Открытое обсуждение городских проектов, проблем и перспективных решений с главой города Евгением Первышовым прошло в формате «круглого стола». Обсудили наиболее важные и проблемные вопросы.
Прямая трансляция общения велась в официальном аккаунте администрации города в социальной сети «ВКонтакте».
Во встрече приняли участие:
Александр Палазов — директор телеканала
Антон Смертин — главный редактор информационного агентства
Максим Жмутский — генеральный директор телеканала «Краснодар»
Дмитрий Мирошников — корреспондент «Информационного агентства KrasnodarMedia», политический обозреватель, автор телеграм-канала «Краснодарский парень».
Евгений Хомутов — генеральный директор газеты «Кубанские новости»
Евгений Руденко — генеральный директор портала «Юга.ру», совладелец центра современного искусства «Типография»
Дмитрий Михеев — директор краснодарского филиала «Комсомольской правды»
Александр Полиди — доктор экономических наук, консультант разработки Стратегии развития
Мирослав Валькович — урбанист, участник сообщества «Городские решения»
Артем Миронов — учредитель и продюсер проекта «Голос города»
Серафима Чичева — организатор фестиваля Geek Picnic
Алексей Пшеничный — генеральный директор сети магазинов «Высшая Лига», организатор массовых забегов
Далее публикуем стенограмму основных тем.
Евгений Первышов, глава Краснодара:
Еще раз подчеркну, что это не мой отчет, не
Чтобы мы могли обсудить вопросы, которые интересуют, выслушать различные точки зрения и, соответственно, определить моменты, которые помогут, в том числе, в дальнейшем принятии определенных решений.
Начать хочется с того, что сегодня, 20 декабря, — профессиональный праздник сотрудников органов безопасности. Пользуясь случаем, хочу поздравить сотрудников органов безопасности, поздравить с профессиональным праздником. И всех, конечно, с наступающим Новым годом. Чтобы было все замечательно и хорошо.
Коллеги, предлагаю пить чай и общаться.
Евгений Первышов, глава Краснодара:
Посещают стадион сложно даже посчитать, сколько любителей футбола. И каждый перемещается — до матча, после матча. И поэтому — закупоренность дорог. Каждая придомовая территория превращается, по сути дела, в парковку.
И, конечно, вся пешеходная инфраструктура заставлена авто — все тротуары, всё на сегодняшний день у нас в закупорке.
Из глобального: вы знаете, что совместно с администрацией края мы реализуем большой проект — по ул. Тихорецкой к
Конечно, дальше будем продумывать создание дополнительных парковочных пространств, в том числе, потому что парковка, которая сегодня существует на стадионе и должна принимать наплыв футбольных болельщиков, — она тоже не справляется.
Плюс ко всему — доступность общественного транспорта. Мы сегодня занимаемся проектом планировки, межеванием земель под строительство трамвайной линии в районе ул.
Одно из направлений развития общественного транспорта — это продолжение модернизации троллейбусного парка. В принципе, по первым нескольким моментам, связанным с вводом в эксплуатацию наших новых троллейбусов с автономным ходом, — они уже показывают свои достаточно хорошие характеристики. Наверное, в следующем году, предположительно, мы осуществим ещё одну закупку — продлим ещё один маршрут до улиц, где нет контактных сетей в районе ул.
И еще один момент — мне нравится, как во время матчей работают сотрудники ГИБДД — достаточно быстро сбрасывается вся напряженность.
Евгений Первышов, глава Краснодара:
Я тоже был участником этого совещания, которое проходило в РЖД. Обсуждался, и на сегодняшний день обсуждается, этот проект. Основа всегда — финансирование. По предварительным только расчетам РЖД, стоимость проекта может оценивать порядка 80 млрд руб. Это космические просто деньги. Это расчет, который делался на основе тех затрат, которые делались в Москве по проекту «Московская кольцевая».
Рабочая группа создана.
Что касается, участия в этой рабочей группе представителей общественности. Назначены ответственные лица, которые занимаются этим вопросом. Я такое предложение внесу.
Евгений Первышов, глава Краснодара:
В этом году реализовали несколько проектов по нацпроекту «Жильё и городская среда», плюс была экономия бюджетных средств и её направили на благоустройство. За три года таких зеленых зон стало уже 15. Качественные изменения в этом направлении нельзя не заметить.
Ближайшие цели — парк в Молодежном микрорайоне. Участок там находится в частной собственности, и сейчас мы находимся в процессе его изъятия. В микрорайоне нет зеленой зоны, хотя она очень необходима. То поручение, которое было на встрече губернатора с жителями, мы выполним.
Очень рассчитываем, что при поддержке губернатора проект будет реализован. Это крупный проект. Локально небольшие земельные участки мы возвращаем в муниципальную собственность, в том числе, при сносе аварийного жилья. Стараемся озеленять. На ул. Новороссийской, например, снесли аварийный дом, жители уже расселены, и в следующем году по просьбе горожан сделаем там сквер.
Моя позиция такова — никаких продаж с торгов этих земельных участков быть не может. Есть публичная карта, где можно посмотреть все территории, которые перешли или которые вернули в муниципальную собственность. Всё абсолютно прозрачно. У каждого участка — кадастровый номер. Еще раз подчеркиваю, что назначение таких участков — создание комфортной городской среды. По различным направлениям: строительству детского сада или школы, сквера или парка, объектов коммунальной инфраструктуры. Но не коммерция и не жильё.
Евгений Первышов, глава Краснодара:
Вчера разговаривал с директором «Водоканала» по этому поводу. Сейчас раз в неделю делают ревизию этого канализационного приемника. В чём заключается проблема? Есть магистральная фекальная канализация. Там стоят решетки, чтобы весь мусор не попал в лопасти насоса. Если он попадёт в лопасти — ляжет всё.
Второй момент — нельзя смывать всё то, что мы оттуда достаём, в унитазы. Объективно — кто создаёт эту проблему? Люди, которые там же и живут. Это локальная фекальная сеть. Я думаю, что жителям микрорайона «Губернский» самим неприятно, когда они выезжают на ул.
