Поиск по сайту

Введите запрос для поиска например, структура администрации
Закрыть
Главные новости

Открытый отчёт главы Краснодара Евгения Первышова по итогам работы в 2019 году: стенограмма основных тем

26 февраля 2020

26 февраля Евгений Первышов выступил с ежегодным отчётом о результатах работы администрации Краснодара. Мероприятие началось в 11.00 во Дворце искусств ТО «Премьера» по ул. им. Стасова, 175.

Открытый отчёт транслировался в режиме прямого эфира в официальном аккаунте администрации города в социальной сети «ВКонтакте» и в официальном YouTube-канале администрации Краснодара.

Евгений Первышов в своём отчёте рассказал о развитии основных сфер жизни города, о стратегических задачах, которые стоят перед столицей Кубани.

В мероприятии приняли участие руководители крупных компаний, предприятий малого и среднего бизнеса, общественных объединений и профессиональных сообществ, известные спортсмены и общественные деятели, депутат Государственной Думы РФ Владимир Евланов, директор департамента внутренней политики администрации Краснодарского края Игорь Чагаев, председатель городской Думы Краснодара Вера Галушко, депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края и городской Думы Краснодара, Почётные граждане Краснодара, руководители медицинских учреждений, спортивных клубов и общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений, федеральных, региональных и городских средств массовой информации, популярных городских сетевых ресурсов.

Перед началом глава Краснодара в неформальной обстановке пообщался с участниками мероприятия, обсудил вопросы развития кубанской столицы.

Отчет проходил в формате презентации с большим количеством инфографики по разным направлениям и практически всем сферам городской жизни.

Основные темы выступления главы Краснодара: строительство школ и детсадов, обновление и развитие общественного транспорта, достройка проблемных домов, создание новых зеленых зон и рекреационных территорий, экономика Краснодара в сравнении с городами-миллионниками России. Отдельная тема — ключевые результаты развития Краснодара в разных сферах за три прошедших года.

Со стенограммой выступления главы Краснодара можно ознакомиться ниже. Также на этой странице разместим телевизионную версию выступления.

В эфир телевизионная версия отчёта выйдет на телеканале «Краснодар. 360» 26 февраля в 19:35 и 27 февраля в 16:05. В эфир кабельного телеканала «Краснодар» — 26 февраля в 19:35, 27 февраля в 12:30.

Далее публикуем стенограмму основных тем открытого отчёта главы Краснодара Евгения Первышова.

Вступление

Добрый день!

Рад всех вас видеть сегодня!

Уверен, всем присутствующим в этом зале, всем, кто смотрит трансляцию, всем жителям Краснодара небезразлична судьба нашего любимого города, его развитие, становление, его успехи.

Мы, конечно, сегодня подведем итоги 2019 года, нашей общей совместной работы. Но прежде чем говорить об итогах, мы поговорим об истории. Потому что история имеет свойство повторяться.

Об исторических этапах развития Екатеринодара — Краснодара

Краснодар сегодня является 16 городом-миллионником в Российской Федерации.

Мы всего лишь на 100 лет старше Новосибирска.

1793 год

Основана войсковая крепость Екатеринодар. Казани тогда было уже 788 лет, Москве — 646, Нижнему Новгороду — 572 года.

1794 год

Через год после основания все население Екатеринодара — 586 человек.

Это примерно половина большого зала, в котором мы сейчас.

1867 год

Эта важная дата для истории — Екатеринодар получает статус гражданского города. В нем разрешают селиться не только казакам, но и представителям всех сословий. Именно с этого времени началось бурное развитие нашего города.

1888 год

Строительство железной дороги от станции Тихорецкой до Новороссийска через Екатеринодар. Именно в 1888 году появляется железнодорожная станция.

И в этот период времени здесь уже — 80 заводов, 40 артелей, 3 типографии, 7 гостиниц, 6 училищ и гимназия.

Прошу обратить внимание, трактиры и питейные заведения — 110, ресторации — 3, гостиниц — 7. Уже и в то время потребительская сфера у нас лидирует, как и сегодня.

1900 год

Открытие трамвайного движения по Красной. Один из первых в России трамваев на электротяге. Появляется электричество, происходит электрификация домов по ул. Красной, есть телефонная станция. Ровно 120 лет назад.

Неслучайно — и мы сегодня об этом мы вместе с вами еще будем об этом говорить. Прошла эпоха, ровно 120 лет. И мы сегодня делаем глобальное обновление нашего трамвайного парка. И очень рассчитываем — и об этом тоже сегодня поговорим — будет начато строительство новой трамвайной ветки по ул. Московской.

1918 год

Открывается политехнический институт.

1923 год

В Краснодаре — уже 144 тысячи человек. Обратите внимание, в городах Царицын (Волгоград) — 166 тысяч, Нижний Новгород — 167 тысяч. Эти города гораздо старше Краснодара. Но мы уже тогда по динамике, по численности населения их догнали. Идем дальше.

1934 год

Начало пассажирских авиаперевозок. Открыт аэропорт.

1935 год

Построена Шуховская башня. В Краснодаре появляется центральный водопровод.

1939 год

В предвоенные годы в Краснодаре население — уже больше 203 тысячи. По меркам современных городов Советского Союза мы являлись крупным населенным пунктом. По тем временам — уже приблизились к городам — не сказать, миллионникам, потому что столица Москва, Санкт-Петербург-Ленинград уже по тем временам были миллионниками — но входили в число 15, можно сказать, густонаселенных городов страны.

