Меню Закрыть

Брифинг Евгения Первышова 12 декабря 2018 г.: стенограмма основных тем

Раздел дополняется

Среди основных тем традиционной встречи с журналистами городских, региональных и федеральных СМИ: реализация в Краснодаре федеральных и региональных проектов и программ, исполнение городского бюджета, проекты по развитию транспортной инфраструктуры, строительство школ и детских садов, благоустройство зеленых зон и придомовых территорий, разработка нового Генерального плана.

В брифинге принимают участие представители более 20 редакций телеканалов, газет, информагенств, Интернет-порталов.

Далее размещена стенограмма по основным темам брифинга.

Вступление

Добрый день!

Хочу поздравить вас с праздником — Днём Конституции Российской Федерации.

Подводя итоги 2018 года и двух лет с тех пор, как я возглавляю администрацию Краснодара, могу сказать: они не просто прошли, они пролетели. Время было достаточно сложное, но в то же время интересное, результативное. Мы завершили работы по сложным объектам. Это капитальный ремонт улиц Новороссийская и им. Тургенева. Объём работ выполнен колоссальный. Хотя много было скептиков, мы работы не затянули, выполнили их качественно.

Большой объём работ выполнен и в части возврата муниципальной собственности, муниципальной земли обратно в казну. И такие знаковые объекты, например, как Аллея 80-летия Краснодарского края. Если помните, создание Аллеи началось с того, что земельный участок, который ранее был предоставлен под строительство многоквартирных жилых домов, в результате судебных споров, в результате поддержки администрации Краснодарского края, огромной поддержки жителей был возвращён в городскую казну и далее мы им распорядились абсолютно логично и правильно. Использовали под проект создания комфортной городской среды. В ближайшее время, до конца этого года, будет завершён первый этап создания Аллеи. Далее в перспективе реализация проекта берегоукрепления и пешеходной прогулочной зоны.

Могу привести ещё дополнительные примеры. Это возврат земельного участка в сквере Вишняковском, это будет вторая очередь развития этой территории. Первая очередь, которую реализовали в прошлом году, тоже пользуется огромной популярностью. Вторая очередь сквера на подходе. Помимо этого, небольшие работы тоже связаны с возвратом муниципальной земли в казну. Это участок на Уральской — Симферопольской, снос гаражей и хозпостроек, создание небольшой зелёной зоны позволяет говорить о том, что мы находимся в стадии реализации тех задач и тех проектов, которые ставят перед нами жители нашего города. Но не буду затягивать со вступительным словом. Мы эти все вопросы сейчас будем с вами разбирать. Предлагаю перейти к вопросам и обсуждению актуальных тем и проблем.

О строительстве медицинского кластера и развитии городской территории в 1,5 тыс.га

Если мы говорим о медицинском кластере, проект которого будет реализован в районе посёлка Новознаменского, то эта территория в 1,5 тыс. га предоставлена муниципальному образованию. Для того, чтобы ее развивать, необходим «якорный центр».

Предложение, которое мы внесли, и которое обсуждалось на прошлом Российском инвестиционном форуме в Сочи, получило поддержку. Этот проект поддержал губернатор Кубани Вениамин Кондратьев, и мы сформировали земельный участок приблизительно 57 га, который предоставили для реализации именно этого медицинского кластера, передали эту территорию в пользование администрации края. Мы понимаем, что сегодня медицинское обслуживание, и поликлиническое звено, и крупные учреждения — это полномочия субъекта Российской Федерации. То есть поликлиническое звено мы тоже передаем со всеми объектами на уровень администрации Краснодарского края. Но, тем не менее, мы активные участники этого проекта, сегодня занимаемся проектированием, в том числе и крупного транспортного узла, который пройдет через улицы Володарского и Тихорецкую на трассу М-4 ДОН, это в том числе даст возможность реализовать не только проект медицинского кластера, но и крупного административного центра на этой территории. Ну и, конечно, мы ведем работу по разработке проекта планировки и межевания этой территории.

В последующем крупный медицинский кластер, который будет включать в себя, как мы предполагаем, не только онкологический центр, — туда возможно будет вынесено одно из крупных городских медицинских учреждений-либо первая городская больница, либо БСМП (больница скорой медицинской помощи), есть и другие предложения.

Конечно, будет и строительство жилья на этой территории, потому что в том числе медицинские работники, медперсонал — им необходимо место проживания поблизости к работе.

Мы также предполагаем, что как раз часть земельных участков у нас будет использоваться для предоставления тем строительным компаниям, которые активно будут привлекаться для решения проблем обманутых дольщиков в рамках компенсационных мер по краевому закону.

О создании новой поликлиники и работе со строительными компаниями

Со строительной отраслью мы продолжаем работу по созданию социальных учреждений, в том числе — медицинских. Обсуждаем проекты планировки и межевания. Это касается и развития поликлинического звена. Так, один из проектов — по ул. Старокубанской компания «ЮгСтройИмпериал» предоставит более 1000 кв. м для поликлиники уже с ремонтом и оборудованием, которую мы в последующем передадим на уровень Краснодарского края. И такие примеры в Краснодаре есть. Подчеркну — хоть и полномочия не наши, но, в любом случае, создать хорошие условия для жителей города в плане медицинского обслуживания — это одна из приоритетных задач, которую мы обязательно будем реализовывать на территории города.

О подготовке концессионного соглашения по кинотеатру «Аврора»

Мы прошли сложный этап и сейчас находимся в завершающей стадии. Столько проблем у нас было связано с подрядной организацией, которая не выполнила свои обязательства. Мы находились в долгих судебных разбирательствах. Сейчас все точки расставлены. Сам объект выведен из самого предмета договора — реконструкции. И мы вправе им распоряжаться. Далее для того, чтобы сформировать концессионное соглашение, потребовалось под самим объектом недвижимости — кинотеатром «Аврора», памятником культурного наследия, — сформировать земельный участок, который тоже войдет в договор концессии.

Пришлось внести изменения в правила землепользования и застройки, Генеральный план города, что тоже заняло достаточно много времени. Эти процедуры не обойдешь, и они, в том числе, являются предметом концессии. Процедуры эти уже завершены, сейчас идет непосредственно текстовая доработка этого соглашения и в ближайшее время рассчитываем, что объект будет выставлен на конкурс. Будет определен победитель, который и будет организовывать реконструкцию кинотеатра «Аврора».