Пока с «Водоканалом» есть договоренность — как можно чаще проверять чистоту решеток, чаще чистить, не дожидаясь, когда «выйдет» на улицу. Но
Евгений Первышов, глава Краснодара:
Объективно — действительно, ситуация остается сложной. Транспортная проблема — одна из самых острых. Но это не только проблема, допустим, я считаю, непосредственно города Краснодара. Эту проблему надо смотреть шире. Это проблема и соседних муниципальных образований. Потому что трудовая миграция, которая сегодня маятниковая существует, наносит, в том числе, и урон экономике соседних муниципалитетов.
В город утром въезжает, по данным ГИБДД, порядка 150 тыс. транспортных средств. Это говорит о том, что люди не находят в соседних муниципалитетах и Республике Адыгея работу и, соответственно, приезжают работать в Краснодар. Представим себе просто 150 тыс. человек выстроить в одну линию — это очень много.
Конечно, все утренние часы пик, вечерние часы пик основные
Поэтому транспортная стратегия одна из основных, которой мы занимаемся. Она продумывается у нас наряду с Генеральным планом, который сегодня уже в завершающей стадии. Мы ожидаем, что к концу года Генеральный план уже будет представлен к обозрению. Да, еще впереди необходимые официальные процедуры. То есть, общественные слушания, согласования во всех институтах государственной власти. Но, тем не менее, мы, я считаю, сегодня двигаемся в правильно направлении.
Конечно, надо думать еще об одном вопросе — это Краснодарская агломерация. Она должна захватывать соседние муниципальные образования. Чтобы мы могли создать точки притяжения, создать рабочие места на границе муниципалитетов. То есть, сместить
Евгений Первышов, глава Краснодара:
Да, плоскостной фонтан перенесли. Его смонтируют на ул. Стасова, у здания «Премьеры». Идут монтажные работы. Он никуда не потерялся — это одно было из условий. Там действительно будет такая хорошая зона. Недавно открыли мемориальную доску Почетному гражданину Краснодара Иосифу Кобзону. И вообще — там сквер им. Леонарда Гатова. Всё это очень хорошая история. Мне она нравится.
Евгений Первышов, глава Краснодара:
Да, действительно, эта территория необходима КубГУ для учебных целей — там будет сохраняться непосредственно дендропарк, который является неотъемлемой частью учебного процесса. Конечно, поговорю с ректором, попытаемся это реализовать — убрать бетонный забор. Мне самому он не нравится. Хороший пример — ул. Аэродромная. Здесь мы заменили забор, сделали такой красивый, в старинном стиле на Всесвятском кладбище. Уже
Вообще, заборная тема — вы видите, как мы с ней решаем вопрос. Большинство заборов уже снесено. Территории освобождаются, другой вид абсолютно появляется.
Обращусь к ректору КубГУ, и мы готовы будем найти источник финансирования. Безусловно, земля не наша, мы не сможем это сделать за бюджетные средства, но я думаю, что мы найдём спонсоров.
Очень много сегодня, кстати, людей, которые вкладывают свои возможности, свои денежные средства в развитие Краснодара, и в замен ничего не просят.
Евгений Первышов, глава Краснодара:
Давайте в целом объясню ситуацию. Одно из направлений сегодня — это Западный Обход. Его уже трудно называть обходом. Лет через
Хорошо, что нам удается, не откладывая на завтра, создавать определенные элементы социальной инфраструктуры, начиная от
Мы понимаем, что микрорайон застраивается, скоро будет заселяться, поэтому одномоментно приступили к строительству образовательных учреждений. Такая же перспектива — по строительству детских садов. Один уже построили, к другому скоро приступим.
Что хорошо — создали там достаточно большой земельный банк. Все земельные участки, которые предусматривали по проекту планировки возведение школьных и дошкольных учреждений — в количестве около 30 земельных участков уже перешли в муниципальную собственность. Безвозмездно переданы собственниками, чтобы мы могли планировать там развитие социальной сферы.
Которая, в том числе, будет включать — один из участков — строительство поликлинического звена. Хотя рядом там находится вторая краевая больница, детская инфекционная — на Красных Партизан, на ул. им. Лукьяненко — детская, раньше городская, а теперь краевая больница.
Мы прекрасно понимаем — проблема доступности медицинского обслуживания только усиливается, и количества поликлиник городу не хватает.
Принято государственное решение передать это на уровень субъекта. Муниципальные поликлиники переданы в ведение министерства здравоохранения Краснодарского края. Муниципалитет не может выделять денежные средства даже на проектирование поликлиник. Пока мы резервируем земельные участки, договариваемся со строительными компаниями, которые в своих проектах уже предусматривают и строят поликлиники. Сегодня у нас четыре поликлиники, которые возводятся, мы рассматриваем разные формы перехода права собственности на эти объекты. Может быть — выкуп. Во всяком случае, в разных районах города мы такую инфраструктуру создаем.
Что касается дороги по Старому Почтовому тракту. Проект уже на выходе, буквально в следующем году он будет готов, и мы будем обращаться в министерство транспорта Краснодарского края за получением субсидии. Это прямая дорога от кольца по ул. Красных Партизан к хутору Копанскому.
Для чего это делается? Почему стоит Западный Обход — там двигается транспорт всех наших пригородных хуторов и поселков, плюс траурные процессии двигаются на новое кладбище. Тоже встают в эти пробки. Это объективно. И, конечно, мусороуборочный транспорт едет к полигону. Строительство дороги позволит туда увести транзитом все мусоровозы, сократить путь траурных процессий к новому городскому кладбищу. Туда уйдет транспорт на все хутора — Копанской, Новый.
Следующий проект в завершающей стадии — строительство дороги ул. им. Лукьяненко — ул. им. Думенко. Мы завершаем процедуру изъятия земельного участка.
После изъятия этого участка приступим к реализации проекта. Две транспортные артерии — это «Красных Партизан — хутор Копанской» и «Лукьяненко — Думенко» — они, считаю, качественно улучшат ситуацию.
