Поиск по сайту

Введите запрос для поиска например, структура администрации
Закрыть
Главные новости

Краснодар-2030: стратегические цели города в развитии бизнеса. Стенограмма основных тем

30 января 2020

В Краснодаре стартовала серия круглых столов по обсуждению главных направлений Стратегии Краснодар-2030. Первая встреча по теме «Бизнес» прошла на площадке РБК Краснодар по ул. Красноармейской, 43. В ней приняли участие разработчики Стратегии, отраслевые эксперты, руководители городских предприятий, сотрудники администрации.

Прямая трансляцию дискуссии велась в официальном аккаунте администрации Краснодара «ВКонтакте» и официальном YouTube-канале.

На встрече обсуждали развитие отраслевой структуры экономики города, флагманские проекты, условия развития креативных индустрий,

В круглом столе участвовали:

  • Дмитрий Логвиненко, заместитель главы Краснодара
  • Евгений Панасенко, разработчик Стратегии Краснодар-2030, старший менеджер одной из крупнейших консалтинговых компаний мира — «Эрнст энд Янг»
  • Александр Полиди, профессор кафедры налогообложения и инфраструктуры бизнеса КубГТУ, доктор экономических наук
  • Сергей Черномаз, руководитель по взаимодействию с органами государственной власти ООО «Базэл Аэро»
  • Дмитрий Чесноков, исполнительный директор АО НПК «РИТМ»
  • Юлия Черноброва, финансовый директор ОАО «Аванта»
  • Оксана Раевская, генеральный менеджер ООО «Екатеринодар», гостиница «Crowne Plaza»
  • Алексей Игнатьев, председатель совета директоров ГК «Информ-Системы»
  • Артём Миронов, соучредитель проекта Голос города», AskinChat
  • Дмитрий Сопинский, заместитель директора Краснодарского филиала ПАО «Ростелеком»
  • Серафима Чичева, креативный директор Geek Picnic
  • Алексей Орещенко, организатор фестиваля «Киберкон»

Далее — публикуем стенограмму основных тем, мнений участников встречи, экспертов.

Вступление

Дмитрий Логвиненко, заместитель главы Краснодара:

Сегодня на первый план выходят вопросы стратегического планирования. Для того, чтобы в дальнейшем наш город развивался, необходимо повышать его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность. Безусловно, документом, объединяющим эти направления, является Стратегия. Над Стратегией мы уже работаем — по ней мы будем жить и двигаться следующие 10 лет.

Эту работу мы начали полтора года назад — в июле 2018 г. Документ разрабатывался в условиях полной открытости. Конечно, привлекали и бизнес, и экспертов.

Сегодня проделана, на мой взгляд, колоссальная работа. Провели 5 стратегических сессий с привлечением экспертов. Сегодняшний документ, который находится на финальной стадии разработки.

Сегодня представитель компании «Эрнст энд Янг» проведут презентацию таких направлений развития города, как экономика, туризм, транспортно-логистический комплекс, креативная индустрия. Мы должны ещё раз пройти по этим направлениям. Для этого будем организовывать расширенные круглые столы.

После сессии круглых столов мы проведём более широкие обсуждения, публичные слушания. А итогом нашей работы должно стать рассмотрение этого документа городской Думой и его принятие.

Стратегическое видение развития Краснодара к 2030 г.

Евгений Панасенко, старший менеджер компании «Эрнст энд Янг», разработчик Стратегии развития Краснодара — 2030:

Все, что делалось на протяжении полутора лет и то, что будет делаться дальше, на протяжении ближайших 10 лет, делается исключительно для жителей Краснодара, чтобы сделать гораздо лучше качество жизни в нашем городе.

Сегодня первый круглый стол, он посвящен бизнесу. Мы будем обсуждать промышленность, торгово-транспортный логистический комплекс, предпринимательство в креативной индустрии. Прежде, чем начнем обсуждать эти сферы, хочу сделать небольшую вводную по архитектуре стратегии, потому что документ — фундаментальный, большой, и понимание того, как он устроен, как его нужно интерпретировать, необходимо в самом начале.

Начнем с видения и подхода.

