Поиск по сайту

Введите запрос для поиска например, структура администрации
Закрыть
Главные новости

Пресс-брифинг главы Краснодара Евгения Первышова: стенограмма основных тем

9 июля 2021

В пятницу, 9 июля, глава краевого центра Евгений Первышов провел традиционную встречу с журналистами федеральных, региональных и городских средств массовой информации.

Мероприятие было организовано с соблюдением санитарных требований Роспотребнадзора.

Посмотреть трансляцию можно было в официальных соцсетях администрации города:

В официальных соцсетях телекомпании «Краснодар»:

Далее размещаем стенограмму основных тем пресс-брифинга.


О темпах строительства трамвайной линии по ул. Московской

Работы идут по графику, никаких отставаний нет. Объект посещаю регулярно, там идет строительство двух подземных переходов. Сейчас ждем поставку рельсов и шпал, которые необходимы для укладки трамвайного полотна. Постепенно накапливаем материал, чтобы выходить на строймонтаж трамвайной линии.

Есть определенные вопросы, связанные с размещением тяговой подстанции, которая должна обеспечивать электроэнергией будущую трамвайную линию. Проект прошел государственную экспертизу. Мы получили по тяговой подстанции положительное заключение государственных экспертов.

Этот питающий центр планируем разместить на муниципальной территории. Это муниципальная парковка, которая находится возле предприятия «Каскад». Руководство «Каскада» высказывает определенные опасения, может ли подстанция повлиять на деятельность предприятия? Мы и государственные эксперты считаем, что нет. Тем не менее, мы находимся в диалоге. Есть предложение чуть-чуть изменить геометрию, сдвинуть питающий центр. Сейчас эксперты прорабатывают этот вопрос. Если это будет одобрено экспертами — мы, безусловно, пойдем навстречу предприятию. Если нет — вопросы будут исчерпаны и мы приступим к строительству на том месте, которое запланировано.


О реализации проекта «Семь улиц»

Давайте не подчеркивать значение исключительно главного архитектора Краснодара Натальи Машталир в реализации этого проекта. Это общегородской проект. Справедливо отмечается, что есть у него и сторонники, и противники.

Мы помним историю развития Краснодара, когда такие же волнения и опасения высказывала реализация проекта по созданию пешеходной ул. Красной в выходные дни. Были и противники, и сторонники. По прошествии длительного времени ул. Красная живет своей жизнью: красивая и обустроенная. Конечно же, огромные плюсы получил бизнес, который расположен по ней.

Вообще история развития центральной части города отдельная. Она у нас вписывается в проект развития исторического поселения. Именно к этой территории на сегодняшний день относится в том числе ул. Комсомольская и ряд других улиц, которые предполагают включение в проект «Семь улиц». Это всё-таки создание пешего каркаса — интересного направления в части придания Краснодару исторического значения.

Поэтому мы этот проект на сегодняшний день сопровождаем. Работаем с населением, с бизнесом. Я считаю, что его можно продолжать дальше реализовывать с учётом дополнений, который вместе с жителями обсуждались.

По ул. Комсомольской — это создание небольшого исторического квартала, реконструкция Дома купца Лихацкого. Такой единый комплекс мероприятий за 1–2 года тяжело будет реализовать, потому что он требует серьезной научной работы. Многие заключения мы должны будем согласовывать и получать в региональном управлении государственной охраны объектов культурного наследия.

Привлечены архитекторы ведущие, которые нам помогают в разработке и реализации этого проекта. И, конечно, экономическая составляющая тоже играет достаточно серьезную роль. Тем не менее, мы на сегодняшний день видим в этом проекте интересные перспективы.

Я думаю, в ближайшее время будем получать больше сторонников, чем противников по данному направлению. Безусловно, окончательное решение в итоге будут принимать краснодарцы. Будем прислушиваться уже к общему мнению жителей города.


