Поиск по сайту

Введите запрос для поиска например, структура администрации
Закрыть
Главные новости

Круглый стол «Краснодар. Развитие»: стенограмма основных тем

20 декабря 2019

Открытое обсуждение городских проектов, проблем и перспективных решений с главой города Евгением Первышовым прошло в формате «круглого стола». Обсудили наиболее важные и проблемные вопросы.

Прямая трансляция общения велась в официальном аккаунте администрации города в социальной сети «ВКонтакте».

Во встрече приняли участие:

Александр Палазов — директор телеканала «Кубань-24»

Антон Смертин — главный редактор информационного агентства «РБК-Краснодар»

Максим Жмутский — генеральный директор телеканала «Краснодар»

Дмитрий Мирошников — корреспондент «Информационного агентства KrasnodarMedia», политический обозреватель, автор телеграм-канала «Краснодарский парень».

Евгений Хомутов — генеральный директор газеты «Кубанские новости»

Евгений Руденко — генеральный директор портала «Юга.ру», совладелец центра современного искусства «Типография»

Дмитрий Михеев — директор краснодарского филиала «Комсомольской правды»

Александр Полиди — доктор экономических наук, консультант разработки Стратегии развития Краснодара-2030 г.

Мирослав Валькович — урбанист, участник сообщества «Городские решения»

Артем Миронов — учредитель и продюсер проекта «Голос города»

Серафима Чичева — организатор фестиваля Geek Picnic

Алексей Пшеничный — генеральный директор сети магазинов «Высшая Лига», организатор массовых забегов

Далее публикуем стенограмму основных тем.

Вступление

Евгений Первышов, глава Краснодара:

Еще раз подчеркну, что это не мой отчет, не пресс-конференция, а формат круглого стола, где мы можем пообщаться и поговорить о проблемах города, его развитии, и хотелось бы, чтобы диалог возник, чтобы не было только вопросов-ответов.

Чтобы мы могли обсудить вопросы, которые интересуют, выслушать различные точки зрения и, соответственно, определить моменты, которые помогут, в том числе, в дальнейшем принятии определенных решений.
Начать хочется с того, что сегодня, 20 декабря, — профессиональный праздник сотрудников органов безопасности. Пользуясь случаем, хочу поздравить сотрудников органов безопасности, поздравить с профессиональным праздником. И всех, конечно, с наступающим Новым годом. Чтобы было все замечательно и хорошо.

Коллеги, предлагаю пить чай и общаться.

О транспортной ситуации в районе стадиона ФК «Краснодар» во время проведения футбольных матчей

Евгений Первышов, глава Краснодара:

Посещают стадион сложно даже посчитать, сколько любителей футбола. И каждый перемещается — до матча, после матча. И поэтому — закупоренность дорог. Каждая придомовая территория превращается, по сути дела, в парковку.

И, конечно, вся пешеходная инфраструктура заставлена авто — все тротуары, всё на сегодняшний день у нас в закупорке.

Из глобального: вы знаете, что совместно с администрацией края мы реализуем большой проект — по ул. Тихорецкой к «М4-Дон» — у нас на 7 этапов разбито. 4 — город проектирует, 3 этапа — администрация края. По завершению проектно-изыскательских работ виадука, который связывает ул. Тихорецкую и трассу «М4-Дон», — делаем такой большой внизу ещё маршрут — там же у нас будет и переход ещё на ул. Новороссийскую — то есть такая развязка будет строиться.

Конечно, дальше будем продумывать создание дополнительных парковочных пространств, в том числе, потому что парковка, которая сегодня существует на стадионе и должна принимать наплыв футбольных болельщиков, — она тоже не справляется.

Плюс ко всему — доступность общественного транспорта. Мы сегодня занимаемся проектом планировки, межеванием земель под строительство трамвайной линии в районе ул. Восточно-Кругликовской — непосредственно к стадиону. Но это процесс не быстрый — года примерно через три сможем приступить уже к строительству трамвайной ветки.

Одно из направлений развития общественного транспорта — это продолжение модернизации троллейбусного парка. В принципе, по первым нескольким моментам, связанным с вводом в эксплуатацию наших новых троллейбусов с автономным ходом, — они уже показывают свои достаточно хорошие характеристики. Наверное, в следующем году, предположительно, мы осуществим ещё одну закупку — продлим ещё один маршрут до улиц, где нет контактных сетей в районе ул. Восточно-Кругликовской. Чтобы в пиковые часы, когда проходят футбольные матчи, мы могли спокойно отвозить оттуда футбольных болельщиков.

И еще один момент — мне нравится, как во время матчей работают сотрудники ГИБДД — достаточно быстро сбрасывается вся напряженность.

О строительстве сети городских электричек, проекте «Наземного метро»

Евгений Первышов, глава Краснодара:

Я тоже был участником этого совещания, которое проходило в РЖД. Обсуждался, и на сегодняшний день обсуждается, этот проект. Основа всегда — финансирование. По предварительным только расчетам РЖД, стоимость проекта может оценивать порядка 80 млрд руб. Это космические просто деньги. Это расчет, который делался на основе тех затрат, которые делались в Москве по проекту «Московская кольцевая».

Рабочая группа создана.

Что касается, участия в этой рабочей группе представителей общественности. Назначены ответственные лица, которые занимаются этим вопросом. Я такое предложение внесу.

О создании новых зеленых зон

Евгений Первышов, глава Краснодара:

В этом году реализовали несколько проектов по нацпроекту «Жильё и городская среда», плюс была экономия бюджетных средств и её направили на благоустройство. За три года таких зеленых зон стало уже 15. Качественные изменения в этом направлении нельзя не заметить.

Ближайшие цели — парк в Молодежном микрорайоне. Участок там находится в частной собственности, и сейчас мы находимся в процессе его изъятия. В микрорайоне нет зеленой зоны, хотя она очень необходима. То поручение, которое было на встрече губернатора с жителями, мы выполним.

Очень рассчитываем, что при поддержке губернатора проект будет реализован. Это крупный проект. Локально небольшие земельные участки мы возвращаем в муниципальную собственность, в том числе, при сносе аварийного жилья. Стараемся озеленять. На ул. Новороссийской, например, снесли аварийный дом, жители уже расселены, и в следующем году по просьбе горожан сделаем там сквер.

Моя позиция такова — никаких продаж с торгов этих земельных участков быть не может. Есть публичная карта, где можно посмотреть все территории, которые перешли или которые вернули в муниципальную собственность. Всё абсолютно прозрачно. У каждого участка — кадастровый номер. Еще раз подчеркиваю, что назначение таких участков — создание комфортной городской среды. По различным направлениям: строительству детского сада или школы, сквера или парка, объектов коммунальной инфраструктуры. Но не коммерция и не жильё.

О проблеме с канализацией рядом со стадионом ФК «Краснодар»

Евгений Первышов, глава Краснодара:

Вчера разговаривал с директором «Водоканала» по этому поводу. Сейчас раз в неделю делают ревизию этого канализационного приемника. В чём заключается проблема? Есть магистральная фекальная канализация. Там стоят решетки, чтобы весь мусор не попал в лопасти насоса. Если он попадёт в лопасти — ляжет всё.

Второй момент — нельзя смывать всё то, что мы оттуда достаём, в унитазы. Объективно — кто создаёт эту проблему? Люди, которые там же и живут. Это локальная фекальная сеть. Я думаю, что жителям микрорайона «Губернский» самим неприятно, когда они выезжают на ул. Восточно-Кругликовскую на машине или общественном транспорте и плывут в фекалиях. Кому это понравится?! Но опять же повторяю — нельзя убирать эти пункты, которые задерживают различный мусор до насосной камеры.

Пока с «Водоканалом» есть договоренность — как можно чаще проверять чистоту решеток, чаще чистить, не дожидаясь, когда «выйдет» на улицу. Но всё-таки мы рассчитываем, что и жители не будут утилизировать тот мусор, который для этого не предназначен, через канализацию.

