Поиск по сайту

Введите запрос для поиска например, структура администрации
Закрыть
Главные новости

Пресс-брифинг главы Краснодара Евгения Первышова: стенограмма основных тем

23 июля 2020

В четверг, 23 июля, глава Краснодара провёл традиционную встречу с журналистами федеральных, региональных и городских средств массовой информации.

Глава Краснодара ответил на вопросы представителей более 20 федеральных, региональных и городских информагентств, интернет-порталов, телекомпаний и газет.

Далее размещаем стенограмму основных тем пресс-брифинга.

Вступление

Евгений Первышов, глава Краснодара:

Прошлый брифинг в конце мая проходил у нас в дистанционном формате. И, конечно же, основные темы, которые в прошлый раз мы обсуждали, - это COVID-19 и действия, которые предпринимали органы местного самоуправления и краевые службы в соответствии с теми задачами, которые нам формулировал Роспотребнадзор и медики.

Сегодня мы имеем возможность встречаться уже в открытом формате - с соблюдением требований Роспотребнадзора.

С понедельника, 27 июля, мне необходимо уйти в предвыборный отпуск. 13 сентября в Краснодаре пройдут выборы в городскую Думу, и я как руководитель местного отделения «Единой России» возглавляю общепартийный список. Поэтому встречи в том формате, которые я проводил как глава города, я теперь проводить не смогу из-за определенных ограничений выборного законодательства.

Но сегодня есть возможность пообщаться абсолютно на любые темы, которые интересуют жителей города. И я постараюсь максимально открыто ответить на все вопросы.


О выдвижении в партийном списке

Для меня важно возглавить список «Единой России», потому что я являюсь руководителем местного отделения партии и стремлюсь, чтобы как можно больше моих единомышленников и однопартийцев имели представительство в городской Думе Краснодара для того, чтобы мы могли реализовать свою программу.

Эта программа уже была несколько раз озвучена. Это и Стратегия социально-экономического развития Краснодара, в разработке которой принимали участие, в том числе жители. Это программа по реконструкции и строительству автомобильных дорог. Программа по строительству социальных объектов – школ и садиков. Это программа по созданию зеленых зон. Это все те направления, о которых мы говорим регулярно.

Принимая для себя решение об активном участии в избирательной кампании, понимаю, что программа может корректироваться. У нас 39 одномандатных избирательных округов, и я обязательно побываю во время кампании на каждом округе, уделю время общению с жителями, с организациями и предприятиями, которые расположены на территориях, чтобы получить еще какие-то дополнения в формирование тех задач, которые будут ставить жители.

Для меня единая команда — не только команда депутатского корпуса и администрации Краснодара. Мы на протяжении трёх с половиной лет показали, что единая команда - это команда жителей города, администрации и Думы. Я считаю, у нас эффективно выстроена работа. В первую очередь, мы опираемся на мнение жителей. Это показатель открытости, и примеров достаточно много.

Например, зеленые зоны. Мы проводим рейтинговое голосование, жители активно принимают участие, а наша задача потом качественно выполнить это задание. Его мы выполняем не на свое усмотрение, детали обсуждаем с жителями этих территорий.

Так, шаг за шагом, мы достигнем того результата, к которому стремимся. Чтобы Краснодар был самым лучшим и комфортным городом, удобным для жизни. Не просто в рейтингах, нужно, чтобы это ощущал каждый житель.


О бюджете Краснодара

С городским бюджетом у нас ситуация сложная. Невыполнение плана по доходам на сегодня - примерно 1,2 млрд рублей, и мы прогнозируем до 2,3 млрд рублей по итогам года.

Мы сократились по ряду направлений, отказались даже от части денежных средств – в частности, на начало строительства набережной от Рождественского парка до Тургеневского моста. Это требовало, в том числе, и софинансирования со стороны местного бюджета.

Также мы должны были стать участниками программы по приобретению троллейбусов с автономным ходом – предприятие само нам прислало письмо о невозможности выполнения этого заказа, даже если бы мы его разместили. Другие варианты пока мы не рассматривали, поэтому тоже часть денежных средств секвестирована.

