Меню Закрыть

Брифинг Евгения Первышова по результатам первых трех месяцев работы городской власти в 2018 году: стенограмма основных тем

Глава кубанской столицы 24 апреля провёл традиционную встречу с журналистами городских, краевых и федеральных СМИ.

Брифинг посвящен ключевым направлениям работы муниципальной власти в первые три месяца 2018 г.

Среди основных тем: текущее состояние экономики краевого центра, наполнение городского бюджета, строительство школ и детских садов, капитальный и текущий ремонт дорог, благоустройство зеленых зон и придомовых территорий в рамках приоритетных федеральных проектов, федеральных и региональных программ.

В брифинге приняли участие представители около 25 редакций СМИ.

Далее размещена стенограмма ответов Евгения Первышова по основным темам брифинга.

Приветствие

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня — достаточно насыщенный день. Только что завершилось заседание городской Думы Краснодара. И сразу же мы переходим к тем вопросам, которые назрели в течение первого квартала. Как мы и договаривались, что один раз в квартал будем встречаться, обсуждать все городские вопросы. Постараюсь быть открытым, максимально ответить на вопросы, которые у вас будут возникать. Без вступительного слова сразу предлагаю начать обсуждение тех вопросов, которые существуют.

О поправках в региональный законопроект по защите прав дольщиков

Это законопроект, который будет рассматривать Законодательное Собрание Краснодарского края.

Этот документ предусматривает компенсации тем инвесторам, которые придут на достройку объектов-долгостроев в виде предоставления компенсационных земельных участков в часть погашения суммы, которая пойдет на достройку этих объектов.
Ожидаем такой закон в ближайшей перспективе и будем его применять на практике.

Закон новый, мы посмотрим, как он будет работать. Говорить о том, что он решит абсолютно все проблемы, связанные с обманутыми дольщиками, я бы не спешил. Но он значительно поможет.

Это инициатива лично губернатора Кубани, законопроект прошел все необходимые согласования и мы рассчитываем, что он будет принят на уровне ЗСК. Дальше посмотрим, как он будет применяться на территории Краснодара.

Конечно, направить весь земельный фонд на решение проблем обманутых дольщиков мы не сможем. Потому что у нас более 3 тысяч многодетных семей сегодня стоят на очереди, которых мы должны обеспечить земельными участками. По моим подсчетам, это более чем 300 га земли, которые надо предоставить. Мы занимаемся решением этих вопросов, в прошлом году внесли определенные изменения в части предоставления земельных участков — сейчас эта система прозрачная, понятная.

И конечно, будем рассматривать вопросы, связанные со строительством дополнительных социальных объектов.

Что касается проблемных недостроев — будем рассматривать возможность предоставления инвесторам компенсационных земельных участков.

Ситуация в связи с задержанием главного архитектора Краснодара

— В рамках материалов, с которыми мы ознакомлены, главному архитектору Краснодара, который сейчас под арестом, вменяется в вину превышение должностных полномочий, связанных с исполнением должностных обязанностей в период 2013–2015 годов. Думаю, в ближайшее время обвинение будет окончательно сформулировано и предъявлено. Это связано с нарушениями при выдаче разрешений на строительство ряда объектов.
Более детально органы следствия нас не ознакомили. Думаю, в ближайшее время мы все увидим.

О работе департамента архитектуры и градостроительства Краснодара

Сегодня проведена достаточно большая кадровая реформа в администрации, в том числе — в департаменте архитектуры. У нас — новый директор департамента, сменился почти весь состав заместителей. И, начиная с моего прихода, по сути, сам Игорь Мазурок был отстранён от исполнения своих предыдущих должностных обязанностей, его роль сводилась к согласованию художественных моментов, у него отсутствовало право подписи и согласования, в том числе, разрешений на строительство.

Сам регламент при рассмотрении тех же документов на выдачу разрешений на строительство, ввод объекта в эксплуатацию, реконструкцию был пересмотрен. Мною изданы соответствующие постановления, созданы Градостроительный и Архитектурный советы. Выдача разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию стали абсолютно открытыми и публичными, доступными для широкого круга лиц. На заседаниях Градсовета присутствуют архитекторы, заинтересованные лица, представители общественности. Каждый объект обсуждается, рассматривается на предмет не просто соответствия действующему градостроительному законодательству, а вообще — логичности размещения его в том или ином месте, обеспеченности социальными объектами.

Потому что не всегда в пакете документов, который был представлен в департамент архитектуры на получение разрешения на строительство, учтено все необходимое, чтобы можно было это разрешение выдать в том или ином месте.
Мы смотрим на плотность застройки, возможность в последующем создания всех необходимых услуг для жильцов домов, которые заселятся в будущем, смотрим на обеспеченность новых микрорайонов всей необходимой инфраструктурой — школами, садиками, поликлиниками. Есть спектр услуг, который к этому прилагается.

Следствие по делу Игоря Мазурка будет продолжаться. Я поставил задачу директору департамента оказывать полное содействие следствию в предоставлении документов, которые будут истребованы следственными органами — чтобы необходимые проверки и расследование прошли максимально открыто с нашей стороны.

Прогнозировать, что еще может быть в результате проверочных мероприятий, достаточно тяжело. Посмотрим. Время покажет.