О праздновании Великой Победы

Великая Отечественная война. Она постучалась в каждую краснодарскую семью. Погиб практически каждый пятый житель Краснодара. 13 тысяч — при оккупации Краснодара. 31 тысяча краснодарцев не вернулись с фронта.

Этот год, год 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, объявлен Президентом Владимиром Владимировичем Путиным Годом памяти и славы.

Действительно — это память, которую мы должны сохранить и передать из поколения в поколение. И сегодня по совместному с депутатами городской Думы решению мы приступили к реконструкции, реставрации всех обелисков, памятников, которые посвящены Великой Отечественной войне.

Немаловажным событием является строительство мемориала защитникам Пашковской переправы. Я напомню историю. Когда шла эвакуация из города, 500 призывников тогда — пацанов, которых набрали, организовали батальон, который встал на защиту Пашковской переправы и героически удерживал этот рубеж. Только 18 ребят вернулись после этих боев. Два ветерана Великой Отечественной войны — защитников Пашковской переправы — сегодня проживают в Краснодаре.

По решению городской Думы в честь 77-й годовщины освобождения нашего города — говоря о памяти и славе, в честь ветеранов войны, которые освободили Краснодар, нашу страну, Европу, которые восстановили после войны разрушенный Краснодар, мы присвоили почетные звания «Почетный житель города Краснодара» еще 12 ветеранам. Вот их имена:

  • Мария Кирилловна Гостева
  • Антонина Николаевна Иванова
  • Юрий Иванович Кокорин
  • Николай Александрович Кономополо
  • Василий Павлович Кузьменко
  • Клавдия Николаевна Куприенко
  • Анна Константиновна Кутанова
  • Елизавета Ильинична Людвиг
  • Ольга Трофимовна Рыбкина
  • Надежда Григорьевна Скрипникова
  • Александр Петрович Чугаев
  • Павел Фирсович Журавлев

Их имена навсегда вписаны в историю Краснодара.

О современном этапе развития Краснодара

1973 год

В Краснодаре уже проживают 500 тысяч человек. Города-миллионники уже по тем временам — Москва, Санкт-Петербург (Ленинград), Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара. Они — далеко впереди.

Мы строим Краснодарское водохранилище.

2000 год

В Краснодаре живут 639 тысяч человек. Строится первый новый большой микрорайон — Юбилейный.

2018 год

Население Краснодара официально уже превышает один миллион человек.

Как прирастала динамика, можно посмотреть на этой диаграмме.

Последние вехи — от 800 тысяч до 1 млн — мы приросли очень быстро, буквально за 5 лет.

Еще одна диаграмма — границы застройки Краснодара в 2000 г. Одним цветом — застройка 2000 года. И через 19 лет — появились новые микрорайоны. Город начал стремительно развиваться.

Об экономике Краснодара в сравнении с городами-миллионниками

Если говорить о численности, наверное, это — не главный показатель. Еще раз вернемся к 16-ти городам-миллионникам.

Мы на 16-м месте. Но в этом году будет перепись населения, и мы уже скоро узнаем, сколько же краснодарцев проживает в городе.

Но, чтобы оценить социально-экономическое развитие Краснодара, необходимо посмотреть глубже. Посмотреть на деловую активность.

Но сравнивать наш город со столицами — Москвой, Санкт-Петербургом — некорректно, они далеко впереди.

Так что оставляем 14, и здесь мы на 14 месте.

Следующая диаграмма — общий объем доходов бюджетов городов в 2019 году. У нас он составил 35 млрд 902 млн. И мы уже на 4 месте.

Консолидированный бюджет — это общая цифра. Это работа муниципалитета, участие в федеральных и региональных программах. Но насколько мы экономически сильны сами?
Сколько зарабатываем сами, в свой, городской бюджет?

Здесь мы уже на 3 месте. Общая сумма собственных доходов Краснодара составила 20 млрд рублей в 2019 году. Считаю, это — достаточно уверенный показатель в развитии города.

О проблемах стремительного роста Краснодара

Действительно, за 18 лет мы совершили вместе большой рывок в развитии города. Почти 400 тысяч жителей плюсом к населению. Понятно, что за таким ростом населения не поспевали ни социалка, ни многое другое. Проблемы с дорогами, с транспортом, инженерной инфраструктурой. По сути дела, такое бурное развитие сыграло с Краснодаром злую шутку. И нам необходимо было принимать срочные, кардинальные меры — вместе с вами находить пути решения, чтобы наводить порядок, создавать нужные условия для качественной жизни в городе.

Безусловно, любое направление, за которое бы мы ни брались, оно всегда упиралось в бюджет.

И в первую очередь, мы приняли решение навести порядок в бюджете города Краснодара. Вернемся на 3 года назад, в 2016 год.

2016–2019 — главные результаты: рекордный бюджет

Собственный общий бюджет Краснодара у нас составлял 14 млрд руб. У нас кредиторская задолженность составляла 3,5 млрд руб., 9 млрд руб. были коммерческие кредиты. 1 млрд руб. мы платили за обслуживание наших коммерческих кредитов. Что мы сделали? Мы ввели жесткий режим экономии. Сократили штат в администрации.

