения, результаты которых, надеюсь на это, как такой же краснодарец, как и Вы, мы увидим уже в 2017 году, с наступлением которого я поздравляю! Счастья, здоровья, любви и удачи нам всем!
Где можно узнать про имущество чиновников?
Ежегодно, до 1 июня текущего года, мы размещаем сведения об имуществе чиновников на нашем официальном портале www.krd.ru. Сразу должен предупредить — Правительством РФ установлена специальная форма и объемы сведений, которые выкладываются на сайт. По этой причине Вы увидите на сайте, есть ли у чиновника, его супруги или супруга, у несовершеннолетних детей квартира (квартиры), машина, какой у них доход в рублях за прошедший год; но на сайте не будет адресов этих квартир, не будет банковских счетов и остатков на этих счетах, другой информации, которая хранится в кадровых подразделениях.
Как понять, что чиновник вымогает взятку? А то сейчас они умные стали, общаются на общие темы, и не поймёшь, он просто на жизнь жалуется или намекает на что-то.
Действительно, богатство русского языка позволяет завуалированно намекать гражданину на то, что нужно бы раскошелиться за решение вопроса. А как только такого чиновника берут в оборот правоохранительные органы, оказывается, что он просто рассказал, как ему было тяжело в этом году купить учебники своему ребенку в школу.
Единого решения этого вопроса нет. Ну, не получится приставить к каждому служащему в стране другого служащего, который будет следить за первым. Пока практика борьбы с такими «златоустами» заключается в том, что мы включаем в их должностные обязанности прямой запрет на любые беседы с гражданами, в которых могут быть использованы слова, фразы, темы, посредством которых они дают гражданам соответствующие намеки. Вот лишь несколько из таких словесных оборотов: «Вы знаете, Ваш вопрос очень сложный, но в принципе его можно решить»» «Я этим не занимаюсь, но вот Вам телефон человека, который может Вам помочь», «Знаете, вам наверное нужно будет подойти через пару дней, мне нужно посоветоваться, как вам можно помочь», ну и тому подобное.
Не должны муниципальные служащие обсуждать с гражданами темы о том, как мало получает денег чиновник на своей работе, как ему тяжело, а
Как гражданские активисты могут помочь в очистке рядов администрации от нечистых на руку чиновников?
Задачи общественных организаций в этой области — это в первую очередь формирование нетерпимости к проявлениям коррупции, просвещение населения в его возможностях противостоять нечистым на руку чиновникам. Кроме того, общественники наделены правом проводить независимые экспертизы проектов правовых актов на коррупциогенность, то есть на выявление коррупциогенных факторов в проектах правовых актов. Говоря простым языком: общественники могут проверять проекты правовых актов и выявлять в них статьи, которые предоставляют чиновникам широкие возможности принятия решений. Ну, например, предоставят им необоснованно широкие основания для принятия решения по принципу «чиновник праве отказать». Нужно понимать, у чиновника, когда он рассматривает заявление гражданина, есть два варианта решения: или удовлетворить заявление, если соблюдены все законные основания, или отказать в удовлетворении, дав мотивированный ответ, почему отказано. Но как только в законе появляется «право отказать», это однозначный коррупциогенный фактор правового акта: в конце концов чиновник откажет заявителю, просто потому, что он имеет на это право. И это только один пример коррупциогенности правового акта, есть и другие коррупциогенные факторы. И конечно же, есть специальные методики, позволяющие их выявлять.
К большому сожалению, я могу отметить, что в 2016 году взаимодействие с общественными организациями в этой области не слишком активно. Многие общественники сейчас перешли на фронт, где разворачиваются баталии за экологию; в тренде последнего полугода генеральный план города, другие актуальные темы, находящиеся на пике интереса в обществе. Я не хочу ни в коем случае никого задеть или обидеть, но наша работа в этой части — во многом рутинная деятельность, которую надо просто выполнять. Результатов здесь и сейчас она не приносит, этот результат — это порой незаметные взгляду сдвиги в сознании чиновников, самих граждан. Зачастую общественная организация бывает такой рутиной напугана. Я, например, вижу огромный фронт работы именно для общественников на таком направлении, где наши руки скованы: это изменение мировоззрения в первую очередь самих граждан, многие из которых искренне возмущаются нечистоплотностью чиновников, но ровно до того момента, как им самим нужно
В каких отделах и департаментах проводились служебные проверки? Сколько человек были уволены из администрации Краснодара в связи с утратой доверия за последний год-два? Были ли сотрудники городской администрации фигурантами уголовных дел?