Конечно, надо понимать, что проект реконструкции может занять до года, потому что это сложная работа. Еще сложность в том, что он является объектом культурного наследия. Здесь будут определенные требования и согласования в профильных подразделениях администрации Краснодарского края, в том числе в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края, анализ, обсуждение. Я думаю, будут обсуждения с общественностью, с жителями города. Объект знаковый, и мы такое большое количество времени уже потратили на то, чтобы готовить эту реконструкцию, такую долгожданную, и я думаю, что общественность примет активное участие в этом процессе.

Предмет концессии будет включать в себя и консервацию объекта. После того, как договор заключается, непосредственно концессионер, организация или физическое лицо, которое будет его реализовывать, будет отвечать за сохранность и работы, связанные с консервацией.

О ситуации с ликвидацией пешеходных переходов на перекрестках в Краснодаре

Сейчас мы ведем работу по регулированию, «настройке» движения на самых оживленных городских перекрестках. В том числе, на ул. Красной и ул. им. Хакурате.

Посмотрим на результат. Это одно из предложений, которое нам подготовили эксперты Высшей школы экономики, которые разрабатывают Программу комплексного развития транспортной инфраструктуры Краснодара. Это те предложения, которые нам поступили для реализации. Попробуем, необходимо время, чтобы проверить правильность решения.

О пешеходной доступности к футбольному стадиону «Краснодар» в рамках строительства нового транспортного коридора

Что касается организации движения на пересечении улиц Восточно-Кругликовской и Тихорецкой, то сейчас идет проектирование этого участка. Это та работа, которая идёт в рамках проектирования транспортного коридора от ул. им. Володарского до выхода на трассу М-4 ДОН.

В техническом задании мы указываем все параметры и потребности. Проектная организация даст заключение о строительстве пешеходного перехода в районе стадиона.

В целом работы по самой Восточно-Кругликовской мы завершим к концу этого года. Сейчас идет монтаж уличного освещения. Скоро все будет завершено.

Будет установлено два светофорных объекта, построены сети уличного освещения, установлены знаки дорожного движения. Пока ситуация остается сложной — и аварии происходят, и пешеходы попадают в ДТП из-за несоблюдения правил безопасности дорожного движения.

О ситуации со строительством нового Яблоновского моста

— Моя личная позиция такова — сегодня именно перед городом стоят другие приоритеты. Важнее для жителей Краснодара, например, построить путепровод из микрорайона Гидростроителей в центральную часть города, в район улицы Воронежской, и тем самым разгрузить ул. им. Мачуги.

О строительстве социальных объектов на месте элеватора по ул. Колхозной

— Администрации города застройщик этой территории сформировал и предоставил земельный участок с инженерной инфраструктурой под строительство полноценного социального объекта — детского сада. Проект готов.

Речь о строительстве на этой территории новой школы не идёт. При этом строительная компания готова участвовать в ремонте или реконструкции общеобразовательного учреждения, этот вопрос сейчас прорабатывается. Застройщик предусматривает в проектных решениях средства на реализацию социальных проектов. Для того, чтобы гарантии по возведению социальных объектов были выполнены, муниципалитет, как я уже говорил, получил в собственность земельный участок под детский сад.

О мерах по решению транспортных проблем Краснодара

Задумываемся об ограничении в дневное время движения большегрузного транспорта. Это раз.

Второе — создание перехватывающих парковок. Но работа по их организации связана с темой развития общественного транспорта. Для жителей соседних муниципальных образований, которые приезжают в наш город на работу, нужно создать условия для парковки. Логичной, удобной, недорогой. И трансфер в Краснодар к месту работы.

Не забывайте, что в Краснодар, по информации, которую нам предоставляет ГИБДД, каждое утро приезжают до 150 тыс. автомобилей. И каждый вечер такое же количество автомобилей выезжает. Представьте — 150 тыс. людей. Если их выстроить на ул. Красной — сразу же будет «пробка из людей», не говоря уже об автомобилях.

Еще одно решение — развитие сети платных парковок. Вступают в силу поправки, которые прошли через Государственную Думу и Совет Федерации. Это даст возможность муниципалитету получать персональные данные и штрафовать автомобилистов за неоплату парковки в тех местах, где она предусмотрена.

Не секрет, что большинство платных парковок в городе открытого типа, без шлагбаумов — процент оплаты там низкий. Почти 90% автомобилистов не платят. Но поправки в закон уже вступили в силу, и мы начинаем первые шаги в части усиления контроля за взиманием штрафов.

Одно из решений — развитие и строительство на территории города многоуровневых платных парковок. Сейчас анализируем земельно-правовую документацию, ищем подходящие участки.

В частности, в городе есть большие массивы, которые заставлены металлическими гаражами. Как этот массив организовался? Администрация города в свое время предоставляла земельный участок как раз под строительство многоуровневой парковки. Но арендаторы, правообладатели земельного участка не реализовали этот проект. Просто поставили металлические гаражи и используют участок не по целевому назначению. И если там паркинг предполагался на 400 мест, то по факту стоит 100 металлических гаражей.

Конечно, для жителей будет непопулярным решение, если мы выставим им требование — реализовывать ранее заявленный проект. Либо мы будем возвращать земельный участок, сносить гаражи и самостоятельно выполнять проект по строительству парковки.

Это комплекс мер. Одной какой-то «прививки» в этой ситуации не будет. Также будем основываться на тех выводах, которые сделает Высшая школа экономики. Это один из ведущих институтов, который, в том числе, делал проектные работы для Москвы.

О возможном повышении стоимости проезда в общественном транспорте

Это будет происходить, так как связано с инфляцией, соответствующим подорожанием сопутствующих услуг. Растет и стоимость электроэнергии, горюче-смазочных материалов. Необходимо индексировать заработную плату работникам, ремонтировать как трамвайные пути, инженерную инфраструктуру, так и сам подвижной состав.

С учетом существующей инфляции тариф на проезд будет расти. Мы не можем здесь отставать. Идти на какие-то политические решения, как, например, было раньше, когда тариф не повышался и предприятие работало в убыток, накапливало долги. Это создавало угрозу его полной остановки, так как к 2017 г. долги скопились колоссальные — под 900 миллионов рублей. Повторю, по этому пути мы больше не пойдем. Это как раз результат неправильной хозяйственной деятельности, в том числе — непринятия вовремя таких решений, как индексация стоимости проезда в разумных пределах. Поэтому будем идти на увеличение. У нас нет в бюджете возможности дотировать, субсидировать транспортное предприятие. При этом сохраним льготный проезд для всех категорий граждан, которые им сегодня пользуется.