Улучшили администрирование налогов и сборов. Провели реструктуризацию долга.

Огромные слова благодарности губернатору края Вениамину Ивановичу Кондратьеву. Мы получили более 1 млрд руб. из краевого бюджета для погашения кредиторской задолженности. 2,5 млрд руб. мы смогли аккумулировать сами и рассчитались с теми предприятиями, которые поставляли нам услуги.

Идем дальше. Что такое 1 млрд руб., который мы платили банкам за обслуживание наших коммерческих кредитов?

Это стоимость современной школы. На ул. Конгрессной мы сегодня строим самую большую школу на 1875 мест. Стоимость ее составляет 996 млн руб.

Выплата процентов по кредитам — как она сокращалась. В 2016 г. мы платили 958 млн руб., и вот так постепенно, шаг за шагом, в 2019 г. обслуживание коммерческих кредитов нам обошлось в 367 млн руб. Это, действительно, серьезная экономия.

Все денежные средства, которые мы сэкономили, были направлены на участие в региональных и федеральных программах по принципу софинансирования. Это позволило привлечь в бюджет муниципального образования дополнительные ресурсы, которые пошли на решение наших насущных социальных проблем.

Если говорить о собственных доходах, в 2016 г. они составляли около 13,4 млрд руб., в 2017 — 14,5 млрд руб., в 2018 — 15,4 млрд руб., и в 2019 г. — 20,18 млрд руб. по собственным доходам. Ну и, конечно, наш общий бюджет по доходам, который равен на сегодня 35 млрд 900 млн руб. Это, действительно, серьезный экономический показатель, серьезный экономический прорыв.

Говоря об успехах, хочется сказать об общем успехе всех краснодарских предприятий, всех краснодарцев. Мы перечислили в консолидированный бюджет Краснодарского края в 2019 г. 110, 5 млрд рублей. Это, действительно, серьезная цифра.

Конечно, мы разрабатываем стратегические программы. И нам важно — поддерживать развитие экономики. Привлекать новых инвесторов и помогать им.

Для этого в Краснодаре создано управление инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства. В Краснодаре для инвесторов введена самая низкая арендная ставка в России — мы ее снизили в 25 раз. Это новые промышленные зоны, куда мы приглашаем новых инвесторов с серьезным капиталом для того, чтобы создавать новые предприятия и новые рабочие места.

2016–2019 — главные результаты: возвращение земли муниципалитету

Мы вернули 230 га городских территорий. Начиная с 2016 г., когда проводили встречи с жителями, понятно, главные требования были такие: садики, школы, новые дороги, благоустроенные территории, новые скверы, новые парки.

Но получилось так, что муниципальной земли у нас почти не осталось. Поэтому мы провели жесткую ревизию, целенаправленную ревизию всех участков, которые отчуждались из муниципалитета. В результате этой работы нам удалось вернуть более 230 га земли.

Один из ярких примеров: помните, в прошлом году мы завершили работу по созданию первой очереди сквера 80-летия образования Краснодарского края. Тоже вернули земельный участок из аренды, и на сегодняшний день там комфортная, благоустроенная территория.

Еще один из ярких примеров — это улица Московская. Мы вернули территорию. Почти два года мы сражались в судах, отстаивали свою правду, и на сегодняшний день этот участок у нас вернулся в муниципалитет. Мы можем на сегодняшний день выполнять те работы, которые мы запланировали. Я об этом еще скажу — это работы по строительству ливневого коллектора. Но, самое главное, мы приблизились к решению одного из главных, наверно, стратегических этапов: это строительство трамвайной линии по ул. Московской от ул. Солнечной до ул. им. Петра Метальникова. Мы заканчиваем уже проектирование этой трамвайной линии. И буквально, я рассчитываю, летом приступим непосредственно к ее строительству.

Идем дальше. Мы вернули 81 участок — это 231 га муниципальной собственности. Все эти участки отображены на интерактивной карте, они находятся в разделе на сайте администрации города для того, чтобы был общественный народный контроль за этими территориями.

Как я и говорил, все земельные участки, которые мы вернули, они будут предназначены для решения наших социальных программ: это строительство школ, детских садов, скверов и парков. Только общественное назначение по этим территориям.

Новый Генплан, сохранение исторического центра

Мы провели большую работу: переформатировали градостроительную политику. Да, несколько хаотично у нас проходило развитие города. Был устаревший Генеральный план. Сегодня мы завершили работы по созданию нового Генерального плана города. В ближайшее буквально время он уже поступит на публичные обсуждения. Основные направления, основные этапы, которые заложены в нем, это: децентрализация города, создание точек притяжения и отдыха, создание территорий для промышленных и индустриальных зон, создание транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры.

Один из важных документов, который был принят в 2019 г. — это предмет охраны границ исторического поселения. Территория включает в себя 117 кварталов. В общей сложности, в эту территорию входят 272 объекта культурного наследия, 433 ценных объекта историко-градостроительной среды. Основные необходимые этапы, которые нам предстоит с вами сделать, — это сохранить историческую планировку кварталов и ее элементы и сохранить объемно-пространственную структуру этой территории.

Идем дальше. Баня купца Лихацкого — известный объект, она находится недалеко от администрации города. Но это частная собственность. Она в отличном, можно сказать, в идеальном состоянии. Но чтобы попасть внутрь, нужно по какому-то делу прийти в компанию, которая сегодня там располагается.