Выше я уже рассказывал о статистике нашей работы. Вижу, что эти вопросы одни из самых животрепещущих. Остановлюсь на этом поподробнее.
В этом году у нас в администрации было два случая, когда муниципальные служащие не представили сведения о своих доходах. По обоим случаям Комиссия рекомендовала уволить этих служащих в связи с утратой доверия. Но мы, скорее всего не сможем реализовать эти рекомендации, потому что на сегодняшний день Трудовой кодекс запрещает увольнять виновных работников (а его действие распространяется и на муниципальных служащих), которые находятся на декрете или в отпуске по воспитанию детей. Оба этих служащих как раз находятся в такой ситуации, и выйдут из этих отпусков в середине прошлого года. Но даже и тогда мы их не сможем уволить.
Трудовой кодекс установил пресекательный срок для наказаний работников в виде увольнений: работодатель может уволить работника в виде дисциплинарной ответственности только в течение полугода с момента совершения работником правонарушения. Эти полгода уже прошли.
В этом году других случаев увольнения в связи с утратой доверия не было.
Информация о том, что в отношении наших действующих муниципальных служащих в этом году возбуждались дела по коррупционным составам уголовных преступлений, у нас нет. Есть другой случай — не так давно было возбуждено уголовное дело в отношении ранее уволившегося муниципального служащего, сотрудницы администрации одного из наших сельских округов (она уволилась по весне, а дело возбуждалось то ли в середине лета, то ли в начале осени). Печальна ирония судьбы, имеющаяся в этом случае: данная гражданка, когда работала в сельской администрации, отвечала в том числе и за организацию противодействия и профилактики коррупции, вот такой теперь у нас есть
Могу сказать, что регулярно в отношении даже бывших муниципальных служащих правоохранительные органы осуществляют проверочные мероприятия.
Сколько взяточников выявлено в администрации города и какие меры к ним приняты?
Выше я уже обращал внимание на то, что кадровые службы муниципалитета не являются правоохранительными органами. Приговор по конкретному составу уголовного преступления выносит только суд.
Сведения о вступивших в законную силу судебных актов в отношении муниципальных служащих администрации муниципального образования город Краснодар по преступлениям коррупционной направленности в 2016 году в адрес администрации муниципального образования город Краснодар не поступали.
Такими данными администрация города не располагает, они находятся в компетенции правоохранительных органов.
В тоже время хотелось бы привести ряд данных непосредственно связанных с нарушением муниципальными служащими администрации муниципального образования город Краснодар своих обязанностей в этой области.
Так, в 2016 году по результатам заседаний Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации муниципального образования город Краснодар урегулированию конфликта было рассмотрено 99 случаев касающихся представления служащими недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, дачи согласия на замещение бывшими муниципальными служащими на условиях трудового договора должностей в организациях, а также невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. К дисциплинарной ответственности были привлечены 29 муниципальных служащих. По каждому такому случаю проводилась проверка, чтобы выяснить объективные причины происшедшего. Общая картина такова: имеющиеся недостатки в заполнении сведений о доходах — результат безалаберности моих коллег, за которой не скрывается умысел и в которой нет признаков злоумышленного утаивания имущества, банковских счетов. Очень много нарушений было у тех, кто только поступал на муниципальную службу и просто не разобрался в тонкостях этого процесса.
Чтобы Вы понимали: на сегодняшний день методическая инструкция о заполнении сведений о доходах и имуществе — это многостраничный фолиант, который все равно не способен отразить все жизненные случаи, в которые мы попадаем и которые обязаны быть отражены в сведениях о доходах и имуществе чиновников.
Полагается ли какое-то вознаграждение тем, кто сообщает о продажных чиновниках? Или наоборот, против такого человека могут начаться гонения?
Вознаграждение пока не является элементом государственной системы противодействия коррупции. Но насколько мне известно, на законодательном уровне сейчас есть понимание в эффективности этого инструмента и прорабатываются соответствующие проекты законов.
Что же касается гонений со стороны власти на тех, кто заявляет о коррупции в органах власти, могу Вас проинформировать о том, что имеется Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», и этим законом установлены гарантии защиты потерпевших, свидетелей, иных участников уголовного судопроизводства. Поэтому ситуация на самом деле совершенно обратная: лиц, которые помогают следствию в установлении вины коррупционера, государство обязано защищать.
