Поиск по сайту

Введите запрос для поиска например, структура администрации
Закрыть
Главные новости

Пресс-брифинг главы Краснодара Евгения Первышова: стенограмма основных тем

7 апреля 2021

В среду, 7 апреля, глава Краснодара провел традиционную встречу с журналистами федеральных, региональных и городских средств массовой информации. Всего в пресс-брифинге участвовали представители более 20 СМИ.

Прямую трансляцию брифинга можно было посмотреть в соцсетях администрации города и телекомпании «Краснодар». Мероприятие проходило с соблюдением всех санитарных требований Роспотребнадзора.

Посмотреть трансляцию можно было в официальных соцсетях администрации города:

В официальных соцсетях телекомпании «Краснодар»:

Далее размещаем стенограмму основных тем пресс-брифинга.

Об обучении в Сколково

Я уже отмечал большой вклад в преобразование команды, которая проходит обучение в Сколково. Потому что это обучение прохожу не только я. Участниками этого процесса являются 100 муниципалитетов, активное участие от Краснодарского края принимают четыре муниципалитета. Но поговорим о Краснодаре. У нас достаточно молодая, интересная группа, которая проходит профессиональную переподготовку.

Высокого уровня педагоги, эксперты и специалисты раскрывают различные темы в части развития муниципалитета. Приводят примеры успешных городов — как российских, так и западной Европы, Азии и так далее. Даже предусмотрены выездные командировки, которые будут уже в следующих сессиях. И я уверен, что мои коллеги, которые представляют Краснодар, примут в них активное участие.

Проходят определенные промежуточные защиты — это не просто лекция, на которой читается материал, и мы его записываем. Нет. В определенные моменты — это был седьмой семинар — наш муниципалитет защищал Стратегию развития Краснодара на основании тех предложений и приобретенных дополнительных навыков, по которым мы общаемся с ведущими экспертами в центре «Сколково».

Темы являются не просто какими-то идеями. Это темы, которые в дальнейшем дают возможность получения финансовых средств для Краснодара по линии ВЭБа в части финансирования инфраструктурных и иных проектов. Которые мы будем способны реализовать.

Один из этапов — разработка концепции, ее защита. И бизнес-план, который мы предлагаем к реализации в нашем муниципалитете. Достаточно успешные курсы проходят сотрудники администрации. Вижу, что они идут на пользу.

Более того, один из проектов, обсуждаемых сегодня достаточно часто, — это проект «Семь улиц» — мы его вынесли тоже из стен Сколково.


О критике со стороны главы региона в части комплексного развития городских территорий

Давайте в целом поговорим на тему критики. Может, меня или муниципалитет критиковали за «разбазаривание» муниципальной земли? Была такая критика? Нет. Мы больше 400 га земли вернули в муниципалитет. Это больше 300 земельных участков. Около 60 земельных участков нам передали строительные компании — ни при одном мэре не передавали таким образом земельные участки.

Может, меня критиковали за то, что мы зачистили почти весь город от нестационарных торговых объектов? Поубирали их с улиц, сегодня город задышал свободно.

Сколько зелёных зон сделали — тоже критики не было по зелёным зонам, потому что они активно развиваются. Мы территории развиваем, закладываем новые парки, новые аллеи.

Есть сложный вопрос, который на поверхности, его часто обсуждают, есть критика со стороны жителей в части транспортной логистики и нагрузки. Но тоже в этой части со стороны администрации края критики нет, потому что все резервы, которые есть — и муниципальные, и краевые, и федеральные — в полном объёме реализуются в муниципалитете. То есть мы работаем в рамках тех возможностей и лимитов, которые нам доводятся. Создаём ту инфраструктуру, которую необходимо в Краснодаре развивать.

Надо развивать больше, но для этого потребуются дополнительные источники финансирования.

Мы видим, что на протяжении четырёх лет идёт серьезная «ломка» в сфере строительства. Начиная от снятия с рассмотрения Генерального плана, который ранее предлагался, до разработки нового Генерального плана. Причём принимали в нём активное участие все без исключения: и жители, и общественные организации, и депутаты, и администрация города.

Я считаю, мы правильно подобрали проектную организацию, которая ни коем образом не была связана ни с муниципалитетом, ни с регионом — ведущий питерский вуз, который подошел к работе ответственно, и мы получили на сегодняшний день качественный Генеральный план.

Да, в рамках этого происходят достаточно сложные структурные изменения. Вплоть до отмены проектов планировок, изменения нормативов, по которым раньше строили.

Я считаю, что это некое послание. Послание ко мне и к сотрудникам действующей администрации Краснодара, к сотрудникам краевой администрации, которые курируют эту отрасль и в большей степени к нашим строителям. Потому что тем канонам, которые существовали 5–10 лет назад, город не должен развиваться.

Ежегодно мы получали порцию критики со стороны моего руководителя, и, соответственно, вносили изменения. Они касались и нормативной базы, и изменений требований к освоению земельных участков.

Мы полностью ушли от точечной застройки — её уже нет. Существует комплексная застройка, но она оставляет вопросы, потому что часть проектов планировок была разработана по старым нормативам. И мы выходим на отмену.

Если говорить о последнем объезде Краснодара, проекты тоже претерпели изменения. В «Любимово» вообще половина разрешений на строительство было отменено уже с сегодняшнего дня, и по другим объектам будут внесены коррективы.

Это и послание будущему руководителю, что один из аспектов развития города — это строительная отрасль.

Я считаю, в социальном аспекте мы достаточно преуспели. На сегодняшний день за четыре года построено 12 школ, к сентябрю ещё четыре откроем. За мой пятилетний срок 16 школ будет введено в эксплуатацию.

Считаю, это хороший результат. Если кто-то сможет назвать другого руководителя, при котором за пять лет было построено 16 школ и больше 20 детских садов — назовите. Сегодня в стадии строительства ещё 9 школ и 6 садиков, большое количество земельных участков зарезервировано, по многим из них уже проектируют социальные объекты.