Мы сформулировали совместно с администрацией города и представителями бизнеса, общественности, видение Краснодара к 2030 г. Мы не рассматривали Стратегию не как документ, который в 2030 г. перестанет существовать. Мы закладывали преемственность для будущих стратегий и для будущего развития города. Соответственно, те проекты, которые отражены в Стратегии, не заканчиваются в 2030 году. Есть проекты, которые заканчиваются в 2040, 2041, 2045 гг. Это начало, фундамент, на который мы будем нанизывать новые витки развития Краснодара.

Мы видим Краснодар к 2030 году как магнит для притяжения талантов, новых смыслов и идей, конкурентоспособный в глобальном инвестиционном и гуманитарном пространстве, флагман социально-экономического развития среди городов России. Только ставя перед собой такие амбициозные задачи, мы сможем достичь тех результатов, которые помогут нашему городу интенсивными темпами становится лучше.

В первую очередь, мы говорим про город. Когда мы формировали видение Стратегии, мы опирались на ряд документов, которые есть на данный момент на уровне федеральном, региональном. Хочется сказать о национальных проектах — мы использовали те показатели нацпроектов федерального и регионального уровня, чтобы на конкретном муниципалитете сделать шаги для достижения показателей, которые перед Российская Федерация и Краснодарский край.

Безусловно, опирались на Стратегию социально-экономического развития Краснодарского края, которая принята, имеет статус официального документа, по которой край развивается, а Краснодар как столица является одним из основных флагманских муниципалитетов по дальнейшему развитию.

Город к 2030 году. Умный, ориентированный на человека, город, в котором развивается постиндустриальная экономика, успешно конкурирующий за таланты благодаря комфортным условиям жизни.

Само видение разбито на три основных подблока.

Это:

  • экономика,
  • городская среда и человеческий капитал,
  • социальная сфера.

Это три основных блока жизнедеятельности города, которые имеют свои цели и задачи.

Сегодня мы говорим об экономике, поэтому чуть более подробно.

К 2030 г. мы видим, что Краснодар станет центром южного полюса роста за счет развития инновационной промышленности, креативных индустрий, событийного туризма.

С точки зрения городской среды, это город с комфортной городской транспортной средой, потому что экономика без людей, которые будут жить в комфортных условиях, невозможна.

Мы видим город, построенный на принципах умного и устойчивого развития, чистый и здоровый город.

Основное богатство Краснодара — человек. Человек стоит в основе целеполагания с точки зрения разработки Стратегии, потому что все, что мы делаем, делаем для человека, для краснодарца.

В этом плане мы видим в 2030 г. город, привлекающий качественный человеческий капитал, способный возвращать таланты. С этим есть определенные сложности.

Видим город с удобной и доступной социальной инфраструктурой и главное — город с высоким качеством жизни.

В диаграмме мы разбили город на 9 основных сфер, по каждой формируются цели, флагманские проекты и направления развития.

Когда мы их формировали, мы старались одним проектом охватить как можно больше сфер для того, чтобы получить синергетический эффект от его реализации на все сферы жизни. Есть проекты, которые затрагивают абсолютно все сферы, так называемые сквозные проекты. Или те, которые затрагивают несколько сфер.

Всего 9 сфер. В каждой из них — флагманский проект и направление развития.
Есть смежные проекты, относящиеся к той или иной сфере, а также подпроекты.

На данный момент в проекте Стратегии мы имеем 15 флагманских проектов, 12 подпроектов, 63 направления развития и 46 целевых показателей.

Что такое флагманский проект? Это некий маховик экономики, реализация которого запускает синергетический эффект. Это и экономические выгоды для города, и социальные, и экология, и человеческий капитал, и пространственное видение.

К флагманским проектам относим те, которые имеют определенные характеристики — он должен быть масштабным, запустить экономические процессы без достаточного масштаба невозможно. Флагманский проект оказывает влияние на социальную сферу и экономику. В идеале мы пытались сформировать перечень проектов таким образом, чтобы они затрагивали и экономику, и социальную сферу.

Каждый проект флагманский сформулирован по так называемой системе смарт.

О критериях основных проектов Стратегии развития Краснодара до 2030 г.