По ряду социальных программ делаем корректировки, в том числе из-за того, что дети не посещали школы и детские сады, у нас есть экономия на школьном питании.

Самый серьёзный сценарий, который я рассматриваю, - если к концу года у нас появится кредиторская задолженность перед поставщиками услуг, и мы не доберем порядка 2 млрд рублей.

Ранее мы проводили большую работу, направленную на сокращение муниципального долга. В один период времени он достигал почти 9,5 млрд рублей, сегодня он составляет 8 млрд рублей.

Если сбудутся самые плохие прогнозы, то, наверное, нам ничего не останется, как просто взять этот недостающий миллиард в банковском секторе, тем более, что сегодня достаточно неплохие предложения поступают от банков. Если раньше процентные ставки составляли 11-12%, то муниципалитеты сегодня могут взять кредиты под 6% годовых. Это достаточно приемлемые условия. Но это только в том случае, если сбудутся пессимистичные прогнозы. Пока, я думаю, мы можем справиться с этой задачей.


О ситуации с энергоснабжением в городе и возможности возвращения в муниципальную собственность имущества компании «НЭСК»

Насколько велика проблема с износом сетей, наверно, почти каждый ощутил на себе. Когда нагрузки на линии электропередач кратно возрастали, то у нас полгорода оставалось без электричества в жару.

Электроснабжение в Краснодаре осуществляют несколько компаний. Самая крупная - «Россети»-«Кубаньэнерго». На протяжении трех с половиной лет они выполняли производственную инвестиционную программу в части модернизации всех своих питающих центров без исключения. Мы широко действия этой компании освещали, вы видели мои постоянные визиты на тот или иной питающий центр. Это центры глубокого ввода, подстанции 220 и 110 кВ. Большинство из них уже полностью модернизированы. Там ситуация на 100% стабилизирована.

Впереди по программе «Кубаньэнерго», к концу этого года, - ввод подстанции «Ангарская» в северо-восточной части города. Она даст дополнительные мощности и возможности подключения по низкой стороне для компаний, которые занимаются распределительными сетями для жилых микрорайонов.

Еще одна модернизация по планам «Россетей» - подстанция «Почтовая», которая снабжает как раз электричеством микрорайон Гидростроителей. Там тоже планируется глубокая модернизация, которая кратно повысит надежность электроснабжения жителей города.

Но параллельно у нас на рынке энергосбыта работают еще очень много частных компаний. Одна из крупных - «НЭСК». Мы видим на протяжении последнего времени достаточно нестабильную работу этой компании.

По сути на протяжении последнего месяца в общей сложности на их сетях аварий было больше двухсот. Без электроэнергии оставалось, если подсчитать по микрорайонам в накопительном эквиваленте, порядка 300 тыс. жителей. Это одна треть населения, которая не получала вовремя ту услугу, которую компания должна предоставлять.

На уровне муниципальной власти мы не занимаемся сегодня утверждением ни тарифа, ни инвестиционной или производственной программ для этой компании. По сути дела, потеряны определенные рычаги влияния на ситуацию.

Вчера я направил обращение в адрес депутатов Государственной Думы от Краснодарского края с просьбой рассмотреть возможность изменения нормативно-правовых актов.

Необходимо разработать алгоритм действий. Если компания занимается электроснабжением, теплоснабжением, водоснабжением в части предоставления коммунальных услуг и в какой-то период времени перестает справляться со своими обязательствами, то должен вступать, наверное, процедурный вопрос по возврату этого имущества в госсобственность. Не знаю, будет ли это на компенсационной основе – соответствующее решение будет приниматься федеральными органами власти. Но, я думаю, такой механизм должен быть принят, потому что иного решения вопроса я пока не вижу.

Обращение направлено в адрес всех 18-ти депутатов Государственной Думы, которые представляют интересы жителей Краснодарского края: от «Единой России», ЛДПР, КПРФ. Это общая проблема. Она не имеет какой-то политической окраски. При поддержке депутатского корпуса, думаю, она должна решиться.


О планах по проектированию новых сетей ливневой канализации и увеличению мощности существующих

По конкретным предложениям – увеличению диаметров сетей ливневой канализации, строительству новых участков мы будем привлекать инженеров и специалистов, чтобы уже от них получать заключения по направлениям, наиболее страдающим от дождевых потопов. Часть таких работ, конечно, мы уже реализовываем.