О создании медицинского кластера

Это достаточно амбициозный и интересный проект. На сегодняшний день передан в муниципальную собственность земельный массив в районе поселков Знаменского и Новознаменского. Мы провели несколько организационных совещаний, в том числе — с первым заместителем губернатора Краснодарского края Андреем Алексеенко, с другими профильными вице-губернаторами на предмет того, как его использовать. Предполагается, что мы из этого большого земельного массива выделим порядка 50 га, зарезервируем их под медицинский кластер, который должен в себя включить ряд направлений.

Первое направление — это больница скорой медицинской помощи. Рассчитываем, что мы получим поддержку из федерального бюджета для строительства данного медицинского учреждения.
Второе — это онкологический центр. Это должно быть абсолютно новое, современное здание.

Третье направление — это вынос первой городской больницы, которая сейчас находится в центре города на ул. Красной. По переносу данной больницы в настоящее время рассматривается несколько вариантов, это один из них. Но если мы говорим о создании единого медицинского кластера, то это выглядит вполне логично.

Кроме того, одним из объектов, который возможно разместить на данной территории — это тубдиспансер. Сейчас мы обсуждаем со специалистами в медицинской сфере наиболее оптимальную компоновку учреждений и связанные с их профилем возможные особенности и требования. Пока идёт предварительная проработка. Будем в дальнейшем рассматривать возможности размещения и других учреждений медицинского направления по соседству.

Сумма вложений, конечно, потребуется немалая. Многомиллиардная. Но на последнем Сочинском форуме проходили встречи, в том числе, с профильными министрами Правительства РФ, которые выражали готовность рассмотреть пакет документов по этому проекту. Первым требованием для начала разработки такого проекта является наличие сформированного земельного участка и планировочной документации. Чем мы сейчас и занимаемся.

Помимо этого, мы сегодня активно ведем работу по разработке транспортной схемы для данной территории в 1500 га. Строительство такого крупного медицинского ядра в дальнейшем может стать «якорным» для экономики этой части города, создаст рабочие места для высококвалифицированного персонала, поэтому в первую очередь стоит вопрос о транспортной доступности данной территории. Сегодня мы занимаемся разработкой трассы, которую будет необходимо в дальнейшем строить: с ул. Восточно-Кругликовской через ул. Тихорецкую на ул. Богатырскую с выходом на М-4 «Дон». Это будет комфортная, широкая магистраль. В ближайшей перспективе мы планируем приступить к проектированию и строительству этой дороги. Это повысит транспортную доступность территории, о которой мы говорим.

О ситуации в КТТУ и перспективах развития общественного транспорта Краснодара

Мы продолжаем в «ручном» режиме заниматься деятельностью трамвайно-троллейбусного управления. Хотя и удалось погасить часть долгов, которые у КТТУ существовали, но это в любом случае не решение всего спектра проблем, которые существуют. Первое — это необходимость обновления всего подвижного состава. Оно находится в достаточно плачевном состоянии и большая сумма затрат трамвайно-троллейбусного управления уходит на содержание, текущий ремонт, капитальный ремонт того подвижного состава, который имеется.

Прошло несколько встреч на эту тему в ЗСК. В том числе с участием председателя Законодательного собрания Юрия Бурлачко, депутатами, которые избраны от Краснодара по одномандатным округам и по спискам партий. Сегодня мы активно обсуждаем вопрос разработки стратегии развития общественного транспорта, в том числе нужно предусмотреть замену подвижного состава. Для этого есть хорошие предпосылки. На уровне правительства Российской Федерации два года действует программа по поддержке муниципалитетов, которые занимаются обновлением подвижного состава и приобретают общественный транспорт — трамваи и троллейбусы — на российских предприятиях. Правительство РФ дотирует до 30 процентов на эти цели. Это достаточно серьёзная сумма, ведь стоимость трамвая колеблется от 30 до 100 млн руб. И если мы, например, из 30 млн порядка 9 будем получать дотации из федерального бюджета, это будет большое подспорье.
Сегодня ведётся большая и активная работа. Мы взаимодействуем с вице-губернаторами, с профильными министерствами и комитетами ЗСК. Понятно, что к программе «Краснодару — столичный облик» мы уже не вернёмся. Она себя изжила, к ней было много вопросов и замечаний.

Принято решение получить от нас перечень основных направлений развития города и острых проблем, которые необходимо решать в ближайшие несколько лет. Конечно же, понимая все сложности, которые испытывает, в том числе, бюджет Краснодарского края, будет определено финансирование, его источники, сколько средств может быть выделено на поддержку муниципалитета, и уже дополнительно мы будем говорить о тех вопросах, которые сможем решить в ближайшее время.
Это развитие общественного транспорта, завершение проектов строительства сети ливнёвой канализации, которая должны охватить улицы Московскую, Восточно-Кругликовскую до балки Осечки. Я говорю о тех направлениях, которые на поверхности, которыми мы ежедневно занимаемся.

Решение проблем с ветхим и аварийным жильём. У нас сегодня порядка 20 тыс. кв. м аварийного жилья. И для того, чтобы выполнить свои прямые обязанности по 131-му федеральному закону — приобрести жильё и предоставить его гражданам, проживающим в ветхом и аварийном фонде, нужно около 1 млрд руб.