Евгений Первышов, глава Краснодара:
По проектированию и строительству трамвайных линий. Сейчас мы нацелены на реализацию четырех проектов. Нельзя распыляться повсеместно. Взяться за все — это абсолютно ничего не решить. Кроме обещаний, ничего не останется. Первый приоритетный проект, который мы сейчас реализуем — ул. Московская, ул. Солнечная до ул. им. Петра Метальникова.
К марту мы получим готовый проект. Рассчитываю, что в следующем году начнем строительство линии. Нужной и важной. Которая точно улучшит качество передвижения по городу и уменьшит транспортную нагрузку микрорайона. Сегодня там только маршрутки, а людей живет много.
Евгений Первышов, глава Краснодара:
У нас — достаточно большая программа, которая принята и поддержана депутатами городской Думы. Ни один из живущих в городе ветеран не останется без внимания.
Мы продолжим программу по ремонту жилья ветеранов. Выделено дополнительное финансирование. Будут охвачены ветераны, инвалиды войны и лица, к ним приравненные.
Большая программа предусмотрена по ремонту всех памятников, которые имеют отношение к этой великой дате —
В конце года мы столкнулись ещё с одной проблемой. Некоторые памятники дополнительно охраняются государством, называются — «объекты культурного наследия». Их просто нельзя прийти и отремонтировать. Нужен проект, его экспертиза, заключение. Это всё приводит к существенному удорожанию. У нас удорожание произошло почти на 40 млн рублей. Это не наша прихоть. На последней Думе для этого довели дополнительное финансирование, и теперь будем дальше двигаться.
Мне нравится инициатива главы Прикубанского округа Александра Журавлева, который устраивает прогулки для ветеранов Великой Отечественной войны. Прямо очень удачное, считаю, мероприятие.
Евгений Первышов, глава Краснодара:
Что касается моих заместителей — считаю, все сработали хорошо. Все программные показатели, цели, которые ставили, на сегодняшний день выполнены.
По некоторым направлениям даже сделали определенный задел. Например, то, что планировали в рамках проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» делать в следующем году, начали уже в этом. И достаточно хорошо проект реализуется. Это говорит о том, что механизм его планирования и реализации выстроен правильно.
Мы подтянули все долгострои. В Юбилейном микрорайоне я давал обещание и жителям, и губернатору сдать к концу года
Давайте посмотрим на улучшение ситуации, связанной с водоотведением в Музыкальном микрорайоне. Сколько было разговоров о невозможности, о трудностях, о деньгах? В итоге произошла консолидация усилий. Половина работ, которые сделаны, выполнены за внебюджетные деньги. Один из этапов коллектора по ул. Московской финансировался за счет внебюджетных источников. Плюс это камера соединения — порядка 200 метров, труба диаметром 2 метра. Представьте, огромная труба, которая укладывалась от ул. Петра Метальникова до ул. Российской — тоже внебюджетные источники. Это сильно ускорило процесс.
Плюс призвали к определенной ответственности тех, кто допустил строительство в этом районе. Завершили строительство насосной станции. И там сейчас, безусловно, ещё много там работ: и внутриплощадочные сети, и дороги и многое другое. Но в целом — систему собрали. Она готова. Дальше — уже только настройка оборудования и строительство водоотводящего коллектора от Ростовской трассы до балки Осечки. Это тоже будет закрытый коллектор большого диаметра. Сейчас завершаем процедуру проекта планировки.
Самое главное, считаю, что мы выходим из «шоковой терапии» и город начинает развиваться так, как он должен. Принятие Генерального плана покажет дальнейшую перспективу. Дальше — Транспортная стратегия, Стратегия
Евгений Первышов, глава Краснодара:
Планирую свой отчет на февраль месяц. Это моя обязанность — отчитываться перед жителями города о сделанном, это в рамках Устава Краснодара. Очень трудно обобщить — что было главное в уходящем году, уложить в одну фразу, одну формулу, и сказать: «вот это главное». Всё главное.
Серафима Чичева, организатор фестиваля Geek Picnic:
Меня пригласили на совещание по поводу поиска площадки для фестиваля, и оно было грустное. Мы долго искали. Смотрели на карту. Место нет. Одно вроде как нашли. Но там огромный каскад проблем, чтобы это дело воплотилось. Место на Затоне.
Хотелось бы, чтобы это было проработано. На данный момент в Краснодаре, при том, что это город — миллионник, не существует площадок, на которых можно законно провести крупное мероприятие.
Чистяковская Роща, к сожалению, недоступна — в этом огромном парке ничего нельзя делать. Это закрытая территория. Вечером там страшновато, лес. Не думаю, что в субботу там
История с Илоном Маском показала, что одна такая история может пропиарить город на весь мир. Надо везти сюда классных крутых спикеров и делать классные истории, но, к сожалению, негде. Я имею в виду открытую площадку, «open air».
Евгений Первышов, глава Краснодара:
В любом случае, я считаю, было принято правильное решение в самом начале. Принято зон особо охраняемых природных территорий на всех наших парковых зонах. Это табу. Как бы жизнь не сложилось, кто бы ни руководил городом, есть табу отчуждать земельные участки. Мы видим, что много земли убыло с территории парков, хотя это является достоянием жителей. Не может в парковой зоне быть
Более того, мы решаем вопрос по переводу муниципального предприятия «Парки, инвестиции, туризм» в бюджетное учреждение. Это будет либо муниципальное автономное учреждение, либо муниципальное бюджетное учреждение.
Почему? Потому что МУП сейчас находится на хозрасчете. Он ведет самостоятельно хозяйственную деятельность, чтобы платить зарплаты, убирать территорию, платить за электричество. Ему надо располагать на территории торговые точки, никчемные объекты, которые платят субарендную плату. За счет этого все содержится. В итоге — хаос.
К концу года выйдет решение.
Склоняюсь к МБУ, где персонал должен быть на зарплате, должен заниматься содержание объектов. Мы должны понимать, что нужно размещать на этих территориях, это должен быть единый архитектурный облик, не должно быть ларьков разного цвета.