Мы продолжаем проектирование водоотводного коллектора, который должен пройти по северной части города, начиная от ул. им. Петра Метальникова через Спортивную деревню, «Экспоград», Немецкую деревню – по балке реки Осечки. Это большой коллектор диаметром больше 2 метров, который будет отводить воду в этой части города и не только. Это завершение работ – связь с микрорайоном Восточно-Кругликовским, откуда вода будет отводиться по коллектору по ул. Российской и попадать через насосную станцию, которая уже построена, в балку реки Осечки.

Точно так же мы сейчас занимаемся предпроектными работами на территории Западного Обхода при строительстве качественных современных микрорайонов. Там мы заранее предусмотрели сочетание нагрузок по строительству жилья с социальными объектами, в том числе развитие инженерной инфраструктуры.

Что касается центральной части города – здесь один выход: либо проектировать и строить дополнительные нитки, либо делать увеличение диаметра существующих коллекторов. Будем смотреть по нагрузкам, которые у нас есть под землей – как будут пересекаться все инженерные сети и какие технические решения будут давать специалисты, которых мы будем привлекать для этой работы.


О строительстве и реконструкции сетей ливневой канализации

Всего год назад мы создали муниципальную службу, которая занимается расчисткой сетей ливневой канализации. В тот период была острая необходимость, и я принял решение - мы приобрели технику.

Все коллекторы были под завязку заилены, поэтому вода стояла в городе даже после маленького дождя, а на некоторых участках - сутками. Мы регулярно приглашали средства массовой информации и актив города, показывали серьезную работу. Ил вывозили КАМАЗами. Были сложнейшие участки - такие, как улица Российская, где два огромных коллектора шли из ниоткуда в никуда. За внебюджетные источники мы соединили улицу Российскую с улицей имени Петра Метальникова.

За средства бюджета построили насосную станцию с тремя насосами, которые сегодня в рабочем состоянии. И они справляются с выпавшими осадками на участке по Московской от Гомельской до улицы имени Петра Метальникова.

Участок от Гомельской до Солнечной не стали реконструировать, надеялись, что справится существующая подстанция по откачке воды. Сегодня видим, это не так. Вода уходит за 5-6 часов, а не стоит по несколько дней. Но, я считаю, что этих мер недостаточно.

Поэтому при строительстве трамвайной линии поставлена задача проектировщикам – переключить эти сети в новую насосную станцию. И тогда можно с уверенностью сказать, что проблема будет решена. Да, многое зависит от количества выпавших осадков.

Последнее время мы наблюдаем обильные ливни, местами за пару часов обрушивается месячная норма. За несколько часов все подтапливает. Если посмотреть в целом по городу, то видим, что вода не задерживается.

Проблема остается по улице Переходной в районе Вишняковского сквера. В этом месте мы локально оборудовали за внебюджетные деньги водоотводную коммуникацию. Она временная, это не окончательное решение проблемы. Сейчас мы выделяем средства из бюджета города на проектирование дополнительной линии водоотводной сети из низины. Центральные коллекторы, особенно Суворовский, забиты большим количеством воды, которая не успевает уходить.

При этом обратили внимание, что даже при прочищенных сетях вода во время залповых ливней не уходит, улицы остаются подтопленными. Поэтому необходимо принимать дополнительные меры, увеличивать диаметр труб и пропускную способность всех сетей.

Параллельно надо решать вопрос очистки стоков, которые выходят в Кубань.

С дорог смывается грязь, масла и реагенты, это создает угрозу экологии.

Очевидно, что за счет внутренних источников мы такую работу не проведем. Это десятки миллиардов рублей. Таких средств в бюджете города нет. Надо находить способы решения этой проблемы. Она характерна не только для Краснодара. Посмотрите Сочи, Геленджик, Ростов-на-Дону, города Центральной полосы России. Всем необходимо строить новые и реконструировать старые сети коммуникаций. Программы должны быть приняты на уровне Государственной Думы. Они должны быть связаны воедино с теми проектами, которые уже реализуются, с партийными и национальными. Есть проект «Безопасные и качественные автодороги», значит, надо создавать его подпрограмму, чтобы параллельно помочь муниципалитетам реконструировать сети.