А недалеко у нас — Дом купца Лихацкого, который находится в муниципальной собственности. Были у нас определенные планы. Мы предполагали, что этот объект отдадим в аренду для того, чтобы уже непосредственно бизнес мог нам помочь, оказать содействие, сделать реконструкцию этого объекта. Но в аренду никто не хотел — все хотели в собственность, и потом использовать его для коммерческого назначения. Последние планы были — это ресторан.

Обсуждая с жителями, с горожанами, мы пришли к выводу, что этот объект должен остаться в собственности муниципалитета. И буквально недавно я анонсировал то, что на ближайшем заседании городской Думы обращусь к депутатам: у нас есть на сегодняшний день возможности, у нас есть экономия денежных средств, давайте вместе примем решение и направим денежные средства на разработку проектно-сметной документации этого объекта.

Который в последующем, конечно, станет знаковым местом.

В целом, если говорить о территории 194 квартала — это квартал, где находится Дом купца Лихацкого, — он включает в себя 5 объектов культурного наследия и 3 градоформирующих объекта. Территория очень интересная. Я предлагаю поработать двумя этапами. Первый — без задержек мы приступаем к реконструкции самого Дома купца Лихацкого. Второй — это та территория, которую необходимо нам благоустроить.

Воссоздать Екатеринодар на такой небольшой территории. Я приглашаю всех: архитекторов, историков, людей, которым небезразлична судьба Краснодара, — принять участие в обсуждениях, войти в состав рабочей группы, которая будет действовать у нас при администрации города по подготовке этого проекта.

2017–2019 — главные результаты: «социальный конвейер»

Мы с вами вместе разогнали краснодарский «социальный конвейер». За период трёх лет, начиная с 2017 г. по 2019 г., мы построили 7 школ и 15 детских дошкольных учреждений. Но, как оказалось, действительно, это — капля в море. Во всех школах, которые мы введи в эксплуатацию — учебный процесс уже идёт в две смены. То есть нам нужно строить больше, быстрее и качественнее.

Мы строим сегодня 5 детских садов. И ещё в 5 детских садах, которые сегодня вернулись в муниципальную собственность, проводится реконструкция. Всего будет 10 дошкольных учреждений, которые уже сегодня находятся в работе. И 9 школ. Десятую школу — корпус к 46-й школе в микрорайоне Гидростроителей — мы начнём строить в течение нескольких дней.

Безусловно, такие темпы у нас будут сохраняться. Мы готовим проекты по 16 школам — это работы, которые уже запущены. То есть это объекты, которые на сегодняшний день имеют земельные участки и чёткий план-график по началу проектирования и началу строительства.

Такой же план-график мы с вами имеем и по строительству детских дошкольных учреждений. На 23 детских сада на сегодняшний день зарезервированы земельные участки, и по ним тоже ведутся проектно-изыскательские работы.

Задача — строить ежегодно от 6 до 10 школ. Это та планка, ниже которой мы не имеем права опускаться.

В 2019 г. нам передано 13 земельных участков под строительство социальных объектов общей площадью 35 га. Всего, начиная с 2016 г., мы получили 19 таких земельных участков. Это действительно серьёзный объём. И здесь хочу выразить огромные слова благодарности нашим строительным компаниям, которые перестроили свою работу. Сегодня у каждого есть понимание, что строить просто квадратные метры невыгодно — нужно строить вместе с социальной инфраструктурой: садиками, школами, поликлиниками, центрами дополнительного образования.

Помимо земельных участков, мы на сегодняшний день получаем полностью оплаченные технические условия, готовые проекты, которые прошли государственную экспертизу. То есть — проекты, готовые к реализации. Дальше мы ставим их в региональную или федеральную программу и, соответственно, ставим в план-график.
План-график вы сегодня видели, и количество объектов, которые мы планируем к строительству, тоже.

Я ещё раз выражаю благодарность строительным компаниям Краснодара за их активную позицию.

О достижимости целей, прописанных в новом Генеральном плане Краснодара

Если говорить о Генплане — специалисты говорят, что к 2040 году нам нужно построить 120 школ.

Цифра кажется фантастической. Но давайте посмотрим. Мы уже сегодня имеем 90 зарезервированных участков для школ. 26 школ проектируем, 7 — уже построили. По сути, значительную часть работы мы уже выполнили. Впереди у нас 20 лет, и теми темпами, которыми мы на сегодняшний день развиваем социальное строительство, я думаю, с этой задачей мы вместе справимся.

О качестве образования в школах Краснодара

2019–2020 учебный год поставил ещё один рекорд: в наших краснодарских школах учатся 153 939 учеников.

Хотя учёба, действительно, напряженная — в 2 смены, это тяжело как ученикам, так и педагогам наших общеобразовательных школ — по результатам 2019 г. 100-баллов у нас набрали 87 учеников, 25 наших учеников дошли до финала Всероссийских олимпиад, и 9 из них завоевали призовые места. 1300 школьников стали победителями краевых, российских и международных конкурсов. Это действительно заслуга учеников, заслуга краснодарских педагогов.

2017–2019 — главные результаты: ремонт и строительство дорог

Переходя к этому разделу, хочется сказать: «Поехали», — но пока ещё движение у нас не быстрое, в пробках простаиваем, не все дороги у нас ещё отремонтированы.