И, соответственно, по каждому парку создать направление деятельности. По мероприятиям.
Да мне нравятся те мероприятия, которые организованы сейчас. Те, что делает Серафима, например. Я поддерживал ваши открытые площадки. Инициатива, которая от вас исходит, приносит большую пользу.
Да, есть трудности, вы зависимы от погодных условий, меня самого это расстраивает, знаю, как идет подготовка и сколько сил затрачиваете, а пошел дождь и полмероприятия смазано.
Мы вместе позанимаемся. Формат такой, что можно предусмотреть возможность перенести часть площадок в случае дождя в закрытые помещения. В то же время это должна быть территория, которая располагает к проведению уличного мероприятия.
Серафима Чичева, организатор фестиваля Geek Picnic:
Это решается застройкой территории на мероприятиях. Моя идея в том, чтобы мы могли проработать ту площадку всерьез.
Наталья Машталир, главный архитектор Краснодара:
У Аквапарка есть территория, которая не ООПТ, там, действительно, есть место.
Если будет такая площадка, сюда сразу придут крупные мероприятия.
Евгений Первышов, глава Краснодара:
Хорошо, давайте посмотрим.
Евгений Первышов, глава Краснодара:
На самом деле жители, много меценатов, которые действительно откликаются на вопросы, с которыми к ним обращаются.
В последний раз, когда я делал публичный отчет, много назвал фамилий и компаний, которые принимали участие в решении многих проблем, они все были доступны и каждого я поблагодарил. Список — огромный.
Еще раз говорю — любить свой город можно
И другой пример — пожилая женщина, которая выходит и возле подъезда высаживает клумбу, цветы — в рамках своих возможностей она тоже меценат, она тоже городу помогает.
Каждый делает в рамках возможностей.
На самом деле, есть люди, которые говорят — мы просто поможем, не надо нам эти заслуги приписывать.
У других я просто спрашиваю — вы помогли, можно я об этом расскажу? О той большой работе, которая была сделана. Здесь именно персональное согласие.
Некоторые, вот допустим, вдоль Ботанического сад возьмем — как здорово получилось сделать въездной маршрут. Ребята сами вызвались. Пришли. Даже не просил. Здорово, принесли уже с архитектурным решением по Бородинской.
Посмотрели юридические, правовые основания — как дать на это время земельный участок, чтобы они проект реализовали, а потом мы взяли на обслуживание.
Получилось отлично. И это не единичный пример.
Наталья Машталир, главный архитектор Краснодара:
Буквально во вторник у нас был круглый стол. Это были публичные слушания по внесению изменений в правила благоустройства, где мы как
Евгений Первышов, глава Краснодара
Очень много внимания мы уделяем удалению визуального мусора. Если обратили внимание, каждый понедельник и каждое аппаратное совещание, каждый глава внутригородского округа отчитывается о проведенной в этом плане работе. Эта работа идёт ежедневно. В принципе мы уже создали свое бюро по сути дела при департаменте архитектуры, которое готовит
Конечно, раздражает наклеенная реклама. Хочется сказать: жители города, не участвуйте в расклейке объявлений. Потом мы тратим свои силы, проводим субботники, санитарные пятницы силами сотрудников администраций внутригородских округов, сотрудников администрации города, просто выходим и начинаем чистить столбы от этих объявлений.
Евгений Первышов, глава Краснодара
Если мы сейчас снимем баннер, все упадут в обморок. В том состоянии, в котором находится сейчас фасад этого здания, оно удручающее, безусловно, и тот вид, который откроется, не будет украшением города.
Это частное здание, есть собственник у объекта, мы можем подумать, заключить
Это опять же бюджетные деньги, деньги налогоплательщиков, которые мы тогда должны будем потратить. В любом случае, там баннер непростой: он,
Но подумать о его тематике и замене можно.
Евгений Первышов, глава Краснодара
Это частная территория. Там будет строительство аквапарка в следующем году. Уже принято решение. На Сочинском форуме подписано соглашение. Городской Думой принято решение об изменении вида разрешенного использования этого земельного участка. Раньше он был под строительство МКД. Многоквартирный дом можно было строить. Сегодня во все документы планирования внесены изменения под строительство аквапарка. Сегодня очень много обращений о том, что аквапарк нужен. Он существует. Его просто накрывать нужно. Открытый аквапарк работать не будет. В этом все дело. Очень много краснодарцев сегодня едут в Ростов отдыхать на выходные.
Так что в Краснодаре скоро будет собственный крытый современный аквапарк.
Евгений Руденко, генеральный директор портала «Юга.ру», совладелец центра современного искусства «Типография»:
Я слышал, что есть желание у разных людей сделать площадку под фестиваль по типу «Кубана» и еще
Но все равно всех туда тянуло. Было такое место притяжения. И все ждали, когда следующая «Кубана» будет. Если это вернуть в
Евгений Первышов, глава Краснодара:
Под городом, а может быть, и не в самом Краснодаре. У нас объективно нет такой территории. Мы рассматривали варианты. Одно из предложений было — организовывать крупные мероприятия на территории, которую вернули, Большого острова. Но даже в первом приближении — логистика там не позволит. И в целом эта территория будет рекреационной. Там однозначно будет только зеленая зона. Мы в ближайшее время тоже на эту территорию наложим статус ООПТ. Только местного значения, не регионального.
Это позволит нам в последующем реализовать проект по строительству перехода с Гидростроя на улицу Воронежскую. Это хорошее решение, технически правильное. Мы двигаемся к реализации этого проекта. Без него Гидрострой задыхается. Все дороги у нас выходят на улицу Мачуги. Поэтому строительство перехода с Гидростроя на улицу Воронежскую качественно улучшит ситуацию. Да, это не быстрый проект. Затратный. Серьезный. Но он крайне необходим для жителей этой части города.