О проблеме стихийных парковок и переполненности улиц автотранспортными средствами

Действительно, сегодня автомобилисты паркуются и на выделенных полосах, и на территориях, где парковка запрещена, в том числе, на велодорожках. Пока еще недостаточно развита культура в этой части. Это одна проблема. А другая в том, что на территории города еще не работает система эвакуации автомобилей. Она сейчас разрабатывается министерством транспорта Краснодарского края. Все полномочия находятся у этого ведомства. Сейчас идет работа по созданию единого оператора, единой системы эвакуации автотранспортных средств, которые нарушают правила парковки. Не только в Краснодаре, но и в других муниципальных образованиях края. Данная работа вскоре будет завершена. В город вернутся эвакуаторы. Станет, скажем так, «почище» на улицах.

Со своей стороны, Краснодар идет по пути развития платных муниципальных парковок. Это должно нам помочь снизить количество автомобилей, которые въезжают в центральную часть города и паркуются под запрещающие знаки и на выделенных полосах.

Также, конечно, мы предусматриваем строительство перехватывающих муниципальных парковок на въезде в Краснодар. Потому что достаточно большое количество автотранспортных средств, порядка 150 тысяч автомобилей, въезжает в город каждое утро и вечером выезжает из него.

И еще одно направление для решения проблемы стихийных парковок — развитие системы общественного транспорта. Это мировой опыт. Все крупные города сталкивались с такой проблемой. И вот эти три направления, при их активном развитии, помогают достигать хорошего результата.


О берегоукреплении и создании единой набережной

Проект амбициозный, интересный. На сегодняшний день мы получили все необходимые финансовые ресурсы для его реализации. Идет последняя стадия согласования проектной конкурсной документации. Думаю, в течение максимум месяца вы увидите на портале закупок этот лот по подбору подрядной организации, которая начнет реализацию данного проекта.

Источник финансирования определен на весь период 100% строительно-монтажных работ по берегоукреплению. Как только будет подобран подрядчик, мы приступим к первой стадии реализации проекта. Он разбит на 13 этапов для удобства выполнения работ. Параллельно мы имеем уже полностью выполненный проект межевания этой территории. В общей сложности проект благоустройства будет затрагивать порядка 33 гектара территории от Рождественского парка до Тургеневского моста. И мы уже начнем поэтапно заниматься проектированием благоустройства, согласовывая все этапы с жителями города, вынося этот проект на общественные обсуждения. Этому проекту быть, он нужен Краснодару. Не вижу никаких сомнений и опасений, что мы его не реализуем.


О возможности продолжения программы обновления общественного транспорта

Сейчас проходят рабочие совещания в администрации Краснодарского края. Рассматриваем несколько вариантов, касающихся возможности продолжения программы по обновлению пассажирского транспорта. В том числе, трамвайного парка. Обсуждаем и троллейбусы, и закупку автобусов большой вместимости.

Программа по модернизации всеми признана успешной, жители получили новую качественную технику, которая работает на линиях трамвайно-троллейбусного управления. Поэтому мы вышли с инициативой о продолжении программы, она поддерживается. Цели обозначены, поддержка есть, сейчас определяется порядок.

Будет ли это государственная программа или программа по обновлению пассажирского транспорта через поддержку федерального бюджета? Возможно, это будет концессионное соглашение.

В большей степени все-таки склоняемся, видим лучший экономический эффект, если это будет государственная программа Краснодарского края.


О соблюдении градостроительных норм

Генеральный план принят. Это серьёзный градостроительный документ, по сути, это конституция развития Краснодара. В рамках разработанного Генерального плана мы провели анализ всех проектов планировок, которые ранее были утверждены непосредственно муниципалитетом. С учётом того, что по Генеральному плану уже действуют новые нормативы, большое количество проектов планировок отменены.

Сейчас идет работа по утверждению Правил землепользования и застройки. Это дополнение, которое мы обязаны разработать в рамках Градостроительного кодекса. Этот документ должен дополнить Генеральный план. То есть точечно расписать, применительно к кадастровым территориям, определить параметры градостроительного зонирования, строительства, вплоть до этажности и наличия социальных объектов.

Там, где на сегодняшний день есть вопросы, связанные с недостачей социальных объектов — школ, детских дошкольных учреждений, поликлиник и иных социальных объектов, эта проектная документация перерабатывается.

Найдены пути решения. В краткосрочной перспективе на тех территориях начнёт строиться большое количество социальных объектов, о которых спрашивали. Уже найдены источники финансирования.