Мы вовлекли в эту работу и строительные организации. Они сегодня выходят на передний план в части того, что помимо федеральных, региональных и местных источников финансирования, мы получаем от них объекты, которые застройщики реализовывают на территории города.

У нас стала достаточно стабильной экономическая ситуация. Губернатор же не критикует, что мы «разбазариваем» налево и направо финансы. Вы помните прекрасно начало моей трудовой деятельности — город был в предбанкротном состоянии. Сегодня отличная финансовая ситуация.

Да, нельзя говорить, что мы покрываем абсолютно все потребности в муниципалитете. В сентябре готов представить уже полный финансовый отчет. Я считаю, что показатели в этой части отличные.


О структуре финансовой составляющей города

В 2016 г. у нас финансовая ситуация была такова, что 13,5 млрд руб. составлял бюджет Краснодара в целом, его доходная часть. 9 млрд — это были банковские кредиты, 1,5 млрд — обслуживание этих банковских кредитов, то есть это ежегодный платеж, который мы должны были платить. Почти 4 млрд руб. — это кредиторская задолженность, которая не была обеспечена лимитами вообще, то есть долги по сути превышали бюджет города Краснодара.

Сегодня мы в долговой ситуации остались на прежнем уровне — порядка 8,5 млрд руб. у нас кредитных обязательств, 3,2 млрд руб. государственных. Обеспечение своего долга уже обходится нам не в 1,5 млрд руб., а порядка в 400 млн руб. Это абсолютно приемлемые, хорошие цифры.

Мы выпустили в прошлом году муниципальные облигации, первый опыт такой. Все эти денежные средства пошли исключительно на инфраструктурные проекты. Доходная часть существенно выросла. То есть собственные доходы мы прогнозируем порядка 17,5 млрд руб., может и выше. А общий бюджет, я рассчитываю, достигнет показателей 38 млрд руб.

То есть разница ощутима за достаточно короткий промежуток времени, в этом плане благодарен финансовому блоку администрации Краснодарского края.

Потому что сами мы бы не справились. При большой их поддержке смогли провести плановую пошаговую реструктуризацию своих долговых обязательств, и сегодня, еще раз подчеркиваю, экономическая ситуация очень комфортная и дает возможность реализовывать те проекты, которые намечены в городе.

Мы повысили свой собственный рейтинг, с нами хочет работать и банковский сектор, различные коммерческие банки. В этой части есть к городу доверие.


О благоустройстве единой набережной

Этот проект состоит из двух частей. Первая часть — строительство берегоукрепления от Рождественского парка до Тургеневского моста. Она включает в себя 13 этапов. Действительно, мы уже сдали проект, защитились в экспертизе, прошли отбор. В этой части есть и поддержка губернатора Краснодарского края. Рассчитываем, что в этом году будет дан старт работ по строительству берегоукрепления, определены границы земельного участка. В целом они у нас уже закадастрированы — те, которые отойдут под территорию благоустройства.

И по самому проекту благоустройства мы сейчас определяемся, изучаем резюме различных компаний. Потому что благоустройство должно быть выполнено на самом высоком уровне и набережная должна стать настоящим украшением города. Поэтому анализируем, готовим конкурсную документацию. И, возможно, уже в этом году нам удастся отыграть конкурс на проектно-изыскательские работы по самому проекту благоустройства набережной.

Реализация всего проекта может занять от трех с половиной до четырех лет. Действительно, объем там колоссальный. Мы к этому шли длительное время. И сейчас, можно сказать, находимся на старте работ. Очень рассчитываем, что в этом году он будет.


О меняющихся требованиях регламентирующих документов

Есть еще одна история, она тоже касается строительства социальных объектов. У нас периодически меняются определенные нормативы и по САНПИНам, и по пожарной безопасности. Бывало, что уже сделали проект, надо заходить в экспертизу, а правила поменялись, и необходимо срочно вносить коррективы. По ряду проектов приходится откатываться назад и работать по новой. Это выбивает из графика, и, тем не менее, мы стараемся менять и успевать.

Что касается градостроительства, то база меняется постоянно, речь идет о плотности застройки, этажности. Сейчас в активной фазе идет разработка Правил землепользования и застройки. Генеральный план — это основа, а вся идеология будет в Правилах землепользования и застройки. Прошу принимать активное участие в обсуждении этого важного документа.

Если территория определена, допустим, под строительство многоквартирного жилого фонда, ПЗЗ будет регулировать этажность в том числе. Где можно строить 18–20 этажей, а где только шесть, а то и меньше. Как это коснулось одного из важнейших документов для развития поселения в центральной части Краснодара. Если говорить об этой территории, я тоже вижу большой прогресс. Мы вышли на проектирование для сохранения ряда объектов культурного наследия. Выделены источники финансирования. Буквально недавно мы разбирали план реализации этих проектов на аппаратном совещании. Проектные работы будут выполнены по плану-графику, и далее мы приступим к реставрационным работам.


О приоритетах развития сфер городской жизни

Мы видим Генеральный план, видим Стратегию развития Краснодара, транспортную стратегию. Наметили для себя этапы развития и пошагово их воплощаем. Стараемся делать без перекосов. Понятно, что есть острая ситуация в социалке, но мы не сваливаем все свои возможности без исключения только в решение социальных вопросов. Другие направления тоже требуют изменений. Это и комфортная городская среда, и автомобильные дороги, все другие направления развития муниципалитета.


О строительстве медицинских учреждений в Краснодаре

Вы прекрасно знаете, что уже три года назад полномочия в области здравоохранения исключены из ведения муниципалитета.

Раньше у нас были муниципальные поликлиники, мы могли заниматься выделением денежных средств на проектирование, строительство и так далее. Сегодня эти полномочия у нас исключены. Даже по Бюджетному кодексу РФ и даже при желании не можем на сегодняшний день потратить ни рубля денег. За исключением объектов незавершенного строительства, которые еще остались в муниципалитете. Это поликлиника, которую мы отсудили у военных на Гидрострое.