Серафима Чичева — организатор фестиваля Geek Picnic:
Можно комментарий? Мы обсуждали на совещании, что можно найти землю под Краснодаром. Никогда под Краснодаром не было крупных фестивалей, но они есть в центральной части России. С точки зрения организатора, если ты делаешь не внутригородское мероприятие, а крупный федеральный фестиваль, ты должен понимать, что к тебе должны приехать люди со всей страны, которые поедут в центральную часть, потому что это логистически удобно из
Евгений Первышов, глава Краснодара:
Идея сейчас нами обсуждается в каком диапазоне?
Есть предложения непосредственно от разработчиков — от разработчиков Стратегии
В самой Стратегии
Территорию можно найти в районе основных транспортных потоков, в районе трассы
Там земля сейчас перешла в муниципальную собственность, часть в краевую собственность. Рядом там еще достаточно много земельных участков. Они находятся в собственности физических, юридических лиц. В этой части строительство такого большого развлекательного парка, в том числе, с учетом площадки для больших мероприятий. Это можно в концепцию заложить.
Быстро этот вопрос даже при желании не решится. Просто найти поле, подвести туда линии — это не то, чего мы хотим. Проект не заживет своей жизнью, у него не будет перспективы. Его нужно связывать с
Чтобы организовать площадку, нужны коммуникации, инфраструктура, дорога. Если мы говорим о масштабных мероприятиях, то нужен подъезд хороший, парковочные места.
Дмитрий Мирошников — корреспондент «Информационного агентства KrasnodarMedia», политический обозреватель, автор
Канатное метро — сам проект обсуждается. Строительство ветка «канатного метро» — из района
Мне кажется, еще одно предложение можно было рассмотреть, потому что,
Потому что в свое время, насколько помню, обсуждалась идея строить мост в Юбилейный, но там заартачились жители самого Юбилейного. А здесь это будет интересно самим жителям Юбилейного, и Краснодар станет доступнее. И появится туристический маршрут.
Евгений Первышов, глава Краснодара:
Сразу отвечу — как только два года назад была представлена концепция возможности создания в Краснодаре «Канатного метро», уже в тот момент — а это было на инвестиционном форуме в Сочи — была заявка от торгового комплекса ИКЕЯ со стороны Адыгеи обязательно рассмотреть и включиться в эту историю. Что они готовы участвовать как частные инвесторы, чтобы создать такое «логистическое плечо». Мы также готовы обсуждать, если будет конкретика.
Да и в целом, сегодня этот проект обсуждается, живет своей жизнью.
Мирослав Валькович, урбанист, участник сообщества «Городские решения»:
Интерес заключается в том, что сейчас, когда мы говорим о глобальном проекте, который презентовали на БРИКС, может, технически сначала опробовать этот отрезок — три станции, посмотреть, отработать механизм, какая пропускная способность? Если пойдет, тогда развивать.
Евгений Первышов, глава Краснодара:
Им интересно в общем проекте участвовать. Заявка была об участии в общем проекте. То есть не частного характера, локально — «
В общем — да, готовы смотреть. Будет заявка — будем ее рассматривать. Сейчас пока рассматривается общий проект с привлечением исключительно частных инвестиций. Участие бюджета муниципального образования и бюджета краевого не предусматривается.
С другой стороны, в случае принятия решения, а я еще раз подчеркиваю, что стопроцентного решения, что проект будет реализован, еще нет. Сейчас стадия подготовки конкретного и подробного проекта для инвесторов, на это выделяет финансирование Новый банк развития БРИКС, на
Евгений Первышов, глава Краснодара:
В понедельник буду проводить аппаратное совещание. Скажу, чтобы руководство нового управления выступило, провело
Создавая управление инвестиций, я им сказал — если через год не увижу результатов деятельности, оно будет ликвидировано. Поэтому результат они должны показать. Конкретные решения, конкретные проекты, конкретные инвестиции, идеи.
Не всё сразу должно заработать, но, по крайней мере, история должна иметь продолжение. Просто получать зарплату и говорить, что мы занимаемся инвестициями — не получится. Или, например, «прицепиться» к проекту, который и так инвестор сам реализовывает — это не тот подход, который хочу от них получить.
Именно они будут заниматься представлением проектов на сочинский форум. Конечно, их работе будет дана всесторонняя оценка, причем не только моя. Но и независимых экспертов. Чтобы они оценили то участие, которое принимает вновь созданное управление. Увеличения штата не произошло. Просто департамент был разделен на статистику и инвестиции. Считаю, это правильное решение. Дальше буду смотреть, анализировать, консультироваться, спрашивать, насколько оно эффективно.
Антон Смертин, главный редактор информационного агентства
Мы начали говорить о визуальном коде Краснодара. Как сделать его модным. Одна из частей — это памятники и
Потом была мечта о развитии современной скульптуры. Хотелось бы и от Натальи Машталир услышать, и от представителей «Типографии», и от главы — что будет дальше делаться в этом направлении?
Будет ли город становиться более современным с точки зрения визуального уличного языка? Будет ли продолжена эта работа? Будет ли она систематизирована?
Евгений Первышов, глава Краснодара:
Да, работа будет продолжена.
Художник итальянский вернется и завершит граффити.
Что касается городской скульптуры — она должна быть абсолютно разной. Должна быть и классической.
В этом году мы установили 12 бюстов Героев Российской Федерации. Считаю, что память Героев должна быть увековечена.
В
Что касается современного искусства, я поддержал эту идею. Был участником конкурсной комиссии, хотя и не вмешивался в порядок голосования. Мне было интересно, какие скульптуры будут выбраны. Моя задача заключалась в том, чтобы найти человека, который окажет финансовую помощь для реализации задуманного
И, я считаю, что здорово реализованы проекты, которые выбраны. Кто бы что ни говорил, но каждый проект — это
Жду предложений для продолжения. Когда мы завершили тот проект, я сказал — давайте дальше продолжать эту историю. Проводить еще один конкурс. Да, мы не должны переборщить. Наверно, должна быть выработана
Каждая современная скульптура, которую установили, размещена на общественной территории. Это Чистяковская роща, сквер
Представляю резонанс, когда появится отреставрированный памятник Ленину на ул. им. Ленина — в сквере Кочубея, это как один из вариантов, он обсуждался на топонимической комиссии. Это не будет постамент, сразу говорю, как раз и есть городская скульптура, она очень динамичная. Сейчас будем принимать решение — на ул. им. Cуворова/Ленина, там скверик такой.
