Муниципальный земельный контроль (МЗК)

Информация об осуществлении муниципального земельного контроля подготовлена в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ), постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 22.07.2019 № 3141 «Об официальном сетевом издании администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара.
Муниципальный земельный контроль в границах муниципального образования город Краснодар (далее – муниципальный земельный контроль) осуществляется для решения следующих задач:
обеспечение единообразных подходов к применению администрацией муниципального образования город Краснодар и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о муниципальном контроле;
выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о муниципальном контроле.
Муниципальный земельный контроль осуществляется управлением муниципального контроля администрации муниципального образования город Краснодар (далее – Управление) от имени администрации муниципального образования город Краснодар.
Муниципальный земельный контроль проводится в соответствии с:
Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ;
Гражданским кодексом Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ;
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ);
Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;
Федеральным законом от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;
Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 № 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами»;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2021 № 2019 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный земельный контроль (надзор), с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 № 604 «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415»;
Решением городской Думы Краснодара от 16.07.2009 № 58 п.28 «Об утверждении положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования город Краснодар»;
Решением городской Думы Краснодара от 21.04.2022 № 33 п.8 «О внесении изменений в решение городской Думы Краснодара от 16.07.2009 № 58 п.28 «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования город Краснодар» (далее – Положение о муниципальном земельном контроле);
Решением городской Думы Краснодара от 21.04.2022 № 33 п.9 «Об утверждении ключевых показателей, их целевых значений, индикативных показателей муниципального земельного контроля на территории муниципального образования город Краснодар»;
Решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п.6 «Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар».
Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.
Объектами муниципального земельного контроля являются здания, сооружения, территории, включая земельные участки и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым могут применяться обязательные требования земельного законодательства. Учёт объектов муниципального земельного контроля обеспечивается Управлением при осуществлении муниципального земельного контроля путем:
внесения сведений в информационные системы государственного контроля (надзора), муниципального контроля в порядке, установленном статьями 17 – 19 Закона № 248-ФЗ;
ведения журнала учета объектов муниципального земельного контроля Управления.
При осуществлении муниципального земельного контроля Управлением плановые контрольные мероприятия в соответствии с Положением о муниципальном земельном контроле не проводятся.
Внеплановые контрольные мероприятия проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 и частью 3 статьи 57 Закона № 248-ФЗ, в соответствии с решениями Управления о проведении контрольных мероприятий, принимаемыми по установленной форме.
Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии со ст. 57 Закона № 248-ФЗ может быть:
наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
При получении сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, наличие которых является основанием проведения муниципального земельного контроля в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 57 Закона № 248-ФЗ, должностное лицо последовательно предпринимает действия, предусмотренные статьей 59, частью 3 статьи 58 и статьей 60 Закона № 248-ФЗ.
Сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган получает:
при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации;
при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, включая контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия, в том числе в отношении иных контролируемых лиц.
Особенности рассмотрения обращений (заявлений) граждан и организаций, содержащих сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям установлены статьёй 59 Закона № 248-ФЗ.
При принятии решения по итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо контрольного (надзорного) органа руководствуется ст. 60 Закона № 248-ФЗ.
При осуществлении муниципального земельного контроля Управлением проводятся следующие виды внеплановых контрольных мероприятий, требующих взаимодействия с контролируемым лицом:
инспекционный визит;
документарная проверка;
выездная проверка.
В рамках муниципального земельного контроля, Управлением проводятся следующие внеплановые контрольные мероприятия, осуществляемые без взаимодействия с контролируемым лицом на основании заданий руководителей (заместителей руководителей):
наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);
выездное обследование.
В связи с тем, что взаимодействие с контролируемыми лицами не осуществляется, уровень вмешательства в деятельность контролируемых лиц минимизирован.
Контрольные мероприятия с использованием специальных режимов Управление не осуществляет.
Материалы контрольных мероприятий направляются в органы, осуществляющие государственный земельный надзор для привлечения лиц, допустивших нарушения земельного законодательства Российской Федерации, к административной ответственности.
Система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в том числе критерии отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля в соответствии с Положением о муниципальном земельном контроле Управлением не применяется.
Досудебный порядок подачи жалоб при осуществлении муниципального земельного контроля в соответствии с настоящим Положением о муниципальном земельном контроле не применяется.
Обжалование действий (бездействия), решений Управления и их должностных лиц, повлекших за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении муниципального земельного контроля, осуществляется в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 990 «Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям» Управлением ежегодно утверждается Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля (далее – Программа профилактики).
Целями реализации Программы профилактики являются:
повышение открытости и прозрачности системы муниципального контроля;
предупреждение нарушений контролируемыми лицами требований законодательства, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению требований законодательства;
мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения контролируемых лиц;
разъяснение контролируемым лицам требований законодательства.
Задачами реализации Программы профилактики являются:
укрепление системы профилактики нарушений требований законодательства путём активизации профилактической деятельности;
повышение правосознания и правовой культуры руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан;
оценка возможной угрозы причинения, либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, выработка и реализация профилактических мер, способствующих её снижению;
выявление факторов угрозы причинения, либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, причин и условий, способствующих нарушению требований законодательства, определение способов устранения или снижения угрозы;
формирование у контролируемых лиц единого понимания требований законодательства;
создание и внедрение мер позитивной профилактики, повешение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путём обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
снижение издержек контрольной деятельности и административной нагрузки на контролируемых лиц.
При осуществлении муниципального земельного контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных мероприятий.
В целях предупреждения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих указанным нарушениям, Управлением осуществлялись мероприятия по профилактике таких нарушений в соответствии с Программой профилактики.
Управлением на постоянной основе ведётся информирование о требованиях законодательства, а также о последствиях выявленных нарушений требований законодательства путём размещения данной информации на официальном Интернет-портале администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара.
Ключевыми рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям является различное толкование контролируемыми лицами требований законодательства, что может привести к нарушению ими отдельных положений действующего законодательства.
Снижение рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям обеспечивается за счёт информирования контролируемых лиц о требованиях законодательства.
В соответствии с Положением о муниципальном земельном контроле, Управлением проводятся следующие профилактические мероприятия:
информирование;
консультирование.
объявление предостережения
Информирование осуществляется посредством размещения Управлением соответствующих сведений на официальном Интернет-портале администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара.
Консультирование осуществляется по обращениям контролируемых лиц и их представителей (даются разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением муниципального контроля):
об организации и осуществлении Управлением муниципального контроля;
о порядке осуществления Управлением профилактических и контрольных мероприятий, установленных Положением;
о порядке обжалования контролируемым лицом решений Управления, действий (бездействия) его должностных лиц;
об иных вопросах, касающихся осуществления муниципального контроля.
В случае наличия у контрольного органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
С учётом положений статьёй 54 Закона № 248-ФЗ, статьёй 72 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, независимая оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, проводимая организациями, независимыми от контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица, аккредитованными в национальной системе аккредитации в форме органа инспекции, не предусмотрена.