По мнению экспертов, в 2016 г. нормативным требованиям соответствовали 39% краснодарских дорог. Мы включились в федеральный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и совершили, действительно, большой прорыв. На сегодняшний день выполнен ремонт 222 километров дорог в Краснодаре.

Мы видим динамику развития. Уже к 2019 г. мы подходим к планке 59% качественных дорог. Но к 2024 г. мы этот показатель должны довести до 85%. Я думаю, что у нас эта работа получится.

В целом, в 2017 г. мы выполнили ремонт на 47 участках, в 2018 г. — 67 участков, в 2019 г. — 49 участков. К концу этого года мы должны с вами отремонтировать в общей сложности 300 км дорог — расстояние от Краснодара до Ростова-на-Дону. Представьте, какой объем работ мы выполнили всего за несколько лет.

О реконструкции и строительстве дорог

Безусловно, нам нужно ремонтировать, расширять и строить дороги. Конечно, мы принимаем активное участие в проектировании новых дорог, новых участков — эти работы ведутся по 30 объектам — это те планы, которые мы разрабатываем вместе с жителями, смотрим наиболее сложные, наиболее узкие участки, которые возможны к реконструкции.

Один из них — это ул. им. 40-летия Победы — от ул. Восточно-Кругликовской до ул. им. Героев Разведчиков — её мы начнём реконструировать уже в этом году. Мы уже говорили, что завершили почти все работы по новому въезду в Юбилейный микрорайон, также в планах дорога на х. Копанской — старый Почтовый тракт. Ну и, наверное, одна из главных дорог — ул. им. Есенина в Музыкальном микрорайоне — тоже планируем привести в порядок в этом году.

Один из самых важных, сложных проектов, который мы готовим к реализации — это транспортный коридор от ул. им. Володарского, ул. Тихорецкой до трассы М-4 «Дон» — новый современный въезд-выезд из кубанской столицы.

Конечно, главная задача — это выполнение программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города, которую мы разработали до 2030 г.

Например, выполнили реконструкцию Старокубанского кольца.

Большой фронт работ мы проводим, и, конечно, качественно улучшаем характеристики краснодарских дорог.

Еще один пример — модернизация перекрестка Сормовской и Лизы Чайкиной. Вы помните узкое «горлышко», которое в течение нескольких месяцев мы расширили. Сегодня это 6 полос движения, пропускная способность у нас увеличилась на 45%.

Что будет в этом году? В этом году мы приступим к реализации проекта по перекрёстку ул. им. Дзержинского/ул. Кореновской. Мы тоже будем следовать тем рекомендациям, которые нам дала Высшая школа экономики. Пока все проекты, которые были у нас реализованы, они действительно дали результат. Реконструкция этого сложного перекрёстка, по мнению специалистов, по той модели, которая предложена, должна увеличить пропускную способность до 90%.

Далее — мы внедряем систему «умных светофоров» — они уже работают у нас на 3 участках.

38 перекрёстков у нас уже оборудованы такими датчиками. В целом в Краснодаре — 400 перекрёстков, которые будут задействованы, и которые оборудованы светофорными объектами.

Конечно, мы ожидаем эффект, но пока идёт наладка оборудования, программного обеспечения — потребуется определённое время. Но мы также предусматриваем и создание «зелёной волны» для наших трамваев — уже провели тестовые мероприятия.

Конечно, для развития общественного транспорта необходимо предусматривать и создание выделенных полос. Только в 2019 г. выделенные полосы, которые появились в Краснодаре, составили 10,5 км. В общей сложности у нас на сегодняшний день 20,7 км выделенных полос. Это позволяет наладить более качественное движение общественного транспорта, оборачиваемость маршрутов становится быстрее. И в целом общественный транспорт становится более привлекательным.

Оздоровление и развитие МУП «КТТУ»

Три года назад надо было спасать от банкротства Трамвайно-троллейбусное управление. Когда в 2017 году я проводил первые встречи с работниками предприятия, мне казалось, что люди абсолютно не верят в те планы, о которых мы говорили. Люди разочаровались — много было дано всевозможных обещаний, но предприятие медленно катилось к своему дефолту. В 2017 г. долги предприятие составляли почти 900 млн рублей. Это астрономическая сумма. Шаг за шагом, вместе с коллективом предприятия, мы вышли в 2019 году в прибыль. Спасибо большое коллективу, что поверили нам. И вот результат.

В 2019 году 44 млн рублей предприятие заработало собственных средств.

Если говорить о предприятии, оно у нас градообразующее. Там работает 4 тысячи человек. 491 единица техники — трамваев, троллейбусов, автобусов — регулярно выходит на рейсы. 318 тысяч жителей и гостей кубанской столицы КТТУ перевозит ежедневно.

Это отличный результат.

Конечно, для развития необходимо проводить обновление всего парка. Принята программа по обновлению парка общественного транспорта, прежде всего трамвайного. При поддержке губернатора Краснодарского края Вениамина Ивановича Кондратьева мы
получили программу обновления, рассчитанную сразу на три года.
В 2019 году приобрели 35 трамваев, которые уже на линии и перевозят пассажиров — 31 односекционный и 4 трехсекционных.

Хотя в планах была закупка всего 31 единицы. За счет экономии денежных средств департаменту транспорта и дорожного хозяйства удалось добиться дополнительных возможностей, купили еще 4 единицы техники.