Евгений Руденко, генеральный директор портала «Юга.ру», совладелец центра современного искусства «Типография»:
Был круглый стол, не я его организовывал. Тон задавали коммунисты. Они с нападками — почему не провели референдум на тему, какую скульптуру где ставить? Людям не нравится.
Я говорю: подождите, вы, когда Ленина везде ставили в городе, вы
Я тогда спросил — можно ли частным образом поставить в районе «Типографии» скульптуру — ее создание я сам финансировал, это скульптура Валерия Казаса. Она уже готова. Мы никак не можем ее поставить. Это очень длинный путь согласования, передача в муниципальную собственность.
Евгений Первышов, глава Краснодара:
Есть порядок, он утвержден многими решениями, в том числе, решениями городской Думы.
Владимир Вербицкий, помощник главы Краснодара:
По этой ситуации. Здесь либо мы их устанавливаем не как памятники и
Серафима Чичева, организатор фестиваля Geek Picnic
Когда будете делать новый конкурс, у нас появятся еще прекрасные скульптуры современного искусства. Давайте сделаем курс открытых лекций, пригласим специалистов. Надо сделать
Евгений Первышов, глава Краснодара:
Скоро места появится много. Рассчитаю, что, начиная со следующего года, приступим уже к реализации большого проекта набережной от Рождественского парка. Вот на этой пешеходной зоне будет большое поле для деятельности.
Сначала необходимо строить берегоукрепление от Рождественского парка до Тургеневского моста. Там есть локальные участки. Мы их обследовали. Они сохранены. Но в целом — сначала берегоукрепление.
Потом разработка самого проекта по озеленению и благоустройству территории.
Пока двигаемся и достаточно активно. Скоро начнем забивать первые сваи. После того, как проведем и торги и определится подрядчик, конечно же.
Евгений Первышов, глава Краснодара:
Мы уже начали внедрять элементы «умного» управления городским трафиком.
Светофоры у нас в городе меняют режим работы: в утренние часы они работают по одному, в обед —
Давайте выберем время, придём туда — в ситуационный центр — и там можно презентовать его. Работы ещё не завершены, но мы переходим к автоматизированной системе управления дорожными потоками, которые позволят нам анализировать транспортную нагрузку. Да, человеческий фактор остаётся, на случай сбоев в работе системы. Причём там, на месте, дежурят уже и сотрудники ГИБДД.
Ещё раз говорю: собственных автомобилей у краснодарцев много, ещё у нас большая маятниковая миграция. И контролировать этот процесс достаточно сложно.
Евгений Первышов, глава Краснодара:
Мы делаем перерыв. Выйдем теперь на футбольное поле уже в новом году. Отдохнём
Команда уже сложилась.
Огромная благодарность ребятам, которые со мной выходят на поле. Да, они муниципальные служащие. Но это их желание, здесь никаких нет указаний — наоборот, это показатель. Когда мы начинали только играть, мы проигрывали матч за матчем. И это было объективно. До
Алексей Пшеничный, генеральный директор сети магазинов «Высшая Лига», организатор массовых забегов:
Мы пропускаем
Но есть проблема: 1+1 не всегда равно 2. И хочется, чтобы это было 4, а не 0. Я надеюсь, что в России предпринимателей перестали использовать как имя нарицательное, а наоборот — ассоциировать с
Так вот, если перейти к этому вопросу — у нас в городе не совсем понятно — кто является той точкой контакта, которая подойдёт к обращению не формально. Есть много структурных подразделений, которым ты можешь написать письмо и точно знать ответ. Потому что этот ответ будет самым простым.
Хорошо, что мы имеем возможность достучаться до главы, который занимается транспортом, самолётами и так далее с
Ну вот у нас был пример с шлагбаумом. Нам нужно было просто убрать шлагбаум. Почему? Потому что деньги получаем от парковки минимальные, количество входящих в помещение людей падает, налоги падают, от этого суммарно город проигрывает.
И
Вот у меня есть интересный знакомый, который возглавляет сейчас Удмуртию. Он интересный сделал ход информационный: если предприниматель обращается к городу, то есть структура, которая спросит: а зачем ты обратился? Ты хочешь на себя хочешь кусок земли отписать? И соответственно, нанести урон городу. Либо ты хочешь через синергетический эффект достигнуть того, что городу станет лучше. И получить свой эффект, потому что ты в этом городе живёшь, потому что у тебя есть увлечение этим делом.
Есть ли у Вас мысль создания
Евгений Первышов, глава Краснодара:
Это решение уже принято. Другое дело, что сейчас идёт настройка.
Как вы помните, в структуре администрации был департамент экономического развития.
Вот он
Я принял решение департамент ликвидировать и создать два управления. Одно управление — экономики, которое этим продолжает заниматься: это обязанность муниципалитета — вести статистику.
И создано управление инвестиций — туда подобрали такой состав молодых ребят креативных, которые уже генерируют идеи.
Одна из идей — в принципе, у нас реализована — это офис для начинающих бизнесменов.
Мне идея очень понравилась. Я её поддержал. То есть начинающий предприниматель может прийти туда, там есть рабочее место, профессионалы, которые готовы дать определенные консультации. То есть — нужно зарегистрировать свою предпринимательскую деятельность, и ещё даётся три месяца возможности приходить в этот офис и работать. Этот центр «Платформа» уже создан и работает — находится на Северной.
Снимаем сегодня часть нагрузки, которую начинающий предприниматель должен понести. С чего всё начинается?