Сейчас мы завершаем работы, связанные с проектно-изыскательскими работами, скоро зайдем в экспертизу. В виде исключения мы можем выполнить этот проект и передать в минздрав. И они по нашему проекту могут выполнять достройку этого объекта. Минздрав может и нам довести эти лимиты, и мы можем реализовать этот объект. Готовность есть.

Все остальные земельные участки, которые у нас были свободны и предназначены под строительство медучреждений, в рамках закона мы передали на уровень минздрава. Сегодня в этой части полномочия у них. Мы готовы содействовать, оказывать всю необходимую помощь, которая от нас потребуется. Разговаривать с ресурсниками, инженерные коммуникации подводить, изыскивать дополнительную землю, заниматься работой по кабинетам врачей общей практики, если в этом есть необходимость. Вести всестороннюю работу и помощь. Мы не говорим: «Все, у нас полномочия забрали, этот вопрос нас не касается». Безусловно, касается, еще как.


О возможности круглосуточного ремонта ул. Черкасской

Договариваться о круглосуточном ремонте с жителями мы не будем. Наверное, информация была искажена. Я говорил о ночных работах — допустим, подвозе каких-то инертных материалов или материалов в целом. Это не очень сильно будет мешать отдыху горожан, которые проживают на ул. Черкасской.

Речь не идет о том, что после 22.00 по Черкасской будут работать отбойные молотки, все перерывать экскаваторы. Не об этом шла речь. Я советовал своим дорожникам посмотреть, чтобы шумные работы мы проводили в дневное время, а в ночное смотрели по логистике, подвозу необходимых инертных материалов. Это и удобнее — трафик по городу достаточно свободный.

Мы понимаем, что будет большой фронт работ с перекладкой инженерных сетей, в том числе ливневого коллектора достаточно большого диаметра.


О планах по сносу недостроя вблизи школы в Юбилейном микрорайоне

Это капитальное строение, и мы его снесем. Для этого есть определенная процедура. Сегодня нельзя просто пригнать экскаватор. Это муниципальный объект. Поэтому сейчас идет списание основных средств. Также мы разрабатываем проект на снос. Для того, чтобы ликвидировать объект капитального строительства, требуется выполнить проект и защитить его, оплатить утилизационный сбор, потому что все материалы после разрушения необходимо классифицировать по классу отходов. Но объект будет снесен, и там будет плоскостное спортивное сооружение. Мы так решили.


Об организации пересадочного пункта на месте Скобяного рынка

Мы, действительно, очистили этот пережиток прошлого — Скобяной рынок. Убрали все, что было там незаконно размещено. Я встречался на минувших выходных со всеми владельцами законных объектов. К ним никаких вопросов нет. Мы проверили все правоустанавливающие документы и сейчас находимся в стадии обсуждения. Большая часть территории принадлежит муниципалитету, но ряд капитальных объектов — достаточно большое количество — принадлежит на праве собственности физическим и юридическим лицам. Здесь нужно искать компромисс. Я думаю, что мы его найдем.

Нет речи ни о каком строительстве на этом месте торгового комплекса в его обычном понимании. Но можно организовать такой городской пересадочный пункт — по сути дела, депо, потому что очень много маршрутов общественного транспорта стекается именно в этом месте, возле Сенного рынка. И когда они на улицах Калинина, Буденного и Октябрьской стоят, то создаются пробки. Поэтому мы хотим провести такую реконструкцию, которая была бы удобна и водителям, и пассажирам, и владельцам бизнеса, который располагается на территории бывшего Скобяного рынка. Предприниматели сохранили бы эти площади, но видоизменили бы саму конструкцию этого пересадочного пункта. Все приходят к выводу, что в этом будет определенная польза для муниципалитета. Мы уберем излишний общественный транспорт, который скапливается в районе Сенного рынка — отстаивается, ждет свой график, заведем его на пересадочный пункт. И пассажирам было бы комфортно. Они бы, ожидая свой автобус, могли тут же купить какие-то товары, сесть на нужный транспорт и поехать дальше.


О сносе павильонов вблизи Краснодарского цирка

Сейчас мы ликвидируем объекты, которые были размещены незаконно. Думаю, без ларьков там будет гораздо удобнее.

В последующем вся территория цирка откроется, и хотелось бы, чтобы в ближайшей перспективе цирк был реконструирован, реставрирован и заработал в новом виде. Это совершенно другие планы, пока мы освобождаем эту территорию и создадим там нормальный остановочный комплекс.


О движении по Яблоновскому мосту

Мы ограничили движение большегрузов по Яблоновскому мосту, он находится в аварийном состоянии, мы мониторим ситуацию, раз в год делаем экспертизу его состояния. На сегодняшний день ограничили движение тяжелой техники, легковой транспорт двигается, и мост перестал подвергаться разрушению. Потребует достаточно серьезного анализа возможность нагрузки на мост пассажирского состава, возвращения туда маршрутных автобусов и строительство трамвая — пока не могу ответить на этот вопрос. Необходимо проанализировать.


Об использовании облигационных займов

Очень удачно мы разместили облигации с достаточно комфортной процентной ставкой. Мы получили «длинные» деньги, потому что сегодня, если вы обратите внимание, банки кредитуют муниципалитеты, но кредитное «плечо» очень короткое. И поэтому очень некомфортно. То есть если мы берем кредит в любом коммерческом банке, они больше года вообще не рассматривают. Потому что динамика рынка нестабильная, и если нам и занимают, то под определенный процент и сам займ — короткий. Строить в такой промежуток времени планы достаточно тяжело. Облигации в этой части — достаточно хороший финансовый механизм, мы попробовали его, сегодня все эти денежные средства направили в дорожный фонд.

В планах следующего года — у департамента финансов и нашей Стратегии — еще раз разместить муниципальные облигации.

Конечно, это одно из направлений развития дорожно-транспортной инфраструктуры, которая требует усиленного финансирования, кратного усиления. Поэтому все деньги будут направлены в дорожный фонд.