О транспортной ситуации в Краснодаре

Евгений Первышов, глава Краснодара:

Объективно — действительно, ситуация остается сложной. Транспортная проблема — одна из самых острых. Но это не только проблема, допустим, я считаю, непосредственно города Краснодара. Эту проблему надо смотреть шире. Это проблема и соседних муниципальных образований. Потому что трудовая миграция, которая сегодня маятниковая существует, наносит, в том числе, и урон экономике соседних муниципалитетов.

В город утром въезжает, по данным ГИБДД, порядка 150 тыс. транспортных средств. Это говорит о том, что люди не находят в соседних муниципалитетах и Республике Адыгея работу и, соответственно, приезжают работать в Краснодар. Представим себе просто 150 тыс. человек выстроить в одну линию — это очень много.

Конечно, все утренние часы пик, вечерние часы пик основные въезды-выезды в Краснодар они у нас стоят. Естественно, это усложняет жизнь жителям, они не могут добраться в свои спальные микрорайоны, двигаться по тем же транспортным артериям.

Поэтому транспортная стратегия одна из основных, которой мы занимаемся. Она продумывается у нас наряду с Генеральным планом, который сегодня уже в завершающей стадии. Мы ожидаем, что к концу года Генеральный план уже будет представлен к обозрению. Да, еще впереди необходимые официальные процедуры. То есть, общественные слушания, согласования во всех институтах государственной власти. Но, тем не менее, мы, я считаю, сегодня двигаемся в правильно направлении.

Конечно, надо думать еще об одном вопросе — это Краснодарская агломерация. Она должна захватывать соседние муниципальные образования. Чтобы мы могли создать точки притяжения, создать рабочие места на границе муниципалитетов. То есть, сместить чуть-чуть акцент по созданию промышленных зон, промышленных кластеров, тем самым сократить масштабы трудовой миграции.

О переносе фонтана перед кинотеатром «Аврора»

Евгений Первышов, глава Краснодара:

Да, плоскостной фонтан перенесли. Его смонтируют на ул. Стасова, у здания «Премьеры». Идут монтажные работы. Он никуда не потерялся — это одно было из условий. Там действительно будет такая хорошая зона. Недавно открыли мемориальную доску Почетному гражданину Краснодара Иосифу Кобзону. И вообще — там сквер им. Леонарда Гатова. Всё это очень хорошая история. Мне она нравится.

О новом бульваре по ул. Бородинской и возможности убрать бетонный забор вдоль Ботанического сада КубГУ

Евгений Первышов, глава Краснодара:

Да, действительно, эта территория необходима КубГУ для учебных целей — там будет сохраняться непосредственно дендропарк, который является неотъемлемой частью учебного процесса. Конечно, поговорю с ректором, попытаемся это реализовать — убрать бетонный забор. Мне самому он не нравится. Хороший пример — ул. Аэродромная. Здесь мы заменили забор, сделали такой красивый, в старинном стиле на Всесвятском кладбище. Уже по-другому совершенно улица смотрится.

Вообще, заборная тема — вы видите, как мы с ней решаем вопрос. Большинство заборов уже снесено. Территории освобождаются, другой вид абсолютно появляется.

Обращусь к ректору КубГУ, и мы готовы будем найти источник финансирования. Безусловно, земля не наша, мы не сможем это сделать за бюджетные средства, но я думаю, что мы найдём спонсоров.

Очень много сегодня, кстати, людей, которые вкладывают свои возможности, свои денежные средства в развитие Краснодара, и в замен ничего не просят.

О социальном и транспортном развитии Западного Обхода

Евгений Первышов, глава Краснодара:

Давайте в целом объясню ситуацию. Одно из направлений сегодня — это Западный Обход. Его уже трудно называть обходом. Лет через пять-десять это будет Западный Проспект. Придется переименовывать, потому что там достаточно активно идет жилая застройка.

Хорошо, что нам удается, не откладывая на завтра, создавать определенные элементы социальной инфраструктуры, начиная от «Баскет-Холла» и заканчивая кольцом «Красных Партизан — Западный Обход». На всем этом протяжении мы сегодня строим три школы. Одна — в районе «Баскет-Холла», одна из самых крупных в стране — на 1850 мест, другая — на 1100 мест, в районе «Немецкой деревни», в районе, как он раньше назывался ЖК «Казанский». Третья — тоже на 110 мест по ул. Красных Партизан. Это только по школам.

Мы понимаем, что микрорайон застраивается, скоро будет заселяться, поэтому одномоментно приступили к строительству образовательных учреждений. Такая же перспектива — по строительству детских садов. Один уже построили, к другому скоро приступим.

Что хорошо — создали там достаточно большой земельный банк. Все земельные участки, которые предусматривали по проекту планировки возведение школьных и дошкольных учреждений — в количестве около 30 земельных участков уже перешли в муниципальную собственность. Безвозмездно переданы собственниками, чтобы мы могли планировать там развитие социальной сферы.

Которая, в том числе, будет включать — один из участков — строительство поликлинического звена. Хотя рядом там находится вторая краевая больница, детская инфекционная — на Красных Партизан, на ул. им. Лукьяненко — детская, раньше городская, а теперь краевая больница.

Мы прекрасно понимаем — проблема доступности медицинского обслуживания только усиливается, и количества поликлиник городу не хватает.

Принято государственное решение передать это на уровень субъекта. Муниципальные поликлиники переданы в ведение министерства здравоохранения Краснодарского края. Муниципалитет не может выделять денежные средства даже на проектирование поликлиник. Пока мы резервируем земельные участки, договариваемся со строительными компаниями, которые в своих проектах уже предусматривают и строят поликлиники. Сегодня у нас четыре поликлиники, которые возводятся, мы рассматриваем разные формы перехода права собственности на эти объекты. Может быть — выкуп. Во всяком случае, в разных районах города мы такую инфраструктуру создаем.

Что касается дороги по Старому Почтовому тракту. Проект уже на выходе, буквально в следующем году он будет готов, и мы будем обращаться в министерство транспорта Краснодарского края за получением субсидии. Это прямая дорога от кольца по ул. Красных Партизан к хутору Копанскому.

Для чего это делается? Почему стоит Западный Обход — там двигается транспорт всех наших пригородных хуторов и поселков, плюс траурные процессии двигаются на новое кладбище. Тоже встают в эти пробки. Это объективно. И, конечно, мусороуборочный транспорт едет к полигону. Строительство дороги позволит туда увести транзитом все мусоровозы, сократить путь траурных процессий к новому городскому кладбищу. Туда уйдет транспорт на все хутора — Копанской, Новый.

Следующий проект в завершающей стадии — строительство дороги ул. им. Лукьяненко — ул. им. Думенко. Мы завершаем процедуру изъятия земельного участка. Из-за этого процедура реализации проекта затянулась. Объективно — есть собственники. Просто так права собственности никто не может аннулировать. Необходимо действовать в правовом поле. Мы выходим по вопросу оценки земельных участков в судебный процесс.

После изъятия этого участка приступим к реализации проекта. Две транспортные артерии — это «Красных Партизан — хутор Копанской» и «Лукьяненко — Думенко» — они, считаю, качественно улучшат ситуацию.

О строительстве новых трамвайных линий

Евгений Первышов, глава Краснодара:

По проектированию и строительству трамвайных линий. Сейчас мы нацелены на реализацию четырех проектов. Нельзя распыляться повсеместно. Взяться за все — это абсолютно ничего не решить. Кроме обещаний, ничего не останется. Первый приоритетный проект, который мы сейчас реализуем — ул. Московская, ул. Солнечная до ул. им. Петра Метальникова.

К марту мы получим готовый проект. Рассчитываю, что в следующем году начнем строительство линии. Нужной и важной. Которая точно улучшит качество передвижения по городу и уменьшит транспортную нагрузку микрорайона. Сегодня там только маршрутки, а людей живет много.