Конечно, ни о какой защите государства не может идти и речи в случае, если гражданин указал в сообщении заведомо ложные сведения. Ну вот не понравился
Кроме того, за заведомо ложный донос о совершении преступления (то есть, когда лицо заранее знало, что преступление человек не совершал, но сознательно подавало заявление в органы полиции на этого человека) предусмотрена в том числе и уголовная ответственность.
Что грозит чиновнику городской администрации, если будет установлено, что он занимается коррупцией?
Сначала считаю необходимым уточнить, что такое коррупционное правонарушение.
Есть конкретные уголовные составы, такие, как взятничество, превышение должностных полномочий, халатность и ряд других, которые рассматриваются, как коррупционные преступления. И эти вопросы, связанные именно с уголовным преследованием казнокрадов и взяточников, регулируются уголовным и
А вот компетенция остальных органов власти, в том числе муниципалитетов, заключается в создании для чиновников таких условий, когда их деятельность должна быть прозрачна, их имущественное положение должно быть прозрачно, а условия для совершения коррупционных преступлений сведены если не к нулю, то к минимуму.
Если коротко, то в настоящее время у муниципального служащего шесть антикоррупционных обязанностей.
1. ежегодная подача сведений о доходах, и в случаях, определенных законом, — о расходах, а также имуществе, банковских счетах и финансовых обязательствах;
2. незамедлительное информирование работодателя о попытке третьих лиц склонить служащего к коррупционному поведению;
3. незамедлительное информирование о возникновении в действиях муниципального служащего конфликта интересов;
4. отказ от подарков, связанных с осуществлением служащим своей служебной деятельности;
5. исключение из практики делового общения фраз, выражений, тем, которые могут расцениваться другими лицами, как вымогательство (намёк на вымогательство) со стороны муниципального служащего;
6. информирование работодателя об адресах сайтов в интернете, где размещены персональные данные муниципального служащего. Речь про странички в соцсетях, самостоятельные сайты муниципального служащего. Эта обязанность заработает в полную силу с 2017 года.
Нужно понимать, мы не полиция и не прокуратура, у нас нет компетенции на уголовное преследование. Мы создаём такую среду обитания для муниципального служащего.в условиях которой либо у него просто отсутствуют условиях для реализации его нечистоплотных планов, либо совершение коррупционных преступлений повлечёт за собой внимание к его личности.
Теперь непосредственно к вопросу о наказаниях. Администрация может наказать муниципального служащего только в рамках трудового кодекса за не исполнение обязанностей антикоррупционной направленности, которые я перечислил выше. То есть, например за то, что чиновник не представил сведения о доходах или представил, но не отразил там всё имущество, или не показал доходы, за то, что не уведомил работодателя о том, что его склоняют к коррупционному поведению, за то, что не уведомил работодателя о конфликте интересов и так далее. А вот если администрации станет известно о совершении чиновником уголовного преступления (например, взятка, превышение должностных полномочий, халатность), то администрация сама обратится в правоохранительные органы города, так как уголовное преследование — исключительная компетенцияэтих самых органов.
Также хочу добавить — за коррупционные правонарушения по муниципальной службе ответственность варьируется от степени тяжести нарушения. За то, что чиновник забыл указать банковский счет, открытый на его имя родителями, когда он учился в университете в
Меня давно беспокоит то, что в общественном сознании сформировался некий устойчивый штамп, что кадровые службы подменяют собой полицейских, следственный комитет и прокуратуру. Это не так. Считать, что коррупция — это всего лишь конкретные составы уголовного кодекса, ошибочно. Коррупция — социальное явление; чиновник может всё делать и по закону, и при этом всё равно участвовать в коррупционных отношениях. Поэтому государство и борется с ней комплексно: правоохранительные органы должны обеспечивать уголовное преследование, мы должны выявлять те условия, при которых коррупционеру легко живётся, и создавать другие условия — в рамках которых его мутные делишки становятся видимыми всем, и в первую очередь — его работодателю и правоохранительным органам.
Зачастую Департамент архитектуры и градостроительства администрации города выдает разрешения на строительство, которые противоречат законодательству. Это коррупция? К примеру, ЖК "Привилегия" по ул. Селезнева 4/15 22 марта 15 г. выдано разрешение на строительство 8 литера, тогда как дольщики заключали договора покупки в ЖК на 7 литеров, которые уже готовы. Никто сейчас не хочет жить у котлована стройки 8 литера. При этом на территории ЖК не соблюдена норма парковочных мест на количество квартир.