Об обновлении подвижного состава трамвайного парка Краснодара

Уже есть конкретное решение — принят бюджет краевой администрацией, который рассмотрен на последней сессии Законодательного собрания Краснодарского края. В его рамках утверждена программа, в том числе — по обновлению трамвайного парка Краснодара в ближайшие три года. По 1 млрд руб. в год муниципалитет будет получать. Это — субсидия именно на приобретение новых трамвайных вагонов.

Предстоит большая работа, к которой мы подходим очень тщательно. Из 260 вагонов, которые курсируют по городу, примерно 150 находятся в неудовлетворительном состоянии. Конечно, их содержание и ремонт также давят на бюджет МУП «КТТУ». И обновление состава позволит нам, в том числе, улучшить финансовые показатели.

О транспортном коридоре Володарского-Тихорецкая-М4 «Дон» и «замороженных» инфраструктурных проектах Краснодара

Сегодня перед тем, как мы приступаем к разработке того или иного инфраструктурного проекта, проводим встречи с профильными вице-губернаторами, затем идет доклад непосредственно губернатору Краснодарского края Вениамину Ивановичу Кондратьеву, получаем от него одобрение по проекту. Оно выражается в гарантиях администрации края на выделение субсидий в дальнейшем местному бюджету, либо другой вариант — проект по строительству тех или иных участков, например, дорог будет реализован непосредственно министерством транспорта Краснодарского края. Как это происходит в случае с участками создания транспортного коридора Володарского-Тихорецкая-М4 «Дон».

Трудно сказать, почему не были реализованы предыдущие проекты. Возможно, бежали вперед, и проекты не были подкреплены согласием на выделение субсидий.

Сегодня перед тем, как мы к чему-то приступаем, для себя четко выстраиваем стратегию, определяем, что на проектирование есть средства, и в дальнейшем необходимо получить финансирование на строительно-монтажные работы, чтобы проект был реализован. Поэтому проекты бьются на этапы. Вы сами видите, что тот же проект транспортного коридора Володарского-Тихорецкая-М4 «Дон» разбит на несколько участков, будет иметь последовательное финансирование в рамках возможностей краевого и городского бюджетов.

О достройке проблемных домов в Краснодаре и решении проблем дольщиков

— В городе немало незавершенных объектов жилищного строительства, поэтому созданы и активно работают межведомственные рабочие группы, куда входят представители администраций города и края, органов прокуратуры. Разработан комплекс мер. Мероприятия, направленные на реализацию прав обманутых дольщиков, выполняется пошагово.

Первый вице-губернатор Кубани Андрей Алексеенко рассказывал о тех планах и задачах, которые мы совместно реализовываем. Это большая совместная работа. И ту задачу, которую ставила перед собой на нынешнем этапе администрация города, в этом году выполнена. 61 объект последовательно в течение 2018 г. введены в эксплуатацию, ещё 4 планируем ввести до конца года, и порядка 12 тысяч дольщиков получат ключи от своих квартир.

Но, тем не менее, вопрос остаётся достаточно острым, накопилось много проблем, остаются ещё очень сложные объекты. Это ЖК «Кино», ЖК «Луч», «Заря» и «Мир», которые имеют больше тысячи дольщиков. По крайней мере, ищем решения. Я думаю, что в ближайшее время и по ним «дорожные карты» у нас появятся, и мы будем производить достройку этих домов.

О проекте канатного метро в Краснодаре

Я ещё раз хочу отметить: этот проект носил и носит исключительно коммерческий характер. Инициаторы этого проекта продолжают вести эту работу, им заниматься.

Они занимаются проектированием, оценкой экономических рисков. Ведут переговоры с компаниями, которые активно работают в этой области. Готовят проект и свои предложения по финансированию. В любом случае, как я и раньше подчёркивал, ни администрация города, ни края, в финансировании этого проекта принимать участия не будут.

Единственное, в чем мы участвуем — в предоставления информации. Это коридоры, это земельные участки, возможность создавать на них и размещать инженерную инфраструктуру. Отображаем их на карте градостроительной деятельности. Но пока к решению этого вопроса, а именно, к источнику финансирования — это сегодня самая главная задача, инициаторы проекта не пришли. Расчёты есть, стоимость есть, окупаемость есть, нагрузки есть. Действительно проведена большая работа. Но пока мы находимся в стадии обсуждения.

О строительстве новых трамвайных линий в Краснодаре

Мы определили приоритет развития общественного транспорта — это трамвай. Транспорт самый быстрый из общественного. Он комфортный, ходит по выделенной полосе. Будем закупать достаточно большое количество новых единиц.

Рассчитываем, что это будет около 100 вагонов односекционных и трёхсекционных, которые поставим в течение трёх лет на линию.

Мы определили перспективные направления по строительству новых маршрутов, по ним сейчас работаем с земельно-правовой документацией, ведутся предпроектные работы.

С чем мы столкнулись? С тем, что в технические требования для строительства новых трамвайных линий внесены определенные изменения. Они заключаются в том, что например, шумозащитная зона вокруг одного полотна должна составлять не менее 20 м, то есть, по сути полоса отчуждения — 40 м. У нас таких коридоров в городе по тем маршрутам, которые планировались, практически не осталось. С этой же проблемой столкнулась и Москва.

Мы направляем сейчас соответствующие заявки и в Министерство транспорта РФ, Министерство строительства и ЖКХ, чтобы они дали нам возможность разрабатывать СТУ, то есть специальные технические условия, которые позволят сократить эти «полосы отчуждения» для строительства новых веток. Краснодар одновременно с Москвой работает в одном направлении.

Но трамваи, я подчеркну, для города — приоритет. Это тот вид транспорта, который мы будем активно развивать. Направления, которые мы определили для развития — это микрорайон Гидростроителей, ул. Восточно-Кругликовская, ул. Московская до ул. им. Петра Метальникова.

О старте работы промышленного парка «Краснодар»

— Если мы говорим о компании «Магнит» и их промышленном парке, я побывал на этой территории — там серьезный подход, создана вся необходимая инженерная инфраструктура для реализации множества проектов. Это и очистные сооружения, хладоцентр, современное котельное оборудование, энергоустановки. Оборудование, которое там установлено, соответствует всем мировым стандартам.

Масштабы, конечно, поражают.

Один из проектов уже реализуется — по производству хлебобулочных и кондитерских изделий. Официальное открытие промпарка пройдет в ближайшие дни.