Такие обращения уже переданы нашим депутатам, избранным от Краснодарского края. Тем более, сейчас подходящее время, идут обсуждения федерального бюджета, а значит - есть реальная возможность проблему обозначить и решить.


О проблеме незаконных врезок в ливневую канализацию и загрязнении реки Кубань

Эта проблема абсолютно решаема. Сегодня на заседании городской Думы руководству «Краснодар Водоканала», Дмитрию Павлюченко передали ещё один перечень территорий, на которых выявлены незаконные врезки в центральной части Краснодара. Попросили, чтобы он включил в инвестиционную и производственную программу обновление сетей, тампонирование этих врезок и создание законных условий по законному подключению. Потому что все выходы в Кубань – это отводные системы, то есть системы ливневой канализации.

Конечно же, в любом случае мы должны прийти к решению вопроса по строительству локальных очистных сооружений. Не огромных – сегодня мы можем ставить локальные очистные сооружения на выпусках, такие технологии есть. Для того, чтобы даже дождевая вода, которая попадает в коллекторы, выходила в Кубань хотя бы в предварительно очищенном виде. Очень много грязи на автомобильных дорогах, в том числе автомобильные масла, бензин.

Это очень дорогостоящая работа. Ещё раз подчёркиваю: в бюджете муниципалитета таких денежных средств мы никогда не найдём, их просто нет. Весь бюджет у нас социально ориентирован, и нагрузка в этой части из года в год растёт.

Конечно же, по строительству социальных объектов мы получаем сегодня большую поддержку со стороны федерального и регионального бюджетов. Но после ввода в эксплуатацию нагрузка на содержание этого объекта – электрика, теплоснабжение, зарплаты, оборудование – ложится на бюджет муниципалитета, это достаточно серьёзные денежные средства.


О внесении предложений в Генплан и новом социальном кластере для Юбилейного микрорайона

Надо смотреть внимательно на предложения, которые вносят разработчики Генерального плана. Напомню, что это питерский институт, и они являлись, в том числе, разработчиками Генерального плана Санкт-Петербурга. У них большой серьезный опыт. Мы полагаем, что при обсуждении Генплана, которое сейчас активно ведется, получим достаточно большое количество мнений и жителей, и собственников земельных участков, которые в последующем будем обсуждать на рабочей комиссии, которая рассмотрит эти вопросы в августе.

На сегодняшний день в департамент архитектуры и градостроительства поступило порядка 1,5 тыс. различных предложений. Часть из них отклонены, потому что они некорректны и не подтверждены какими-то документами.

Да, Краснодар у нас многогранен. Есть и историческая часть, есть и многоэтажная жилая застройка.

Конечно, обидно, когда такие «зубья» вклинены в точечную застройку в ряде территорий с индивидуальной жилой застройкой. Но это уже дело прошлое. Сейчас главное нам эту историю предусмотреть, обыграть, создать какой-то такой переходный архитектурный облик. Это, конечно, будет учтено в Генплане.

В последующем, помимо Генерального плана, нам еще предстоит разработать и утвердить Правила землепользования и застройки. Там еще мы можем определять и дополнять этажность. Если это многоквартирная жилая застройка, она может быть ограничена Правилами землепользования и застройки – то есть где-то позволительно, например 20-этажный дом строить, а где-то можно будет 5-9 этажей, но это тоже будет считаться многоэтажной жилой застройкой.

Мне нравится, что в проекте Генплана очень много вопросов решено в части нахождения земельных участков под социальные объекты. Я согласен с разработчиками, что незаконные железные гаражи, которые занимают десятки сотен гектаров по городу – «пережиток», его необходимо ликвидировать. Но не с целью застроить эту территорию домами. Если мы будем в последующем использовать эти территории под зеленые зоны, как мы сейчас такую практику ведем под строительство спортивных, социальных объектов – это хорошее решение. Я его поддерживаю полностью, таких предложений в Генплане достаточно.