О помощи ветеранам Великой Отечественной войны и подготовке к 75-летию Победы в Краснодаре

Евгений Первышов, глава Краснодара:

У нас — достаточно большая программа, которая принята и поддержана депутатами городской Думы. Ни один из живущих в городе ветеран не останется без внимания.

Мы продолжим программу по ремонту жилья ветеранов. Выделено дополнительное финансирование. Будут охвачены ветераны, инвалиды войны и лица, к ним приравненные.

Большая программа предусмотрена по ремонту всех памятников, которые имеют отношение к этой великой дате — 75-летию Победы.

В конце года мы столкнулись ещё с одной проблемой. Некоторые памятники дополнительно охраняются государством, называются — «объекты культурного наследия». Их просто нельзя прийти и отремонтировать. Нужен проект, его экспертиза, заключение. Это всё приводит к существенному удорожанию. У нас удорожание произошло почти на 40 млн рублей. Это не наша прихоть. На последней Думе для этого довели дополнительное финансирование, и теперь будем дальше двигаться.

Мне нравится инициатива главы Прикубанского округа Александра Журавлева, который устраивает прогулки для ветеранов Великой Отечественной войны. Прямо очень удачное, считаю, мероприятие.

Об оценке работы команды администрации города

Евгений Первышов, глава Краснодара:

Что касается моих заместителей — считаю, все сработали хорошо. Все программные показатели, цели, которые ставили, на сегодняшний день выполнены.

По некоторым направлениям даже сделали определенный задел. Например, то, что планировали в рамках проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» делать в следующем году, начали уже в этом. И достаточно хорошо проект реализуется. Это говорит о том, что механизм его планирования и реализации выстроен правильно.

Мы подтянули все долгострои. В Юбилейном микрорайоне я давал обещание и жителям, и губернатору сдать к концу года бассейн-долгострой. К концу года строительство будет завершено. После Нового года запустим процесс получения лицензий для бассейна. Там нужно заключение и санэпидстанции, и пожарной инспекции.

Давайте посмотрим на улучшение ситуации, связанной с водоотведением в Музыкальном микрорайоне. Сколько было разговоров о невозможности, о трудностях, о деньгах? В итоге произошла консолидация усилий. Половина работ, которые сделаны, выполнены за внебюджетные деньги. Один из этапов коллектора по ул. Московской финансировался за счет внебюджетных источников. Плюс это камера соединения — порядка 200 метров, труба диаметром 2 метра. Представьте, огромная труба, которая укладывалась от ул. Петра Метальникова до ул. Российской — тоже внебюджетные источники. Это сильно ускорило процесс.

Плюс призвали к определенной ответственности тех, кто допустил строительство в этом районе. Завершили строительство насосной станции. И там сейчас, безусловно, ещё много там работ: и внутриплощадочные сети, и дороги и многое другое. Но в целом — систему собрали. Она готова. Дальше — уже только настройка оборудования и строительство водоотводящего коллектора от Ростовской трассы до балки Осечки. Это тоже будет закрытый коллектор большого диаметра. Сейчас завершаем процедуру проекта планировки.

Самое главное, считаю, что мы выходим из «шоковой терапии» и город начинает развиваться так, как он должен. Принятие Генерального плана покажет дальнейшую перспективу. Дальше — Транспортная стратегия, Стратегия социально-экономического развития до 2030 года. И реализация тех задач, которые мы перед собой ставим.

О ежегодном отчете главы Краснодара перед жителями

Евгений Первышов, глава Краснодара:

Планирую свой отчет на февраль месяц. Это моя обязанность — отчитываться перед жителями города о сделанном, это в рамках Устава Краснодара. Очень трудно обобщить — что было главное в уходящем году, уложить в одну фразу, одну формулу, и сказать: «вот это главное». Всё главное.

О создании и развитии городских событий

Серафима Чичева, организатор фестиваля Geek Picnic:

Меня пригласили на совещание по поводу поиска площадки для фестиваля, и оно было грустное. Мы долго искали. Смотрели на карту. Место нет. Одно вроде как нашли. Но там огромный каскад проблем, чтобы это дело воплотилось. Место на Затоне.

Во-первых, там надо решить правовые нюансы, во-вторых — там надо работать ландшафтным дизайнерам, вырубать деревья, создавать правильные локации, чтобы там можно было размещать мероприятия, делать застройку. Сразу же вспомнили общественников, которые, наверняка, схватятся за сердце, и что начнет происходить. И тут есть сразу несколько предложений. Было бы классно, если бы внутри мэрии были найдены ресурсы заняться этим проектом всерьез. При этом — при всем создать обсуждения, не люблю широкие, потому что все скатывается в громкие возмущения, но, может, взять активных представителей общественности, донести до них, почему эти деревья надо вырубить и по какому принципу все должно происходить, чтобы у нас не было пикетов против вырубки деревьев.

Хотелось бы, чтобы это было проработано. На данный момент в Краснодаре, при том, что это город — миллионник, не существует площадок, на которых можно законно провести крупное мероприятие.

Чистяковская Роща, к сожалению, недоступна — в этом огромном парке ничего нельзя делать. Это закрытая территория. Вечером там страшновато, лес. Не думаю, что в субботу там кто-то гуляет. У меня есть очень много историй, очень крупных, крупнее, чем «ГИК Пикник», которые бы могли работать на PR.

История с Илоном Маском показала, что одна такая история может пропиарить город на весь мир. Надо везти сюда классных крутых спикеров и делать классные истории, но, к сожалению, негде. Я имею в виду открытую площадку, «open air».

Евгений Первышов, глава Краснодара:

В любом случае, я считаю, было принято правильное решение в самом начале. Принято зон особо охраняемых природных территорий на всех наших парковых зонах. Это табу. Как бы жизнь не сложилось, кто бы ни руководил городом, есть табу отчуждать земельные участки. Мы видим, что много земли убыло с территории парков, хотя это является достоянием жителей. Не может в парковой зоне быть какая-то частная территория.
Более того, мы решаем вопрос по переводу муниципального предприятия «Парки, инвестиции, туризм» в бюджетное учреждение. Это будет либо муниципальное автономное учреждение, либо муниципальное бюджетное учреждение.

Почему? Потому что МУП сейчас находится на хозрасчете. Он ведет самостоятельно хозяйственную деятельность, чтобы платить зарплаты, убирать территорию, платить за электричество. Ему надо располагать на территории торговые точки, никчемные объекты, которые платят субарендную плату. За счет этого все содержится. В итоге — хаос.

К концу года выйдет решение.

Склоняюсь к МБУ, где персонал должен быть на зарплате, должен заниматься содержание объектов. Мы должны понимать, что нужно размещать на этих территориях, это должен быть единый архитектурный облик, не должно быть ларьков разного цвета.

И, соответственно, по каждому парку создать направление деятельности. По мероприятиям.

Да мне нравятся те мероприятия, которые организованы сейчас. Те, что делает Серафима, например. Я поддерживал ваши открытые площадки. Инициатива, которая от вас исходит, приносит большую пользу.

Да, есть трудности, вы зависимы от погодных условий, меня самого это расстраивает, знаю, как идет подготовка и сколько сил затрачиваете, а пошел дождь и полмероприятия смазано.

Мы вместе позанимаемся. Формат такой, что можно предусмотреть возможность перенести часть площадок в случае дождя в закрытые помещения. В то же время это должна быть территория, которая располагает к проведению уличного мероприятия.

Серафима Чичева, организатор фестиваля Geek Picnic:

Это решается застройкой территории на мероприятиях. Моя идея в том, чтобы мы могли проработать ту площадку всерьез.

Наталья Машталир, главный архитектор Краснодара:

У Аквапарка есть территория, которая не ООПТ, там, действительно, есть место.