Самое главное — у компании есть своя огромная сеть магазинов для реализации этой высококачественной продукции. И главное — эта продукция будет производиться из кубанской муки, сырья наших производителей.

Об установке объектов современного искусства

Мы учли мнение горожан и, более того, скажу — многие поддерживают развитие современного искусства, чтобы такие скульптуры появлялись в городе.

Безусловно, мы не подменяем современными скульптурами уже существующие. Будут создаваться и классические.

Тем не менее, есть запрос на современное искусство, потребность в нем. Считаю, что вывод о том, что все жители города против — некорректен. Очень многие посещают ту же Чистяковскую рощу, и пожилые, и с детьми, разного возраста — им нравится.

Я не вижу угроз, которое бы несло такое современное искусство жителям Краснодара. Таже скульптура лошади, которая установлена в сквере КСК — это тоже современное искусство. Безусловно, интереснейшая работа. Чем она вредит?

У нас жителей — больше 1 млн. Сколько людей — столько мнений. Это совершенно нормально.

О развитии территории «Большого острова»

Пока нет решения по «Большому острову». Предложений много. Разных, интересных, даже была инициатива, кажется, велосипедистов — «отдайте нам, мы наведем там порядок, все сами сделаем, в том числе велосипедные дорожки». Мы сказали: «да, хорошо, занимайтесь, мы препятствовать не будем». Но дальше «дайте» дело не пошло.

Если смотреть историю этой территории — поверьте, есть отличное пособие, настольная книга, не помню, в каком году оно выпущено, кажется, в 1980 год, — называется «Парки мира». Он включает все парки, которые реализованы на тот период времени в мире и перспективное развитие. «Гайд-парк», «Парижский парк», современные парки. И проект развития «Солнечного острова» там тоже изложен, причем как одна из лучших, интересных работ, я вам покажу. Он действительно заслуживает внимания. 38 лет назад уже были наработки, как реализовать этот проект и создать парковую зону на этой территории.

Мы пока в Генплан внесли изменения, теперь там зона рекреации, что не позволяет вести никакого строительства. До того момента, пока не будет принято окончательное решение. Совместное решение. Это большая работа с администрацией края, с жителями города по определению приоритетов. Единственное, что сегодня отражено в Генеральном плане — это как раз прохождение дороги, которая будет идти от Гидростроя на улицу Воронежскую и затрагивать по касательной территорию Большого Острова.

О стратегии социально-экономического развития Краснодара до 2030 г.

— Несколько слов — Краснодар должен быть, в первую очередь, современным городом, комфортным и, конечно же, умным.

Комфорт мы создаем, благоустраивая территории. И, надеюсь, тот темп, который набрали, сохраним.

Умный — Краснодар вошел в Клуб умных городов. И здесь под патронажем правительства Российской Федерации мы рассчитываем расширить свою деятельность, получить дополнительные финансовые источники для развития инфраструктуры города с учетом современных технологий.

Современный — конечно, нам необходимы новые точки роста, о чем говорят эксперты компании «Эрнст энд Янг», которые разрабатывают Стратегию Краснодара-2030. Об этом речь шла на прошедших стратегических сессиях.

Безусловно, Краснодар не станет каким-то крупнейшим промышленным центром со своим металлургическим заводом. Нам это не нужно. Нам необходимы прорывные, инновационные решения, которые дадут толчок развитию города. В этом плане мы, конечно, рассчитываем на бизнес с его идеями и проектами. Стратегия-2030 поможет нам определить задачи, решив которые, мы сможем привлечь инвестиции в наиболее емкие и перспективные отрасли экономики.

Работа над Стратегией ведется, причем, достаточно интересная. Если раньше некоторые скептически относились к этой теме, то сегодня видим, как много на стратегические сессии приходит людей. Причем, специалистов в разных областях. Каждый со своими предложениями.

Сегодня обсуждается уже больше 40 идей и предложений, которые возможны к реализации и которые горожане хотели бы увидеть в Стратегии-2030. И хотя разработка находится примерно на середине, тем не менее, определенные приоритеты уже расставлены. О них вы тоже слышали.

Например, это — создание в Краснодаре транспортного хаба. У нас для этого есть все условия. В частности, этот проект предполагает строительство нового аэровокзального комплекса с грузовым (карго) терминалом. То есть это возможности перевозок воздушным транспортом. Кроме того, к транспортному хабу будут подведены железнодорожные пути и автомобильные дороги.

Краснодар — крупный железнодорожный узел. Автомобильная сеть у нас тоже развита. Большое количество компаний в области логистики обращаются к нам и подают заявки, чтобы реализовать на территории города свои проекты.

В Стратегии-2030 это также будет отражено.

О ремонте дорог в Краснодаре и строительстве новых участков

В 2019 г. мы продолжим ремонт дорог в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). Это 72 км дорог, которые уже прошли общественные обсуждения. В них могли принять участие все желающие. В целом, за 2 последних года по этому проекту мы обновили 153 км, за 3 года будет уже 230 км отремонтированных дорог.

Объем дорожных работ на следующий год по БКАД значительный. Кроме того, как уже говорил, занимаемся проектированием строительства новых участков улично-дорожной сети. Такие задачи ставлю перед профильным департаментом администрации.

Например, завершаем изъятие земельных участков от ул. им. Лукьяненко до ул. Думенко, чтобы подать заявку на финансирование строительства новой дороги, которая выйдет в район Юбилейного микрорайона.

Также готовим документы по дороге от ул. Красных Партизан до х. Копанского. Пока имею в виду западную часть города. Эта дорога — старый почтовый тракт — по ней есть проектные решения, но они устарели. Мы сегодня их корректируем. Строительство этой дороги поможет нам увести транспортный поток и разгрузить Западный обход, который сейчас стоит. Также появится возможность пустить по нему мусоровозы к полигону ТБО и транспорт к кладбищу в районе х. Копанского, которое начнет работу в 2019 г. При этом жители х. Копанского и других районов смогут добираться быстрее в город и меньше стоять в пробках.

Кроме того, у нас в планах — и на это уже выделены средства — строительство подземного пешеходного перехода по ул. Красных Партизан. Было много рассуждений на эту тему — нужны ли подземные переходы? Но мы решили, что по ул. Красных Партизан в районе рынка «Михаил» подземный переход необходим. Вместе с ним территория позволяет организовать и парковку. Так что будет очень удобно подъехать, припарковаться и через подземный переход пойти в больницу.