О капитальном ремонте ул. им. Тургенева

Мы живём в правовом поле. Есть 44-й федеральный закон, который обязывает проводить ремонт дорог, исходя из итогов аукциона. Самое главное — это цена контракта и требования к нему. Это обеспечение контракта, возможность предъявления штрафных санкций, в том числе расторжения контракта. Наверное, это проблема актуальна не только для Краснодара. Если посмотреть в целом на выполнение тех контрактных обязательств, которые были заключены в рамках всего большого капитального ремонта, который в городе проходит, то видно: например, Садовый мост с опережением сдали, все остальные работы по агломерации тоже успешно выполнены.

Сегодня без просрочки идут работы по улице Восточно-Кругликовской, капитальный ремонт здесь продолжается. Да, с небольшим отставанием завершены работы на улице Новороссийской. Но в этом мы больше опирались на качество, сами говорили о том, что нельзя наносить асфальтобетонное покрытие на грунт, который не просох. Чтобы в последующем не получить провалы грунта. Да, были небольшие замечания по выполнению контракта со стороны подрядной организации. Здесь мы ведём претензионную работу и дальше разбираемся, будем ли предъявлять штрафные санкции.

Что касается улицы Тургенева. Достаточно сложный сам объект. Здесь в большей степени работы связаны с заменой коммуникаций, коллектора. Дорожных работ на Тургенева — примерно 25% от контракта. Основные работы — подземные. Поэтому на конкурс вышла подрядная организация, которая может это делать, и начало было достаточно успешным. Организация успешно справлялась. Также и в части качества выполняемых работ к ней претензий не было. Но жизнь есть жизнь, и мы столкнулись с определёнными финансовыми трудностями. Принято решение продлить этот контракт, и мы оказываем подрядной организации определённое содействие в части подбора субподрядных организаций, которым необходимо поставить инертные материалы, технику. Они преодолели месячный кассовый разрыв, и сегодня спокойно работают.

Мы могли пойти двумя путями: первый — расторгнуть этот контракт, имели на это абсолютное право. И получили бы долгострой. Расторжение контракта занимает определённое время. Потом опять объявление конкурсных процедур. Чем бы это закончилось, непонятно. Поэтому к подрядчику как к организации, которая выполняла и выполняет работы качественно, замечаний со стороны контролирующих органов, служб, которые занимаются наблюдением за выполнением конкурсных процедур, у нас нет.

Возникла сложная ситуация. Приняли решение — дать подрядной организации возможность продолжить эти работы, и я уверен, что через месяц они уже сами, получая определённую помощь со стороны банковского сектора (они уже подписали договоры на получение кредитов), войдут в нормальное русло. Контракт может быть продлён до октября. Объём работ выполнен сегодня 59%.

Конечно, приношу извинения жителям, что не вошли в те сроки, которые были изначально определены. Работы будут сделаны хорошо, и дорога будет введена в эксплуатацию в этом году. Максимальный срок — октябрь, но рассчитываем, что большая часть работ будет выполнена в течение лета.

О создании макета исторического центра Краснодара и высотном регламенте

Сегодня такая работа у нас продолжается. Часть её уже выполнена. Мы пошли по пути, который предложили ведущие архитекторы города.

Это создание высотного регламента в виде макета. Сегодня большая часть макета исторической части города — ул. Красной и прилегающих кварталов — выполнена на 3D-принтере. Это очень интересный проект, в ближайшей перспективе он будет завершен, может быть через месяц. И обязательно представим.

На данном макете нанесены все объекты историко-культурного наследия в этой части города, охранные зоны вокруг этих объектов. Также включены объекты, которые, по мнению архитекторов и специалистов, в ближайшей перспективе одного или двух десятилетий не будут подлежать сносу или реконструкции. А также — территории, которые возможно в последующем отдать под освоение, но с учетом определенной этажности.

Мы хотим «визуализировать» развитие центральной части города. Это позволит потенциальному землепользователю, инвестору ознакомиться детально с этим планом и уже смотреть, стоит ли приобретать какое-то имущество с целью реконструкции или земельный участок для строительства, потому что там четко будет определена этажность и другие параметры.

Этажность же не должна быть абсолютной, 25 метров и всё. Например, отдельные элементы могут быть до 35 метров и выше. Все зависит от того, позволяет ли сложившаяся застройка в центре такой объект «вписать».

В ближайшей перспективе будет готов и показан. Он интересен, и, думаю, что он найдет применение в городе, и мы будем руководствоваться им как документом, регламентирующим порядок застройки в центральной исторической части Краснодара.
Пока по застройке центральной части города мы никаких разрешений, согласований не даем до принятия этого документа.

О ликвидации «Зиповского кольца»

По приоритетному федеральному проекту «Безопасные и качественные дороги» ведутся масштабные работы на многих городских улицах, в том числе магистральных. Так, «Зиповское кольцо» будет преобразовано в Т-образный перекресток. Этот вопрос прорабатывается нашими подразделениями с прошлого года. Выполнены и согласованы все необходимые документы. ГИБДД также считает такую организацию движения на перекрестке наиболее оптимальной. Она позволит уйти от ручного регулирования, которое мы сегодня видим.

О строительстве завода по производству ПВХ-профиля в х. Ленина

Этот проект не будет реализован на территории хутора Ленина. Инвестор от строительства на этом месте отказался. Но от самого проекта мы не отказываемся. Я веду переговоры с инвестором. Для Краснодара сумма в три миллиарда рублей инвестиций – весьма значительная - это 500 рабочих мест, которые нам нужны. Мы предлагаем инвестору другие земельные участки. Но не буду опережать события. Пока инвестор рассматривает предложенные нами варианты.