Евгений Панасенко, «Эрнст энд Янг»:

Каждый проект смоделирован по системе смарт, имеет:

  • конкретность,
  • измеримость,
  • достижимость,
  • ограничимость по времени.

Каждый проект имеет глубокую детальную проработку, в первую очередь — финансовую, и понимание того, каким образом он будет реализован.

Бюджет или инвестиции, в чистом виде или государственно-частное партнерство. Проекты разбиты на три основных блока горизонтной реализации: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные решения. Ряд проектов выходят за горизонт тридцатилетия.

Некоторые проекты заканчиваются в 40-м и 45-м году. Есть два сквозных проекта.

Первый затрагивает все сферы — это «Умный город». Краснодар сегодня — в числе пилотных городов реализует проект «Умный город» Министерства строительства Российской Федерации. Краснодар вошел в Международный клуб «Умных городов» для обмена опытом с теми, кто уже применяет аналогичные технологии. При разработке стратегии мы трактуем термин «смарт-сити», который переводится как «разумный город».

На слайде показана примерная архитектура «разумного города». Например, мы можем на старую трубу водопровода навешать много датчиков, как елочных игрушек на новогоднюю елку. И мы получим на входе 50% потери воды. Результата от реализации проекта нет.

Чтобы получить эффект, надо разобраться с базовой инфраструктурой. Поменять водопроводную трубу. Потом уже решать вопросы экономии и контроля — то, что дает высокотехнологические решения для города. Поэтому проект «смарт сити» затрагивает все сферы и проходит сквозь них красной нитью.

Следующий сквозной проект — приемник одного из флагманских проектов стратегии социально-экономического развития Краснодарского края — агломерация.

Краснодар — центр агломерации. Проект затрагивает все сферы жизни: социальную, транспорт, промышленность, распределение между муниципалитетами направлений реализации тех или иных промышленных проектов. Мы формируем южный узел в центре Краснодара, который является воротами Краснодарского края.

Темы нашего обсуждения: промышленность, креативные индустрии, туризм, предпринимательство. Каждое из направлений оцифровано, имеет свои флагманские проекты и целевые показатели.

О развитии промышленности

Евгений Панасенко, разработчик Стратегии Краснодар-2030, старший менеджер одной из крупнейших консалтинговых компаний мира — «Эрнст энд Янг»:

Для развития промышленного сектора экономики города, ставим цель повысить вклад промышленности как индустрии с высокой добавленной стоимостью в экономику города, за счёт развития современных высокотехнологичных индустрий. Вместе с промышленностью обсуждаем элемент торгово-транспортно-логистического комплекса. Тема транспорта будет вынесена на отдельный круглый стол, но её элементы, в первую очередь, касающиеся торговли, мы сегодня обсудим.

К 2030 году мы не хотим уменьшить долю торгового сектора. Рассчитываем усилить позиции Краснодара как крупного центра торговли и логистики юга России с транспортировкой на внутренние и внешние рынки. Мы оставляем тот базис, который сформирован на территории города и усиливаем все элементы.

Сразу хочу сказать, что те целевые показатели, которые представлены — это базовый сценарий.

Для города разработаны три сценария: инерционный, базовый и оптимистический. Мы сейчас говорим про базовый, понимая, что он должен нами рассматриваться как самый пессимистичный с точки зрения исполнения. Исполнение показателей на уровне базового сценария даст ощутимый результат, который мы увидим здесь и сейчас.

Целевые показатели:

  • объем отгруженной продукции промышленности;
  • объем отгруженной продукции промышленности по крупным и средним предприятиям;
  • площадь индустриальных парков, занятых резидентами;
  • оборот розничной торговли;
  • пассажиропоток аэропорта;
  • арендопригодная площадь логистических центров, потому что мы говорим о торгово-транспортном логическом комплексе — это безумно важный показатель;
  • автомобильный и авиационный грузопоток.

Практически все показатели, которые заложены даже в базовом сценарии, имеют кратное увеличение. Даже в базовом сценарии мы видим темпы роста в 200–250%. Достижение на минимальном уровне этих показателей даст тот эффект, который мы хотим.