У нас еще не отремонтирован Суворовский путепровод. В следующем году будем его делать. Кстати, за последние полтора года мы привели в порядок все остальные пять путепроводов, включая капитальный ремонт Садового и Офицерского. Причем, завершили работы с опережением сроков.

На 2019 г. у нас также намечено расширение ул. им. 40-летия Победы на участке от нового цветочного рынка до ул. Восточно-Кругликовской. Сейчас там разбитая дорога в две полосы. В утренние и вечерние часы пик — коллапс. По проекту на этом промежутке сделаем четырехполосную дорогу и пустим общественный транспорт.

Рассказывать обо всех планах не буду.

В то же время надо понимать, что все сразу охватить невозможно. Нет ни таких средств, ни ресурсов дорожных компаний, чтобы охватить весь объем дорожных работ, которые необходимы городу. Конечно, будем расставлять приоритеты, пошагово заниматься развитием дорожной инфраструктуры.

Скажу только, что в 2019 г. мы рассчитываем получить на содержание и ремонт дорог серьёзный объем средств, в том числе — из краевого дорожного фонда. Это позволит нам выполнить текущий ремонт гравийных дорог, «ямочный» ремонт асфальтовых, нанести пластиковую разметку, создать видимые пешеходные переходы возле социальных объектов, прежде всего — школ. Это те приоритеты, которые мы для себя определили.

Информация о реализации работ в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» на 2019 год.

О бюджете Краснодара 2018 года

— Дефицита бюджета мы не наблюдаем. Мы идём в тех параметрах, которые определяли.

Если говорить об исполнении консолидированного бюджета Краснодарского края, то это порядка 87 миллиардов, которые мы уже собрали. Это на 9 миллиардов больше, чем в прошлом году.

Где-то на 1,4 миллиарда больше мы собрали собственных доходов в бюджет муниципального образования. 13,6 миллиардов рублей собственных доходов поступило в бюджет по итогам 11 месяцев. К концу года бюджет будет исполнен. Мы не ожидаем кредиторской задолженности.

В следующем году рассчитываем значительно увеличить поступления в местную казну. До 16 миллиардов доведём собственный бюджет. По консолидированному бюджету еще цифр нет. Краснодар продолжает оставаться городом — донором и большую часть налогов отдает в бюджет Краснодарского края. Порядка 38% — вклад Краснодара в общем объеме бюджета региона.

Приросли мы значительно в результате того, что на 20% у нас увеличился объём поступления от НДФЛ. Это отчисления от заработной платы. Я уже говорил, что это в первую очередь заслуга бизнеса, крупных предприятий, малого и среднего бизнеса. Они идут по пути легализации зарплат, увеличивают фонд заработной платы. Также малый и средний бизнес — люди, занятые своими небольшими предприятиями. Таких в городе зарегистрировано порядка 90 тысяч. Вообще в малом и среднем бизнесе у нас работает больше 250 тысяч человек — четверть населения. На крупных предприятиях тоже достаточно большое количество людей работают.

Также у нас увеличились поступления налога на имущество, земельного налога. В этом году он увеличился более чем на 30% в целом. Где-то в совокупности это составляет порядка более 600 миллионов рублей.

За счёт чего рост произошёл? За счёт того, что мы проводим с Росреестром и налоговой службой сверку всех объектов недвижимости и земельных участков. Только благодаря корректировке адресов в реестр внесено более 600 тысяч объектов недвижимости — это огромный массив. Имеется в виду, что адреса были указаны неправильно, «задвоены». Более 50 тыс. новых объектов недвижимости внесено в адресную базу Росреестра и, соответственно, в базовые данные налоговой службы. Это важно, потому что по тем объектам, которые не стояли на регистрационном учете, налоги не начислялись. Такой же примерно объем — 60 тыс. земельных участков. И эта работа продолжается. Более того, почему произошел рост именно по земельному и имущественному налогу?

Начиная с 2012 года у нас перестала работать служба БТИ, которая рассчитывала инвентаризационную стоимость объектов недвижимости. С 2012 по 2017 годы не было инвентаризационной стоимости. Соответственно, и налог не начислялся. Представьте, у нас за этот период времени было построено около 10 млн кв.м жилья, и не все оно было в налоговой базе. В 2017 году эта работа в крае в целом проведена, и в базу данных внесены все эти объекты, и, соответственно, определена их кадастровая стоимость, начинаются отчисления. Мы рассчитываем, что рост именно налоговой базы по этим статьям дохода, а это как раз налог, который 100% попадает в казну города, будет значительным. Будем продолжать сверки с налоговой инспекцией, с базами Росреестра, работать совместно для того, чтобы выявить людей, которые уклоняются от постановки на учет своих объектов недвижимости, от уплаты налогов.

Об открытии нового кладбища в районе х. Копанского

— Окончательно Славянское кладбище пока не закрывается, потому что там еще остаются территории, на которых возможны захоронения. Первое — есть аллея почетных захоронений для заслуженных людей. Такие участки сохранены.

У нас были определены земельные участки под строительство крематория на Славянском кладбище. С учетом того, что этот проект там не будет реализован, мы категорию поменяем, и оставим эти участки, в том числе, для захоронений.

В районе хутора Копанского определен большой массив, который предназначен для нового городского кладбища. Первая очередь проекта уже завершена: с аллеями, с разбивкой, со всеми необходимыми хозпростройками. Но сразу скажу, что будут определенные правила и требования.

Будет возможность организации семейных захоронений. Когда договор будет заключаться с муниципалитетом, семья сможет несколько мест зарезервировать.

Планируется реализовать проект по строительству крематория-колумбария, в этом направлении работаем в части заключения, например, договора о концессии.

Рассматриваем вопросы возможности определения территорий, которую можно будет разбить на участки, относящиеся к той или иной религиозной конфессии.

Кроме этого будут определенные требования по параметрам надгробий, их высоте. Сразу скажу, что будет полностью запрещена установка каких-либо ограждений. Это будет проект в европейском стиле.

О внешнем архитектурном облике Краснодара

— Уже есть решение, например, в части кровель — есть определённая цветовая гамма, в рамках которой должны выполняться цветовые решения. Такие же требования к рекламе, ее размещению, согласованию. Опять же цветовые в этой части решения.

Мы сейчас разрабатываем технологические карты, которые тоже в ближайшее время внедрим и предоставим строительным компаниям. Берёмся и за размещение кондиционеров на фасадах зданий. Если сегодня это хаос сплошной, кто куда захотел, то в дальнейшем будем определять места для их размещения. Чтобы строительные компании уже предусматривали для будущих объектов короба, куда эти кондиционеры будут вставляться. Чтобы это единый стиль был. Особенно для многоквартирного жилого фонда.