Если будет такая площадка, сюда сразу придут крупные мероприятия.

Евгений Первышов, глава Краснодара:

Хорошо, давайте посмотрим.

О меценатах и внебюджетных источниках финансирования

Евгений Первышов, глава Краснодара:

На самом деле жители, много меценатов, которые действительно откликаются на вопросы, с которыми к ним обращаются.

В последний раз, когда я делал публичный отчет, много назвал фамилий и компаний, которые принимали участие в решении многих проблем, они все были доступны и каждого я поблагодарил. Список — огромный.

Еще раз говорю — любить свой город можно по-разному. И большой пример — Сергей Галицкий, который много что сделал.

И другой пример — пожилая женщина, которая выходит и возле подъезда высаживает клумбу, цветы — в рамках своих возможностей она тоже меценат, она тоже городу помогает.

Каждый делает в рамках возможностей. Кто-то мусорный пакет положил в мусорный бак, кто-то не донес — ему тяжело. Кто-то выбрасывает памперсы, как положено, в мусорный контейнер, кто-то смывает в унитаз. И потом вот тонет улица Восточно-Кругликовская.

На самом деле, есть люди, которые говорят — мы просто поможем, не надо нам эти заслуги приписывать.

У других я просто спрашиваю — вы помогли, можно я об этом расскажу? О той большой работе, которая была сделана. Здесь именно персональное согласие.

Некоторые, вот допустим, вдоль Ботанического сад возьмем — как здорово получилось сделать въездной маршрут. Ребята сами вызвались. Пришли. Даже не просил. Здорово, принесли уже с архитектурным решением по Бородинской.

Посмотрели юридические, правовые основания — как дать на это время земельный участок, чтобы они проект реализовали, а потом мы взяли на обслуживание.

Получилось отлично. И это не единичный пример.

О дизайн-коде и внешнем облике города

Наталья Машталир, главный архитектор Краснодара:

Буквально во вторник у нас был круглый стол. Это были публичные слушания по внесению изменений в правила благоустройства, где мы как раз-таки с жителями и депутатами обсуждали такие возможности, которые мы предлагаем внедрить. Мы в принципе получили одно согласие. Все согласны, что цвета, в которых должен быть выдержан город, это какая-то определенная цветовая гамма: никаких синих крыш, зеленых крыш, все должно быть очень аккуратно и красиво. И думаю, что уже в следующем году мы внесем изменения в правила благоустройства и сможем этот дизайн-код узаконить, скажем так, сделать легитимным.

Евгений Первышов, глава Краснодара

Очень много внимания мы уделяем удалению визуального мусора. Если обратили внимание, каждый понедельник и каждое аппаратное совещание, каждый глава внутригородского округа отчитывается о проведенной в этом плане работе. Эта работа идёт ежедневно. В принципе мы уже создали свое бюро по сути дела при департаменте архитектуры, которое готовит дизайн-проекты уже тех объектов, которые существуют, дают рекомендации, что убрать, что поменять, чтобы действительно здание заиграло, становится интереснее. Люди, которые прислушиваются и выполняют, действительно всё по-другому смотрится, ну и архитектура меняется.

Конечно, раздражает наклеенная реклама. Хочется сказать: жители города, не участвуйте в расклейке объявлений. Потом мы тратим свои силы, проводим субботники, санитарные пятницы силами сотрудников администраций внутригородских округов, сотрудников администрации города, просто выходим и начинаем чистить столбы от этих объявлений.

О баннере на «здании с часами»

Евгений Первышов, глава Краснодара

Если мы сейчас снимем баннер, все упадут в обморок. В том состоянии, в котором находится сейчас фасад этого здания, оно удручающее, безусловно, и тот вид, который откроется, не будет украшением города.

Это частное здание, есть собственник у объекта, мы можем подумать, заключить какой-то муниципальный контракт, сделать свою там историю.

Это опять же бюджетные деньги, деньги налогоплательщиков, которые мы тогда должны будем потратить. В любом случае, там баннер непростой: он, во-первых, с технологиями, которые выставляют из-за противопожарных правил. Он быстро изнашивается, его периодически меняют, он дорогой в своём изготовлении.

Но подумать о его тематике и замене можно.

О строительстве крытого аквапарка в районе парка им. 30-летия Победы

Евгений Первышов, глава Краснодара

Это частная территория. Там будет строительство аквапарка в следующем году. Уже принято решение. На Сочинском форуме подписано соглашение. Городской Думой принято решение об изменении вида разрешенного использования этого земельного участка. Раньше он был под строительство МКД. Многоквартирный дом можно было строить. Сегодня во все документы планирования внесены изменения под строительство аквапарка. Сегодня очень много обращений о том, что аквапарк нужен. Он существует. Его просто накрывать нужно. Открытый аквапарк работать не будет. В этом все дело. Очень много краснодарцев сегодня едут в Ростов отдыхать на выходные.

Так что в Краснодаре скоро будет собственный крытый современный аквапарк.

О создании площадки для проведения фестивалей и других больших мероприятий

Евгений Руденко, генеральный директор портала «Юга.ру», совладелец центра современного искусства «Типография»:

Я слышал, что есть желание у разных людей сделать площадку под фестиваль по типу «Кубана» и еще что-то. На 50–100 тысяч человек. Где они поместятся. Туда не нужно большое оборудование. Нужен подъезд, хороший грунт, чтобы не так, как было на «Кубане», когда все вытоптали уже за время подготовки к фестивалю. И весь фестиваль был в пыли, никому ничего не видно, все грязное, пыль скрипит на зубах.

Но все равно всех туда тянуло. Было такое место притяжения. И все ждали, когда следующая «Кубана» будет. Если это вернуть в каком-либо виде, там могут быть и другие мероприятия. Это нужно где-то под городом делать. Чтобы люди могли приехать, поселиться в отелях Краснодара и элементарно добраться туда.

Евгений Первышов, глава Краснодара:

Под городом, а может быть, и не в самом Краснодаре. У нас объективно нет такой территории. Мы рассматривали варианты. Одно из предложений было — организовывать крупные мероприятия на территории, которую вернули, Большого острова. Но даже в первом приближении — логистика там не позволит. И в целом эта территория будет рекреационной. Там однозначно будет только зеленая зона. Мы в ближайшее время тоже на эту территорию наложим статус ООПТ. Только местного значения, не регионального.
Это позволит нам в последующем реализовать проект по строительству перехода с Гидростроя на улицу Воронежскую. Это хорошее решение, технически правильное. Мы двигаемся к реализации этого проекта. Без него Гидрострой задыхается. Все дороги у нас выходят на улицу Мачуги. Поэтому строительство перехода с Гидростроя на улицу Воронежскую качественно улучшит ситуацию. Да, это не быстрый проект. Затратный. Серьезный. Но он крайне необходим для жителей этой части города.

Серафима Чичева — организатор фестиваля Geek Picnic:

Можно комментарий? Мы обсуждали на совещании, что можно найти землю под Краснодаром. Никогда под Краснодаром не было крупных фестивалей, но они есть в центральной части России. С точки зрения организатора, если ты делаешь не внутригородское мероприятие, а крупный федеральный фестиваль, ты должен понимать, что к тебе должны приехать люди со всей страны, которые поедут в центральную часть, потому что это логистически удобно из Санкт-Петербурга, Казани и того же Краснодара. По цене на билеты. Если мы хотим сюда на юг людей, чтобы окупить их билеты, мы должны сделать что-то очень классное. Если уж ты хочешь ехать на юг, ты хочешь ехать на море. Не факт, что под Краснодаром такой фестиваль будет удачной идеей.

Евгений Первышов, глава Краснодара:

Идея сейчас нами обсуждается в каком диапазоне?

Есть предложения непосредственно от разработчиков — от разработчиков Стратегии Краснодара-2030.