Каким образом мы будем достигать этих показателей? В данном блоке у нас два флагманских проекта:

Первый — это создание индустриальных парков на территории Краснодара.

Второй — формирование и развитие Краснодарского транспортного узла в рамках большого флагманского проекта краевой стратегии «Создание южного экспортно-импортного узла на базе аэропорта Краснодар».

Помимо флагманских проектов, здесь есть направления развития. А также направления развития, которые отражены в Стратегии в других отраслях, но имеют прямое или косвенное влияние на развитие промышленности и торгово-транспортного логистического комплекса.

По основным направлениям развития — создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности в Краснодаре.

Важно, что те элементы, которые мы закладывали и обсуждали с коллегами из администрации города, уже начинают реализовываться. Вы читали, что у нас снизили налог для масштабных проектов. В Краснодарском крае он снизился до 0,1% — это говорит о создании благоприятных условий для среднего бизнеса. Если для крупных объектов это не так критично, то для среднего — может иметь ключевое значение для экономики самого проекта.

Мы говорим о модернизации и популяризации единого инвестиционного портала города как элемента реализации флагманского проекта «Создание сети индустриальных парков». Нам нужны новые инвесторы, необходимо заполнение. Это тот инструментарий, который нам поможет.

Мы говорим об аудите использования земельных участков. Потому что сложившаяся ситуация в городе, которая подсвечивается работой над Генеральным планом города, говорит о том, что есть ряд вопросов, которыми необходимо заниматься.

Формирование портфеля конкурентоспособных кластеров «умной экономики».

О флагманском проекте — создание сети индустриальных парков на территории г. Краснодара

Евгений Панасенко, «Эрнст энд Янг»:

На территории города мы планируем создание 4 индустриальных парков и одной промышленно-складской зоны.

Чем промышленно-складская зона отличается от индустриальных парков? В большей степени, это статус. Индустриальный парк — объект, который имеет официальный статус. Это даёт определенные преференции для резидентов. Промышленно-складская зона таких преференций не дает, но при прочих равных условиях местоположение этой зоны и инициирование данного проекта — очень важный элемент.

Что хочется донести в рамках обсуждения этих флагманских проектов?

В первую очередь, это капитальные затраты. Как реализовать эти проекты? Сколько это будет стоить? На наш взгляд, экономический просчет Стратегии, оцифровка стоимости предложенных инициатив — это важный момент.

Но более важный — источник этих денег. Мы прекрасно понимаем, что в условиях зажатости бюджета Краснодара, его социальной ориентированности, на реализацию подобных проектов может не дойти время и большая часть проектов, в которых есть инвестиционный потенциал, мы закладывали с учетом привлечения инвестиций.

Капитальные затраты на реализацию этих проектов — больше 100 млрд руб.

Результаты реализации — порядка 90 резидентов в индустриальные парки. Это порядка 19 тыс. новых рабочих мест на территории этих индустриальных парков в Краснодаре. Сроки реализации — по факту с прошлого года. Насколько я знаю, на следующей неделе у нас будет открытие одного из индустриальных парков в ВПЗ [Восточная промзона]. Еще раз повторюсь, Стратегия разрабатывалась полтора года, некоторые сроки реализации заложены, уже исходя из реализованных элементов.

Дмитрий Чесноков, исполнительный директор АО НПК «РИТМ»:

Индустриальные и промышленные парки — очень здравая идея. Возможен переезд даже нашего производства с того места, где оно сейчас находится, вот в такое место. Другое дело, что здание, где мы сейчас находимся, принадлежит корпорации, и я самостоятельно принять такое решение не могу. Но для многих это было бы идеальным решением, когда на первом этаже мы собираем начинку, на втором — сам прибор, на третьем — упаковку.

Евгений Панасенко, «Эрнст энд Янг»:

Когда мы в Стратегии формировали перечень индустриальных парков, мы понимали, что нам нужно ответить на вопрос, кто будет потенциальными резидентами, старались верифицировать их по отраслям.

Это выглядит так. Выбираются все отрасли промышленности, представленные в городе, формируется перечень критериев, по которым Краснодар является максимально комфортным в реализации того или иного проекта. И выставляются баллы. После подсчета баллов формируется направленность-специализация того или иного индустриального парка.