У нас новый главный архитектор. Идеи есть, но другое дело, что они не всегда стыкуются с законодательством. Мы над этими вопросами работаем.
Сейчас будем приводить все в соответствие. Вы видите, работа эта ведётся. Как и упорядочение наружной рекламы.

О проекте единой пешеходной набережной вдоль реки Кубань

— Создание единой пешеходной набережной от Юбилейного микрорайона до микрорайона Гидростроителей — это реальный и перспективный проект. Конечно, это вопрос времени и денег.

Пока мы для себя определили приоритет — создать единую пешеходную зону от Парка им. 30-летия Победы через мост Поцелуев до Юбилейного микрорайона. Там часть набережной у нас уже сделана, до Тургеневского моста. И дальше мы уже запроектировали 4 км от Тургеневского моста до Рождественского парка. Стоимость строительно-монтажных работ — около 2,5 млрд рублей. Я уверен, что необходимые средства для этого проекта найдем. Он разбит на несколько этапов. В целом это 4 км и по площади где — то 11 га территории для создания прогулочной набережной, благоустройства и озеленения мы можем получить после реализации этого проекта.

Главная задача — берегоукрепление — у нас идет подмывание берега, обвал грунта. Берег приближается к жилым домам. Поэтому главная задача — сохранение берега. Вторая задача — создание большой пешеходной зоны. Идея хорошая, поддержана жителями, и уже часть проекта реализована. Аллея 80-летия Краснодарского края — один из этапов, который включен в реализацию этого большого проекта.

До микрорайона Гидростроителей — следующая перспектива. Мы задачу поставили перед проектными институтами — просчитать стоимость проектирования, потому что само проектирование — уже дорогостоящая задача.

Также планируется создание проекта берегоукрепления нового микрорайона рядом с Гидростроем, так называемой «Ямы», проект планировки которого сейчас обсуждается, именно оттуда будет начато берегоукрепление.

О возврате в муниципальную собственность участков, где были уставлены 33 несанкционированных торговых конструкции, и работе по сносу незаконных ларьков

— Мы выиграли все дела. Осталось несколько незначительных нерешённых вопросов получения самих решений судов, выписок, исполнительных листов. В целом работу провели достаточно серьезную.

В целом мы за год из нестационарных торговых объектов, которые не входят в схему размещения НТО, снесли более 300. Цифра большая, но в городе их еще достаточно, и работу эту мы активно продолжим в следующем году. Также продолжим снос незаконно установленных металлических гаражей, освобождая территорию под паркинги и открытые парковки, под размещение объектов комфортной городской среды.

Впереди — большая работа по сносу торговых объектов, которые размещены на территории многоквартирного жилого фонда. Сегодня ТСЖ и управляющие компании дают согласие на их размещение, за что, возможно, получают какие-то дивиденды.

Точку в этом вопросе поставил Верховный суд РФ. Он постановил, что размещение таких объектов на территории, предназначенной для эксплуатации многоквартирного жилого фонда, не предусмотрено. Надо понимать, что территория, отмежеванная под МКД, освобождена от уплаты земельного налога. Если жители хотят, чтобы ларек стоял, они должны внести изменения в вид разрешенного использования земельного участка, прописать, помимо эксплуатации многоквартирного жилого фонда, коммерческие цели. В таком случае все собственники квартир автоматически будут платить соответствующий налог.

О разработке проекта предмета охраны исторического поселения Краснодара

Это один из наиболее обсуждаемых проектов в этом году, и он, скорее всего, перейдет и в следующий.

Прошло более 10 заседаний комиссии под моим председательством, где мы детально рассматривали и анализировали кварталы исторического центра.

Работа идет большая — обсуждали наличие в историческом поселении памятников культурного наследия, которые охраняются законом, регламенты по ограничению этажности и стилистике зданий в исторических кварталах. Также разрабатываются визуальные архитектурные решения, которые в дальнейшем лягут в основу проектов будущих инвесторов, строителей, владельцев зданий и прилегающих к ним территорий. При проведении нового строительства они должны будут придерживаться определенной стилистики. Пока речь идет о проекте, это еще не окончательное решение.

Участники рабочей группы также предложили создать перечень так называемых градоформирующих объектов, которые формируют историческую среду центральной части города. Это здания, которые еще не являются памятниками, но отражают особенности городской архитектуры разных периодов, «держат улицу» и могут представлять историческую ценность.

Как правило, наибольшую ценность таких домов имеют фасады, но и они уже претерпели изменения. В Краснодаре предложено включить в перечень градоформирующих порядка 450 объектов. Все они практически будут приравнены к памятникам архитектуры. И тут вопрос — как действовать с собственниками этих зданий.

Есть свои нюансы. Собственники, вряд ли, обрадуются изменению статуса своих домов, потому что любые действия после наложения статуса особо охраняемого объекта нужно будет согласовывать в управлении государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края. Именно поэтому мы тщательно прорабатываем каждое из предложений, учитываем степень сохранности и количество объектов, которые войдут в описательную часть проекта исторического поселения. Конечно, нам придется тщательно обсуждать это с собственниками. Федеральный закон даже предусматривает для них компенсационные мероприятия за такое обременение.

По опыту скажу, сегодня тяжело идет работа по сохранению тех зданий, которые уже признаны объектами культурного наследия. Ведутся жаркие споры и протестные действия, надзорные органы составляют акты прокурорского реагирования, собственников привлекают к административной ответственности за ненадлежащее содержание памятников культурного наследия. И мы предлагаем еще расширить и без того значительную категорию охраняемых объектов. Это может вызвать серьезный общественный резонанс.

Помимо этого, завершаем обобщение других предложений экспертов, которые звучали в ходе работы комиссии под моим председательством. Их, как и другие материалы, также передаем в краевое управление охраны объектов культурного наследия. Там будет заседать научно-методический совет, который рассмотрит все материалы и скажет свое мнение, в каком формате будет принят проект по предмету охраны исторического поселения Краснодара. Есть несколько проектов. Один из них предложил ОНФ, один — администрация города, еще один — от сообщества архитекторов.
Посмотрим, какое решение в итоге будет принято.

О ситуации в Музыкальном микрорайоне

Территорию микрорайона будем постепенно приводить в надлежащее состояние.