В самой Стратегии социально-экономического развития потребность Краснодара как транзитного города предусмотрено строительство в самом Краснодаре хорошего развлекательного парка. По типу «Диснейлэнда».

Территорию можно найти в районе основных транспортных потоков, в районе трассы М-4 «Дон».

Там земля сейчас перешла в муниципальную собственность, часть в краевую собственность. Рядом там еще достаточно много земельных участков. Они находятся в собственности физических, юридических лиц. В этой части строительство такого большого развлекательного парка, в том числе, с учетом площадки для больших мероприятий. Это можно в концепцию заложить.

Быстро этот вопрос даже при желании не решится. Просто найти поле, подвести туда линии — это не то, чего мы хотим. Проект не заживет своей жизнью, у него не будет перспективы. Его нужно связывать с каким-то большим решением, как парк развлечений. Это интересно и в этом есть перспектива.

Чтобы организовать площадку, нужны коммуникации, инфраструктура, дорога. Если мы говорим о масштабных мероприятиях, то нужен подъезд хороший, парковочные места.

О «канатном метро»

Дмитрий Мирошников — корреспондент «Информационного агентства KrasnodarMedia», политический обозреватель, автор телеграм-канала «Краснодарский парень»:

Канатное метро — сам проект обсуждается. Строительство ветка «канатного метро» — из района «МЕГА-Адыгея» — в Юбилейный микрорайон и в район парка 30-летия Победы.

Мне кажется, еще одно предложение можно было рассмотреть, потому что, во-первых, оно актуально в вопросе связанности. Во-вторых, замечательный парк, который разработали под руководством Натальи Машталир по картам, которые есть — это прямо парк Галицкого. Это решение снимет вопрос доступности. И можно будет найти частных инвесторов, о которых говорили при обсуждении канатного метро.

Потому что в свое время, насколько помню, обсуждалась идея строить мост в Юбилейный, но там заартачились жители самого Юбилейного. А здесь это будет интересно самим жителям Юбилейного, и Краснодар станет доступнее. И появится туристический маршрут.

Евгений Первышов, глава Краснодара:

Сразу отвечу — как только два года назад была представлена концепция возможности создания в Краснодаре «Канатного метро», уже в тот момент — а это было на инвестиционном форуме в Сочи — была заявка от торгового комплекса ИКЕЯ со стороны Адыгеи обязательно рассмотреть и включиться в эту историю. Что они готовы участвовать как частные инвесторы, чтобы создать такое «логистическое плечо». Мы также готовы обсуждать, если будет конкретика.

Да и в целом, сегодня этот проект обсуждается, живет своей жизнью.

Мирослав Валькович, урбанист, участник сообщества «Городские решения»:

Интерес заключается в том, что сейчас, когда мы говорим о глобальном проекте, который презентовали на БРИКС, может, технически сначала опробовать этот отрезок — три станции, посмотреть, отработать механизм, какая пропускная способность? Если пойдет, тогда развивать.

Евгений Первышов, глава Краснодара:

Им интересно в общем проекте участвовать. Заявка была об участии в общем проекте. То есть не частного характера, локально — «МЕГА-Адыгея — Юбилейный микрорайон».

В общем — да, готовы смотреть. Будет заявка — будем ее рассматривать. Сейчас пока рассматривается общий проект с привлечением исключительно частных инвестиций. Участие бюджета муниципального образования и бюджета краевого не предусматривается.

С другой стороны, в случае принятия решения, а я еще раз подчеркиваю, что стопроцентного решения, что проект будет реализован, еще нет. Сейчас стадия подготовки конкретного и подробного проекта для инвесторов, на это выделяет финансирование Новый банк развития БРИКС, на технико-экономическое обоснование. Дальше будем идти поэтапно, смотреть реализацию, и в том числе тот проект, о котором Вы говорите.

О задачах управления инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства

Евгений Первышов, глава Краснодара:

В понедельник буду проводить аппаратное совещание. Скажу, чтобы руководство нового управления выступило, провело пресс-конференцию, рассказало предпринимательскому сообществу о себе, своих задачах, действиях и целях, которые перед ними поставлены. У них есть стимул.

Создавая управление инвестиций, я им сказал — если через год не увижу результатов деятельности, оно будет ликвидировано. Поэтому результат они должны показать. Конкретные решения, конкретные проекты, конкретные инвестиции, идеи.

Не всё сразу должно заработать, но, по крайней мере, история должна иметь продолжение. Просто получать зарплату и говорить, что мы занимаемся инвестициями — не получится. Или, например, «прицепиться» к проекту, который и так инвестор сам реализовывает — это не тот подход, который хочу от них получить.

Именно они будут заниматься представлением проектов на сочинский форум. Конечно, их работе будет дана всесторонняя оценка, причем не только моя. Но и независимых экспертов. Чтобы они оценили то участие, которое принимает вновь созданное управление. Увеличения штата не произошло. Просто департамент был разделен на статистику и инвестиции. Считаю, это правильное решение. Дальше буду смотреть, анализировать, консультироваться, спрашивать, насколько оно эффективно.

Об установке новых арт-объектов и скульптурных композиций, создании единой набережной вдоль р. Кубань

Антон Смертин, главный редактор информационного агентства «РБК-Краснодар»:

Мы начали говорить о визуальном коде Краснодара. Как сделать его модным. Одна из частей — это памятники и какая-то городская скульптура. Одно время у нас ставили исключительно казаков. Это хорошо. Это нравится приезжим. Это тоже часть нашего южного колорита.

Потом была мечта о развитии современной скульптуры. Хотелось бы и от Натальи Машталир услышать, и от представителей «Типографии», и от главы — что будет дальше делаться в этом направлении?

Будет ли город становиться более современным с точки зрения визуального уличного языка? Будет ли продолжена эта работа? Будет ли она систематизирована?

Евгений Первышов, глава Краснодара:

Да, работа будет продолжена.

Художник итальянский вернется и завершит граффити.

Что касается городской скульптуры — она должна быть абсолютно разной. Должна быть и классической.

В этом году мы установили 12 бюстов Героев Российской Федерации. Считаю, что память Героев должна быть увековечена.

В Восточно-Кругликовском микрорайоне улицы носят имена Героев России и на каждой улице установлен бюст этого Героя. Школы носят имена Героев России и Советского Союза. И здесь бюсты будут установлены. Это и память, и, в том числе, городская скульптура. Пусть классическая — мы рассматриваем разные направления.

Что касается современного искусства, я поддержал эту идею. Был участником конкурсной комиссии, хотя и не вмешивался в порядок голосования. Мне было интересно, какие скульптуры будут выбраны. Моя задача заключалась в том, чтобы найти человека, который окажет финансовую помощь для реализации задуманного художниками-скульпторами.

И, я считаю, что здорово реализованы проекты, которые выбраны. Кто бы что ни говорил, но каждый проект — это арт-объект и точка притяжения.

Жду предложений для продолжения. Когда мы завершили тот проект, я сказал — давайте дальше продолжать эту историю. Проводить еще один конкурс. Да, мы не должны переборщить. Наверно, должна быть выработана какая-то формула. И, конечно, в первую очередь необходимо все это обсуждать с жителями — и по месту жительства, потому что мы пользуемся общественным пространством.

Каждая современная скульптура, которую установили, размещена на общественной территории. Это Чистяковская роща, сквер 80-летия образования Краснодарского края, Вишняковский сквер. Конечно, к этому нужно подходить ответственно.

Представляю резонанс, когда появится отреставрированный памятник Ленину на ул. им. Ленина — в сквере Кочубея, это как один из вариантов, он обсуждался на топонимической комиссии. Это не будет постамент, сразу говорю, как раз и есть городская скульптура, она очень динамичная. Сейчас будем принимать решение — на ул. им. Cуворова/Ленина, там скверик такой.

