Мониторинг реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар на период до 2020 года в 2008-2020 годах
Дата размещения: 2 декабря 2021, 16:45Мониторинг реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар на период до 2020 года в 2008-2020 годах.
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар на период до 2020 года принята решением городской Думы Краснодара от 27.12.2007 № 35 п. 2.
Её разработка осуществлялась в тесной увязке с принципами соответствия приоритетам и направлениям развития Краснодарского края.
Главная цель стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар на период до 2020 года – «Краснодару – столичный облик, горожанам достойную жизнь».
Экономическое развитие Краснодара, как и России в целом, в период 2008-2010 годов происходило под влиянием мирового финансового кризиса, и не было равномерным. Жесткие условия банковского кредитования реального сектора экономики в 2008-2009 годах привели к снижению инвестиционной активности организаций, промышленного производства и замедлению потребительского спроса на внутреннем рынке.
В 2008 году, как и в предыдущие годы, продолжилась тенденция дальнейшего роста макроэкономических показателей в промышленном производстве, в строительстве, на транспорте, в связи, агропромышленном комплексе, сфере потребительского рынка.
Развитие экономики столицы Кубани в 2009 году характеризовалось неустойчивыми темпами экономического роста. Несмотря на сохраняющуюся в течение года положительную динамику ряда основных показателей, негативные тенденции конца 2008 года, сформировавшиеся под влиянием мирового финансового кризиса, привели к значительному снижению относительно 2008 года объёмов работ, выполненных собственными силами по виду деятельности «строительство», объёмов услуг транспорта.
В целях минимизации влияния мирового финансового кризиса на социально-экономическое развитие города в конце 2008 года в городе был создан антикризисный штаб, разработан план по повышению конкурентоспособности экономики города, который позднее был детализирован и дополнен новыми пунктами уже как план антикризисных мер.
Достаточно безболезненно пережить кризис 2008-2009 годов позволило наличие в городе многоотраслевой экономики и успешное развитие малого и среднего бизнеса. Краснодар – лидер в России по его развитию. Почти половина трудоспособного населения краевого центра работает именно на таких предприятиях и в организациях.
Кроме того, принимаемые антикризисные меры позволили улучшить ситуацию на рынке труда, значительно стабилизировать ситуацию в промышленности, в строительстве.
К концу 2010 года Краснодар всё активнее демонстрировал позитивные тенденции в развитии практически всех отраслей экономики города как по отношению к 2009 году, так и по отношению к более успешному за предыдущие четыре года по темпам роста 2007 году.
В 2011-2015 годы сохранялась тенденция экономического роста в большинстве отраслей экономики: в промышленности, розничной торговле, общественном питании. Вместе с тем, банкротство и прекращение производственной деятельности ООО «Краснодарская птицефабрика», значительное сокращение поголовья свиней в связи с африканской чумой привели к отрицательной динамике производства продукции сельского хозяйства в отдельные годы. Снижение объёмов работ, выполненных по виду деятельности «строительство», в отдельные годы связано со спецификой жилищного строительства, которое занимает наибольший удельный вес в объёмах подрядных работ.
В феврале 2015 года разработан План мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности муниципального образования город Краснодар в 2015 году (далее – План), в апреле 2015 года План дополнен мероприятиями на период 2016 - 2017 годы. Данный пакет мер был призван обеспечить устойчивое развитие экономики в связи с неблагоприятной текущей внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктурой, в частности, в связи с санкциями Запада на фоне кризиса на Украине и российскими ответными мерами.
Реализация мероприятий плана позволила сохранить положительные тенденции развития экономики города не только в 2015-2017 годах, но и повлияла на показатели 2018 года.
В 2020 году на снижение показателей отдельных отраслей экономики города оказало влияние начало пандемии и введение ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции. Это стало серьёзным вызовом для экономики и социальной сферы муниципального образования. Работа предприятий и организаций некоторых видов деятельности была приостановлена из-за введения ограничительных мероприятий (карантина).