О планах баллотироваться в Государственную Думу РФ

То, что с губернатором обсуждал мое решение, все видели. Тут подтверждений никаких не требуется. Буду ещё с региональным отделением партии консультироваться по округу. Очень рассчитываю, что это будет одномандатный округ по городу Краснодару, по той территории, на которой я сегодня работаю главой муниципалитета.

Планы возникли абсолютно недавно. На прошлой нашей встрече я говорил о том, что мыслей выдвигаться у меня нет. Прошел короткий промежуток времени, произошло определенное переосмысление. Край у нас очень активно развивается, растет и краевой, и муниципальный бюджеты, все основные программы направлены на социальное развитие.

В крае много муниципалитетов, требующих внимания и решения проблем, схожих с краснодарскими. Говорить о том, что Краснодар как столица должен получить все без исключения денежные краевые средства, а другие муниципалитеты надо в этой части ограничить — это неправильно. Есть проблемы с водоснабжением у Новороссийска и Геленджика, очистные сооружения на Черноморском побережье требуют достаточно серьезной финансовой поддержки.

В этой связи я понял, что на большой политической арене губернатор является одним лоббистом от края, который добивается федерального финансирования, которое идет на развитие края и решение тех проблем, которые сами мы не потянем. Я подумал, что определенный опыт у меня есть. Я работал в Минстрое, пришел работать главой Краснодара и с самого начала при поддержке министерства строительства мы приступили к строительству школ за счёт федеральных источников финансирования. Есть желание не сидеть на месте. Нужно идти помогать руководителю региона. Площадка Государственной Думы — самая подходящая.

Она позволяет работать не в каком-то одном министерстве и локально помогать муниципалитету, а дает возможность участвовать в обсуждении и принятии решений по различным направлениям. Я скрывать не буду, мне хочется заниматься вопросами, связанными с экологией. В том числе темой, которая не решалась абсолютно никем со времен образования Краснодара.
Мы каждый день видим информацию, как неочищенные стоки попадают в ливневку и, соответственно, в Кубань. Мы загрязняем реку. Мы говорим, обращаемся, но понимаем, что ни в муниципалитете, ни в крае нет возможности выделить нам такие денежные средства одномоментно. Есть федеральные программы, необходимо этим заниматься.

Нам нужно найти федеральные или иные источники финансирования для скорейшего решения транспортных задач. У нас есть планы по строительству трамвайных линий на Гидрострой и в Восточно-Кругликовский микрорайон. Допустим, при нашем бюджете совместно с краевым мы будем строить их 10 лет, и они будут востребованы, но по-хорошему их нужно построить в течение 4–5 лет. Мы активно занимаемся, делаем проект планировок, выходим на проектирование. Эффект город получит, если мы будем реализовывать различные проекты в короткие промежутки времени. Для того, чтобы реализовывать проекты в короткие сроки, необходимо продвигать, защищать город, чтобы мы могли дальше получать иные источники финансирования, не только городские. Губернатор многое делает, но мне кажется, я должен поучаствовать в этом и оказать помощь городу и краю. Опыт есть. Должно всё получиться.


О прогнозах результатов выборов в Государственную Думу

Выборы покажут. Они будут достаточно конкурентными. Вижу большую активность на политическом поле, будет большое количество участников. Рассчитываю на поддержку краснодарцев. Для этого буду все делать, но сентябрь покажет. Будем побеждать. Дальше развивать Краснодар — это самая главная задача.


О гаражной амнистии

У нас гаражи в качестве жилья не используются. Надеюсь, и гаражная амнистия к этому не приведёт. Мы ещё не анализировали нормативную базу. Подписан закон, сейчас правовой департамент внимательно вычитывает его положения, порядок реализации. Может, потребуются какие-то изменения и в законодательстве Краснодарского края. Правовое поле возникло, но алгоритмы и порядок реализации необходимо изучить.

Давайте вернёмся к этому вопросу в течение месяца, потому что нужно внимательно посмотреть, какие объекты попадают под амнистию, какие должны быть документы, роль муниципалитета в этом процессе. Думаю, в ближайшее время мы вернёмся к обсуждению этого вопроса.


О решении баллотироваться в Государственную Думу РФ по одномандатному избирательному округу

Буду готовить пакет документов на прохождение праймериз и с руководством регионального отделения партии проводить соответствующие консультации — партийный это будет список или одномандатный. Но я склоняюсь к выборам по одномандатному избирательному округу.


О возможности сделать город лучше в качестве депутата Госдумы

Что касается моей деятельности и работы в Государственной Думе — я уже ответил на этот вопрос. Я свою работу вижу по-другому.

Привел пример. У меня был опыт работы в Министерстве строительства, ТЭК и ЖКХ. В результате, став главой муниципального образования, считаю, привлек достаточно большие финансовые ресурсы, связанные с развитием социальной сферы в Краснодаре.

Мало знать, что есть какие-то программы. Надо знать, как в них поучаствовать, правильно подготовить пакет документов, правильно пройти отбор, отстоять свою позицию.

Имея определенный федеральный опыт, поработав почти полный срок, на который я был избран и утвержден в должности главы муниципального образования, считаю, что у меня получится. Получится добиться более ощутимых результатов и в хорошем смысле заниматься лоббированием интересов муниципалитета на федеральных площадках, в федеральных министерствах.

Плюс у меня — серьезная поддержка губернатора.


О кандидатуре преемника в должности главы Краснодара

Кандидатуры преемника не знаю. Этот вопрос ближе к сентябрю или после выборной кампании будет обсуждаться.


О планах на ближайшие полгода

Планы намечены. Они находятся в стадии реализации. Вы это видите. Никакой остановки нет. Это и строительство социальных объектов, и строительство дорог, и реализация проектов по комфортной городской среде. Может быть, кажется, что проекты могут сбавить оборот в какой-то степени. Нет. Я их буду выводить на уровень включения в план-график финансирования и воплощения в жизнь. Тот же самый Народный парк, строительств парка в Молодежном микрорайоне. Готовность очень высокая. Сейчас будет рейтинговый отбор по программе «Формирование комфортной городской среды». И я рассчитываю, что люди сами активно проголосуют за то, чтобы благоустроить свои зеленые зоны. В Молодежном микрорайоне, кстати, тоже 4,5 га были возвращены в муниципальную собственность.