То есть вопрос проработан не только с точки зрения экспертов, а с учётом точек зрения потенциальных резидентов того или иного индустриального парка.

О флагманском проекте — создание Южного экспортно-импортного хаба

Евгений Панасенко, «Эрнст энд Янг»:

Об этом проекте уже много говорилось, в том числе в СМИ. Он подразумевает развитие территории площадью 2 тыс. 614 га. Это формирование большого кластерного подхода.

Один этот проект требует 100 млрд руб., при этом он даст порядка 42 тыс. рабочих мест, позволит увеличить скорость и повысить качество обслуживания пассажиров и перевозки грузов. Горожане, помимо нового здания аэропорта, получат много новых возможностей. Формирование транспортно-пересадочного узла, где будут сходиться маршруты городского общественного транспорта, включая городскую электричку, на которой можно будет добраться из аэропорта в центр Краснодара, большие парковки и новые дороги, новые въезды на территорию аэропорта, что существенно разгрузит существующую дорожную сеть.

Сергей Черномаз, руководитель по взаимодействию с органами государственной власти ООО «Базэл Аэро»:

Концепцию, генеральный план развития аэропорта, приаэропортовой территории компания «Базэл Аэро» осуществляет совместно с краевой администрацией, с городом Краснодаром. И все те стратегические документы, которые сегодня разрабатываются или принимаются на муниципальном и региональном уровне, мы полностью учитываем. И те перспективы развития, которые будут не только до 2030-го года, но и после.

Изначально, при разработке генерального плана развития территории, мы закладывали все те возможности, которые позволят снять инфраструктурные ограничения не только Краснодара, но и Краснодарской агломерации. Мы изначально закладывали такие перспективы в планах инвестиционной программы. На сегодняшний день можно сказать, что практически завершена процедура изъятия земельных участков в отношении 332 га — это первый этап реализации проекта.

Завершена корректировка Генерального плана в отношении этой территории, мы приступаем к проектированию первого этапа развития аэропорта, который будет включать 76 тыс. кв. м.

Это — аэровокзальный комплекс, другие объекты, больше 100 тыс. кв. м. Надо сразу отметить, этот объем как раз предполагает развитие до 2023-го года и, соответственно, к 2030-му году, если все прогнозы сбудутся, мы предусматриваем реализацию второй и третей фаз развития, которые позволят нарастить площадь до 150 тыс. кв. м.

Параллельно уже идет разработка дизайна нового аэровокзального комплекса.

У нас создан раздел на сайте «Базэл Аэро», и мы уже получаем предложения от горожан, экспертов и активно используем их в работе. Соответственно, тот транспортно-пересадочный узел, который планируется к созданию — однозначно будет и план инвесторов, и краевой администрации, и федерального центра, который поддержал наш проект и включил в комплексный план модернизации инфраструктуры на создание объектов федерального значения.

Мы понимаем, что в 2023 году или к уже концу 2022 года будем все пользоваться новым аэропортом.

Хочется отметить, что также проработан нулевой этап реализации проекта городской электрички, который предусматривает создание скобы в районе Вишняковского рынка — чтобы закольцевать движение железнодорожного транспорта с возможностью подхода к аэропорту.

В рамках Сочинского форума как раз мы проведем заседание межведомственной группы, где будут приняты нужные решения, и этот проект будет синхронизирован с той инвестиционной программой, которую мы сейчас реализуем совместно с краем. И появится тот пересадочный узел, который позволит решить вопрос транспортной доступности, повысит мобильность населения в полтора раза, повысит экспортный потенциал.

Это будут действительно южные ворота Южного федерального округа. А Краснодар станет лидером по сравнению с другими южными городами, такими, как Ростов-на-Дону, и с туристической точки зрения он, бесспорно, выиграет за счет огромного транспортного потенциала. Потому что возможность создания подхода к аэропорту позволит обеспечить беспрепятственный трансфер, минуя автомобильные дороги к Азово-Черноморскому побережью.

Мы понимаем, что Краснодар как центр делового и рекреационного туризма, получит «новое дыхание». А создание модальных возможностей снизит нагрузку на улично-дорожную сеть самого города и развитие агломерации в целом.