У нас в самый последний день, можно сказать, когда стоял вопрос о создании согласительной комиссии, было предложение от разработчиков по изъятию части территории у Кубанского государственного аграрного университета. Она прилегает к Юбилейному микрорайону и не используется в научных или исследовательских целях. Разработчики предложили там разместить большой социальный кластер – школу и детские дошкольные учреждения. Этот вопрос решился в последний день. Когда и КубГАУ, и их руководство в Москве подтвердило эту возможность, то это предложение нашло свое место.

В принципе при реализации проекта мы планируем решить все социальные вопросы по Юбилейному микрорайону и прилегающей территории со стороны ул. Лукьяненко. У нас в планах строительство дороги Лукьяненко-Думенко, там будет возможен достаточно быстрый доступ к будущим учебным заведениям.

Так повсеместно можно разбирать все абсолютно территории. Есть территории под новые парки, скверы, зеленые зоны. Их достаточно. Теперь самое главное - успевать подавать заявки, делать проектную документацию, находить денежные средства для того, чтобы все эти задачи реализовывать.


Об общественных обсуждениях проекта Генплана Краснодара

Общественные обсуждения, конечно, нужны, в этом есть потребность. Жители города хотят знать, что происходит, хотят принимать участие в принятии решений - как Краснодару развиваться в течение ближайших десятков лет. Генплан разрабатывается и утверждается до 2040 года. Конечно, всем интересно принимать в этом активное участие.

Более того, общественные обсуждения показали свою жизнеспособность. Публичные слушания, как они проводились ранее, – это был зал и три часа скандала, никакого решения. А потом все расходятся недовольные, там трудно высказать какое-то мнение.

Сейчас в рамках общественных обсуждений мы стараемся разъяснить, показать те предложения, которые предлагают разработчики Генплана, которые также принимают участие в проведении обсуждений.

Свое несогласие с проектом жители могут высказать, отправив с 6 июля по 6 августа свои замечания и предложения - онлайн или на 40 экспозициях. Затем целый месяц, каждый день, будет работать комиссия по их рассмотрению. Будет абсолютно публично дана оценка каждому решению: кто что предложил, и какое решение комиссия приняла. Результаты будем публиковать на сайте администрации и в «Краснодарских известиях».


О ремонте дорог

По нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги» мы выполнили в этом году весь объем работ раньше срока. В том числе благодаря карантину и небольшому количеству транспорта на дорогах. Выполняли все работы согласно требованиям Роспотребнадзора, и ни одного случая заболевания у наших дорожников не зафиксировано.

Большая программа по ремонту дорог продолжится и в 2021 году. Если будет соответствующее решение, и нам разрешат использовать средства на ремонт будущего года уже в этом году, то дорожники готовы приступить к выполнению работ – благо, сейчас и погодные условия, и эпидемиологическая обстановка это позволяют.

Что касается реконструкции автомобильных дорог - это совершенно другие денежные средства, их тоже выделяет министерство транспорта, но при наличии исключительно проектно-сметной документации, которую мы должны защитить в государственной экспертизе.

Более 30 проектов на сегодняшний день находятся в стадии получения положительных заключений экспертизы, и дальше мы будем становиться участниками краевых и федеральных программ.

Из примеров - расширение улицы им. 40-летия Победы от Восточно-Кругликовской. Этот вопрос стоит давно. Уже в начале осени будут защищенные проекты, и мы сможем подавать заявку на получение денег на решение этого вопроса.

Общая стоимость работ по этим проектам будет составлять больше 15 млрд рублей.

Многие задают вопрос: почему до сегодняшнего дня не приступили к решению вопроса по расширению Западного Обхода? Эта дорога не муниципальная, она находится в ведении Минтранса. Но мы предложили другое решение: строительство дороги в сторону хутора Копанского. Это Почтовый тракт непосредственно от Красных Партизан, от кольца прямая дорога, которая сейчас в гравийке. Мы очень серьезно разгрузили бы Западный Обход. Часть транспортных средств самих жителей напрямую уходила бы в сторону хутора Копанского, мы бы сократили движение для мусороуборочного транспорта, который занимается вывозом мусора на полигон и тоже стоит в пробках.