Об актуальности для Краснодара проекта реновации

В моем понимании — неактуальна. Мы имеем ветхое и аварийное жилье и аварийный фонд. В основном это так называемые «стодворки», двухэтажные дома, расположенные на небольших участках земли в 10 соток.

Расселяя эти территории, мы присоединяем их либо к школе, либо к медицинскому учреждению, такие примеры были в 2017 году, мы о них не раз говорили.

Реновация в том виде, в каком представлена в Москве, подразумевает снос целых кварталов и огромное вложение бюджетных средств с последующей продажей участков строительным компаниям, которые смогут возводить более комфортабельное, дорогое высотное жилье. Краснодару этот вариант точно не подходит. Повторюсь, решать проблему расселения из ветхого и аварийного фонда — это обязанность муниципалитета. Пока источника финансирования как такового не определено, но мы двигаемся, постепенно решаем этот вопрос, расселяем, сносим.

В том виде, в каком реновация представлена в Москве, в Краснодаре проект не может быть реализован.

О ситуации с кинотеатром «Аврора»

По «Авроре» мы движемся. Находимся в очень сложных судебных процессах с той подрядной организацией, которая выполняла комплекс работ по реконструкции кинотеатра. Идем по пути расторжения контракта. Первый суд состоялся в Арбитражном суде Краснодарского края. По его итогам есть решение — считать контракт расторгнутым. Но вторая сторона его обжаловала. И мы в ближайшее время ждем новых слушаний в Ростове-на-Дону.

Что нам это даст? Если контракт будет признан расторгнутым, то муниципалитет получит объект обратно. Потому что в рамках контракта он формально передан подрядной организации. Только после окончательного решения суда в дальнейшем сможем им распоряжаться. Но уже сейчас прорабатываем вопрос по составлению концессионного соглашения и затем — выставления кинотеатра на конкурсную комиссию, именно в части концессии. Как вы знаете, этот вопрос неоднократно обсуждался с потенциальным инвестором — Сергеем Николаевичем Галицким, который и сегодня подтверждает свою готовность взять кинотеатр в концессию и провести там необходимую реконструкцию, чтобы сделать современные киноконцертный зал.

Судебный процесс идет, от нас тут не все зависит.

О новом тарифе на проезд в общественном транспорте

По поводу стоимости проезда в 26 руб. — вопрос уже назрел. 26 руб. для КТТУ — это не заработок, не развитие. Больше сделать на сегодняшний день невозможно, резкий рост, конечно, вызовет негатив. Но это какая-то возможность поддержать предприятие в его сегодняшней ситуации.

Мы понимаем, что трамваи — это, действительно, прибыльный вид транспорта для муниципального трамвайно-троллейбусного управления. В то же время троллейбус приносит предприятию убытки. Новый тариф, который распространяется на весь общественный транспорт — трамваи, троллейбусы и автобусы — позволит предприятию хотя бы работать не в убыток себе.

Растут затраты на ГСМ, электричество, фонд заработной платы.

В этом тарифе нет развития. Это должна быть отдельная программа по общественному транспорту Краснодара. В этом вопросе у нас есть поддержка и понимание со стороны Законодательного Собрания края, профильных министерств и ведомств, вице-губернаторов. В эту программу необходимо заложить приобретение необходимого нам подвижного состава, развитие дополнительных трамвайных линий — как минимум четыре линии мы планируем сегодня к строительству. И это позволит нам нарастить возможности трамвайно-троллейбусного управления, снизить затраты, издержки, которые оно сегодня несет, и остаться в рамках доступного тарифа для населения.

О строительстве новых трамвайных линий

Речь идет о четырёх линиях, которые мы сегодня рассматриваем. Это вопрос, который неоднократно заявлялся — строительство по улице Московской до ул. им. Петра Метальникова, возможность строительства в Восточно-Кругликовском микрорайоне, с улицы Ставропольской в район Гидростроя и небольшой участок в сторону аэропорта.

Стоимость только строительно-монтажных работ — около 1 млрд руб. Мы рассчитываем, что такая помощь нам будет оказана. Может быть, не все сразу, может быть, частями приступим к реализации.

Тут еще есть вопрос, связанный как раз с земельно-правовой документацией, которой сегодня активно занимаемся. Не секрет, — и вы видите, сколько работы проводим по изъятию земельных участков. Не только тех, которые предполагаем под строительство трамвайных линий, но и в целом.

Земельные участки, которые находятся на эксплуатируемой внутриквартальной или магистральной дороге, на других территориях никоим образом не должны были быть в своё время предоставлены. Идём по пути изъятия этих территорий обратно в муниципальную казну. Работа достаточно сложная.

О кандидатах на должность главного архитектора Краснодара

Мы проводили порядка пяти конкурсных комиссий, я в них участвовал, на подбор непосредственно главного архитектора. Можно говорить — главный архитектор, дизайнер, направлений достаточно много в данной области. Но никого пока не подобрали.

Скажу, что в большей степени мы получали отказы от самих конкурсантов. Потому что их не устраивает заработная плата, условия труда, объём работ, который необходимо делать. Сегодня при тех требованиях, которые нам необходимы, такие специалисты работают в архитектурных бюро, и у них уровень заработной платы гораздо выше того, что может предложить муниципалитет. Для нас это достаточно серьёзная проблема.
Мы еще раз будем проводить открытый конкурс, подбирать на эту должность необходимого нам специалиста.