Евгений Руденко, генеральный директор портала «Юга.ру», совладелец центра современного искусства «Типография»:

Был круглый стол, не я его организовывал. Тон задавали коммунисты. Они с нападками — почему не провели референдум на тему, какую скульптуру где ставить? Людям не нравится.

Я говорю: подождите, вы, когда Ленина везде ставили в городе, вы кого-нибудь спрашивали? Но мне кажется, они просто используют тему для своего продвижения.

Я тогда спросил — можно ли частным образом поставить в районе «Типографии» скульптуру — ее создание я сам финансировал, это скульптура Валерия Казаса. Она уже готова. Мы никак не можем ее поставить. Это очень длинный путь согласования, передача в муниципальную собственность.

Евгений Первышов, глава Краснодара:

Есть порядок, он утвержден многими решениями, в том числе, решениями городской Думы.

Владимир Вербицкий, помощник главы Краснодара:

По этой ситуации. Здесь либо мы их устанавливаем не как памятники и арт-объекты, а как условную лавочку. И просто принимаем на баланс — это быстрый порядок, но все-таки это предмет искусства. И, чтобы его включить дальше в какие-то программы, экскурсии — есть определенные формальности.

Серафима Чичева, организатор фестиваля Geek Picnic

Когда будете делать новый конкурс, у нас появятся еще прекрасные скульптуры современного искусства. Давайте сделаем курс открытых лекций, пригласим специалистов. Надо сделать что-то широкое с максимальной оглаской. Для людей это культурный шок, они не очень понимают, что происходило в начале ХХ века в области искусства, а вот в 2019 году вообще совсем не понимают.

Евгений Первышов, глава Краснодара:

Скоро места появится много. Рассчитаю, что, начиная со следующего года, приступим уже к реализации большого проекта набережной от Рождественского парка. Вот на этой пешеходной зоне будет большое поле для деятельности.

Сначала необходимо строить берегоукрепление от Рождественского парка до Тургеневского моста. Там есть локальные участки. Мы их обследовали. Они сохранены. Но в целом — сначала берегоукрепление.

Потом разработка самого проекта по озеленению и благоустройству территории.

Пока двигаемся и достаточно активно. Скоро начнем забивать первые сваи. После того, как проведем и торги и определится подрядчик, конечно же.

О работе «умных» светофоров в Краснодаре

Евгений Первышов, глава Краснодара:

Мы уже начали внедрять элементы «умного» управления городским трафиком.

Светофоры у нас в городе меняют режим работы: в утренние часы они работают по одному, в обед — по-другому, вечером — тоже иначе. У нас создан центр организации дорожного движения, в который как раз включает в себя и определенную аналитику.

Давайте выберем время, придём туда — в ситуационный центр — и там можно презентовать его. Работы ещё не завершены, но мы переходим к автоматизированной системе управления дорожными потоками, которые позволят нам анализировать транспортную нагрузку. Да, человеческий фактор остаётся, на случай сбоев в работе системы. Причём там, на месте, дежурят уже и сотрудники ГИБДД.

Ещё раз говорю: собственных автомобилей у краснодарцев много, ещё у нас большая маятниковая миграция. И контролировать этот процесс достаточно сложно.

О футбольных матчах команды администрации Краснодара

Евгений Первышов, глава Краснодара:

Мы делаем перерыв. Выйдем теперь на футбольное поле уже в новом году. Отдохнём чуть-чуть. Приведём травмированный состав в порядок, потому что действительно травмоопасный спорт.

Команда уже сложилась.

Огромная благодарность ребятам, которые со мной выходят на поле. Да, они муниципальные служащие. Но это их желание, здесь никаких нет указаний — наоборот, это показатель. Когда мы начинали только играть, мы проигрывали матч за матчем. И это было объективно. До каких-то серьезных показателей ещё далеко, но качество игры стало заметно лучше.

О взаимодействии с бизнесом, поддержке инициатив и стартапов

Алексей Пшеничный, генеральный директор сети магазинов «Высшая Лига», организатор массовых забегов:

Мы пропускаем какие-то вещи. Сегодня поднимался такой, допустим, вопрос — кто же те люди, которые что-то вкладывают в город. Нет там Богов. Это люди, которые хотят, в пределах своих интересов. В том числе — личных, хотят сделать город лучше.

Но есть проблема: 1+1 не всегда равно 2. И хочется, чтобы это было 4, а не 0. Я надеюсь, что в России предпринимателей перестали использовать как имя нарицательное, а наоборот — ассоциировать с чем-то положительным. Как пример — Сергей Галицкий.

Так вот, если перейти к этому вопросу — у нас в городе не совсем понятно — кто является той точкой контакта, которая подойдёт к обращению не формально. Есть много структурных подразделений, которым ты можешь написать письмо и точно знать ответ. Потому что этот ответ будет самым простым.

Хорошо, что мы имеем возможность достучаться до главы, который занимается транспортом, самолётами и так далее с какой-то мелочью.
Ну вот у нас был пример с шлагбаумом. Нам нужно было просто убрать шлагбаум. Почему? Потому что деньги получаем от парковки минимальные, количество входящих в помещение людей падает, налоги падают, от этого суммарно город проигрывает.

И из-за такой мелочи мне, руководителю крупной компании, идти к главе города нельзя. Какие же структуры есть внутри города, которые не формально бы подходили?

Вот у меня есть интересный знакомый, который возглавляет сейчас Удмуртию. Он интересный сделал ход информационный: если предприниматель обращается к городу, то есть структура, которая спросит: а зачем ты обратился? Ты хочешь на себя хочешь кусок земли отписать? И соответственно, нанести урон городу. Либо ты хочешь через синергетический эффект достигнуть того, что городу станет лучше. И получить свой эффект, потому что ты в этом городе живёшь, потому что у тебя есть увлечение этим делом.

Есть ли у Вас мысль создания какой-либо организационной структуры внутри администрации города, в которую ты обратился, и тебя начали считать?

Евгений Первышов, глава Краснодара:

Это решение уже принято. Другое дело, что сейчас идёт настройка.

Как вы помните, в структуре администрации был департамент экономического развития.

Вот он работал-работал, и вся его деятельность перешла уже в область статистических данных: анализ цифр, статистических данных.

Я принял решение департамент ликвидировать и создать два управления. Одно управление — экономики, которое этим продолжает заниматься: это обязанность муниципалитета — вести статистику.

И создано управление инвестиций — туда подобрали такой состав молодых ребят креативных, которые уже генерируют идеи.

Одна из идей — в принципе, у нас реализована — это офис для начинающих бизнесменов.

Мне идея очень понравилась. Я её поддержал. То есть начинающий предприниматель может прийти туда, там есть рабочее место, профессионалы, которые готовы дать определенные консультации. То есть — нужно зарегистрировать свою предпринимательскую деятельность, и ещё даётся три месяца возможности приходить в этот офис и работать. Этот центр «Платформа» уже создан и работает — находится на Северной.

Снимаем сегодня часть нагрузки, которую начинающий предприниматель должен понести. С чего всё начинается? Бизнес-идея, регистрация предпринимательской деятельности, а потом ты уже платишь аренду, ты уже начинаешь нести расходные обязательства, а ещё непонятно, что у тебя получится. Мы создали тот инкубационный блок, куда ты можешь прийти.

Да, на перспективу будем думать: может, и до полугода увеличим возможность нахождения там. Но создание более лояльных условий может и расслабить начинающего предпринимателя. Возможно, будем приглашать различных специалистов. Включая налоговую службу, чтобы человек не обжегся с самого начала, и ничего не отпугнуло его от идеи, которой он хочет заниматься.

И, конечно, управление инвестиций после переформатирования начнёт работать не просто на приём информации. Как раньше работали. Вот раньше — от вас эту информацию приняли, а потом получаете формальное решение.