Меры поддержки хозяйствующих субъектов и населения, принятые в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции, разработанные на федеральном, региональном и местном уровнях позволили добиться определенной стабильности.
В 2020 году положительная динамика к уровню 2019 года отмечается по:
- обороту розничной торговли – на 105,0 %;
- объёмам услуг транспорта – на 101,2 %;
- объёмам услуг связи (крупные и средние предприятия) – на 101,0 %;
- объёму выполненных работ по виду деятельности «строительство» – на 103,7 %.
Общая площадь жилья, введенного в эксплуатацию на территории города Краснодара в 2020 году, составила 2344,9 тысячи квадратных метров, что выше показателя 2008 года в 1,9 раза.
Объём инвестиций в основной капитал в 2020 году превысил 127,1 миллиарда рублей, что составляет свыше 32,7 % от объёма инвестиций в основной капитал в целом по Краснодарскому краю.
В муниципальном образовании город Краснодар по состоянию на 01.01.2021 осуществляют деятельность 82,3 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства, среди которых 30,7 тысячи малых предприятий, 193 средних предприятия и 51,4 тысячи индивидуальных предпринимателей.
Позитивные изменения в экономике положительным образом отразились на росте доходов населения. Размер среднемесячной заработной платы в 2020 году вырос по отношению к 2008 году в 2,7 раза и составил 45,2 тысячи рублей. В 2014 году по данным Финансового университета при Правительстве РФ столица Кубани вошла в число самых финансово благополучных городов России, исследование проводилось на основании социологических опросов в 35 крупных российских городах с населением более 500 тысяч человек. В 2015 году по результатам социологических исследований Краснодар оказался на 4 позиции списка самых благоприятных для проживания городов России. В 2017 году по данным Департамента социологии Финансового университета при Правительстве РФ город Краснодар сохранил позиции в пятерке лучших. В 2019 году город Краснодар занял 4 место в рейтинге лучших российских городов по качеству жизни, проведенном Финансовым университетом при правительстве России и признан самым комфортным и доступным для жизни городом России (исследования проводились институтом территориального развития «Урбаника» в 100 крупнейших российских городах). В 2020 году город Краснодар вошел в топ-20 по оценке качества жизни в городах с населением свыше 250 тысяч человек, проведённом Финансовым университетом при правительстве РФ. Международное рейтинговое агентство Moody’s в 2020 году изменило прогноз уровня кредитоспособности краевой столицы со «стабильного» на «позитивный». Рейтинг изменен с «B1» на «Ba3».
Повышение качества жизни положительным образом повлияло на наполняемость доходной части местного бюджета. Собственные доходы местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) увеличились по сравнению с 2008 годом в 1,9 раза и составили в 2020 году 17,6 миллиарда рублей. На протяжении всех лет бюджет сохранял социальную направленность. Заработная плата работникам бюджетных учреждений и другие выплаты социального характера выплачивались своевременно.
Муниципальное образование город Краснодар с 2008 года лидирует по большинству экономических показателей среди городов ЮФО и ряда других анализируемых городов.
Администрацией муниципального образования город Краснодар ежегодно осуществляется мониторинг реализации Стратегии.
В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» разработана и утверждена Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар на период до 2030 года (решение городской Думы Краснодара от 19.11.2020 № 4 п. 10).
Основные параметры социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар за 2008-2020 годы.