О строительстве школы по ул. им. Григория Пономаренко, 39

Я по этому вопросу выступал с видеообращением к жителям, которые проживают на территории улиц Петра Метальникова и Григория Пономаренко.

Действительно, там частный земельный участок, по Генеральному плану там должен располагаться социальный объект — общеобразовательная школа.

Порядок, который предусмотрен действующим законодательством, предполагает либо добровольное отчуждение этих земельный участков в пользу муниципалитета, либо путь судебного разбирательства.

Первый судебный процесс прошел. Уже есть результативная часть. Чтобы мы могли получить участок по ул. им. Григория Пономаренко под строительство образовательной школы, администрацию обязывают предоставить компенсационный земельный участок.

Пока вынесено это решение. Нужно время, чтобы оно вступило в законную силу. Если не будет иных препятствий для выполнения решения суда, мы эту работу проведем. И сразу приступим к проектированию образовательной школы на этом земельном участке.

Потому что он единственный, где можно решить вопрос со строительством средней образовательной школы.


О строительстве Яблоновского моста, планах по строительству мостов на Елизаветинское направление и через аул Козет

Вы видели, насколько достаточно тяжело давался проект строительства нового Яблоновского моста. Дело не в самом проекте, а в высокой цене.

Безусловно, при поддержке федерального центра объект реализуется, и мы видим, что он — в высокой степени готовности. Уверен, никаких сбоев не будет, и мы увидим его в скором времени построенным и введённым в эксплуатацию.

Те документы, которые у нас разработаны и утверждены, будут подаваться в вышестоящие органы, чтобы мы могли претендовать на получение государственной поддержки. Не зря разрабатывается проектная документация, документы территориального планирования. Все это в дальнейшем дает возможность финансирования из федерального бюджета.

Помимо этого, еще один проект, который в большей степени, наверное, интересует краснодарцев — жителей микрорайона Гидростроителей. Это Южный скоростной периметр. Это также строительство моста через Большой остров с выходом через Гидрострой на ул. Воронежскую. Это еще одна возможность создания новой транспортной артерии. Мы этим вопросом активно занимаемся.


О планах по строительству новых трамвайных линий и возможности привлечения частных инвестиций

Еще несколько лет назад многие с большим сомнением относились к проекту строительства трамвайной линии по ул. Московской. Скептиков было, наверное, больше, чем тех, кто верил, что это возможно. Тем более, тогда еще была большая проблема — ул. Московская, автодорога по ней находилась в частной собственности. Мы проделали долгий путь судебных разбирательств, забрали земельные участки в муниципальную собственность. И теперь этот проект — более чем реальный. У меня нет никаких сомнений, что в обозначенные сроки трамвайная линия будет введена в эксплуатацию и будет служить краснодарцам.

Поэтому считаю, что проекты по прокладке трамвайных путей в микрорайон Гидростроителей и Восточно-Кругликовский микрорайон — абсолютно реальные. Рассчитываю, что до конца этого года мы найдем источники финансирования на проектирование сразу двух трамвайных линий.

И уже в последующем, ничего страшного не случится, если мы придем к выводу, что возможно заключить государственно-частное партнерство для ускорения этих процессов. Если найдем в этом экономическую целесообразность — я только буду «за» такой путь реализации проектов.

Мы этот вариант рассматриваем как приоритетный. Потому что одномоментно найти финансовые резервы в муниципалитете и в администрации края на такие масштабные проекты непросто. А решать вопросы развития сети общественного электротранспорта нужно сегодня.

Пожалуй, самый быстрый путь — привлечь частные денежные средства, запустить концессионное соглашение. И в последующем длительный период, возможно, 10–15 лет, эти денежные средства выплачивать.

Может быть, мы придем к такому решению. Но сначала надо выполнить разработку проектов по Гидрострою и Восточно-Кругликовскому микрорайону. А дальше в планах транспортной стратегии — и в район Баскет-Холла пустить трамвайную линию. Казалось бы, это такая далекая перспектива. Но закладывать ее в документы территориального планирования мы должны уже сейчас.