Если говорить о планах, то сегодня мы готовим закупку еще 56 односекционных трамваев. В этом году будет 29 единиц, в следующем — 27. Таким образом, постепенно, шаг за шагом мы обновим весь трамвайный парк.

Троллейбусы тоже требуют замены. В прошлом году из бюджета муниципального образования по решению городской Думы Краснодара мы профинансировали покупку 10 троллейбусов. 2 троллейбуса купило самостоятельно трамвайно-троллейбусное управление. Это хороший результат. Это троллейбусы с запасом автономного хода, которые могут двигаться определенный промежуток времени без контактной сети. Они уже показали свою эффективность.

И сегодня, пользуясь случаем, хочу обратиться к депутатам Законодательного Собрания Краснодарского края. Я знаю, что они находятся в зале. Знаю, что завтра у вас будет сессия. Один из рассматриваемых вопросов — это выделение средств муниципальному образованию город Краснодар на пополнение троллейбусного парка. Рассчитываю, что вы поддержите эту инициативу. Троллейбусы с запасом автономного хода нам нужны.
Покупая новую технику, конечно, мы думаем о развитии и строительстве новых трамвайных линий. Их четыре.

Первая, к реализации которой мы приступим, — по ул. Московской.
Мы еще говорим о Восточно-Кругликовском микрорайоне, микрорайоне Гидростроителей. И о новой линии до международного аэропорта «Краснодар».

В целом, если в 2019 году у нас сейчас 123 км трамвайных линий, то к 2040 году по Генплану, который в ближайшее время поступит на широкое обсуждение, мы рассчитываем, что протяженность трамвайных линий составит порядка 320 км.

Уже сегодня мы закладываем изменения в документы генерального планирования, чтобы в последующем не сталкиваться с историей изъятия земельных участков, чтобы не сталкиваться с правами третьих лиц, которые мы сегодня преодолеваем. И это достаточно сложный процесс, который тормозит реализацию наших проектов.

Достройка 142 проблемных домов

Одна из насущных проблем, которая затрагивала десятки тысяч жителей города Краснодара, — это долгострои. Мы достраивали проблемные дома.

Всего с 2017 по 2019 гг. удалось достроить 142 проблемных дома. Ключи получили 26200 человек. Это — огромная цифра. Безусловно, добиться таких результатов мы смогли только совместными усилиями, при поддержке администрации Краснодарского края, прокуратуры Краснодарского края, прокуратуры города, правительственной организации «Дом. РФ».

На сегодняшний день действует целый ряд программ, по которым мы осуществляем достройку проблемных объектов. Это и компенсационные земельные участки, и прямые субсидии из краевого бюджета строительным компаниям, которые берутся за достройку этих проблемных объектов. Это финансовая поддержка правительственной организации «Дом. РФ», которая тоже выделяет денежные средства на решение этой сложной проблемы. Есть один объект — ЖК «Феникс» на ул. им. Мачуги, 2; литер 5, 6 (468 квартир). Его строительство начиналось еще 2003 году. Почти 17 лет люди ждали своих квартир. В прошлом году этот дом был достроен.

Завершение брошенных инфраструктурных проектов и восстановление работы городской ливневки

Но, помимо общих долгостроев, мы имели и ещё имеем собственные инфраструктурные долгострои. Я хочу рассказать об одном из самых главных — ливневый коллектор по ул. Петра Метальникова. Вы помните, что при поддержке наших строительных компаний нам удалось проложить коллектор по ул. Московской. Кроме этого — от ул. Российской до ул. Петра Метальникова — там почти двухметровый коллектор, необходимо было уложить почти 200 метров. Эта работа выполнена.
В прошлом году завершены работы по строительству камеры гашения.

В этом году мы уже запустили насосную станцию.

Мы осушили «Московское море». Да, впереди ещё большая и сложная работа. Предстоит в закрытом виде проложить коллектор, который пройдет от Ростовского шоссе по балке р. Осечки, нужно еще строительство очистных сооружений, но система уже заработала.

Развитие инженерной инфраструктуры

Говоря о развитии всей инженерной инфраструктуры, хочется отметить работу наших главных компаний: «Кубаньэнерго», «НЭСК», «Краснодар Водоканал». Благодаря их вниманию на сегодняшний день есть улучшение всех инженерных характеристик.

«Кубаньэнерго» модернизировало три подстанции, построило порядка 17 километров сетей.

Компания «НЭСК» модернизировала и построила 105 километров электросетей, 33 электроподстанции.

«Краснодар Водоканал» в общей сложности заменил более 24 километров водоподводящих и водоотводящих сетей.

«Краснодартеплосеть» у нас отремонтировал 10 своих котельных, построил около 15 километров сетей. Компания «Краснодартеплосеть» реконструирует самый главный объект — это теплотрасса, которая соединяет ТЭЦ и центр города. Порядка 1 километра работ там проведено. «АТЭК» построил 2 котельные и модернизировал почти 1,5 километра собственных сетей.

Благоустройство зеленых зон и создание Народного парка

За прошедшие три года мы привели в порядок 17 скверов и бульваров.

Если говорить поэтапно:

  • 2017 — 5 зеленых зон и 81 придомовая территория;
  • 2018 — 24 придомовых территории и 2 зеленые зоны

И 2019 год, за который я отчитываюсь, — абсолютный рекордный — мы привели в порядок 11 зелёных зон. Они были реконструированы либо созданы с нуля.