Задача, которая стоит — анализировать идеи каждого, кто приходит. Если эта идея интересна городу, значит, к предпринимателю будет приставлен сотрудник, который будет оказывать всю необходимую помощь. Если эта идея — плюс в копилку социально-экономического положения города, то, конечно, она будет сопровождаться не только до реализации, но и после.

О штрафах за неправильную парковку

Алексей Пшеничный, генеральный директор сети магазинов «Высшая Лига», организатор массовых забегов:

В начале года мы говорили, что в конце года согласуется какое-то законодательство, связанное с увеличением уровня контроля парковки автомобилей. В телефоне можно управлять наказанием. Договорились ли об этом, дали базу?

Евгений Первышов, глава Краснодара:

История до конца пока не решена. Мы в этом направлении двигаемся. Почему в Москве эта история работает? Москва — это не муниципалитет, это субъект. Они самостоятельно принимают определенные решения. Им проще. А мы не можем принять нормативный акт, который бы шел в разрез федеральному закону, либо краевому закону. Это череда мероприятий, которую мы сегодня согласовываем.

Да, мы придем все-таки к получению, я считаю, персональных данных. Создан центр контроля, закуплена техническая составляющая. Да, эвакуаторы останутся, но на какой-то промежуток времени.

Но при этом достаточно будет машин, которые оборудованы круговыми камерами. Она проехала, считала все номера, выгрузила персональные данные. Соответственно, будут выписаны штрафы, все — с привязкой ГЛОНАСС.

За неправильную или неоплачиваемую парковку — весь спектр. Но параллельно, конечно.

О развитии общественного транспорта

Евгений Руденко, генеральный директор портала «Юга.ру», совладелец центра современного искусства «Типография»:

По поводу пробок. Я, может, не большой специалист в этом, но, может, нужны какие-то более радикальные меры? На Манхэттене есть улицы, где нет деревьев, их убрали. У нас можно оставить тротуары, деревья с одной стороны, с другой — дорогу. Нет таких возможностей?

Евгений Первышов, глава Краснодара:

Нет. В ущерб городской среды, которая уже сложилась, мы действовать не будем. Но с другой стороны, разговоры о том — а давайте для иногородних введем какие-нибудь шлагбаумы, платный въезд в город — это тоже неправильно. Конечно, мы должны думать на перспективу. В идеале — выстроить логичную хорошую систему работы в первую очередь общественного транспорта.

Владение автомобилем накладывает географическое положение Краснодара. Близость моря, лесопарковых территорий, выезды на дачу — для этого автомобиль нужен. А вот движение по городу должно быть комфортным. Это длительный период, это не быстро. Хочется, конечно, за раз решить. В этом году, считаю, хороший задел сделали, закупка первой техники — 47 единиц трамваев и троллейбусов. В следующем году — такая же будет история, где-то на таком же уровне. И до тех пор, пока в целом не обновим весь подвижной состав, пока не построим новые транспортные линии.

Вот если взять «КТТУ». Даже называясь муниципальным предприятием, мы предоставляем услугу нашим жителям и гостям. Эта должна быть услуга настолько комфортной и обоснованной в тарифе, чтобы люди действительно предпочитали движение на общественном транспорте движению на личном автомобиле.

Хотя и владение автомобилем должно остаться. Конечно, нужно задумываться на тему муниципальных парковок, это тоже в планах есть, но не с сегодняшнего дня. Даже на проектирование нужно искать деньги. Но это то, что придется делать через какой-то промежуток времени.

О культуре поведения и чистоте на улицах

Артем Миронов, учредитель и продюсер проекта «Голос города»:

Мы говорим, в основном, про инфраструктуру. У меня с этим проблем нет — я житель центра. Хожу пешком или езжу на самокате, поэтому я, видимо, не готов в этой плоскости проблематику обсуждать. Но как житель центра я столкнулся с одним наблюдением и, если позволите, поделюсь.

Как-то в выходной прогуливался по Красной, впереди шла группа местных ребят с их московскими гостями, в возрасте 25–30 лет. Это — та самая аудитория, жители города, которыми мы сейчас гордимся. Та самая молодая краснодарская креативная молодежь. И очень интересный диалог у них был. Москвичи достают сигареты и закуривают. Говорят: «В Москве бы у нас так не получилось. Уже бы подошли и попросили убрать сигарету. Дескать, не положено. А у вас так спокойно, никто не реагирует, лояльно». На что краснодарцы отвечают: «Да ты у нас даже возле милиционера можешь закурить. И ничего страшного».

Евгений Первышов, глава Краснодара:

Хотя в общественных местах у нас вообще-то курение запрещено.

Артем Миронов, учредитель и продюсер проекта «Голос города»:

И после я стал наблюдать внимательнее. Как-то в поле зрения стали попадать и не там припаркованные автомобили. И как человек курил возле милиционера. Не в смысле с ним, а просто рядом. И после этого все стало обретать новые краски. Особенно — на контрасте с Москвой, где действительно по-другому. И здесь вылезает интересная штука. Это качественный состав нас, краснодарцев? Ведь примерно такая история была в Москве и Нью-Йорке. Теория разбитых окон и вся эта история с очищением города. До этого в Нью-Йорке был такой романтизм: проститутки на улицах, летающие газеты и мусор. Это было частью культурного кода Нью-Йорка. И это актив города воспринимал как то самое, чем мы гордимся.

Не получается у нас в Краснодаре, что мы со своей терпимостью переходим уже ближе к романтизму. Сейчас, может, это не так очевидно, но какая-то проекция за два три года, возможно, демонстрирует отношение к городу. Не кажется ли вам, что эта проблема — как раз та, которая должна заботить мэрию? Готовясь к встрече, я в принципе предполагал ответ «не кажется», потому что я заглянул в закон «О полиции» и понимаю, что мэрия никакого влияния на этот орган не оказывает, кроме предоставления помещений для участковых. Но, может, есть какой-то инструмент?

Евгений Первышов, глава Краснодара:

Давайте так говорить. Всё время идет сопоставление: вот у них там, а вот у нас тут, а вот — в Москве.

Я жил и работал в Москве. Курят там повсеместно и всюду. И если бы не работа коммунальных служб, следы были бы тоже видны повсеместно. Сейчас коммунальные службы там качественно и хорошо наводят порядок. Сохранилась система бюджетного учреждения по уборке города, которая финансируется из бюджета. Вы вспомните, на что Москва 10 лет назад похожа была? Местами пройти было невозможно.

Опять же — был в Берлине. И в шоке от санитарного состояния города. Даже около рейхстага, где заседает парламент страны — желтая трава без полива, вытоптанная, мусор повсеместно — пакеты болтаются, афишами всё заклеено. Никто там этим не занимается? Первый раз побывал и был очень удивлен. Хотя есть другие вещи в городской среде, которые действительно хорошие, нужные.

Разные муниципалитеты — разный уровень.

То, что отличает Краснодар. Вы меня простите, кто бы ни приезжал в Краснодар, всё-таки считают город чистым. Есть проблемы сегодня. Отрицать не буду. Это пресловутая мусорная реформа. Уже третий год нам приходится находить какие-то компромиссы и решения. Но все равно Краснодар — чистый город.

Мы должны прививать любовь к городу с самого малого возраста. Мне кажется, что если вы сюда переехали, значит, стали краснодарцами. Я не делю горожан на тех, кто недавно переехал или давно. Приехал — ты краснодарец. Поддержание чистоты — дело каждого.

Ты идешь по чистой улице, тебе самому неудобно что-то выбросить. Люди всё равно ищут мусорный бак или пакет, чтобы после выбросить. Есть локальные истории с точки зрения менталитета. Наша задача — постоянно поддерживать чистоту, это наша зона ответственности.

Не научим этому сейчас, значит, научим через два или три года. Зачем мусорить? Мы тратим на уборку бюджетные деньги — мы тратим ваши налоги. Лучше на эти средства построить детскую спортшколу или парковую зону. Мы бы сократили бы расходы по содержанию уличной среды, и больше бы вкладывали в развитие, социальную инфраструктуру.