Все абсолютно работы, которые начались, будут продолжены, буду их контролировать вплоть до дня голосования. Наработаем большой объем проектно-сметной документации, которую в будущем надо ставить в график финансирования и реализовать, чтобы улучшать комфорт, развивать муниципалитет, поднимать его на более высокий уровень.


Об оценке эффективности своей работы на посту градоначальника

Как градоначальнику, оценку мне поставят жители, в том числе во время предстоящих выборов. Много критериев. Я вам честно скажу, мне не стыдно за свою работу. Я спокойно гуляю по Краснодару, в общественных местах не прячу глаза.


О реализации проекта «Семь улиц»

Сейчас я поставил задачу готовить конкурсную документацию, и мы в ближайшее время объявим торги, конкурс на отбор проектной организации, которая займется проектированием. То есть проект «Семь улиц» — будет. Я считаю, это классное решение. Сама реализация будет уже в последующие периоды проходить. Но все проекты, которые я начинал здесь, буду контролировать, будучи депутатом Государственной Думы. Буду к ним возвращаться, я их не оставлю ни в коем случае. Потому что я в них вижу только плюсы для нашего города.


О возможности назначения на пост главы города Почётного гражданина Сергея Галицкого

Сергей Николаевич — вне политики. Он бизнесмен, Почётный гражданин Краснодара, меценат, много делающий для города. Я думаю, что Сергей Николаевич неоднократно уже ставил в этом вопросе точку. Что ни о какой политической карьере мыслей у него нет. К этому вопросу можно не возвращаться, если уже об этом не раз было сказано.

По моему личному мнению, если человек не хочет, то, как говорится, — «насильно мил не будешь». Он и так много делает для развития города, мы видим его огромную любовь к Краснодару. Его проекты отлично «вписываются», потому что он создает качественную городскую среду, поднимает качество жизни на новый уровень.

У нас в городе очень много позитивных людей, которые стараются для Краснодара. Я всегда привожу такой пример: бабушка, которая едет на рынок, покупает рассаду и высаживает цветы возле своего подъезда, создает комфорт другим жителям — это тот же почётный житель, тот же Сергей Николаевич. Только она может это делать лишь в рамках своего бюджета.

Есть люди более обеспеченные. Средний класс тоже принимает активное участие. Есть хорошие примеры: небольшие участки по улице Бородинской застройщики сделали, получилась красивая въездная группа. Сделали пешеходную аллею по Петра Метальникова. Примеров таких много.

Я думаю, что Сергей Николаевич дал своего рода толчок большому и малому меценатству для всех жителей Краснодара, в этом его заслуга.


Кого хотелось бы видеть в кресле мэра в будущем

Я думаю, что выскажусь на эту тему в сентябре. Сейчас могу только сказать: самое главное, чтобы тот человек, который планирует руководить городом, для себя осознавал определенные ограничения, с которыми придется столкнуться. Чтобы была готовность быть открытым и отвечать за свои слова — это очень важно. И действовать на благо развития города и горожан.


О планах по дальнейшей работе команды главы города

Я считаю, у меня достаточно уравновешенная и профессиональная команда. Очень рассчитываю, что они продолжат работу. Потому что проекты, которые мы реализовали, и большинство проектов, которые в стадии реализации или проектирования, — связаны с этими людьми. Каждый из них они «по косточкам» разбирали, я заставлял продумывать пошагово каждый механизм в решении той или иной задачи. И лучше моих коллег никто вот так, с ходу, не справится с их реализацией. Конечно, по истечении какого-то времени каждая команда претерпевает изменения. Бывает и просто человеческая усталость. Могут быть жизненные, семейные вопросы. Но сейчас всем своим коллегам даю очень хорошую характеристику.


О выделении земельных участков для многодетных семей

Ситуация действительно сложная. Земельных участков, пригодных и возможных к предоставлению многодетным семьям в городе объективно нет, и не только в Краснодаре. Еще ряд муниципальных образований столкнулись с этой проблемой. На уровне Законодательного Собрания Краснодарского края принято решение о возможности предоставления таких земельных участков в соседних муниципалитетах. Правовая основа есть, и тему надо и дальше развивать. Потому что в ряде субъектов принимаются решения, когда земельный банк полностью исчерпан, — о финансовой поддержке многодетных семей. Но это изменения, которые необходимо вносить и корректировать на уровне ЗСК.

Я думаю, что депутаты ЗСК эту тему активно обсуждают и пытаются найти компромиссы. Потому что мы должны многодетные семьи поддерживать.

Строительство ведется на земельных участках. Мы, я считаю, далеко продвинулись в части обеспечения инженерными сетями всех земельных участков, которые уже предоставлены многодетным семьям. По плану каждое направление, каждый блок вопросов решается. У нас в пяти массивах такие участки предоставлены, и везде есть продвижение.


О дачной амнистии и проблемах дачных массивов

Одна из тем, которая важна для меня, и которую я тоже на уровне Государственной Думы планирую обсуждать — это вопросы, связанные с дачными массивами. Эта тема на поверхности, она очень сложная.

Дачная амнистия позволила реализовать свои права жителям на узаконивание и признание права собственности по всем дачным массивам. Потом была разрешена прописка. В итоге мы получили такие массивы, которые построены абсолютно не по нормативам. Очень много вопросов, связанных с социальным аспектом, инженерной инфраструктурой, дорогами и так далее.

И здесь я считаю, что и государство должно быть последовательно. Если мы приняли решение о легализации этих незаконных построек, которые стали дачными домами, если мы разрешили там прописку, то в последующем необходимо искать и пути решения по созданию условий для проживания. Сегодня в нормативной базе ничего не отрегулировано. По сути это проблема дачников. Да, раньше были садоводческие товарищества, и в моем детстве, у моих родителей была дача, но это было сезонное времяпрепровождение.