Хочется отметить, что в рамках Сочинского форума в 2018 г. было подписано соглашение с администрацией Краснодарского края. Краснодарский край планирует строительство автомобильной дороги от М-4 «Дон» до трассы Краснодар-Кропоткин, которая пройдет мимо аэропорта. Соответственно, все самые сложные участки, которые есть в рамках восточного подъезда к Краснодару и в рамках подъезда к ОЗ-Моллу, они будут нивелированы этой скоростной магистралью, которая соединит, по сути, продолжение восточного подхода к Краснодару, аэропорта с выходом на трассу Краснодар-Кропоткин.

О стратегическом видении развития креативных индустрий

Евгений Панасенко, «Эрнст энд Янг»:

Наша основная цель — создать лидирующие условия для развития креативного бизнеса, креативных индустрий, развития человеческого капитала, креативного капитала.

Построить креативную индустрию с нуля невозможно. Можно сделать комфортные условия по абсолютно всем элементам жизни в городе — для того, чтобы эта креативная индустрия начала развиваться. Представители креативных индустрий, которые тоже присутствуют в зале, это очень требовательные люди. Они четко понимают, с какими условиями можно работать, какие условия предоставляют другие города, другие страны.

И наша основная задача в Стратегии, в первую очередь — не отпустить тех людей, которые являются, я уже говорил, основным богатством города. Не отпустить в другие страны, в другие города, а создать условия для их самореализации и реализации тех проектов, которые дадут импульс для развития города.

Артём Миронов, соучредитель проекта «Голос города», AskinChat:

Наша компания «Голос города» родилась в Краснодаре и стала федеральным проектом. У нас есть франшиза. Мы что-то здесь создали и распространили на всю страну. Очень много вопросов, немало проблем. Много слышим реплик по поводу того, что такое господдержка креативного класса. Что является продуктом креативного класса? Это ведь базовый вопрос, который определяет эти все проблемы. Отсюда и понимание того, какая поддержка бизнесу нужна вообще.
Креативная индустрия — это тоже бизнес: товар произвел, его купили — это так работает.

Сегодня нет рынка, готового на бизнес условия, с бизнес эффективностью, с плановой маржинальностью, поддержкой продукта на масс—маркете. Вот именно создание этого спроса, понимание точек, где это можно сделать — это и есть основная задача на годы, на десятилетия.

Серафима Чичева, креативный директор Geek Picnic:

Я хочу сказать про инфраструктуру с точки зрения мест локации проведения креативных мероприятий. У нас нет площадок, к сожалению, которые подходили бы под эту «креативную» историю. У меня есть много таких «кейсов», когда мы придумали что-то классное, но этого не случилось. В центре города сделать что-токлассное большое на 200 человек, привести крутого лектора — это проблема.

В прошлом году Geek Picnic прошел только на «волевых» мэрии. Вот просто спасибо за это. Была прямая поддержка мэра. Нам сказали: вот вам площадка, пользуйтесь.

Алексей Игнатьев, председатель совета директоров ГК «Информ-Системы»:

Собственно, мы IT-компания, занимаемся инновациями, и мы — местные. Как самостоятельный цветочек росли, нас не поливали, но мы, вопреки всему, выросли. Есть какие-то продукты, которые стали интересны на территории России, на международном уровне. И я как инженер вижу наш город в фантазиях таким городом будущего, когда к нам прилетают туристы и попадают в тепличную, удобную среду.

Они пользуются всей инфраструктурой, системой биометрии, системой самообслуживания, транспортной системой. Можно взять автомобиль без проблем, самокат, велосипед, посетить мероприятия, стадионы. Я хочу, чтобы наш город был инновационным, где переплетены цифровые технологии, жизнь людей, и они способствуют друг другу. Это цель моей жизни, то, чем я занимаюсь.

Теперь несколько комментариев к Стратегии. Важно отметить инклюзивность инфраструктуры, разработку единых стандартов и гайд-лайнов. Это очень важно в современном мире. Если посмотрите на зарубежные города. Единство инфраструктуры и её инклюзивность — это один из важных моментов.