Мирослав Валькович, урбанист, участник сообщества «Городские решения»:

Это «Теория разбитых окон» — в замусоренном месте человеку легко выбросить окурок. А попробуйте увидеть в парке Галицкого что-то подобное.

Евгений Первышов, глава Краснодара:

Такие случаи не носят массовый характер. Вот вы приезжаете в другой город, не буду называть никакой конкретно.

Но если там нет чистоты, люди по привычке бросают мусор, где попало. Думают, наверное, так принято. Или просто не обращают внимание. Если улицы ухожены, если этому власть уделяет ежедневное внимание — со временем и люди перестраиваются.

И тебе, конечно, сделают замечание, если ты ведешь себя не как положено. Но над этим надо работать, это не история одного дня. «Давайте выпустим социальный ролик — его все послушают и все исправятся». Не будет так.

Это зависит от самих жителей. Зачастую нетрудно остановиться и сделать замечание. Не стесняться. Или вы думаете, что в администрации такое число сотрудников, что их можно на каждом перекрестке поставить с указкой «Не мусорите»?

О создании креативного образа Краснодара и выходе города из состояния «шоковой терапии»

Антон Смертин, главный редактор информационного агентства «РБК-Краснодар»:

Есть ли какие-то планы, чтобы сделать Краснодар городом модным, креативным? Чтобы это был не просто город разваливающихся старых хаток в центре. А был привлекательным для молодежи, городом-мемом в хорошем смысле этого слова.

Евгений Первышов, глава Краснодара:

В феврале этого года, когда я делал свой отчет, то тоже предлагал, и нам много что предстоит в этой части сделать, чтобы создать такой девиз, что краснодарцем вообще модно быть. Нам нужно создать все необходимые условия, чтобы гордость была за свой город.

Если ты приезжаешь в другой уголок страны, например, за границу, когда спрашивают, откуда ты приехал — ты говоришь, что ты из Краснодара. Этот бренд должен быть узнаваем. Но это надо делать по всем направлениям. Здесь нет какого-то одного лекарства: давайте решим транспортную проблему и всё.

Хочу подчеркнуть, три года Краснодар находился в «шоковой терапии». Любое направление мне сейчас назовите, оно требовало пристального внимания. С дорогами — взялись, ремонтируем, проектируем. Больше 30 проектов — внутриквартальные дороги. Один из примеров — та же ул. им. 40-летия Победы.

Она сегодня там забита, и дальше все улицы подряд.

30 проектов, которые уже на выходе, которые мы дальше распишем, включим в план реализации и начнем постепенно эту историю решать. И это помимо нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который нужен для того, чтобы выводить дороги на нормальный уровень.
Школы и садики — была проблема острейшая.

Их не то, что не хватало — земельных участков не было под строительство. Сегодня, помимо того, что 7 школ построено, уже 15 садиков построено.

Уже выходим на плановый показатель, что 10 почти у нас в стройке будут в этом году детских учреждений. Это не план, это то, что уже сегодня возводится, то, что будет у нас в 2020–2021 годах уже вводиться, и куда зайдут дети. Больше 30 проектов, которые уже нас на стадии подготовки. Где-то 90 земельных участков, которые уже переданы в муниципальную собственность, и на которых у нас однозначно будут школьные и дошкольные заведения.

Транспортная стратегия.

Тоже на три года утверждена и работает. Она наглядна: это развитие общественного и муниципального транспорта. Хочу подчеркнуть: три года назад предприятие (МУП «КТТУ») могло стать банкротом. 900 млн руб. было долгов. Кредиторы могли в любой момент прийти, наши депо могли пойти с молотка.

Дальше там было бы строительство многоквартирного комплекса или офисов, и все, общественному транспорту пришел бы полный конец.
Вот, три года вытаскивали предприятие из финансовой ямы, и мало того, что вытаскивали — мы выстраивали дальнейшую стратегию.

Получили поддержку от Вениамина Ивановича Кондратьева. Сегодня у нас есть на три года план обновления трамвайного парка. Да, он самый рентабельный. И сегодня трамвайный парк — он, по сути дела, создает рентабельность. Троллейбус, автобус — они минусовые в экономике этого предприятия. Разводить тоже нельзя.

Вот сказать: хорошо, ну, вот трамвай рентабельный, давайте только его оставим. Да, трамвай выживет, но троллейбусные и автобусные маршруты придется закрыть из-за того, что они нерентабельные. За счет того, что они работают в системе «одного котла», мы смогли создать определенный уровень рентабельности, плюс — сохранили само предприятия, плюс — составили программу на серьезные и качественные изменения.
Мы дальше задумываемся над развитием, и приоритет муниципального транспорта у нас утвержден на ближайшие три года. Теперь — только реализация.

Зеленые зоны можно взять. Еще недавно было: что ни сквер, одна критика. Сейчас ситуация меняется. Сейчас очень важный проект мы начинаем — вторая очередь Вишняковского сквера. Мы не дали там построить гостиницу, и в следующем году мы эту территорию благоустроим по национальному проекту.

Сама экономика города — она у нас тоже находилась в удручающем состоянии. Наши расходы и долговые обязательства были выше, чем собственные доходы. Собственные доходы составляли 14 млрд руб., а наши долговые обязательства равнялись 14,5 млрд руб.

Сегодня в городе достаточно хорошая ситуация. То есть, если раньше обслуживание банковских кредитов нам обходилось в 1,5 млрд руб. — мы их банкам платили только за то, что мы взяли у них кредит, то сейчас эта сумма не превышает 500 млн. руб. При том, что мы сохранили такую же закредитованность. Эти деньги — миллиард руб., они никуда не делись, они пошли в экономику. Нагрузка на бюджет растет. Строительство школ, скверов — все, что построили, за ним нужно ухаживать и тратить средства на его содержание. Любая школа, которую мы построили — это еще плюс к расходной части в бюджете. Это персонал, это коммунальные платежи. Мы их точно также платим, как и все жители.

О формате и темах для продолжения подобных встреч

Евгений Первышов, глава Краснодара:

Предлагайте, все примем. Здесь можно задать темы на будущее. Это первая встреча в таком формате. Еще хотелось бы позвать людей, которым не безразличны городские проблемы. То, что есть заинтересованность в обсуждении — показатель того, что люди видят тенденцию — качество жизни растет. Сегодня идет больше вопросов — почему так решили делать, а не по-другому, а давайте этот сквер переформатируем, вместо одних элементов поставим другие. Раньше такого обсуждения не было.

Мирослав Валькович, урбанист, участник сообщества «Городские решения»:

У меня предложение по формату на будущее. Хорошо бы собирать круглые столы по вопросам одной направленности. Не на разные темы. Тематические и выездные. На одном обсудили бы дорожное движение, например. Поехали бы в центр, где предприниматели — там можно обсудить вопросы бизнеса, или отдельно в «КТТУ» — обсудить развитие именно общественного транспорта.

Евгений Первышов, глава Краснодара:

Принимается. Поддерживаю. Дело не в рассказе о делах, а в самих делах. Это общая работа. Я не говорю, что все — заслуга администрации. Мы же всё делаем за бюджетные деньги. А бюджетные деньги — это деньги налогоплательщиков.

Есть финансовая дисциплина, она исполняется. Бюджет растет. У нас есть возможность. Да, мы работаем над этим. Многие объекты включаем в налогооблагаемую базу. Тем не менее, при наличии ресурсов выполняем задачи, которые ставят перед нами жители.

И, конечно, нам необходима обратная связь. Любой процесс интересен, его надо обсуждать. Иначе это тупик, в который можно зайти и потом методом «шоковой терапии» оттуда выкарабкиваться.

Сейчас, по-моему, получается поступать и делать правильно. Будем продолжать.

Спасибо вам за встречу.