Мне сложно дать максимально квалифицированный ответ на этот вопрос, потому что градостроительная деятельность не входит в мою компетенцию. Не редки случаи, когда само законодательство «разбухает» от составляющих его статей до такой степени, что статьи в начале кодекса и статьи в его середине могут противоречить друг другу. Однако с уверенностью могу сказать — не всегда в основе незаконных действий лежит злонамеренный умысел. К сожалению, причинами вызывающих критику действий бывает и головотяпство, и глупость, а порой и необъяснимый с точки профессиональных стандартов непрофессионализм. Скажу даже больше: не всегда уверенность заявителей в незаконном характере действий органов власти находит свое подтверждение при соответствующих проверках.
По этой причине, в рамках Вашей конкретной ситуации и моей онлайн -конференции, я просто не имею права с ходу поддерживать или опровергать Ваши подозрение в коррупционной составляющей выдачи разрешения на строительство. Когда я готовился к этой онлайн -конференции, я попросил, чтобы коллеги из архитектуры дали мне информацию по этому объекту. Все, что я понял. Что 22 июля 2015 года был издан приказ департамента архитектуры и градостроительства № 247 «О внесении изменений в разрешение на строительство от 06.03.2013№ RU 23306000-2624-р», в соответствии с которым в разрешение добавлены изменения в части еще одной блок-секции строительства.
Чтобы ответить на вопрос, была ли коррупционная составляющая в действиях архитектуры, необходимо сначала установить законность этих действий. Это можно сделать в суде, и вот как: все дольщики ЖК «Привелегия» являются заинтересованными в завершении строительства лицами, что даёт Вам право обжаловать указанный выше приказ.И уже суд изучит все материалы и выяснит, действовала ли архитектура законно. Если нет — будет соответствующее решение суда. И тогда уже появляется основание, чтобы давать оценку действиям муниципальных служащих этого департамента.
Куда нужно обращаться, чтобы заявить о фактах коррупции?
В такой ситуации есть два варианта действий. Первый — обратиться в правоохранительные органы. Второй — позвонить по номеру «горячей линии» — 218-95-18 в администрацию муниципального образования город Краснодар.
К сожалению, граждане редко используют первый вариант действий, хотя на мой взгляд он более действенен. Конечно, при условии, если правоохранительные органы отнесутся к такому заявлению с должной степенью внимания.
А к нам в основном поступают или обращения, не имеющие отношения к вопросам противодействия коррупции или обращения, в которых чаще всего содержатся общие размышления и умозаключения жителей города о вреде коррупции, без всякой конкретики.
Нужно понимать, что кадровые подразделения органов власти не могут подменять собой правоохранительные органы; по этой причине, если вымогательство со стороны чиновника носит явный и открытый характер — самым действенным для гражданина и полезным для общества в целом будет обращение именно в правоохранительные органы.
Конечно, вымогательство может быть завуалированным. Чиновник вдруг начнёт пространно рассуждать о всеобщей дороговизне, о маленькой зарплате, сокрушаться, какой у Вас сложный вопрос и нужно время, нужно поломать голову, чтобы помочь в его решении… В связи с этим просто обязан проинформировать горожан: вот уже несколько лет мы требуем от муниципальных служащих исключить из практики их общения с жителями города и представителями организаций все эти темы разговоров, все эти двусмысленные фразы, — всё то, что может расцениваться, как намёк сами знаете на что. И вот тут уже обращение на нашу горячую линию приобретает смысл и может иметь для такого чиновника неблагоприятные последствия.
Олег Олегович, существует ли практика привлечения в городскую администрацию, сотрудников из числа гражданских активистов (в том числе в градостроительстве, правозащите, борьбе с коррупцией). Если да, то привидите, пожалуйста, пример, если нет, то планируется ли такая практика при новом главе?
Закон обязывает нас принимать работников на муниципальную службу не в связи с его активной жизненной позицией, а при его соответствии квалификационным требованиям: нужны соответствующее высшее образование по направлению предполагаемой работы (по должностям в самом низу карьерной лестницы достаточно среднего профессионального), стаж работы, профессиональные навыки.
При таких условиях и
Олег Олегович, где вы купили такую оправу для очков?
Сейчас на мне оправа, которую я купил в МУП «Оптика» по ул. Тургенева. Три с
Здравствуйте, подскажите кто проверяет достоверность информации поданной чиновником муниципального образования при подаче сведений о доходах и имуществе на всех членов семьи? Какие принимаются меры ответственности к чиновнику подавшему не достоверные или не полные сведения о доходах и имуществе?