О совместной работе с ОАО «РЖД»

К концу года получим грузовой обход, строительство которого завершает ОАО «РЖД». Это позволит увести весь грузовой транспорт, который проходил транзитом, с территории Краснодара.

Это затронет почти 100% всего грузового состава, который проходил через нас. Тем не менее, у нас увеличивается пассажирский трафик. Работа эта ведется, в том числе в «РЖД» есть дочернее предприятие. Оно непосредственно занимается рассмотрением инвестиционно привлекательных проектов.

Прошли уже несколько встреч, в том числе, в Сочи. Что предложило само «РЖД» в лице дочерней компании? Возможность изменения транспортного маршрута следования пассажирских составов через город Краснодар. А именно — в районе улицы Солнечной есть возможность изменения движения составов.

Это позволит от улицы Солнечной до Краснодара-1 (это ветка, которая разрезает город) вообще исключить эту линию из транспортной составляющей ОАО «РЖД» и возможность получения этой территории в муниципалитет либо совместного освоения. Можно там и скоростной трамвай разместить, и движение автомобильного транспорта. Проработка еще ведется. «Краснодар-2» сама как станция выйдет из использования «РЖД». Там не будет сортировки. Это тот проект, который сейчас активно рассматривается с компанией «РЖД».

О стоимости перевозки школьными автобусами в Краснодаре

(Поступила информация, что стоимость перевозки школьными автобусами в Краснодаре дороже, чем в Казани, в Армавире. Почему такая большая разница получается?)

На самом деле разницы, как таковой, не существует, если правильно посмотреть на ситуацию. Но надо будет еще детально изучить этот вопрос. Соответствующие поручения я сегодня дал контрольно-счётной палате, чтобы они еще раз пересмотрели образование тарифа.

Есть тариф, а есть метод сопоставления рыночных цен — это разные подходы к ценообразованию. Тариф применяется для муниципальных предприятий, муниципальных учреждений и иных поставщиков данной услуги. Вот, например, если смотреть на Казань или другие города, которые вы приводили, — это именно тариф. Тариф что включает? — заработную плату и, соответственно, расходы на бензин. Более того, полностью муниципальный транспорт находится у предприятия, и дальше расходы несет муниципалитет на приобретение транспорта, дополнительные дотации, содержание — в любом случае, это затраты, которые просто не входят в тариф. Но они могут быть гораздо выше.

Мы не можем идти по этому пути, потому что не обладаем необходимым подвижным составом: у нас порядка 70 муниципальных автобусов, которые мы используем и предоставляем для перевозки детей. А вообще потребность — порядка 144-х, еще около 74-х нам должен поставить исполнитель контракта. Стоимость автобуса сегодня — 8–10 млн рублей. Это где-то 700 млн рублей только на приобретение автобусов, причём эти автобусы специализированные, с определёнными требованиями — обязательно жёлтые, с ремнями безопасности и т. д. Более того, в начале своей работы, не понимая тогда глубины проблемы, я предлагал КТТУ, чтобы предприятие занималось этими перевозками. Они сделали расчетный тариф, и у них выходило около 220 или 217 рублей на 1 км. Почему? Они объяснили, что для того, чтобы мы занялись этими перевозками, нам ещё надо купить необходимый подвижной состав. А его же нужно купить, либо в лизинг взять — а это тоже содержание. Всё это укладывается в цену. Было порядка 5 таких предложений сделано, и мы остановились на цене по 155 рублей.

Открытый конкурс проведен, выиграла подрядная организация, которая сегодня выполняет эти требования. Детально ещё, конечно, разберёмся. Может быть, есть возможность экономить. В чем будет экономия? И когда мы придём к экономии? В ближайшей перспективе у нас будут вводиться в эксплуатацию общеобразовательные средние учреждения — школы. Вот как раз на хуторе Ленина мы от перевозки откажемся. У нас одна за другой будут вводиться сейчас три школы — на ул. Героя Яцкова, на ул. Героя Аверкиева — школа на 1550 мест и на ул. им. Байбакова — на 1500 мест. Школу на ул. Героя Яцкова мы введем в этому году, а на ул. Героя Аверкиева и ул. им. Байбакова — в 2019 году. 4500 мест — только в том микрорайоне. Оттуда мы же тоже сейчас подвоз осуществляем. Постепенно уберём автобусы, которые мы не можем приобрести, а будем пользоваться своими 70 муниципальными, которые имеются. И тогда, соответственно, тариф этот значительно снизится.

О планах по строительству новых школ

Проводим достаточно большой объем работы. В первую очередь, вы должны понимать, что в прошлые годы мы не имели никакого собственного земельного фонда. Поэтому не имели возможности заниматься предпроектными работами, проектированием, соответственно — получать экспертные заключения по проектам.

Потому что основные требования для участия в любой федеральной и краевой программе — это земельный участок, проектная документация и положительное экспертное заключение. Сегодня мы такую работу ведём. Земельного фонда для строительства социальных объектов хватит нам, я так скажу, на 5–6 лет вперёд. Основная задача — поиск финансирования. Как только она решена — заказываются соответствующие проекты.