Вы помните территории, которые мы освобождали от гаражей и хозяйственных построек? Потом эти территории получили финансирование. И после обсуждения с жителями мы реализовали эти проекты. Таким образом, благоустроили 11 территорий.

В 2020 г. благоустроим вторую очередь Вишняковского сквера. Вы помните, что часть сквера находилась в частной собственности.

Там планировали построить гостиницу. А исторически это был сквер. Мы приложили все усилия, чтобы вернуть территорию обратно, в общее пользование. И в этом году, я надеюсь, ко Дню города, работы будут завершены.

Сквер «Дмитриевский», бульвары «Школьный» и «Приозерный» — территории, которые будут благоустроены в этом году.

Год назад я говорил, что мы рассчитываем вернуть городу землю вокруг третьего в каскаде Карасунских озер — там, где мы вместе с жителями начали создавать Народный парк. Хочу сообщить, что несколько дней назад эта территория вернулась в муниципальную собственность. Можно посмотреть публичную кадастровую карту и увидеть, что права собственности теперь за муниципалитетом.

Думаю, что теперь мы совместно с депутатским корпусом проведем топонимическую комиссию и наименуем этот сквер. Но, думаю, что свое название он сохранит — будет «Народным» сквером. И дальше с жителями Комсомольского микрорайона начнем разрабатывать проект благоустройства и выставим его на рейтинговое голосование, которое пройдет в следующем году.

В этом году я благодарен жителям за активное участие в рейтинговом голосовании по отбору территорий для благоустройства.

Три территории стали победителями:

  • сквер «Хуторской» в хуторе Ленина;
  • бульвар «Мариинский» в центре города;
  • бульвар «Николаевский» в мкр. Гидростроителей.

Николаевский бульвар — одна из самых сложных территорий. Бульвар обременен правами третьих лиц. За три года мы наработали хорошую практику, когда мы находим основание, чтобы возвращать земельные участки обратно в муниципальную собственность, в общее пользование.

О восстановлении кинотеатра «Аврора»

В прошлом году мы подписали концессионное соглашение по восстановлению «Авроры». На сегодняшний день кинотеатр уже в стадии реконструкции.

Безусловно, слова благодарности Сергею Николаевичу Галицкому за то, что он взялся за реализацию этого сложного концессионного соглашения, потому что для бюджета муниципального образования сегодня не по силам было выполнить тот объем работ, который планирует выполнить по реконструкции Сергей Николаевич.

О развитии бизнеса в Краснодаре

У нас 83 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, где работают 38% краснодарцев, больше 242 тыс. человек. И это те, кто работает «в белую», реальная цифра, мы все понимаем, значительно выше.

Конечно, я благодарен всем, кто честно ведет дела, платит налоги. Вносит свой вклад в развитие Краснодара.

По сути, наш нынешний результат получился благодаря всем жителям нашего Краснодара.

Так что — совершенно искренне — спасибо вам.

О строительстве единой набережной Кубани от Рождественского парка до Тургеневского моста

Помните, ещё одна была большая мечта, фантастическая по своим меркам — это строительство большой набережной от Рождественского парка до Тургеневского моста. По своим масштабам, по своим объемам, по объемам финансирования казалось, что эта мечта — несбыточна, мы к ней никогда не придем, можно только мечтать.

Однако мы ее уже воплощаем. Начиная с 2020 года у нас стартует создание берегоукрепления новой набережной от Рождественского парка. Работы займут порядка 2,5 — 3 лет, но первые этапы строительства у нас согласованы и при большой поддержке администрации Краснодарского края этот проект уже начинает реализовываться.

Но самое главное, единая набережная — это не только берегоукрепление, это создание комфортной городской среды, которая будет включать в себя порядка 30 гектаров благоустроенной территории. Территории, которую мы обсуждаем вместе с жителями Юбилейного микрорайона. Обсуждаем каждый участок, каждый этап.

О важных городских проектах

Когда мы строили сквер 80-летия образования Краснодарского края, построили скейт-парк. И не сразу учли, что это достаточно шумная конструкция. Она находится вблизи жилых домов и создает жителям неудобства. Посовещавшись с жителями Юбилейного микрорайона, мы решили, что при создании второй очереди сквера скейт-парк переедет на новую территорию.

Вместе с жителями мы отработали проекты еще нескольких территорий — парк «Молодежный», сквер «Дмитриевский», Николаевский бульвар. Это все результат общих усилий и обсуждений на семинарах, которые у нас проходят.

О создании пешеходного квартала по ул. им. Чапаева и ул. Красноармейской

Одна из территорий, которая вызывает живой интерес — создание пешеходных зон. Да, у нас улица Красная давно является пешеходной. К этому все привыкли, в выходные она освобождается от движения транспорта. Думаю, что поэтапно, постепенно, придем к решению серьёзного и очень интересного проекта.

Создание пешеходного квартала, ограниченного улицами им. Чапаева, Рашпилевской, Красноармейской и Карасунской.

Мы создадим и вернем назад тот Арбат, который существовал в истории Краснодара.