О возврате земли в муниципальную собственность

Мы продолжаем работу по возвращению земельных участков, которые выпали по каким-то причинам из муниципальной собственности. Такая работа не останавливается, мы вернули уже более 300 га земли.

Очень здорово, когда на этих территориях мы реализуем свои проекты. Например, создали сквер имени 80-летия образования Краснодарского края или завершаем реконструкцию второй очереди Вишняковского сквера.

Да, впереди большая работа, в том числе по реализации проекта Народного парка. Не всегда получается так быстро, как хотелось бы. Бывают затяжные длительные судебные процессы по возврату земли со сложной историей по доказательной базе. Требуется тщательное изучение всех документов. Тем не менее, делаем все возможное, чтобы та территория, которую вернули, уже не была отчуждена путем судебных решений или решений администрации.

Ранее были и такие случаи, когда земля уходила под застройку. Сегодня мы такую возможность исключили. На возвращенных территориях мы стараемся обустраивать парки, скверы, детские площадки с современным игровым оборудованием.


О ситуации и перспективах доступности среднего образования в Краснодаре

На сегодняшний день Краснодару нужно ещё порядка 60 школ, чтобы мы решили вопрос со второй сменой. Опять же, будем смотреть по динамике ввода и, соответственно, распределению детей по тем объектам, которые мы будем вводить. Будем смотреть по потребности.

По крайней мере, 7 школ за 3 года мы построили, таких темпов раньше не было. Они уже сегодня забиты, работают в две смены. Сейчас строятся еще 10 школ. Постепенно 5 из них введём в эксплуатацию до конца этого года. По мере ввода будем начинать учебный процесс. Другие 5 школ достроим в следующем году.

Дополнительно запроектировали еще 24 школы – по ним полностью сформированы земельные участки, выполнено проектирование, мы уже находимся в стадии получения положительного заключения экспертизы. И дальше мы будем смотреть по приоритетам, которые будет нам диктовать, в том числе, департамент образования. Где наиболее острая ситуация – туда и будем в первую очередь направлять деньги.

Если бы мне сказали три года назад про 60 школ – не поверил бы, что такое возможно. Тогда одну в год строили, и это считали достижением. Но уже 7 построили, 10 строим. Плюс 24 проекта. Ещё 24 школы мы за 3 года реализуем, потому что понятен порядок их финансирования. Не так много потом и останется.

Одна из острейших проблем, которая сегодня в городе существует – это подвоз школьников. Мы на 100% обеспечены школьными автобусами, все 13 тыс. детей доставляем по необходимости в наши школы. Но это огромный дискомфорт для детей и родителей. Зачастую маршрут для некоторых детей составляет порядка полутора часов. Полтора часа ребёнок едет в школу, потом учёба, потом полтора часа едет обратно – это колоссальная нагрузка.

Мы максимально рассредоточили часть среднеобразовательных учреждений в тех местах, откуда мы осуществляем подвоз. В том числе, сейчас школа строится в микрорайоне Молодёжном, в Новознаменском. Два проекта сейчас выходят из экспертизы в самом пос. Знаменском. Мы долгое время не могли приступить к проектированию по ул. Пионерской, прямо в центре у нас земельный участок 4 га. Потому что получали из Управления по охране памятников заключение, что там курган, нельзя ничего делать, нужно заказывать какие-то экспертизы, проводить археологические раскопки. В течение полугода мы этим вопросом занимались, а оказалось, что на карте чуть были сдвинуты координаты этого кургана – он не там находится. В итоге нам выдали заключение, что там нет никаких захоронений, и мы уже выполнили проект, сейчас он в экспертизе.

Часто задают вопросы по участкам на ул. Восточно-Кругликовской (2 га) и ул. Российской (2 га в районе Музыкального микрорайона). По проектам планировок и нашим планам там должны быть среднеобразовательные учреждения. Но пока даже к проектированию мы не приступили. Собственники земельных участков сегодня настроены категорически, и пока никак не можем решить вопрос с передачей нам этой земли. Либо просто сопротивляются. Либо хотят, чтобы мы у них выкупили эту землю за сотни миллионов, но она того просто не стоит. Это половина стоимости школы и ни один контрольный орган нам не разрешит осуществить такую сделку.