Зачастую у нас появляются и другие решения. Например, строительные компании безвозмездно передают городу земельные участки под социальные объекты. Более того, они сами заказывают проектную документацию и проходят экспертизу. Делают все технические условия для подключения сетей. И передают объект нам. И это — большое участие бизнеса в развитии города. Такие примеры тоже есть.

Другое направление — это когда объекты строятся под выкуп. И мы им тоже очень благодарны, потому что это серьезные вложения со стороны бизнеса. Кроме того, строительство школ и детских садов — проекты для бизнеса не прибыльные, а, скорее, репутационные. Такие компании есть. Они сознательно берут на себя такую инвестиционную нагрузку, вкладывают в эти социальные объекты деньги, хотя для бизнеса это серьезное отвлечение оборотных средств. А в последующем мы эти объекты выкупаем по краевой программе.

О развитии проекта городского парковочного пространства

На федеральном уровне законопроект о доступе к персональным данным органов местного самоуправления для взыскания штрафов за неоплаченную парковку Советом Федерации уже внесён.

Здесь надо внести ясность. Многие ссылаются в этом вопросе на опыт Москвы. Но Москва вложила в этот проект свои собственные деньги, и они значительно превышают вложения краснодарского инвестора. Это и стоимость оборудования, и учёт, и количество сотрудников. В Москве они почему-то получают персональные данные. Имеют возможность взимать штрафы, которые стопроцентно поступают в бюджеты муниципальных округов, и часть бюджета формируется за счет эксплуатации муниципальных парковок.

Проект у нас есть. Контракт с инвестором не расторгнут, он действует. Закрытые парковки достаточно рентабельны и приносят прибыль. С открытыми парковками на сегодняшний день ситуация не меняется — только 3–4% пользователей платных парковок их оплачивают.

О недостроенных социальных объектах в Юбилейном микрорайоне - в лицее №90 и школе №89

— По бассейну, который строится по муниципальному контракту уже 10 лет, последняя подрядная организация выполнила монтаж кровли, не соответствующий проекту. То есть они подумали и решили, что вот так будет лучше. Это серьезное нарушение проекта. И теперь мы вынуждены делать экспертизу конструкций, которая должна ответить можно ли оставить кровлю в таком виде, безопасно ли это?

С организацией контракт расторгнут, она — в предбанкротном состоянии. Скорейший путь решения проблемы — признание права собственности на объект незавершенного строительства, затем внесение изменений в проект для завершения строительства и формирование перечня работ для достройки с учетом современных технологий, которые позволят не разбирать уже сделанное, но не будут нести угрозу для жизни и здоровья.

Буквально пара недель осталась до получения соответствующих экспертных заключений. Как только они будут, подадим заявку — об этом есть предварительные договоренности — в профильное краевое министерство по физической культуре и спорту для получения субсидий на достройку. Еще в прошлом году на совместном с губернатором объезде обсудили готовность администрации края поддержать и помочь с завершением этого проекта.

Другой вопрос — готов ли муниципалитет принять эти денежные средства и расходовать их согласно действующему законодательству? Решение проблемы имеет затяжной характер — такой же, как и по «Авроре». Процедурные вопросы, судебные издержки, которые не позволяют моментально расторгнуть договор и немедленно приступить к выполнению соответствующих работ.

Возбуждено уголовное дело в отношении строительной организации, которая выполняла подрядные работы, в части нарушений при расходовании бюджетных средств. Конечно, это накладывает определённые ограничения в плане достройки этого объекта.

По второму — то же самое. Выполнена экспертиза пятиэтажного недостроенного здания. Эксперты указали, что есть необходимость в демонтаже или реконструкции 4-го и 5-го этажей, потому что сама конструкция в настоящий момент ненадежна, несёт угрозу для дальнейшей эксплуатации. То есть нежилые помещения выше 3-го этажа, скорее всего, придется разбирать.

Поэтому думаем о дальнейшей судьбе объекта. Может быть, рассмотреть другие варианты достройки. Возможно — выставить на торги для частных инвестиций, с сохранением назначения объекта для спортивного использования. Потому что пока будем искать деньги на достройку, здание окончательно обветшает, оно не законсервировано, подвержено погодному воздействию, эрозии, и мы можем его вообще потерять.

О строительстве нового въезда в Юбилейный микрорайон

Этот проект прорабатывается. Осталось несколько неизъятых земельных участков. Мы активно решаем этот вопрос с Министерством сельского хозяйства и Кубанским государственным аграрным университетом. Определяемся с механизмом передачи земли. Есть моменты, связанные с частными территориями. По законодательству мы имеем право изымать земельные участки для строительства инфраструктурных объектов. Поскольку изъятие ведется, финансирование определено, то рассчитываем, что со следующего года мы получим средства и начнем строительство.

Все опасения, что возможно это будет коллапс из-за того, что мы «запрем» Юбилейный микрорайон, считаю необоснованными. Еще одна транспортная магистраль городу точно не помешает.

Реализация программы по формированию комфортной городской среды

Сейчас она находится на стадии подготовки конкурсных процедур.

Все проекты прошли этап согласования. Конечно, объем финансирования в этом году мы получили ниже, чем в прошлом, но в этот раз мы сконцентрировались именно на тех объектах, которые выбрали сами жители Краснодара.