Да, на перспективу будем думать: может, и до полугода увеличим возможность нахождения там. Но создание более лояльных условий может и расслабить начинающего предпринимателя. Возможно, будем приглашать различных специалистов. Включая налоговую службу, чтобы человек не обжегся с самого начала, и ничего не отпугнуло его от идеи, которой он хочет заниматься.
И, конечно, управление инвестиций после переформатирования начнёт работать не просто на приём информации. Как раньше работали. Вот раньше — от вас эту информацию приняли, а потом получаете формальное решение.
Задача, которая стоит — анализировать идеи каждого, кто приходит. Если эта идея интересна городу, значит, к предпринимателю будет приставлен сотрудник, который будет оказывать всю необходимую помощь. Если эта идея — плюс в копилку
Алексей Пшеничный, генеральный директор сети магазинов «Высшая Лига», организатор массовых забегов:
В начале года мы говорили, что в конце года согласуется
Евгений Первышов, глава Краснодара:
История до конца пока не решена. Мы в этом направлении двигаемся. Почему в Москве эта история работает? Москва — это не муниципалитет, это субъект. Они самостоятельно принимают определенные решения. Им проще. А мы не можем принять нормативный акт, который бы шел в разрез федеральному закону, либо краевому закону. Это череда мероприятий, которую мы сегодня согласовываем.
Да, мы придем
Но при этом достаточно будет машин, которые оборудованы круговыми камерами. Она проехала, считала все номера, выгрузила персональные данные. Соответственно, будут выписаны штрафы, все — с привязкой ГЛОНАСС.
За неправильную или неоплачиваемую парковку — весь спектр. Но параллельно, конечно.
Евгений Руденко, генеральный директор портала «Юга.ру», совладелец центра современного искусства «Типография»:
По поводу пробок. Я, может, не большой специалист в этом, но, может, нужны
Евгений Первышов, глава Краснодара:
Нет. В ущерб городской среды, которая уже сложилась, мы действовать не будем. Но с другой стороны, разговоры о том — а давайте для иногородних введем
Владение автомобилем накладывает географическое положение Краснодара. Близость моря, лесопарковых территорий, выезды на дачу — для этого автомобиль нужен. А вот движение по городу должно быть комфортным. Это длительный период, это не быстро. Хочется, конечно, за раз решить. В этом году, считаю, хороший задел сделали, закупка первой техники — 47 единиц трамваев и троллейбусов. В следующем году — такая же будет история,
Вот если взять «КТТУ». Даже называясь муниципальным предприятием, мы предоставляем услугу нашим жителям и гостям. Эта должна быть услуга настолько комфортной и обоснованной в тарифе, чтобы люди действительно предпочитали движение на общественном транспорте движению на личном автомобиле.
Хотя и владение автомобилем должно остаться. Конечно, нужно задумываться на тему муниципальных парковок, это тоже в планах есть, но не с сегодняшнего дня. Даже на проектирование нужно искать деньги. Но это то, что придется делать через
Артем Миронов, учредитель и продюсер проекта «Голос города»:
Мы говорим, в основном, про инфраструктуру. У меня с этим проблем нет — я житель центра. Хожу пешком или езжу на самокате, поэтому я, видимо, не готов в этой плоскости проблематику обсуждать. Но как житель центра я столкнулся с одним наблюдением и, если позволите, поделюсь.
Евгений Первышов, глава Краснодара:
Хотя в общественных местах у нас
Артем Миронов, учредитель и продюсер проекта «Голос города»:
И после я стал наблюдать внимательнее.
Не получается у нас в Краснодаре, что мы со своей терпимостью переходим уже ближе к романтизму. Сейчас, может, это не так очевидно, но
Евгений Первышов, глава Краснодара:
Давайте так говорить. Всё время идет сопоставление: вот у них там, а вот у нас тут, а вот — в Москве.
Я жил и работал в Москве. Курят там повсеместно и всюду. И если бы не работа коммунальных служб, следы были бы тоже видны повсеместно. Сейчас коммунальные службы там качественно и хорошо наводят порядок. Сохранилась система бюджетного учреждения по уборке города, которая финансируется из бюджета. Вы вспомните, на что Москва 10 лет назад похожа была? Местами пройти было невозможно.
Опять же — был в Берлине. И в шоке от санитарного состояния города. Даже около рейхстага, где заседает парламент страны — желтая трава без полива, вытоптанная, мусор повсеместно — пакеты болтаются, афишами всё заклеено. Никто там этим не занимается? Первый раз побывал и был очень удивлен. Хотя есть другие вещи в городской среде, которые действительно хорошие, нужные.
Разные муниципалитеты — разный уровень.
То, что отличает Краснодар. Вы меня простите, кто бы ни приезжал в Краснодар,
Мы должны прививать любовь к городу с самого малого возраста. Мне кажется, что если вы сюда переехали, значит, стали краснодарцами. Я не делю горожан на тех, кто недавно переехал или давно. Приехал — ты краснодарец. Поддержание чистоты — дело каждого.
Ты идешь по чистой улице, тебе самому неудобно
Не научим этому сейчас, значит, научим через два или три года. Зачем мусорить? Мы тратим на уборку бюджетные деньги — мы тратим ваши налоги. Лучше на эти средства построить детскую спортшколу или парковую зону. Мы бы сократили бы расходы по содержанию уличной среды, и больше бы вкладывали в развитие, социальную инфраструктуру.
Мирослав Валькович, урбанист, участник сообщества «Городские решения»:
Это «Теория разбитых окон» — в замусоренном месте человеку легко выбросить окурок. А попробуйте увидеть в парке Галицкого
Евгений Первышов, глава Краснодара:
Такие случаи не носят массовый характер. Вот вы приезжаете в другой город, не буду называть никакой конкретно.
Но если там нет чистоты, люди по привычке бросают мусор, где попало. Думают, наверное, так принято. Или просто не обращают внимание. Если улицы ухожены, если этому власть уделяет ежедневное внимание — со временем и люди перестраиваются.
И тебе, конечно, сделают замечание, если ты ведешь себя не как положено. Но над этим надо работать, это не история одного дня. «Давайте выпустим социальный ролик — его все послушают и все исправятся». Не будет так.