Достаточно большие массивы раздавались, мы понимаем всю бедственность экономики, которая была в это время в стране, когда всем раздавали земельные участки, чтобы семьи занимались садоводством, огородничеством. Чтобы имели возможность выращивать картошку, продукты питания и тем самым как-то поддерживать свои семьи. И тут резкий переход — уже предназначение этих массивов для постоянного проживания.

Мы сами понимаем, они не выдерживают ни один норматив — ни градостроительный, ни пожарный, ни санитарный. Все мимо нормативной базы. Даже проезды, которые существуют, они не соответствуют нормативам.

И если создавать условия по газификации, строительству, тоже возникают вопросы, потому что сразу попадаем под ограничения пожнадзора, который не даст добро на реализацию того или иного проекта. Потому что в дальнейшем эти условия не будут обеспечены. Очень сложный вопрос. И нам необходимо о нем задумываться и находить пути решения.


О молодежной политике

Молодежная политика — одна из важнейших тем. Потому что это не будущее нашей страны, это настоящее. У нас больше 150 тысяч молодых людей. А если посмотреть демографическую ситуацию, то у нас больше трети населения — это дети, подростки и молодежь.

Молодой город по своему статусу, молодой город по своей демографии.

Поэтому регулярно встречался с ректорами наших высших учебных, средне-профессиональных заведений. Потому что работа, которая там ведется, очень важна. Это не только должен быть учебный процесс, должна быть и другая аргументация в части вовлечения молодёжи в современную жизнь. Да, нужно усиливать социальные направления. У нас обсуждаются вопросы по дополнительному образованию, по необходимости строительства профессиональных техникумов, чтобы профтехобразование у нас тоже выходило на тот уровень, который был, например, в советское время. Количество тех техникумов, которые сейчас существуют, их было достаточно для 80-х и 90-х годов. Но мы резко выросли, и количество молодых ребят прибавилось существенно. Мы должны выпустить их из школы и должны давать им профессию. Это должно быть профтехучилище. Это один из очень важных вопросов.

У людей должна быть уверенность в будущем. Очень много ребят, которые самореализуются, находят современные методы развития, инновационные подходы применяют. Кто-то переезжает в другие города, в Москву для возможности получения более высокой заработной платы. Но хочется, чтобы мы как можно больше молодежи оставалось именно в Краснодаре. Это как раз тот рост, будущий, сегодняшний рост экономического потенциала и в целом муниципалитета.


О городских парковках

То соглашение по парковкам, которое действовало (90% на 10%) принесло муниципалитету где-то порядка 37- 40 млн рублей. Но в любом случае, городские парковки дали в общий бюджет по налогам около 140 млн рублей.

Конечно, мы поменяем соотношение в части того, сколько муниципалитет денежных средств должен получать. Хотелось бы, чтобы это было в равных долях (50 на 50). Но чтобы предприятие, которое в последующем будет заниматься городскими парковками, оставшуюся часть не только получало в виде прибыли, но и вкладывало в развитие парковочного пространства. Денежные средства, которые муниципалитет будет получать, сразу же должны поступать в дорожный фонд.

Нам нужно задумываться и о муниципальных парковках не плоскостных. Скорее всего, мы начнем строить многоярусные паркинги на въезде в город. Самые главные пробки у нас на въезде в город: Ростовское Шоссе стоит и другие направления, все вы их прекрасно знаете.

В Краснодаре зарегистрированы сейчас порядка 500 тысяч транспортных средств. Еще въезжает каждый день от 150 до 200 тысяч. Что вы не сделаете, все равно этот поток автомобилей будет стоять и увеличиваться. Поэтому строительство перехватывающих парковок и одновременное развитие городского общественного транспорта, который в последующем будет доставлять пассажиров к месту назначения, снизит эту транспортную нагрузку.

Что касается строительства виадуков: мировая практика показала - чем больше вы строите всевозможных развязок и дорог в 3-4 уровня, тем больше проблем городу прибавляется. Страдает экология и денег уходит гораздо больше. То есть реализация таких масштабных проектов, во-первых, денег требует колоссальное количество, а во-вторых, я считаю, что путь, который мы избрали, и по которому мы сегодня двигаемся в части развития муниципального общественного транспорта, он абсолютно правильный.


О первом краснодарском троллейбусе

Мы в ожидании первого собранного троллейбуса в Краснодаре. Я считаю, что это будущее города. Уверен, мы соберем в этом году 10 троллейбусов. Для нас это гораздо эффективнее и выгоднее, машины дешевле получаются.

Когда первый троллейбус выйдет из депо на линию, четко для себя определим финансовую составляющую. Я считаю, что, если даже на каждой единице 3-3,5 млн руб. от закупочной цены будем экономить, все равно это плюс. Если посмотреть в динамике, сколько таких машин необходимо для муниципалитета, это серьезная экономия. А нам по факту нужно поменять весь подвижной состав, который сегодня работает на линии - это порядка 150 машин. Еще перспективе нам нужно еще 50 машин, которые будут ходить по новым маршрутам. Вот 200 машин нам необходимо собрать. А в крае есть еще Новороссийск, другие муниципалитеты, где троллейбус эксплуатируется. Почему муниципалитет для обеспечения своих потребностей не в состоянии создать такое производство? Сейчас соберем первую машину и поймем, насколько это сложно и выгодно.


Об установке памятника Виктору Цою на территории Краснодара

Полномочия в этой части у депутатов городской Думы, они формируют топонимическую комиссию и занимаются наименованием улиц, определяют порядок установки мемориалов, объектов современного искусства, скульптур в память о людях. В целом творчество Цоя я уважаю, мне нравится, слушаю много песен.