О проблеме предоставления земельных участков для многодетных семей

Что касается земельных участков, действительно, земельный банк в Краснодаре исчерпан от слова «совсем». Поэтому мы обращались на вышестоящий уровень и в краевое законодательство уже внесены изменения. Они позволяют многодетным семьям, которые стоят на очереди в Краснодаре, обращаться за получением участков в другие муниципальные образования. Такие случаи есть. Пока единичные. Думаю, в ближайшей перспективе их станет больше. К сожалению, есть такая проблема в Краснодаре — земельный фонд не увеличивается, земли нам не добавляют.

Что касается лично меня как многодетного отца — пока на очередь за получением земельного участка не становился. Вижу, насколько эта очередь большая. С моей стороны, наверное, это было бы не совсем корректно.


О судьбе Всесвятского кладбища

Мы выделяем финансирование на санитарную уборку этой территории. Это знаковое для Краснодара место. При этом это объект культурного наследия регионального значения. По сути, памятник, к которому надо относиться соответствующим образом.

По действующему законодательству на нас возложен ряд ограничений по проведению там тех или иных работ. Напомню, что в свое время даже был разработан проект реконструкции Всесвятского кладбища, который получил положительное заключение краевого управления по охране объектов культурного наследия. И у нас было желание и готовность приступить к реализации этого проекта.

Но, еще раз обсудив его с экспертами, общественностью, мы пришли к выводу, что проект, по большому счету, имел, скорее, «европейский» склад. Он не был бы принят жителями города, если бы мы начали реализовывать его именно в той концепции, которая была предложена.

Сегодня мы этот проект перерабатываем. И дальше будем его реализовывать. Уверен, что найдем правильное решение, и эта территория будет сохранена, станет еще одной достопримечательностью Краснодара.

Здесь мы связаны из-за времени. Как и говорил, по центральной части города очень много времени уходит на согласования с федеральными и краевыми ведомствами. Есть ограничения из-за того, что объекты являются памятниками культурного наследия.


О росте стоимости жилья на территории Краснодара

Рост цен на жилье обусловлен главным фактором — ростом цен на строительные материалы, причём действительно многократным. Основной элемент любой стройки, а сегодня монолитное строительство, это, конечно же, металл, арматура — цены подскочили в разы. Дальше по нарастающей пошел рост цен на другие строительные материалы.

Я плохо отношусь к такому росту цен на жильё. Хотя действует и льготная ипотека и так далее, люди уже в меньшем количестве могут претендовать на улучшение жилищных условий. Думаю, что в этой части будут дополнительно разработаны какие-то меры государственной поддержки, потому что всё-таки это должна быть государственная политика, нацеленная на возможность каждой семьи иметь своё жильё и возможность улучшить свои жилищные условия.

Хотя сопутствующих направлений очень много. Помимо льготной ипотеки, существует материнский капитал. Но всё равно это резкий скачок в стоимости. Давайте вспомним: в прошлом году мы имели порядка 65 тысяч за квадратный метр. Сегодня под 100. Это очень много.

Вмешаться в эту ситуацию муниципалитет не может никаким образом. Государство не может остановить рост цен на металлопродукцию, город — тем более.

Наверное, увидим какой-то спад по линии миграции, но потом все быстро восстановится. Потому что цены на жилье возросли и в других регионах. Только у них цена в сто тысяч рублей за квадрат была ещё в прошлом году.


О строительстве школ

Откроем школу 1 сентября в микрорайоне Молодежном, в микрорайоне Гидростроителей — корпус, завершаем строительство и 1 сентября откроем. В Юбилейном микрорайоне — корпус, который мы пристраиваем для начальных классов. На Изобильной школу откроем однозначно, 1 сентября она примет учеников.

Что касается школы в ЖК «Сосновый бор» в Новознаменском, я говорил о том, что она будет достроена в этом году. Но по срокам начала учебного процесса мы посмотрим. Пока идём в графике, но потребуется ещё школьное оборудование, парты, получение лицензии и следующий этап — начало учебного процесса. Мы торопимся, находимся в постоянном контакте с подрядчиком. Школа нам очень необходима и она помогла бы в решении социальных вопросов, которые там существуют.

Параллельно в ЖК «Родные просторы» идет строительство школы на 1550 мест. Планируемый срок завершения — 2023 год. Если удастся, то 3 и 4 четверть там бы уже учились дети. Мы бы снизили нагрузку на детей, педагогов и убрали бы с тех маршрутов школьные автобусы.