Уверен, знаковым местом станет Аллея в честь 80-летия образования Краснодарского края. Вы знаете, сколько сил нам стоило вернуть земельные участки в муниципальную собственность. Спасибо, сами жители нам активно помогли. Там действительно должна быть красивая набережная.

Параллельно заканчиваем проектные работы по берегоукреплению реки Кубань — от парка им. 30-летия Победы до ул. им. 70-летия Октября. Интереснейший проект, на который мы рассчитываем получить федеральное финансирование. На берегоукрепление потребуются достаточно большие деньги. Зато это позволит в будущем создать хорошую пешеходную прогулочную зону. Отвод земли в самых узких местах составит до 10 метров, в остальном — значительно шире. Мы планируем проспект с оригинальным озеленением, игровыми городками для детей и спортивными площадками. Длина Аллеи составит больше 800 метров. Аллея, кстати, — это только первый шаг, — когда начали формировать техническое задание, пришлось вносить правки как раз из-за планирования прогулочной зоны набережной, чтобы все этапы ее создания сочетались друг с другом.

О ситуации с ЖК «Сердце столицы»

Коммуникации там есть. Разрешение, которое выдавали на строительство, соответствует всем регламентам. Более того, застройщик — компания ССК — участвует в достройке домов обманутых дольщиков. Данный проект был согласован и поддержан всеми архитекторами и специалистами. Никаких вопросов по поводу выдачи разрешения не возникало.

Я не видел ни одного документа, в котором бы указывалось, что на этом месте должна быть построена школа или детсад.

О связи между задержанием первого вице-мэра Сочи и главного архитектора Краснодара

Вряд ли есть связь между этими задержаниями. Потому что Игорь Мазурок работал в Краснодаре, а Мугдин Чермит — в Сочи.

Связь разве что в том, что генпрокуратура, которая курирует расследование, а ранее проводила проверки, в том числе в городах, где большое количество обманутых дольщиков — а в Краснодаре и Сочи эти вопросы стоят очень серьезно — выявила нарушения в деятельности данных руководителей.

О сносе нестационарных торговых объектов

Территории надо расчистить, чтобы людям было свободно ходить и было удобно и комфортно. Ларьки сейчас ставят на пешеходной зоне, на газонах. На «зебре» скоро начнут, наверное?

Работу эту будем продолжать.

Работает комиссия, туда входит много специалистов, в том числе ГИБДД, Роспотребнадзора, депутаты городской Думы, общественность, которые определяют места размещения нестационарных торговых объектов. Схема публичная, она доступна.

Еще одна проблема — у нас большее 300 таких объектов, которые размещены на придомовых территориях. Земля была предоставлена жильцам под эксплуатацию многоквартирного жилого дома. В дальнейшем управляющая компания либо собственники, ТСЖ принимают решение разместить ларёк, чтобы получать доход. Идёт подмена понятий. У земельного участка есть целевое назначение: эксплуатация многоквартирного жилого дома. Если мы говорим о размещении там торгового объекта, тогда жителям или управляющей компании необходимо обратиться за сменой вида разрешенного использования. И тогда уже используется другой механизм налогообложения. Сегодня же земельные участки под многоквартирным жилым фондом освобождены от налогообложения. Граждане не платят налоги. А размещая торговый объект, они нарушают земельное законодательство. Инициатива от города направлена в ЗСК. Я думаю, что краевые депутаты нас поддержат.

Депутаты городской Думы приняли такое решение о запрете размещения на придомовых территориях и территориях, не предусмотренных под размещение торговых павильонов. Но самого механизма демонтажа и сноса не предусмотрено 608-м краевым законом. Это мы сейчас и хотим скорректировать. И конечно, ларьки будем дальше убирать. По-моему, у нас засилье палаток и ларьков по всему городу. Они в таком изобилии, что портят облик Краснодара. Да, мы предусматриваем размещение нестационарных торговых объектов, когда они удобны и нужны жителям. Например, при эксплуатации остановочных павильонов.

Мы разыгрываем конкурс: пожалуйста, ставьте торговый объект. Но ещё сделайте остановочный павильон. То есть город не несёт затрат, и в тоже время предприниматель получает возможность в «проходном месте» иметь торговую точку. И он действует на пользу муниципалитета, на пользу жителей.

Об отмене троллейбусного маршрута №11

Что касается 11-ого троллейбусного маршрута – там курсировало всего 4 машины, и мы их заместим автобусным парком других маршрутов, ущерба для жителей не будет. Тариф один и тот же. Для пассажиров никакого дискомфорта не будет.

О возможности увеличения доходной части бюджета Краснодара

Мы даже прогнозно не можем предсказать, какая доходная часть и насколько она вырастет в результате получения налога на имущество физических лиц. Не секрет, что в течение последних где-то шести лет у нас наблюдался бум строительства многоквартирного жилого фонда.

Сегодня произошло полное завершение инвентаризации, присвоена стоимость всем этим 10 млн кв. м жилья, которые введены у нас в эксплуатацию за последние годы. И за которые на протяжении 5–6 лет налог не платили. И вот мы сегодня ждём информации, насколько увеличится налоговая база Краснодара. Мы на это сильно рассчитываем.

О подготовке к Чемпионату мира по футболу в 2018 г.

У нас будет размещаться один из фаворитов чемпионата — сборная Испании. Эта команда, любимая нашими болельщиками, будет располагаться на базе ФК «Краснодар».