О планах по благоустройству Карасунских озер

Для меня проект создания садов водных растений важен. Это проект, который я буду курировать, хочу его реализовать. Он связан с развитием Карасунских озер. Мы уже на стадии завершения регистрации права собственности на эти объекты. До сегодняшнего дня в городе не было службы по содержанию и эксплуатации гидротехнических сооружений. Это важный момент. Там переливные дамбы. В ближайшее время финансисты и специалисты определятся по объемам финансирования и квалификационным требованиям к сотрудникам нового подразделения. Мы будем набирать людей, которые займутся эксплуатацией гидротехнических сооружений, стоящих на балансе муниципалитета. Параллельно начнем вести обследование гидротехнических сооружений каскада Карасунских озер.

Начнем с Народного парка, я думаю, название это на века останется. Хочется все Карасунские озера почистить, в последующем поставить гидроснаряды, освободить от иловых образований, провести гидрологию, чтобы приток воды был обеспечен. Все идеи Александра Водяника - от кувшинок до реализации проектов, связанных с флорой и фауной, чтобы в водоемах Краснодара была рыба - мы реализуем. Процесс это небыстрый.

Скажу только, что мы за землю сражались. На моей памяти лет семь или восемь шли суды, долгие, сложные. Юристы перья сточили. Теперь мы дошли до финала, и я очень надеюсь, что в дальнейшем претендентов на эту территорию, кроме муниципалитета, не останется. Главное, мы возвратили земельные участки вокруг Карасунов, не позволили на них строить, в Генеральном плане закрепили эти территории под зеленые зоны.

Дмитриевский сквер, который мы сделали в прошлом году – это только начало. Карасунские озера хочется сделать непохожими друг на друга. В центре города иметь такой каскад водоемов – здорово. Я бы, к примеру, с удовольствием со своими детьми пришел на причал, взял удочки, ловил бы рыбу.


О планах по замене иллюминации на ул. Красной

Понятно, что иллюминацию на ул. Красной необходимо менять. Прошлый год серьёзно вывел нас из равновесия, пандемия подкосила и экономическую ситуацию – она коснулась не только людей, но и бизнеса, налоговой составляющей.

Сейчас мы достаточно успешно вышли в позитивную динамику. Как я говорил в начале, у нас достаточно сбалансированный и уверенный бюджет. Давайте посмотрим.

Замену иллюминации, согласно тому конкурсу, который проводился, и в котором были определены уже эскизные решения, в планы на этот год мы не закладывали.

По-хорошему, конечно, необходимо обновление. Раз уже и конкурс проведён, и победитель есть. Посмотрим. Вдруг у нас появятся дополнительные резервы, тогда рискнём.


О темпах развития Краснодара после смены градоначальника

Мы ничего не останавливаем. Работа сейчас выполняется с большей отдачей и потенциалом. Мы наращиваем количество проектов, которые в последующем надо ставить на контроль и продолжать воплощать в жизнь. Они отражены в стратегических документах.

Я уверен, у будущего руководителя будут и свои идеи, но от важных направлений всё равно никуда не уйти. Школы и садики надо строить, транспортную инфраструктуру развивать, подвижной состав обновлять, зеленые зоны благоустраивать.

Самое главное — по всем этим блокам у нас будут уже готовые решения: либо на стадии проектирования, либо уже готовые проекты с экспертизой. В том числе в части развития спорта. Сами строим спортивные объекты и уже создаем запас для того, чтобы можно было далее реализовывать проекты в этом направлении.

Какие-то новые идеи будут, но есть базовые, которые обязательны к исполнению. Их невозможно будет не исполнять, потому что есть потребность.

Роль жителей, общественных организаций и СМИ в этой части очень важна. Мы выстроили настолько тесный контакт с горожанами, что по каждой территории я лично, мои заместители и коллеги пошагово разбирали вопросы. Что-то уже сделали, что-то сегодня находится в работе, что-то будет реализовано.

Я уверен, краснодарцы не отступят от тех идей, которые на сегодняшний день не просто обсуждаются, а реализации которых все очень ждут, которые прошли конкурсные отборы. А пройти конкурсный отбор жителей — дорогого стоит, поверьте мне.


О возможности премирования сотрудников муниципалитета по итогам работы во время карантина по коронавирусу

Мы действуем в рамках трудового законодательства. Если сотрудники выходили работать в выходные дни, а такая необходимость была на тот момент, они получали доплату за это в рамках действующего законодательства. Но для того, чтобы, например, выписать премию, поощрить сотрудников, надо в бюджете иметь средства.

Бюджет утверждается строго по лимитам, по программам. Если бюджет получает больше денежных средств, больше поступлений в казну, тогда мы собираемся и принимаем решение, на какой из проектов их направить. Когда бывает возможность, мы поощряем сотрудников 13-й заработной платой, которая тоже предусмотрена законодательством. Ее объем варьируется в зависимости от состояния бюджета.

В период карантина и ограничений в связи с пандемией никакого превышения не было. Более того, мы вынуждены были проводить сокращение финансирования некоторых необходимых городу проектов. С учетом этого, непозволительно было бы себе, своим сотрудникам выплачивать какую-то премию.

Вообще, в муниципалитете проведена финансовая реформа. Раньше были праздники: день юриста, день бухгалтера, другие профессиональные праздники по разным направлениям. Поначалу мои сотрудники, члены моей команды недоумевали, потому что я по всем этим праздникам выплаты полностью упразднил. Необходимо было экономить, денежные средства направлять на проектирование. Тогда, в 2017 году, нужны были проекты, нужно было «разгоняться».

И до сегодняшнего дня это упразднение остается. Профессиональный праздник, я считаю, только один — день местного самоуправления, который касается всех сотрудников муниципалитета. Если получается, еще выплачиваем 13-ю зарплату, о которой я уже говорил. Ее мы называем новогодней премией. Так что — никаких излишеств.


О наведении порядка в сфере согласования перепланировок

Реконструкция и перепланировка — это зона ответственности, полномочия департамента городского хозяйства и ТЭК.