Помимо этого, в следующем году будет введена в эксплуатацию школа на 1875 мест — самая большая в районе Западного Обхода. Строительная готовность — очень высокая. Идем кратно с опережением графика. Но бюджетное финансирование таким образом расписано, что основные денежные средства и наши обязательства относятся к следующему году. В следующем году рассчитываемся, и 1 сентября школа уже заработает.

Школ строится много, и в ближайшее время вы увидите старт строительства ещё ряда социальных объектов по самым сложным территориям, которые требуют активного строительства как школьных, так и дошкольных образовательных учреждений.


Об использовании облигационных займов и состоянии бюджета

Что касается облигационных займов — продолжим эту практику, мы увидели в этом хорошее решение. Это позволило нам расконсервировать и начать реконструкцию очень важных транспортных артерий. Тем более, что все денежные средства, которые привлекаются по облигационному займу, по нашему решению и решению депутатов городской Думы сразу же попадают в дорожный фонд.

Вопросов по дорогам в Краснодаре очень много. Это действительно факт, и эту проблему нужно решать. Нам доводятся средства по нацпроекту «Безопасные качественные дороги», почти по 75 км ежегодно делаем.

Поступает поддержка и со стороны администрации Краснодарского края. Но для скорейшего решения транспортных проблем нужны и иные источники финансирования. Сегодня мы видим качественные улучшения. Сейчас работы идут по ул. Черкасской, ул. им. 40-летия Победы, к ул. Автомобильной в ближайшее время собираемся приступить, Почтовому тракту. Все не буду перечислять. По завершению ул. Черкасской и ул. им. 40-летия Победы сразу надо приступать к решению вопроса по ул. Домбайской.

Ни нацпроект «БКД», ни финансирование из краевого бюджета не позволяют нам выделить туда денежные средства. Поэтому уже поставил задачу своим структурным подразделениям, чтобы мы готовились к размещению именно облигационных займов. Сегодня этот институт очень привлекателен. В части даже тех процентных ставок, которые мы получаем. Они даже немного ниже, чем мы кредитуемся в наших коммерческих банках.

Нагрузка на бюджет по кредитным организациям снижена. Недавно мы план немного по доходам перевыполнили, и для того, чтобы не платить за кредитные деньги проценты, мы погасили досрочно где-то миллиард рублей, к концу года мы планируем его опять привлечь. С учетом того, что несколько месяцев мы этими деньгами не будем пользоваться — несколько десятков миллионов для бюджета сэкономим.

Что касается бюджета — мы находимся сегодня в хорошей динамике. Экономическая ситуация стабильна. Предприятия работают успешно, это -большая заслуга бизнес-сообщества — малого, среднего, крупного бизнеса города. Исключительно их заслуга, потому что в короткий промежуток времени мы вышли из кризисного пандемийного года. По итогам 6 месяцев план бюджета мы выполнили на 52% с перевыполнением намеченных планов-графиков. Тот сбалансированный бюджет, который мы приняли, привлекать денежные средства кредитных организаций — это абсолютно нормальная история.

На сегодняшний день по дорогам, по строительству новых дорог и расширению существующих — примерно на 17 млрд рублей уже проектов готовых. Понятно, что сразу привлечь такой объем финансирования нельзя. Мы и не найдем такое количество строительных организаций, которые одномоментно смогут выйти и выполнить все работы. Поэтому такими вот небольшими траншами где-то до 1,5 млрд рублей мы будем эти денежные средства, ежегодно, думаю, привлекать и направлять на улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры.


О реконструкции объектов культурного наследия

Дом купца Лихацкого и иные объекты находятся в муниципальной собственности. Перечень доступен и известен. По ним ведётся проектирование. Опять же, с учётом того, что это объекты культурного наследия, к ним — особый подход. Только организации, обладающие лицензией от Министерства культуры, могут соответствующие работы проводить. Поэтому и срок разработки этих проектов достаточно длительный.

Мы находимся в плане-графике, установленном конкурсной документацией. По завершению проектных работ мы приступим к реконструкции этих объектов. А дальше эти объекты будут иметь только общественное назначение. Где-то будут художественные центры расположены, где-то лектории. Безусловно, они будут открыты для широкой общественности, для всех краснодарцев.