Это зависит от самих жителей. Зачастую нетрудно остановиться и сделать замечание. Не стесняться. Или вы думаете, что в администрации такое число сотрудников, что их можно на каждом перекрестке поставить с указкой «Не мусорите»?
Антон Смертин, главный редактор информационного агентства
Есть ли
Евгений Первышов, глава Краснодара:
В феврале этого года, когда я делал свой отчет, то тоже предлагал, и нам много что предстоит в этой части сделать, чтобы создать такой девиз, что краснодарцем вообще модно быть. Нам нужно создать все необходимые условия, чтобы гордость была за свой город.
Если ты приезжаешь в другой уголок страны, например, за границу, когда спрашивают, откуда ты приехал — ты говоришь, что ты из Краснодара. Этот бренд должен быть узнаваем. Но это надо делать по всем направлениям. Здесь нет
Хочу подчеркнуть, три года Краснодар находился в «шоковой терапии». Любое направление мне сейчас назовите, оно требовало пристального внимания. С дорогами — взялись, ремонтируем, проектируем. Больше 30 проектов — внутриквартальные дороги. Один из примеров — та же ул. им.
Она сегодня там забита, и дальше все улицы подряд.
30 проектов, которые уже на выходе, которые мы дальше распишем, включим в план реализации и начнем постепенно эту историю решать. И это помимо нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который нужен для того, чтобы выводить дороги на нормальный уровень.
Школы и садики — была проблема острейшая.
Их не то, что не хватало — земельных участков не было под строительство. Сегодня, помимо того, что 7 школ построено, уже 15 садиков построено.
Уже выходим на плановый показатель, что 10 почти у нас в стройке будут в этом году детских учреждений. Это не план, это то, что уже сегодня возводится, то, что будет у нас в 2020–2021 годах уже вводиться, и куда зайдут дети. Больше 30 проектов, которые уже нас на стадии подготовки.
Транспортная стратегия.
Тоже на три года утверждена и работает. Она наглядна: это развитие общественного и муниципального транспорта. Хочу подчеркнуть: три года назад предприятие (МУП «КТТУ») могло стать банкротом. 900 млн руб. было долгов. Кредиторы могли в любой момент прийти, наши депо могли пойти с молотка.
Дальше там было бы строительство многоквартирного комплекса или офисов, и все, общественному транспорту пришел бы полный конец.
Вот, три года вытаскивали предприятие из финансовой ямы, и мало того, что вытаскивали — мы выстраивали дальнейшую стратегию.
Получили поддержку от Вениамина Ивановича Кондратьева. Сегодня у нас есть на три года план обновления трамвайного парка. Да, он самый рентабельный. И сегодня трамвайный парк — он, по сути дела, создает рентабельность. Троллейбус, автобус — они минусовые в экономике этого предприятия. Разводить тоже нельзя.
Вот сказать: хорошо, ну, вот трамвай рентабельный, давайте только его оставим. Да, трамвай выживет, но троллейбусные и автобусные маршруты придется закрыть
Мы дальше задумываемся над развитием, и приоритет муниципального транспорта у нас утвержден на ближайшие три года. Теперь — только реализация.
Зеленые зоны можно взять. Еще недавно было: что ни сквер, одна критика. Сейчас ситуация меняется. Сейчас очень важный проект мы начинаем — вторая очередь Вишняковского сквера. Мы не дали там построить гостиницу, и в следующем году мы эту территорию благоустроим по национальному проекту.
Сама экономика города — она у нас тоже находилась в удручающем состоянии. Наши расходы и долговые обязательства были выше, чем собственные доходы. Собственные доходы составляли 14 млрд руб., а наши долговые обязательства равнялись 14,5 млрд руб.
Сегодня в городе достаточно хорошая ситуация. То есть, если раньше обслуживание банковских кредитов нам обходилось в 1,5 млрд руб. — мы их банкам платили только за то, что мы взяли у них кредит, то сейчас эта сумма не превышает 500 млн. руб. При том, что мы сохранили такую же закредитованность. Эти деньги — миллиард руб., они никуда не делись, они пошли в экономику. Нагрузка на бюджет растет. Строительство школ, скверов — все, что построили, за ним нужно ухаживать и тратить средства на его содержание. Любая школа, которую мы построили — это еще плюс к расходной части в бюджете. Это персонал, это коммунальные платежи. Мы их точно также платим, как и все жители.
Евгений Первышов, глава Краснодара:
Предлагайте, все примем. Здесь можно задать темы на будущее. Это первая встреча в таком формате. Еще хотелось бы позвать людей, которым не безразличны городские проблемы. То, что есть заинтересованность в обсуждении — показатель того, что люди видят тенденцию — качество жизни растет. Сегодня идет больше вопросов — почему так решили делать, а не
Мирослав Валькович, урбанист, участник сообщества «Городские решения»:
У меня предложение по формату на будущее. Хорошо бы собирать круглые столы по вопросам одной направленности. Не на разные темы. Тематические и выездные. На одном обсудили бы дорожное движение, например. Поехали бы в центр, где предприниматели — там можно обсудить вопросы бизнеса, или отдельно в «КТТУ» — обсудить развитие именно общественного транспорта.
Евгений Первышов, глава Краснодара:
Принимается. Поддерживаю. Дело не в рассказе о делах, а в самих делах. Это общая работа. Я не говорю, что все — заслуга администрации. Мы же всё делаем за бюджетные деньги. А бюджетные деньги — это деньги налогоплательщиков.
Есть финансовая дисциплина, она исполняется. Бюджет растет. У нас есть возможность. Да, мы работаем над этим. Многие объекты включаем в налогооблагаемую базу. Тем не менее, при наличии ресурсов выполняем задачи, которые ставят перед нами жители.
И, конечно, нам необходима обратная связь. Любой процесс интересен, его надо обсуждать. Иначе это тупик, в который можно зайти и потом методом «шоковой терапии» оттуда выкарабкиваться.
Сейчас,
Спасибо вам за встречу.