Что касается технопарков — этот проект предлагается в Стратегии в качестве поддержки технологического предпринимательства.

Одно из наших «детищ» — это технопарк «Нейрон». И мы будем стараться его предложить городу, чтобы он стал одним из тех ресурсов, которые делают его известным и привлекательным. Собрать людей в одном месте тоже важно. Суть проекта в том, что это дом для инновационных компании, как Сколково.

Стратегия называется Краснодар-2030, но хотелось бы быстрее. Все замечают, как быстро и интенсивно мы шагаем. У Стратегии правильная концепция привлечения инвестиций и инвестсторон. На мой взгляд, нужно смешивать и использовать энергию инвесторов, чтобы решать разные задача. В современном мире это правильно.

Я надеюсь, что эта концепция и Стратегия будет максимально придаваться огласке, и это даст нужные сдвиги и уберет барьеры.

Стратегическое видение развития отрасли туризма

Евгений Панасенко, «Эрнст энд Янг»:

Мы хотим увидеть город Краснодар не к 2030 году, а как можно раньше, точкой туристического туризма, как для бизнес-туристов, которые являются у нас основой нашего туристического потока, так и для рекреационных туристов.

Флагманский проект для туристической отрасли — один: создание всесезонной зоны развлечений. Мы прекрасно понимаем, что эта зона станет одним из элементов, которые поспособствуют развитию рекреационного туризма на территории города Краснодара.

Это будет не обязательно «Диснейлэнд» как бренд. Это будет зона развлечений. Сейчас начинается работа по общению с инвесторами, есть понимание, кому это интересно и под каким брендом это можно сделать.

Когда мы формировали флагманские проекты для туристической отрасли, мы прекрасно понимали, что это не только про туризм.

Отсылочный флагманский проект — развитие аэропорта. Мы прекрасно понимаем, что без нового аэровокзала, пассажиропотока и увеличения качества обслуживания мы не сможем достичь тех целевых показателей, которые мы закладываем.

Также очень важно развитие площадки для проведения событийных мероприятий, то, что уже неоднократно обсуждалось.

Мы понимаем, что эта площадка сможет как раз сформировать перечень мероприятий, которые смогут остановить транзитных путешественников или привлечь людей в Краснодар хотя бы на один день или несколько часов. Люди, которые останавливаются на какое-то мероприятие, они тянут за собой большое количество косвенных эффектов: стараются остановиться в гостиницах, сходить в ресторан, купить сувениры и т. д. В общем, это развитие торговли, сферы услуг, в том числе и производство, потому что те материалы, которые они будут приобретать в качестве сувениров, нужно где-то производить.

Еще одна точка притяжения: обустройство набережных. Безусловно, помимо ул. Красной, нам необходимы дополнительные элементы, где людям можно будет гулять, находиться и комфортно проводить время. В рамках развития комфортной городской среды мы будем говорить, например, про реализацию большого линейного парка вдоль Карасунских водоемов. Таким образом, создание как можно большего числа точек притяжения для туристов за пределами классически сложившегося исторического центра — это тоже очень важно.

Александр Полиди, профессор кафедры налогообложения и инфраструктуры бизнеса КубГТУ, доктор экономических наук:

— У нас есть и конкурент, и партнер — это Сочи. И понятное дело, что с точки зрения базиса, который сформирован для развития делового и уж тем более рекреационного туризма, Сочи выигрывает. Но мы должны понимать, что в смысле бизнес-туризма, выставок, мероприятий и презентаций, которые нацелены на деловую сферу, мы, может быть, и не проиграем, а даже выиграем у Сочи, потому что у нас имидж быстрорастущего города с успешной экономикой уже сформировался.

Что касается рекреационных туристов — есть объекты, которые выросли как потенциально привлекательные для туризма. Это лицо города. Например, стадион «Краснодар».
Кроме того, у нас будет развиваться медицинский кластер и туризм, который касается медико-реабилитационного характера — это то, что уже даже не послезавтрашнее, а ближайшее завтрашнее будущее.

Людмила Евграфова, председатель гостинично-туристской секции г. Краснодара:

— Я считаю, что Краснодар очень сильно продвинулся в разработке туристических продуктов, например, по рекреационному туризму. Другое дело, что продвигать это очень сложно. Конкуренция на рынке турпродуктов очень большая.