Кто именно будет реконструировать — мы можем определить только тогда, когда у нас будет уже проект на руках. Потом уже — следующий контракт и подбор подрядной организации.


О возможности введения дополнительных ограничительных мер из-за коронавирусной инфекции

Любые ограничения у нас вводят Роспотребнадзор и оперативный штаб. Сегодня, буквально в 11.00 часов, намечено заседание штаба под председательством губернатора Краснодарского края. Будет оцениваться эпидемиологическая обстановка, уже принятые меры, их эффективность и другие сопутствующие вопросы.

В Краснодаре достаточно активно идет прививочная кампания. По состоянию на вчерашний день вакцинировались уже почти 200 тысяч жителей города. Я всем очень благодарен за гражданскую позицию, за то, что берегут свое здоровье и здоровье окружающих. Порядка 40% сотрудников администрации тоже сделали прививки.

По мере поступления компонентов в медицинские учреждения прививочная кампания продолжается. Записавшихся на вакцинацию — достаточно много.


О проектах развития, которые необходимы для города

Сразу скажу, это, прежде всего, инфраструктурные проекты. Речь идет о 20-м фекальном коллекторе. Он крайне нам нужен. На прошлый год мы его стоимость оценивали с Росводоканалом — порядка 12 миллиардов рублей.

Это продолжение модернизации сети всех ливневых коммуникаций. Важнейшее направление, также требующее привлечение миллиардных денежных вложений. Но если говорить, допустим, о 20-м фекальном коллекторе, то его можно реализовать в рамках государственно-частного партнерства, развития инвестиционной программы Водоканала, включая в тариф и растягивая эти обязательства на долгое время, то система ливневых коммуникаций, строительство локальных очистных сооружений — это исключительно зона ответственности муниципалитета. И здесь без прямых государственных форм поддержки сам муниципалитет эту ситуацию не решит. Огромные финансовые нужны ресурсы.

Ну и, конечно, социальный блок, который хотя и имеет положительную динамику, вы сами видите, что мы за последние пять лет построили и строим столько школ и детских садов, сколько за последние 15 лет не строилось.

В любом случае, мы понимаем, что этого недостаточно. Ищем иные возможности. Потому что цель, которую перед нами ставят жители и губернатор края — мы должны в течение двух-трех лет существенно, кратно снизить ту нагрузку, которая на сегодняшний день существует. Эта задача нам по силам, и, я уверен, мы с ней справимся.


О реконструкции кинотеатра «Аврора»

По кинотеатру «Аврора», как вы знаете, заключено концессионное соглашение, идет завершающая стадия согласования этого проекта, прохождение необходимых экспертиз. Это памятник культурного наследия и требует соответствующих заключений. Пока нет никаких сомнений, что этот проект будет в городе инвестором реализован. Пока мы находимся в графике.


О площадках для выгула домашних животных

Зачастую в застроенных территориях мы не имеем земельного участка для того, чтобы построить какой-то социальный объект — например, детское дошкольное учреждение. Тем более сложно говорить об определении границ для выгула собак.

На перспективу — на новых территориях, которые планируются к развитию, застройке и созданию жилых комплексов, там уже закладываем. В Правилах землепользования и застройки прописаны обязательства — помимо детских спортивных площадок иметь соответствующие территории для выгула домашних животных.


О возможности строительства в Краснодаре казачьей школы

Новые классы будем создавать точно. А что касается решения по созданию именно школы — будем советоваться с краевым Министерством образования, нашим городским департаментом.

Если будет такая потребность, запросы от родителей, педагогов — конечно, такие проекты будем реализовывать.


О главных достижениях за время работы на посту главы города

Еще рано подводить итоги. Можно говорить о множестве проектов, которые уже реализованы или еще реализуются. Перечислять дороги, школы, парки и скверы.

Наверное, важное достижение — мы смогли за эти пять лет поменять формат взаимоотношений власти и жителей Краснодара. Это главное. На сегодняшний день ни одно решение не принимается без мнения жителей той или иной территории.