Работает межведомственная комиссия. Кстати, по председателю комиссии есть возбужденное уголовное дело. Мы оказываем следствию всё необходимое содействие. Дальше будем смотреть степень вины, что он превысил в своих должностных обязанностях, для того, чтобы мы могли в последующем откорректировать работу. И не дать возможность следующим чиновникам преступать ту красную черту, которая была нарушена.

Вопросы тут не только в работе самой комиссии. Потому что она руководствуется теми заключениями, которые приходят от экспертов. Комиссия рассматривает материалы, которые предоставляет заявитель.

Вот вы запланировали что-то у себя сделать. Идете в проектную организацию, делаете проект перепланировки или реконструкции. И эксперт подписывается, дает свое заключение. А члены комиссии уже в соответствии с этими документами определяют в рамках Жилищного кодекса, что еще дополнительно для этого надо — например, 100% голосование жильцов дома или 50%. Неточности, которые есть в этой работе, приводят к тому, что технический этаж внезапно может стать жилым. Плюс акты зачастую выносятся в судебной плоскости. Я не уполномочен комментировать решения суда. Суд иногда выносит решения в этой части.


О выделенных полосах для общественного транспорта и ремонте дорог

В этом году появятся новые участки с выделенными полосами на двух улицах Краснодара. Каждый год мы эту программу будем продолжать. Хочется затронуть тему ремонта дорог в Краснодаре. Знаю сам, что есть много автомобильных дорог, которые требуют капитального ремонта. В этом году мы постарались вести работы в разных частях города: в Фестивальном микрорайоне, на улицах Московской, Черкасской, 40-летия Победы. Какое-то время город будет в серьезной пробке. Мы перекрываем важные артерии. Особенно в Восточно-Кругликовском микрорайоне. Но это стоит потерпеть. Мы проведем работы быстро и качественно.

Планируемое обустройство выделенных полос для общественного транспорта в 2021 году:

  • по улице имени Тургенева: в обратном направлении от улицы Стахановской до улицы имени Атарбекова и далее до улицы Северной в обоих направлениях;
  • по улице имени Атарбекова в обоих направлениях.

О работе по ликвидации граффити и объявлений на столбах

Иногда проходим мимо или стоим на остановке, подходят мужчина или женщина, мальчик или девочка, начинают на столб клеить объявление, потом фотографируют и кому-то шлют отчет. А мы все спокойно это созерцаем. Можно же просто сказать: «Ты же неправильно делаешь. Зачем ты наш город портишь?» Никто не призывает хватать его за руку, вести в участок, но сделать-то элементарное замечание можно. Зачастую проходим мимо, когда ребятня из баллончиков распыляет краску на здания. Многие родители видят, что у детей есть баллончики в школьных портфелях и ничего.

Это наше самосознание. В первую очередь, нужно с себя начинать. Я думаю, все мы хотим город видеть красивым. Поверьте, мы тратим очень много времени и труда на зачистку. Можно над этим посмеяться, но на субботниках, которые проходят, все рукава засучивают, берут шкребки. И это не только сотрудники мусороуборочной компании, это сотрудники администраций внутригородских округов и сотрудники администрации Краснодара. Они выходят на субботники и занимаются санитарной уборкой: закрашиванием, в том числе, надписей. Давайте просто не будем безразличными к своему городу. Я думаю, что и результат тогда будет.

Еще раз обращаюсь к работодателям – тем людям, которые печатают, особенно это касается бумажных объявлений, которые нанимают людей, дают им эту работу и говорят, какие маршруты отрабатывать. Такое ощущение, что они не краснодарцы. Хочется еще раз к ним обратиться: прекратите вы этой работой заниматься, много других возможностей для размещения рекламы есть: и средствах массовой информации, и интернет. Я в большей степени убежден: эти рекламные объявления уже даже никто и не читает, но их продолжают клеить.


О борьбе с нарушениями Правил дорожного движения

Я вижу, что сейчас зачастую автомобилисты пренебрегают многими правилами, не оставляют возможности проехать другим транспортным средствам. Бросают автомобили на транспортных путях. Из-за этого целые маршруты останавливаются.

Мы запустили работу наших мобильных камер, которую сегодня синхронизировали с ГИБДД. Постоянно в контакте работаем с Госавтоинспекцией. Уже начали штрафовать водителей.

Я обращаюсь к тем руководителям, которые эти решения уполномочены принять: давайте вернем муниципалитету в этой части прямые полномочия. Чтобы мы занимались всем сами. Мы в состоянии. У нас есть и желание, и возможности, и понимание, как это все сделать. Думаю, мы к этому придем. Сейчас усилится рейдовая нагрузка на сотрудников государственной дорожной автоинспекции, начнутся серьезные претензии к нарушителям дорожного движения, штрафы. Ну и параллельно мы будем работать с мобильными комплексами по этим нарушителям.

Наверное, будем привлекать молодежное движение. Я помню, давно эта история была в Москве: «Синие ведёрки», кажется, называлась. По этому примеру нужно жителей подключить неравнодушных. Молодежь, краснодарцы чтобы подключились. Только в таком случае эту проблему сможем решить. Потому что штрафы не всегда эффективны. Еще побегать за этим адресатом нужно, чтобы ему квитанцию вручить.


Заключение

Уважаемые друзья, спасибо большое. Сегодня я всем постарался максимально ответить на те вопросы, которые были. Через три месяца мы опять встречаемся, каждый квартал будем общаться.

Будет ещё много изменений в Краснодаре, новых проектов, которые мы реализуем. Наверное, много запросов будет и со стороны жителей города. Давайте эту информацию вместе и пообсуждаем. Я постараюсь быть максимально открытым и ответить на все вопросы, которые вы мне адресуете.

Спасибо вам за поддержку. Вы действительно выполняете большую и важную работу. Вы тоже ведёте абсолютно открытую на сегодняшний день политику. Предоставляете достоверную информацию жителям и гостям кубанской столицы. Поверьте, сообща мы делаем наш город одним из самых успешных городов России. Это здорово. За Краснодар люди голосуют «ногами».