Проверки достоверности сведений проводят кадровые службы органов власти (у нас в администрации это в первую очередь управление кадровой политики и муниципальной службы,
Также регулярно проверки сведений об имуществе муниципальных служащих проводит городская прокуратура. Их возможности в этом вопросе неизмеримо больше наших, и мы благодарны коллегам из прокуратуры за эту их работу. Мы, например, не можем проверить сведения по банковским счетам, банковская тайна нас в этом ограничивает, а вот для прокуратуры таких ограничений нет. Такая же ситуация и с сведениями о недвижимости, которая числится на муниципальных служащих: нам Росреестр периодически отказывает в предоставлении информации о том, какая недвижимость числится на гражданине (иногда предоставляют, иногда нет), но прокуратуре они отказать в этом не могут.
Периодически, в рамках контрольных мероприятий, проверки в отношении имущественного положения чиновников проводят и следственный комитет, и ГУВД, и УФСБ.
Меры ответственности варьируются в зависимости от степени вины, степени тяжести и значительности проступков. Возможны замечание, выговор, увольнение в связи с утратой доверия.
Здравствуйте уважаемый Олег Олегович, у меня к вам такой вопрос: возможно ли в условиях России и в частности МО г. Краснодар реализовать систему осведомителей в рамках противодействия коррупции, успешно функционирующую в США (поясню: гражданин заявивший о коррупционном деянии получает некоторый процент от выявленной суммы, при условиях анонимности)?
Очень интересный и актуальный вопрос. На словах каждый из нас против коррупции. Но как только дело доходит до необходимости предпринимать
Можно ли считать неисполнение решения суда о приведении Правил землепользования и застройки МО г.Краснодар в соответствие действующему генеральному плану города проявлением тотальной коррупции в администрации Краснодара?
Так можно будет считать только после того, как суд определит виновных в этом лиц, и их вина будет в этом суде доказана. Опять же, я, в силу того, что занимаюсь вопросами кадров, не обладаю информацией о том, что это за решение суда, как там сформулирована обязанность муниципалитета о приведении ПЗЗ в соответствие Генеральному плану. Но могу сказать, что законодательством предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за неисполнение решений судов в их отношении, в том числе ответственность конкретных должностных лиц. Механизмы такой ответственности прописаны достаточно чётко, и раз уж Вы уверены в тотальной коррупции, у Вас есть возможность с этим побороться и не на словах, а на деле доказать свою правоту.
Уважаемый Олег Олегович, считаете ли вы, что существующие мероприятия по противодействию коррупции, осуществляемые муниципальными образованиями, недостаточно эффективны?
На мой взгляд они не то, чтобы не эффективны, эти мероприятия в том виде, как они сформулированы в законах, своих целей достигают. Я считаю, что их просто недостаточно. Мы все, как мантру, выучили фразу о том, что коррупция — угроза обществу. Но многие даже не осознают смысла этой фразы. Простой пример —
Там много было причин нашего проигрыша, но особняком стоит именно коррупция, разъевшая тогдашнее оборонное ведомство. Казна безбожно разворовывалась, в результате выполнение оборонных контрактов существовало только на бумаге, армия страдала от отсутствия качественного вооружения, снаряжения, провианта… Японцы хохотали над нашими моряками, когда снаряды нашей корабельной артиллерии отскакивали от брони японцев, не взрываясь, потому что взрыватели не срабатывали… Коррупция — это некачественные медикаменты, а значит угроза жизни и здоровью нас с Вами, катастрофические убытки для экономики, это ущербное образование, которое аукнется через поколение, часами можно перечислять те угрозы, которые порождает коррупция. Нужны, очень нужны
Сейчас наш законодатель идет по пути ужесточения наказания. Но пример Китая, где казнокрадов прилюдно расстреливают, говорит о том, что коррупции меньше не становится, даже если за это сразу предусмотреть расстрел чуть ли не на месте. Поэтому, повторюсь: те меры, которые уже сейчас предусмотрены, они в своих рамках эффективны. Но их недостаточно. В 2017 году у нас есть план предложить всем желающим краснодарцам подумать над тем, какие еще могут быть механизмы борьбы с коррупцией. Понятно, что даже если мы и впрямь придумаем нечто новое в этой области, без реализации на федеральном уровне через принятие