Мы создали очень много открытых институтов, всевозможных площадок при департаментах и управлениях. В них принимают участие общественные деятели, лидеры территориальных центров. Мы показали, как должна работать администрация, в каком открытом режиме и диалоге. И хотелось бы верить, что мы вернули доверие краснодарцев к деятельности и тому курсу, который проводит администрация города. Это — одно из важнейших достижений.


О сохранении и развитии зеленого каркаса на территории Краснодара

При Центре озеленения и экологии мы сегодня создали общественный совет по озеленению, куда привлекаем специалистов. Ведем обследование планируемых к обрезке зеленых насаждений. Ведем работу с ресурсоснабжающими организациями, проводим обучающие семинары, в том числе, и общественный совет этим занимается. Рассчитываем, что эта совместная работа будет продолжена.

Действительно, не хватает возможностей за всеми следить и контролировать, а при помощи общественного совета, рассчитываю, что путём обучающих семинаров мы научим подрядные организации качественно выполнять те работы, к которым их привлекают.

Что касается зеленых насаждений, слова благодарности краснодарцам за активную позицию в части реализации проекта, который в городе ежегодно проходит — «Краснодар — 10 000 деревьев». В прошлом году больше 20 тысяч деревьев посадили, мы свой зеленый фонд восстанавливаем.

У нас в процессе реализации — программа по инвентаризации зеленых насаждений, будем её финансировать из муниципального бюджета. Это тоже один из приоритетов, на который мы обращаем внимание.

И водно-зеленый каркас — большой стратегический план, который разрабатывается и будет, я уверен, реализован. Потому что мы сегодня нацелены и всё делаем, чтобы эти мероприятия выполнить и создать комфортные условия проживания в Краснодаре.


О расторжении контрактов с недобросовестными частными перевозчиками

У частных перевозчиков подвижной состав составляет чуть больше 900 единиц транспортных средств. Из них только 15% оборудованы кондиционерами. Поэтому, думаю, им тоже надо дать время на проведение модернизации.

Потому что разорвать контракт, конечно, можно. Но кто тогда завтра выйдет на линию? Если бы у муниципалитета была возможность в течение года-двух выполнить те планы, которые мы наметили по модернизации своего общественного транспорта — тогда мы бы заместили маршрут своей техникой.

Когда-нибудь это произойдет. Тот план развития, который намечен трамвайно-троллейбусным управлением, и темпы, которые мы сегодня набираем, это позволят.

При их выполнении мы большую часть маршрутов заместим муниципальным транспортом. И те коммерческие предприятия, которые к тому времени найдут возможность провести модернизацию своего подвижного состава, останутся работать на линиях. А те, кто не выживет в живой конкуренции, должны будут уйти с рынка пассажирских перевозок.

Работа в любом случае ведется. Все предписания, которые в наших полномочиях, в отношении частных перевозчиков мы выдаем регулярно. Работаем в тесном контакте с общественностью. Есть открытая площадка — это общественный Совет при департаменте транспорта и дорожного хозяйства. Все вопросы там обсуждаются. И вместе с жителями мы ищем пути решения.


О прививочной кампании среди сотрудников администрации города и критике омбудсмена Москальковой

Омбудсмен разделила свой тезис на две части. Добавив, что, если есть категории работников, которые не имеют медицинских ограничений против вакцинации, по своим служебным обязанностям находятся в группе наибольшего контакта с населением, могут сами заболеть, заразить коллектив и, несмотря на это, не хотят вакцинироваться — тогда им нужно помочь найти другое место работы. Если все ее выступление просмотреть на эту тему, было сказано именно так.

Когда я вакцинировался, меня осматривали медицинские работники, смотрели медкарту — нет ли каких-то ограничений для вакцинации.

Мы находимся в постоянном тесном контакте как со своими коллегами в стенах администрации, так и с жителями города Краснодара. Заболеть коронавирусной инфекцией, поставить под удар своих коллег, с которыми находишься рядом, а еще, не дай Бог, стать переносчиком для жителей, которые пришли на прием — я считаю, это недопустимо. Конечно, если нет серьезных противопоказаний, то прививка должна быть сделана сотрудникам. Порядка 40% сотрудников уже привились. И мы будем дальше проводить прививочную кампанию.