В целом, проводится достаточно большая подготовительная работа. В том числе, занимаемся благоустройством. Обсуждаем, как будем принимать туристов, футболистов и болельщиков, которые будут приезжать поддержать ту или иную команду. Отбирается большое количество волонтеров, решается множество других смежных вопросов, например, таких, как пошив для них формы, оформление «гостевых» маршрутов, организация встречи прибывающих гостей и зрителей. Организация фан-зон с возможностью просмотра матчей.

Хотелось бы, конечно, чтобы сами матчи проходили в Краснодаре — было бы еще интереснее. Сам я билеты на игры не покупал и вряд ли поеду, не получится.

О привлечении внебюджетных источников и помощи в ликвидации ЧС

Есть масса примеров, когда привлекается благотворительная или спонсорская помощь. В частности, дом по ул. Славянской, 75, пострадавший от взрыва бытового газа. В рамках введения режима ЧС мы можем выделить определенные деньги на поддержку семей, какие-то первоочередные расходы. На съем жилья, проживание. Но восстановление — такой статьи расходов нет. И заниматься им будем за счет внебюджетных источников.
То же самое касается работ, которые мы ведем по ул. Рашпилевской — там тоже дом сгорел.

Я пообещал жителям, что мы поможем в восстановлении. Но если посмотреть все случаи — у нас происходит достаточно много пожаров. И у нашего заслуженного футболиста Фурсы тоже пожар произошел, квартира выгорела полностью. Ее тоже совместно с фанатами «Кубани» и ветеранами спорта за внебюджетные источники восстанавливали.

Случаев таких достаточно много. Надо пропагандировать страхование жилья от несчастных случаев, именно от пожаров. Потому что, сколько бы ни занимались оказанием содействия, помощи — всех охватить не можем.

О современном искусстве и установке городских скульптур

Считаю, искусство должно быть представлено в городе в полной мере. У нас много объектов классического искусства — памятников, скульптур. Одна, довольно интересная, на мой взгляд — композиция «Кино» возле кинотеатра «Болгария», в рамках субботника принимал участие в ее установке. Она тоже классическая.
Недавно сделали реконструкцию памятника Ленину в Вишняковском сквере, восстановили его. Первый памятник Ленину в Краснодаре. Мы его полностью реконструировали в рамках реконструкции сквера по федеральной программе. Еще будут преображаться и другие территории, которые планируем благоустраивать. Знаю, всех волнует создание большего количества пешеходных зон, это очень правильно, пока не хватает финансовых возможностей, но будем стараться находить резервы, заниматься и этим.

Считаю важным сохранять историческое наследие, которое есть, с одной стороны, с другой — стараться делать город современным, размещать, в том числе, арт-объекты.
Это интересно, если посмотрим на города в других странах, например -Мадрид. В архитектуре там много классики, но представлено и современное искусство.
Современные объекты, конечно, не должны быть вызывающими, таких и нет среди представленных по итогам отбора.
В разработке каталога инсталляций и арт-объектов для установки в общественных городских пространствах участвовали краснодарские скульпторы и художники, среди авторов — обладатели престижной российской премии им. Кандинского, это же многое значит. Эксперты, искусствоведы, сами выбирали работы, и они, считаю, достаточно интересные.

О строительстве нового Яблоновского моста

Для меня, как мэра Краснодара это не приоритет. У нас внутри города достаточно проблем, связанных с транспортной инфраструктурой, которые мы должны решать в первую очередь. При наличии денег, важнее, считаю, заняться строительством трамвайных линий и обновлением подвижного состава, чем строительством Яблоновского моста.

О планах по ремонту дорог в рамках федерального проекта «Безопасные и качественные дороги» на 2019 год

План работ на 2019 год есть, в ближайшей перспективе проведем публичные слушания. Это обязательное требование Минтранса, как и наличие пакета планировочных документов для получения федеральных средств. Транспортную стратегию Краснодара разрабатывают специалисты Высшей школы экономики по нашему заказу, работа сейчас активно ведется.

О поступлении в бюджет Краснодара средств от продажи доли «Магнита» Сергея Галицкого

— При уплате налога, мы получим в доходную часть бюджета муниципального образования 22 процента от НДФЛ. Величину узнаем тогда, когда сумма будет уплачена. СМИ неоднократно писали о 17–18 млрд, таким образом, город может получить свыше 3 млрд. руб.

Безусловно, Сергей Николаевич является крупнейшим меценатом и многое делает для Краснодара. Он намерен реализовать проект реконструкции кинотеатра «Аврора», он, вы знаете, является Почетным гражданином города, поэтому расходную часть от суммы налога, им уплаченной и поступившей в местный бюджет, я намерен обсудить с ним.

О значимых мероприятиях на ближайшее время

По традиции, у нас в ближайшие дни состоятся открытие сезона фонтанов, далее - Первомайская демонстрация, парад 9 Мая, акция «Бессмертный полк». Праздничные дни будут насыщены массовыми мероприятиями, концертами, акциями. Приглашаю горожан принять в них участие.

О развитии открытых бассейнов

Мы оставим этот проект пока в том виде, в каком он есть. Не так давно прозвучала инициатива создать в парке им. 30-летия Победы канатную трассу для катания по воде на водных лыжах - вейкборда. Сейчас рассматривается юридическая составляющая проекта. Если специалисты подтвердят его жизнеспособность - администрация города его поддержит.