Нет изюминки вкусной и сладкой, которую все бы захотели. Чем можно привлечь сюда туриста, хотя бы на одни сутки? То, что есть чем здесь заняться — это факт. Например, у нас два краснодарских ресторана вошли в список 50 лучших ресторанов России. Вроде частный бизнес, но из этого же можно делать бренд. Специфика туризма, в том, что он объединяет всех. Все отрасли. Но у нас каждый сам по себе: ресторанный бизнес — это их бизнес, гостиничный — это их, транспорт — отдельно. И мы со своим турпордуктом где-то приткнулись.

Оксана Раевская, генеральный менеджер ООО «Екатеринодар», гостиница «Crowne Plaza»:

— В Краснодаре отельный бизнес достаточно развит и готов к мероприятиям в рамках Стратегии. Первый отель международной сети был открыт ещё семь лет назад, имею ввиду Hilton. Отелей открывается всё больше и больше. Каждый год мы должны иметь прирост туристов, независимо от того, развивается туристическая инфраструктура или нет. Если нет, то мы сами что-нибудь придумываем. В связи с необходимостью развития инфраструктуры в комплексе — удержания персонала, развития событийного туризма, городских дорог — нам неоткуда черпать новые направления, мы не можем постоянно инвестировать сами в себя и в какие-то новые технологии. По этим причинам развития отельного бизнеса пока нет. Я считаю, что при разработке Стратегии в туристическом направлении нужно постараться выделить преимущества и те самые «изюминки», которые будут выделять именно Краснодар.

О поддержке и развитии предпринимательства

Евгений Панасенко, «Эрнст энд Янг»:

— Есть очень интересное наблюдение. Если взять не только Краснодар, но и Краснодарский край и, в целом Россию, то у нас на долю среднего бизнеса приходится 12–13% рабочих мест. При этом в странах Запада средний бизнес дает до 70–80% рабочих мест в муниципалитетах региона. Поэтому основной целью развития предпринимательства, заложенной в Стратегии, как раз является повысить вклад в экономику города малого и среднего предпринимательства за счет создания условий для существующих субъектов предпринимательства и создания новых.

Евгений Панасенко:

Мы говорим не только о том, что надо создавать новые бизнесы. На наш взгляд, малый бизнес должен переходить в средний, средний — в крупный. Наша основная стратегическая цель — это развитие малого и среднего предпринимательства. Для этого мы предлагаем создавать и развивать инфраструктуру по примеру центра городского предпринимательства «Платформа» — с коворкингом, с переговорными, возможностью получения юридических консультаций — это основной проект, который мы закладываем в стратегии.

В Стратегии Краснодара-2030 нет флагманских проектов в сфере предпринимательства, здесь есть только направления развития, которые мы предлагаем.

Весь крупный бизнес когда-то был маленьким. Наша основная задача — ускорить процесс прохождения этого пути. И, тем самым, повышать и повышать вклад в экономику города. Безусловно, ориентация поддержки — прежде всего на те основные отрасли, которые мы сегодня называли: туризм, креативные индустрии, промышленность.


Обсуждение стратегических целей развития Краснодара до 2030 г.в сфере «Бизнес»
Часть 1 Часть 2

На официальном интернет-портале администрации и городской Думы Краснодара создан специальный раздел, где размещена презентация положений Стратегии в сфере «Бизнес». Там же будут все материалы по итогам встречи: стенограмма, видеоверсия. Такие же материалы разработчики Стратегии разместят накануне и по итогам каждой из встреч — всего их будет 4.

1. Бизнес — о развитии отраслевой структуры экономики города и о том, какие новые сферы бизнеса станут ее перспективными локомотивами.

2. Пространственное развитие — комплекс вопросов в области строительства, ЖКХ, городской среды и экологии.

3. Транспорт — обеспечение потребностей быстро растущего города и агломерации в связности и доступности территорий для проживания, работы и отдыха.

4. Социальная сфера и человеческий капитал — о сферах развития жителей города, их способностей, возможностей для раскрытия потенциала.