Сейчас депутаты Законодательного Собрания края направляют предложения в федеральные органы власти в части изменений в действующий Земельный кодекс, который позволил бы нам изымать земельные участки. Сегодня есть у муниципалитета право изымать земельные участки только под дороги или инженерную инфраструктуру. Это происходит безболезненно - обратились, посчитали, привлекли экспертов по стоимости проекта. Там реальные цифры, которые мы действительно готовы выплачивать, никто не занимается рейдерством. В том числе, и по тем двум участкам мы готовы выплатить нормальную стоимость, чтобы там реализовать социальные проекты.


О возобновлении работы детских садов в Краснодаре

Мы получили от Роспотребнадзора разрешение на открытие дошкольных учреждений. Сегодня большая часть из них уже работает. Было требование, чтобы в каждом детском саду у нас был не просто один рециркулятор, а работал непосредственно в каждой группе. Всё оборудование имеет лицензии и разрешение на использование в детских дошкольных учреждениях.

Мы большую часть рециркуляторов приобрели, предоставляем детским садам. Соответственно, по мере их распределения по учреждениям мы открываем группы, дети уже начинают полноценно посещать детские сады.


О формате проведения Дня знаний на территории Краснодара

Если эпидемиологическая обстановка будет благоприятной, то в наших планах, конечно же, провести школьные линейки очно. Возможно, с определёнными ограничениями.

Может, не для всех классов одновременно, как это раньше было. Например, сначала первоклашки, потом одиннадцатиклассники. Обязательно с соблюдением всех требований, которые будет выставлять нам в этой части Роспотребнадзор - это очень важно.


О реконструкции и строительстве вузов в Краснодаре

В Краснодаре - 33 учебных заведения. Многие сейчас увеличивают свои площади, строят новые корпуса и реконструируют прежние. Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия в Краснодаре завершает строительство нового учебного корпуса. Еще два разрешения на строительство учебных корпусов с тренировочными базами выдаем Кубанскому государственному университету физической культуры, спорта и туризма. Это интересный проект с федеральным финансированием.

В Кубанском государственном университете идет капитальный ремонт к 100-летнему юбилею вуза. КубГТУ выполнил проект реконструкции корпуса по ул. Красной, рассчитывают получить финансирование. Мы предлагали им передать здание муниципалитету, чтобы мы имели возможность выполнить ремонт, но они не согласились. Надеемся, что у них все получится.

Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии Штеменко по ул. им. Дзержинского достраивает новые учебные площади. К тому же, у нас достигнута договоренность с руководством вуза о том, что в праздничные дни их музей с военной техникой будет доступен для жителей города. В свое время лучшим музеем военной техники считался комплекс в парке 30-летия Победы. Теперь в Краснодаре есть еще один, более масштабный.


О пешеходном квартале по ул. им. Чапаева

Проекта пешеходного квартала в историческом центре пока нет, есть прорисовки. Их сделала главный архитектор города Наталья Машталир. Это пешеходная зона по улицам Красноармейской, имени Чапаева, Красной. Идея хорошая – создать больше уличного пространства для движения пешеходов.

Посмотрите, как сегодня выглядит улица Красная. Там очень мало муниципальных или государственных объектов. Все собственники вкладывают средства, чтобы привлечь внимание жителей и гостей города.

Чем больше мы создадим пространств для пешеходных прогулок, тем лучше это стимулирует бизнес приводить в порядок те объекты, которые пока имеют неприглядный вид. Плюс - это особое настроение. В выходные видно, как жители соскучились по прогулкам. Как только открыли Красную, люди туда хлынули рекой.


О создании в старом центре Краснодара отдельного городского округа

Границы исторического поселения определены, они закреплены во всех нормативных актах, которые приняты, в том числе управлением по охране объектов культурного наследия.

Историческое поселение на сегодняшний день имеет защищенную законом территорию.

Не знаю, насколько сейчас своевременно создавать еще один округ в старом центре города, тем более, что есть много других вопросов. Идея хорошая, она имеет под собой основу, но, наверное, это - не сегодня.