Конечно, удивительно, что здесь слабая инициатива самих жителей. Мы неоднократно говорили о том, что участки под строительство дорог там, в принципе, отсутствуют. Дело в том, что существующие проезды и проулки проходят по территориям, которые являются придомовыми и находятся в собственности жильцов. Проектировать и строить на них дороги муниципалитет не имеет права. Поэтому жителям там было бы неплохо провести межевание и часть придомовой земли передать муниципалитету под инфраструктуру. Потому, что мы не можем тратить бюджетные средства на вопросы, не связанные с содержанием городских территорий общего пользования.

Эта инициатива как-то поугасла. Ее неоднократно пытался продвигать куратор Музыкального микрорайона, встречался с представителями управляющих компаний, жителями, но ничего кардинального в этой части не произошло.

Вместе с тем, нужно решать вопросы с инженерной инфраструктурой, часть которой даже не отображена в топографическом плане микрорайона — где проходят существующие сети фекальной канализации, водопровода, линии электроснабжения.

Мы самостоятельно делаем проект планировки и проект межевания территории микрорайона. В дальнейшем будем принимать решения в этой части — это организация сервитутов и изъятие земельных участков для муниципальных нужд.

Есть законное право органов местной власти действовать подобным образом, и после того, как получим землю, будем уже выполнять работы по благоустройству и созданию инфраструктуры, сможем выделять средства из местного бюджета и нести в этой части затраты. Это если говорить о жилом массиве.

Помимо этого, ведутся работы, связанные со строительством коллектора для отвода ливневых вод по ул. Московской с врезкой в коллектор по ул. им. Петра Метальникова. Рассчитываем к апрелю следующего года завершить работы на крупной насосной станции, которая находится на ул. им. Петра Метальникова и будет осуществлять сброс воды в водоотводный канал, который уже полностью расчищен — это участок от Ростовского шоссе до балки реки Осечки. Все это выполнено в рамках договоренностей с бизнесом, мы провели встречи с руководителями строительных компаний, попросили их принять участие в решении этой сложной для города задачи.

Второй этап работ — это проектирование тех участков ливнеотводной системы, которые нужно построить. Тот проект, который был, морально устарел, многое изменилось и по территориям, которые изначально под него планировались. В данный момент ведется его корректировка.

Мы решили пока провести расчистку водоотводного канала, она завершена и позволит осуществить пропуск всей воды, которая будет туда направляться. Также будет реконструирована насосная станция и два участка — по ул. Московской проложим коллектор с врезкой в ул. им. Петра Метальникова.

И от ул. им. Петра Метальникова до ул. Российской — там есть ливневка, но лежит одна труба и она никуда не ведет. Сейчас исправим.

Соединим ул. Российскую с коллектором по ул. им. Петра Метальникова. Благодаря тому, что запустится канализационно-насосная станция, вся вода с ул. Российской и ул. Московской уйдет.

Все знают, что происходит в Музыкальном микрорайоне, когда после дождя люди передвигаются по пояс в воде. Моя задача — чтобы в следующем году к весне этого уже не было, и мероприятия, которые мы проводим, думаю, позволят эту проблему решить.

Об оплате налогов от сделки по продаже акций «Магнита»

Пока оплаты налогов не произошло, налоговый период по этой сделке наступит в следующем году. Мы не знаем ни расчетной суммы, ни здесь ли Сергей Николаевич будет платить этот налог, ни других подробностей. Сказать что-то большее сейчас не могу.

Предполагается, что он будет платить как физическое лицо за продажу пакета акций, который он реализовал. Сделка была в этом году, то есть расчетный период по оплате налогов наступит в 2019-м.

Хотелось бы, конечно, чтобы налоги были уплачены непосредственно в Краснодаре. Произошло бы распределение этих денежных средств между субъектом Российской Федерации (Краснодарским краем) и муниципалитетом. Для общего понимания, НДФЛ — а речь идет об НДФЛ — он у нас «расщепляется». Муниципалитет получает 22%, а 78% — субъект. Вот вы платите 13%. Из 13% налога — 22% поступает в муниципалитет, остальные — субъекту. То есть этот налог лишь частично поступает в казну города.

Ситуация с погашением долгов бюджета г. Краснодара

Как такового дефицита на конец года у нас не наблюдается. При этом возможен небольшой кассовый разрыв.

С чем это связано? Допустим, не все ещё заплатили в установленные сроки налоги. Хотя мы видим, что они должны быть уплачены. Денежные средства есть, но физические и юридические лица платежи пока не провели. Вот кассовый разрыв может доходить приблизительно до 400 миллионов рублей. Это не критично. Мы можем взять либо в казначействе эти деньги, либо коммерческий кредит на эту сумму. То есть попользуемся два-три месяца, потом оплата пройдет, мы их отдадим.

И опять же остается бремя кредита в размере 9 миллиардов рублей. Это та сумма, о которой мы говорили два года назад, которая фигурировала изначально. Другое дело, что мы значительно сократили содержание этого кредита. То есть — направление денежных средств на выплату процентов соответствующему банку. В 2016 году обслуживание кредитного портфеля обходилось и в 13%, и в 14%. В прошлом году мы провели достаточно серьезную работу и вышли на общий процент — 9,6. Сегодня это порядка 8,6%. Результат перекредитования и снижения кредитной ставки, которую мы платим за обслуживание кредита, позволяет нам серьезно экономить бюджетные средства. Только в этом году порядка 100 миллионов мы дополнительно сэкономили на перекредитовании.

Уверен, мы не допустим кредиторской задолженности. Более того, у нас сегодня очень хорошая платёжная дисциплина. Мы не допускаем просрочек по оплате муниципальных контрактов или муниципальных услуг.

Раньше, года два назад, администрация была облеплена исполнительными листами, когда организации, выполнившие работы, не могли из бюджета получить денежные средства. И как раз это была кредиторская задолженность, которая составляла почти 4 миллиарда рублей.

Только «Мусороуборочной компании» два года назад город был должен 900 миллионов. Сегодня у нас ни одного рубля задолженности по исполненным контрактам и исполнению бюджета не существует. Мы их платим автоматически после поступления соответствующих документов на оплату.

О ситуации с вывозом мусора

Самая сложная тема этого года – уборка мусора. К сожалению, большое количество мусора, которое мы сегодня видим в городе, находится на территории, прилегающей к контейнерным площадкам.

На ближайшей сессии городской Думы мы доведем денежные средства департаменту городского хозяйства и ТЭК на ликвидацию таких свалок. Это и строительный, и крупногабаритный, и мелкохозяйственный мусор. С января приступим к полномасштабной его уборке. Причин скопления мусора – несколько.