О современном искусстве на улицах Краснодара

Давайте начнем с того, что первые арт-объекты появились не так давно на территории зеленых зон города. И сначала тоже было легкое недоумение и по отношению к «Столпам», и дракону железному в Чистяковской Роще, «Точке» в сквере 80-летия образования Краснодарского края. Но сегодня, по прошествии времени, мы к этим объектам не то, что привыкли, они уже начали вызывать симпатию. Взять Вишняковский сквер — уже на свадьбах к арт-объекту приезжают фотографироваться, он стал достопримечательностью.

Понятно, что искусство не всегда вызывает однозначную реакцию и одобрение. Мы проходили известных мировых художников-авангардистов в своё время, когда их искусство не принималось, а по прошествии какого-то времени сегодня их шедевры стоят миллионы долларов.

Художественный совет по «Тороидам» проводился. Арт-объект был одобрен сообществом скульпторов в части возможности их установки на Кубанской Набережной. Я тогда тоже поставил этот вопрос под сомнение и предложил обозначить это как выставку современного искусства под открытым небом.

Выставки бывают удачные и неудачные. В этом случае большинство жителей Краснодара всё-таки признали, что эти фигуры не вписываются в среду и атмосферу улицы, что вызвало негативное отношение.

Выставку закрыли. Если есть у жителей или владельцев этих скульптур желание установить объект в другом месте — постараемся обсудить место размещения. Противопоказаний, что их не будет и надо спрятать за забор, у меня нет.
Мы поддерживаем достаточно активно городские рисунки и ребят, которые занимаются нанесением граффити на здания. У нас работает в этой части и управление по делам молодежи. Вместе с собственниками объектов находим подходящую стену, вместе с жителями предлагаем те или иные эскизные проекты. Когда находим решение, вы видите, как появляются новые граффити. Это же тоже искусство. И тоже у кого-то вызывает споры, сомнения или одобрение.

Краснодар же современный город. Давайте не отнимать у него этот статус.


О завершении рисунка на стене Муниципального концертного зала

По поводу рисунка от итальянского художника: он абсолютно не отказывается завершить свою работу. Несколько вариантов, которые я обсуждал: один из главных, когда стала понятна ситуация с пандемией, что это не на один год и что в 2020 году он однозначно не приедет закончить эту работу. И в этом году действуют определенные ограничения. Мы находимся в переписке, он подтверждает своё желание приехать и завершить эту работу.

Напомню, что инициатива подбора именно этого художника была со стороны краснодарских художников. Я предложил ребятам недавно завершить эту работу. Но тогда мы не получим именно того результата, который граффитисты хотят. Тогда сам Луиджи Мураторе не присвоит работе своего авторства. И эта работа не войдет в его каталог, который будет тиражироваться во всем мире.

Более того, мне сказали, что этот опыт обмена художниками, наше культурное сотрудничество с Италией получило такое интересное развитие, что итальянская фирма, которая выпускает баллончики с краской для граффитистов, разработала новый цвет на основании того, что Луиджи был в Краснодаре и присвоила ему название «Краснодар».

Поэтому, конечно, мы очень ждем, чтобы он приехал и завершил работу. Хотя, может, на сегодняшний день мы к ней уже привыкли — такой незавершенный образ. Но я нацелен на то, чтобы ее завершить.


О готовности Краснодара помочь пострадавшим при наводнении в крае

У нас самостоятельно волонтёры принимают в этом участие. Именно запроса на целевую поддержку не было, поэтому такие бригады специальные — строительные, МЧСовские, муниципальные мы не направляли.

Я знаю, что волонтёры в добровольном порядке принимают в этом участие.


О возможностях восстановления работы Пашковского хлебозавода

Как и обещал, я этим вопросом активно занимаюсь. Уже предложили ряд решений собственнику этого предприятия. Наша главная цель — чтобы завод продолжил работать. Более того, чтобы он работал на полную мощность.

Сейчас идет работа именно с владельцем этого предприятия. Считаю, что мы ему предложили неплохой вариант решения. Но сегодня многое зависит от собственника. И завод, и земля находятся в частной собственности, и нарушать закон, конечно, никто не будет. Могу лишь сказать, что решение, которое предложила мэрия — пока его озвучивать не буду — объективно очень хорошее. Это помогло бы восстановить деятельность предприятия, чтобы оно продолжило работать.