Поиск по сайту

Введите запрос для поиска например, структура администрации
Закрыть
Главные новости

Из-за подставных ДТП в Краснодаре парализованы работы по содержанию улично-дорожной сети

5 апреля 2019

По информации департамента транспорта и дорожного хозяйства, в течение 2018 г. и за первые 3 месяца 2019 г. в Краснодаре совершено 69 подставных ДТП по так называемым дорожным условиям — из-за попадания машины в яму или открытый люк. По этим «авариям» поданы 69 исков на общую сумму порядка 65,1 млн руб. В каждом случае «повреждения» получали машины исключительно премиум-класса. ДТП происходят только ночью, в местах без камер видеонаблюдения. Есть автомобили, которые попадали в такие «аварии» несколько раз за год. Иски «пострадавшие» подают к администрации города, которая, в свою очередь, обязана взыскать средства с подрядчика, который выполнял ямочный ремонт дорог. Огромные суммы ущерба по искам привели к тому, что в 2019 г. сорвалась процедура выбора подрядчика по текущему содержанию дорог — заявки не подала ни одна подрядная компания.

Ситуация с подставными ДТП стала главным вопросом на заседании городской комиссии по безопасности дорожного движения.

Провел заседание комиссии заместитель главы Краснодара Артем Доронин. В работе приняли участие председатель комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и дорожного хозяйства Законодательного Собрания края Владимир Чепель, член регионального штаба ОНФ — координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» в Краснодарском крае Александр Балицкий, заместитель главы города Виталий Косенко, директор МКУ «Центр мониторинга дорожного движения и транспорта» Евгений Романов, начальник ОГИБДД УМВД России по городу Краснодару Артур Иванов, врио заместителя командира отдельного батальона ОБ ДПС ГИБДД по городу Краснодару Сергей Клиценко, представители прокуратуры города Краснодара.

Масштаб проблемы

По данным департамента транспорта и дорожного хозяйства, в течение всего 2018 г. и первых трёх месяцев 2019 г. поступило 69 исков о ДТП, которые имеют признаки фиктивных. На общую сумму около 65,1 млн руб. Установленный судами размера ущерба составил порядка 33,3 млн руб., из них сумма ущерба в размере около 7,2 млн руб. уже выплачена из средств местного бюджета.

В 2019 г. только с 29 января по 10 марта поданы иски по 31 таким ДТП. Сумма выставляемого ущерба по каждому иску превышает 1 млн руб.

Директор МКУ «Центр мониторинга дорожного движения и транспорта» Евгений Романов:
— Очень показательно развивалась история с одним из ДТП с участием «Bentley» в конце 2018 г. По результатам якобы попадания в яму одним колесом был выставлен иск в 9,7 млн руб. Мы сразу направили в полицию заявление о проведении проверки действий участника указанного ДТП и принятии решения в порядке статей 144–145 Уголовного кодекса РФ, так как это, скорее всего, подставное ДТП. Теперь «авария» с «Bentley» «затихла», и эта история не имела продолжения.

Как отметил Евгений Романов, взыскания таких средств с подрядчиков способны обанкротить любую организацию. Согласно одному из пунктов контракта, заключаемого с подрядчиком, именно он в течение срока контракта несёт ответственность за содержание всей городской улично-дорожной сети с момента подписания контракта. Ответственность подрядчика о возмещении ущерба третьим лицам — одно из требований контракта. Это требование, которое на муниципалитет возложили контролирующие органы — Контрольно-счетная палата, прокуратура. При проверке целевого использования бюджетных средств контролирующими органами обязательно указывается необходимость требования возврата таких средств в казну через предъявление обратных требований к подрядчику.

Таким образом, после того, как на основании решения суда требования о возмещении ущерба по результатам таких «аварий» поступают в администрацию города, она обязана выставить соответствующие финансовые требования к подрядчику для компенсации ущерба, причинённого бюджету. Это происходит после каждого случая взыскания средств из бюджета в пользу «пострадавших» автовладельцев.

Как добавил Евгений Романов, по сути по контракту виновником в произошедших ДТП по дорожным условиям является подрядчик. Однако взыскать средства, как правило, требуют с муниципалитета. При этом ответственность подрядчика не зависит от суммы контракта — лишь от самого факта ДТП и стоимости работ по восстановительному ремонту автомобиля.
Результатом деятельности организаторов подставных ДТП стало также то, что в 2019 г. сорвалась процедура выбора подрядчика по текущему содержанию улично-дорожной сети — заявки не подала ни одна компания. Аукцион не состоялся. Повторный — через два месяца. Это время дороги будут содержаться в аварийном режиме, только в рамках исполнения небольших прямых договоров.