В их числе - полномочия по утилизации ТБО у муниципалитета были изъяты два года назад. Все это время за заключение договоров отвечает региональный оператор.

После заключения договоров со всеми физическими и юридическими лицами он организует уборку, вывоз и хранение твердых бытовых отходов. Все прописано. Но мусора на территории города стало больше. Какие причины?

Муниципалитет не обладает контрольными функциями, например, прийти и проверить хозяйственную деятельность, график движения тех же мусоровозов и сказать, проехал он или нет. Это прерогатива органа, который заключил это соглашение, а именно – Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края. Но, тем не менее, мы подаем сигналы, что в городе существуют эти проблемы, они нарастают и с этим надо что-то делать.

Опять же – этот мусор нам не привезли. Не из Адыгеи, не из Северского района, не из Усть-Лабинска. Это мусор, который произведен на территории города жителями. Физическими или юридическими лицами.

Либо это отсутствие культуры обращения с отходами, когда бросил рядом с контейнерной площадкой и пошел. Или второй вопрос, когда человек пришел, а контейнер переполнен - ему просто уже некуда положить и он бросает рядом.

Рассчитываем, что до Нового года будет произведен перерасчет нормы накопления. Есть договорные отношения, они полностью учтены. В целом можно говорить, что 100-процентый охват населения уже произошел. Региональный оператор заключил более 1 млн договоров с физическими и юридическими лицами. Это, кстати, соответствует статистическим данным, которые у нас установлены Росстатом. Но в рамках этих договоров сейчас идет речь о внимательном анализе нормы накопления, то есть расчета, сколько в среднем один человек или компания по факту выбрасывают твердых коммунальных отходов.

Ну и тариф. Мусор, за который региональный оператор отчитывается в Министерство, он вывозит в рамках определенного ему объема. Остальное – это излишки, которые не входят в договор.

Позиция регионального оператора: либо надо пересматривать норму накопления, либо это не мой мусор. Это первое.

Второе. Это культура, о которой я уже сказал. Строительный, крупногабаритный мусор и иной, который не подходит под категорию твердых бытовых отходов. Многие считают, что можно его бросить рядом с контейнером и кто-то за них все сделает. Это в тариф не входит. Нужно заказывать «лодочку» у специализированной организации, которая вывезет и утилизирует крупногабарит, строительный мусор. Это на самом деле недорого стоит, но это необходимо делать. Никто другой уборку не произведет.

Со следующего года – а эта проблема «нарисовалась» не только в Краснодаре, но и многих городах Российской Федерации – нам вернут часть полномочий. За все, что «навалено» вокруг контейнерной площадки, будет отвечать муниципалитет. То есть мы с вами за бюджетные деньги будем наводить порядок в следующем году. Кто-то намусорил, кто-то не вывез – а мы за бюджетные средства вынуждены будем наводить порядок. Потому что это теперь - наша прерогатива.

Мы планируем для этого финансирование, активно приступим к этой деятельности. Со следующего года займемся пропагандой, разъяснением, работой с населением по обращению с твердыми бытовыми, коммунальными отходами, порядком их утилизации.

Но, безусловно, рассчитываю, что и жители внимательней и бережнее будут относиться к этому вопросу, помогут в решении проблемы. Потому что сегодня по городу неприятно ездить — вокруг контейнерных площадок – большое скопление мусора.

Бывает еще другая категория людей – это садоводы, мы это знаем, когда по пути из садоводческого товарищества из окон летят мусорные пакеты. Или человек просто останавливается, выбрасывает пакеты на обочину и едет дальше. Один выкинул, второй, третий. Через неделю там мусорная свалка.

Неужели трудно довезти до города и выложить этот мусор? Или же садоводческое товарищество может заключить договор с региональным оператором на вывоз и утилизацию этих отходов. Взять себе несколько баков, производить оплату по установленному тарифу – тоже не проблема.

Работа предстоит сложная и системная, будем ее проводить.

Порядок мы наведем. Январь – февраль и город зачистим от всех стихийных свалок. А дальше будем стараться поддерживать его в надлежащем состоянии.

Там, где полномочия наши остались, а это - чистота улиц, дорог, тротуаров – все находится на высоком уровне. Краснодар признают одним из самых чистых городов в стране.

Уже меньше людей, которые мусорят, мимо бака бросают жвачки. Помните, был период времени, лет 5 назад мы Красную сутками мыли от жевательной резинки. Пройти было невозможно, особенно летом.

Региональный оператор будет теперь нам писать уведомление, что рядом с контейнером обнаружена свалка. Она измеряется 2-3 кубометрами. И мы будем заключать договоры и таким вот образом осуществлять вывоз мусора. Систему вывоза и утилизация отходов федеральный законодатель поменял, не все предусмотрел, поэтому и появились такие нерешенные общие вопросы. Появляются они не только в Краснодаре. Ряд случаев есть, когда уже и глав муниципальных образований прокуратура привлекает к ответственности. Поэтому разобрались и внесли соответствующе коррективы. Жалко, что нам из бюджета города теперь придется платить. А это десятки миллионов рублей.

Конечно, конкретная сумма будет итоговой по завершению работ, по итогам года. Приблизительно по оценке специалистов у нас скопилось 200 тысяч кубометров мусора.

Мы проводим на ближайшей сессии городской Думы сумму в 50 млн. Но это первая цифра. Она может быть больше. А ведь за 50 млн. можно было сквер сделать благоустроить или порядка 10 хороших детских спортивных площадок.

О работе праздничных ярмарок и мероприятиях в преддверии Нового года

Со второй половины декабря открываем новогодние ярмарки и представления. Более того, поручил управлению торговли расширить сельхозярмарки выходного дня, чтобы все могли максимально закупиться продуктами именно кубанских производителей. Ассортимент ярмарок пополнят, и они будут работать почти до новогодних праздников. В городе уже скоро начнут работу елочные базары.

По традиции основные праздничные мероприятия пройдут на Театральной площади. Сейчас идет организация Рождественской выставки-ярмарки, которую впервые в нашем городе организовываем при участии Минпромторга РФ. Подписали с ним соглашение, будет интересная продукция.

На «Новогоднюю фантазию» в «Премьере» раздали детям около 17 тыс. билетов. Рассчитываю, что праздник пройдет насыщенно, интересно и, самое главное – с хорошим настроением.

Постараемся максимально отработать со всеми ресурсоснабжающими компаниями, чтобы у нас не было серьезных аварий и сбоев в системе ЖКХ.