О развитии спорта в Краснодаре

Мы вместе с 2017 года запустили программу поддержки талантливых спортсменов. На сегодняшний день у них персональная программа тренировок. Те результаты, которых мы достигли в 2019 году — это 57 медалей на чемпионатах, первенствах и кубках России, Европы и мира. Это на 12 медалей больше, чем в 2018 году.

Отмечу некоторых наших чемпионов:

  • Назир Абдуллаев — серебряной призёр чемпионата Европы 2020 года по греко-римской борьбе.
  • Анатолий Григорян — серебряной призёр чемпионата России по боксу.
  • Наш паралимпиец Владимир Кривуля, который присутствует сегодня в зале. Золото на кубке мира, золото на чемпионате мира по пауэрлифтингу, два рекорда Европы и золото чемпионата России.
Об участии бизнеса в развитии спорта

Из бюджета города в 2019 году на поддержку спортсменов, в том числе строительство спортцентров, мы выделили около 700 млн руб.

Помимо этого, в Краснодаре много спортивных школ, которые финансируют наши меценаты. И опять Сергей Николаевич Галицкий недосягаем, это абсолютный чемпион — больше 10 тыс. детей бесплатно занимаются в его сети детских центров футбольной академии.

Хочется отметить и показать еще большое количество социально-ориентированных компаний, которые работают в Краснодаре и финансируют спортивные секции, спортивные школы. Общий объем ежегодных вложений меценатов в спорт, по нашим подсчетам, составляет порядка 3 млрд рублей. Эти средства тратятся на поддержание детско-юношеского спорта, спортивных школ, и, конечно, на достижение тех рекордов, о которых мы сегодня вместе с вами говорим.

Об открытости работы администрации Краснодара

Говоря о работе администрации, мы должны говорить и об открытости этой работы. В 2019 году разработали и запустили на сайте города несколько интерактивных разделов.

Раздел по ямочному ремонту. Каждый может проверить, где велись работы, что сделано. И если работы сделали некачественно, обратить на это внимание.

Также ведется раздел по уборке стихийных свалок. Здесь уже больше 2 тысяч сообщений. Считаю, нам вместе с жителями удалось стабилизировать ситуацию и навести порядок на большинстве контейнерных площадок. Здесь можно оставить заявку, которую мы отрабатываем, и прикрепляем отчет о проделанной работе.

Еще есть интерактивная карта ремонта городских дорог. Это «сетка» дорог, о которой уже говорил, которая постоянно пополняется. Здесь нанесены и отремонтированные дороги, и участки, которые будут ремонтировать.

Еще один важный раздел — по прочистке ливневой канализации. Служба, которую мы создали, сегодня там круглосуточно работают 10 единиц техники, 4 бригады. В результате слаженной работы мы привели в порядок сети ливневой коммуникации. Более того, я скажу так, что мы даже не знали до начала работы службы, сколько же сетей ливневки у нас в Краснодаре. Теперь знаем — уже больше тысячи километров.

И, конечно, один из важных разделов, который мы сейчас создаём, и в ближайшее время он появится — раздел по социальному строительству — школ и дошкольных учреждений. Жители города смогу ориентироваться и понимать, какой социальный объект на сегодняшний день строится, каковы сроки. Здесь будут фото и видео объектов. Можно будет наблюдать от начала до завершения строительства и ввода этого объекта в эксплуатацию.

И, конечно, прямые трансляции с городской планерки — там мы обсуждаем текущие вопросы, итоги прошедшей и задачи следующей недели.

Об открытости могу сказать, что и сегодняшний отчет тоже идет в прямой трансляции, все жители города тоже могут смотреть нас в прямом эфире.

О стратегических целях Краснодара до 2030 г.

Каким же все-таки должен быть Краснодар по нашим планам и Стратегическим документам к 2030 году.

  • Умный город, ориентированный в первую очередь на человека
  • Комфортные условия для жизни и работы
  • Комфортная городская и транспортная среда
  • Доступная социальная инфраструктура
  • Высокое качество жизни
  • Развитие инновационной промышленности, креативной индустрии и событийного туризма
  • Краснодар — центр Южного полюса роста России.

И я думаю — мы этого достойны.

Заключение

Честно скажу, если бы меня спросили два-три года назад — добьемся ли мы такого результата, о котором мы сегодня с вами говорим, подводя итоги 2019 года, — я был бы скромен в своих прогнозах.

Но за короткий промежуток времени мы с вами проделали очень большую, а главное — слаженную работу.

От «предбанкротного» состояния города вошли в тройку лучших городов России, кроме столиц, по собственному доходу и консолидированному бюджету.

Мы зарезервировали больше 200 участков под строительство социальных объектов. Строим вместе с вами уже 10 школ. Отремонтировали 222 км автомобильных дорог. 30 проектов находятся в работе.

Приступаем к строительству набережной реки Кубани от Рождественского парка до Тургеневского моста. В этом году мы начнем строительство, я очень рассчитываю, новой трамвайной линии по ул. Московской.

И все это — благодаря общей слаженной работе, благодаря поддержке губернатора Кубани Вениамина Кондратьева, благодаря нашему участию в федеральных и региональных программах, поддержке Законодательного Собрания края.

Я очень благодарен депутатам городской Думы Краснодара, которые поддерживают предложения и решения, которые мы вместе с вами реализовываем.

И, безусловно, я очень благодарен жителям города за их активное участие в решении острых, важных проблем. Мы сегодня добиваемся серьезного успеха.

Спасибо за внимание.