Врио заместителя командира отдельного батальона ОБ ДПС ГИБДД по городу Краснодару Сергей Клиценко:

— У нас при возникновении сомнений в заявленных обстоятельствах ДТП возбуждается дело о правонарушении и проводится расследование. В ходе расследования выясняется, могли ли быть получены повреждения при заявленных водителем обстоятельствах. В рамках проведения расследования назначается экспертиза, которая проводится сотрудниками ГУВД Краснодарского края и после проведения данной экспертизы принимается решение либо о прекращении производства, или о направлении материалов в полицию для привлечении данной категории граждан к ответственности.

Директор МКУ «Центр мониторинга дорожного движения и транспорта» Евгений Романов:

— Безусловно, аварии на дорогах происходят, такое бывает — может быть погнут диск, пробито колесо, повреждена подвеска — но ущерб по ним не настолько существенный. Суммы не превышают 200 тыс. руб.

Как добавил директор МКУ «Центр мониторинга дорожного движения и транспорта» Евгений Романов, парадокс в том, что ГИБДД предъявляет администрации города требования и предписания об устранении ям на дорогах, что невозможно сделать из-за несостоявшихся торгов и, соответственно, отсутствия контрактов с подрядчиками.

Признаки подставных ДТП

ДТП происходят всегда ночью, с 23.00 до 04.00, в местах без камер видеонаблюдения.
Характер ДТП — по так называемым дорожным условиям. Выбирается яма, размер которой превышает допустимый ГОСТом, или отсутствующий люк коммуникаций. Туда устанавливают автомобиль и вызывают инспекторов ГИБДД.

В «аварии» попадают автомобили исключительно премиум-класса — «Mercedes», «Porsche», «BMW», «Audi», «Bentley». Причем одна и та же машина в течение года может 2–3 или даже чаще участвовать в аналогичных «авариях».

После составления протокола о факте ДТП проводят оценку внутренних повреждений автомобиля. В результате в суд направляются материалы о взыскании этого ущерба. Суммы варьируются от 1 до 9 млн руб.

Заместитель главы Краснодара Виталий Косенко:

— Понятно, что на дорогах есть ямы, эта проблема в Краснодаре существует. Но сейчас речь идет о беспрецедентных для города случаях мошенничества при подставных ДТП. Каждый случай регистрируют сотрудники ГИБДД. Очевидно, что эта деятельность организована и носит системный характер. Основой любого иска становятся как раз документы, которые подписывают инспектор ГИБДД. Поэтому важно провести тщательное расследование, установить всех участников таких схем и дать их действиям правовую оценку.

Врио заместителя командира отдельного батальона ОБ ДПС ГИБДД по городу Краснодару Сергей Клиценко:

— Сотрудники полиции докладывают, что в одну и ту же яму въезжает 3–4 машины в течение недели, за этот год, в этот квартал. С начала года [2019 г.] по каждому факту я лично отписываю материал о проведении проверки, административного расследования, смотря на повреждения, которые указаны в акте осмотра. Хочу сказать, что нет таких описаний, как раньше было. Указывается «повреждение переднего колеса», «мусор» никто туда не набрасывает, как например, «повреждение ходовой части», «течь жидкости», «крылья». Повреждения указываются минимизировано, но потом, в процессе оценки и судебной тяжбы, это всё приобретает более масштабные формы. Смотришь на материал ДТП — в рамках статьи проводится расследование, повреждено одно колесо, а оценка в итоге выходит под миллион.

Что будет дальше

Председатель комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и дорожного хозяйства Законодательного Собрания края Владимир Чепель:

— Вся информация будет максимально собрана в Законодательном собрании Краснодарского края, мы ее со своей стороны проработаем и также передадим в прокуратуру. Рассмотрим с участием прокурора Краснодара.

Член регионального штаба ОНФ — координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» в Краснодарском крае Александр Балицкий:

— Считаю необходимым в процессе расследования проверить также тех, кто оценивает размер ущерба и внутренние повреждения автомобилей. Особенно, когда одна и та же машина несколько раз попадает в одинаковые аварии. На основании именно этой оценки материалы направляются в суд. В целом проблема подставных ДТП остро стоит как в Краснодаре, так и Ростове-на-Дону, Волгограде, других крупных городах страны.
Заместитель главы Краснодара Артем Доронин:

— Все материалы по фактам фиктивных ДТП уже переданы в правоохранительные органы, прокуратуру. Возбуждены несколько уголовных дел по таким случаям. Также несколько дел возбуждены в отношении бывших сотрудников ГИБДД. Тревожным остается то, что в Краснодаре в 2019 г. продолжают регистрировать новые факты таких фиктивных ДТП. Схема — та же: участие люксовых автомобилей в ночное время — без свидетелей того, как произошла «авария». Рассчитываем, это такие дела будут тщательно расследованы, иначе эти мошенники полностью парализуют содержание улично-дорожной сети города. Этого допустить нельзя.

В 2018 г. в Краснодаре также остро обозначилась проблема хищений с дорог города крышек колодцев коммуникаций — было украдено свыше 1 тыс. решеток и люков. По ряду случаев «серийных» воров задержали сотрудники полиции, всем предъявлены обвинения.