Наименование показателей |
Ед. Изм. |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год
|
2019 год
|
2020 год
|
2020 к 2008, % |
|
Промышленная деятельность |
млн. руб. |
102079,8 |
100033,7 |
129007,3 |
172765,1 |
247122,3 |
277158,7 |
325531,1 |
372634,3 |
380156,1 |
422330,9 |
493608,4 |
352602,1 |
264932,1 |
259,5 |
|
Объём продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей |
млн. руб. |
4497,0 |
4288,8 |
4440,3 |
4898,7 |
5248,2 |
5145,1 |
5625,7 |
6603,4 |
7405,1 |
7675,4 |
7792,7 |
8396,9 |
7577,7 |
168,5 |
|
Объём услуг транспорта |
млн. руб. |
65941,3 |
64134,2 |
69523,8 |
79410,6 |
87247,5 |
90210,2 |
142922,5 |
51082,0* |
58523,5 |
82566,1 |
69419,1 |
67175,3 |
67973,0 |
103,1 |
|
Оборот розничной торговли |
млн. руб. |
204404,8 |
227299,0 |
257705,6 |
289724,0 |
319087,8 |
355170,2 |
415498,3 |
451318,3 |
488472,4 |
511150,3 |
534261,2 |
562181,1 |
590360,6 |
288,8 |
|
Оборот общественного питания |
млн. руб. |
9634,8 |
10800,0 |
12500,2 |
13999,7 |
16666,1 |
17525,5 |
20344,5 |
22433,3 |
23836,6 |
25702,8 |
26998,2 |
28416,3 |
26513,7 |
275,2 |
|
Объём платных услуг населению |
млн. руб. |
58732,5 |
69018,7 |
76390,7 |
89122,7 |
115699,1 |
127980,5 |
143355,7 |
164256,5 |
статистические данные отсутствуют |
||||||
Объём выполненных работ по виду деятельности «строительство» |
млн. руб. |
49941,1 |
40685,4 |
72316,4 |
95056,6 |
98513,2 |
119510,3 |
92703,2 |
74766,1 |
78711,2 |
86575,2 |
93813,8 |
81332,1 |
84345,6 |
168,9 |
|
Ввод жилых домов за счёт всех источников финансирования |
тыс. кв.м |
1221,7 |
825,1 |
1013,01 |
1078,0 |
1566,3 |
1304,0 |
1719,3 |
2009,5 |
2128,1 |
2462,6 |
2020,8 |
1850 |
2344,9 |
191,9 |
|
Объём инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования |
млн. руб. |
83920,6 |
66641,3 |
203093,6 |
174497,3 |
223088,7 |
216286,8 |
118058,2 |
103870,0 |
96591,4 |
127968,9 |
137602,6 |
120936,8 |
127132,5 |
151,5 |
|
Среднемесячная заработная плата |
руб. |
16864,9 |
19160,5 |
20597,9 |
22840,0 |
26389,0 |
29562,9 |
31674,5 |
32998,1 |
33910,8 |
35530,0 |
39357,3 |
42102,5 |
45236,7 |
268,2 |
|
Реальная среднемесячная начисленная заработная плата в % к предыдущему году |
% |
111,2 |
101,5 |
100,4 |
101,6 |
109,8 |
104,7 |
98,2 |
90,2 |
96,0 |
100,8 |
108,1 |
102,4 |
104,1 |
х |
|
Уровень регистрируемой безработицы к численности экономически активного населения |
% |
0,2 |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
0,3 |
6,6 |
х |
|
Доходы местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) |
млн. руб. |
18546,6 |
13054,3 |
14078,5 |
16987,9 |
19558,6 |
22025,5 |
24667,3 |
22058,7 |
23283,1 |
30574,4 |
31943,1 |
35902,0 |
38206,3 |
206,0 |
|
- собственные доходы |
млн. руб. |
9456,7 |
9546,1 |
9889,3 |
10624,1 |
10749,3 |
13666,9 |
13509,5 |
12631,4 |
13488,0 |
14623,5 |
15419,6 |
20189,0 |
17590,3 |
186,0 |
|
* снижение связано с исключением значительных объёмов выполненных услуг по структурным подразделениям Краснодарского региона управления СКЖД филиала ОАО «РЖД» из объёмов услуг отрасли «Транспорт» муниципального образования город Краснодар