Меню Закрыть

Открытый отчет главы Краснодара Евгения Первышова о работе администрации города в 2018 году: стенограмма основных тем

5 марта Евгений Первышов выступил с ежегодным отчетом об итогах деятельности городской власти в 2018 г. Мероприятие началось в 11.00 во Дворце искусств ТО «Премьера» на ул. им. Стасова, 175.

В мероприятии принимали участие руководители крупных компаний, предприятий малого и среднего бизнеса, общественных объединений и профессиональных сообществ, известные спортсмены и общественные деятели, главный федеральный инспектор по Краснодарскому краю аппарата полпреда президента в ЮФО Алексей Ермаков, председатель городской Думы Краснодара Вера Галушко, прокурор города Краснодара Олег Мединский, депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края и городской Думы Краснодара, Почетные граждане Краснодара, руководители медицинских учреждений, спортивных клубов и общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений, федеральных, региональных и городских средств массовой информации.

Перед началом глава Краснодара в неформальной обстановке пообщался с участниками мероприятия, обсудил с ними различные вопросы развития кубанской столицы.

В этом году отчет проходил в формате презентации с большим количеством инфографики и слайдов по разным направлениям и практически всем сферам городской жизни.

Основные темы выступления главы Краснодара: реализация крупных инфраструктурных проектов, ремонт и строительство дорог, возведение социальных объектов, развитие промышленного потенциала Краснодара, благоустройство и создание новых зеленых зон, разработка Генерального плана Краснодара, а также — стратегических документов развития города — Стратегии развития до 2030 г. и Стратегии комплексного развития транспортной инфраструктуры.

Со стенограммой выступления главы Краснодара можно ознакомиться ниже.

Также на данной странице будет размещена телевизионная версия выступления. Кроме этого, телеверсия открытого отчета главы краевого центра 5 марта в 19:30 выйдет в эфир на телеканале «Краснодар. 360» и в эфире кабельного телеканала «Краснодар» (в кабельных сетях операторов: МТС, Ростелеком и КубТелеком, «Домашние сети» и в приложении ЛаймТВ), дата и время те же — 5 марта в 19:30. Кроме этого, телевизионную версию можно будет посмотреть в это же время на сайте телерадиокомпании «Краснодар» (кнопка «Прямой эфир» в верхнем правом углу главной страницы сайта tvkrasnodar.ru).


Ниже размещена стенограмма основных тем открытого отчета главы Краснодара Евгения Первышова о работе администрации города в 2018 году.

Об итогах развития Краснодара в 2018 г.

Добрый день!

Я рад видеть вас сегодня в этом зале.

Мы встретились здесь, чтобы подвести итог работы администрации, даже чуть больше — итог развития Краснодара за 2018 год.

Давайте же сделаем это.

Наиболее важное, чего же мы добились в прошлом году.

Отремонтировали 77 участков дорог общей протяженностью более 96 км — это примерно как от Краснодара до Крымска.

В том числе — завершили капремонт Новороссийской, Тургенева и Садового путепровода. Кстати, для Садового это первый капремонт со дня постройки.

Достроили 3 больших школы:

Две в микрорайоне «Губернском» и в хуторе Ленина — приняли учеников 1 сентября.

И еще одна в Московском микрорайоне. Заработает в сентябре уже этого года.

Новые помещения получила школа искусств «Родник» — это 1,5 тыс. кв. м для 600 учеников.

Приняли воспитанников 7 новых корпусов в детсадах — 6 из них в Юбилейном микрорайоне.

Построен и выкуплен у застройщика новый большой детсад по проспекту Константина Образцова.

Заработала мощнейшая подстанция 220 киловольт (кВ) «Восточная промзона» — это первый подобный объект у нас за 10 лет.

Реконструированы 5 существующих электроподстанций.

Мы возобновили строительство магистрального коллектора по Петра Метальникова — самый большой инфраструктурный долгострой. Там нужно было сделать 2 километра ливневки и расчистить почти 9 километров водоотводного канала. Большая часть уже сделана.

Проложены участки ливневки на Уссурийской и Восточно-Кругликовской.

Реконструировали канализационные коллекторы по улице Мачуги и Тургенева.

Завершили первый этап реконструкции «Головатовского» коллектора.

Открыли первую очередь Аллеи… здесь депутаты городской Думы меня поправят, уже переименовали в сквер 80-летия Краснодарского края.

И новый сквер «Крымский» на Симферопольской и Уральской. Маленький, но тоже важный.

Ввели в эксплуатацию почти 3 млн. кв. метров жилья.

В этой цифре — 73 проблемных многоквартирных дома, в которых дольщики получили почти 13 тысяч квартир. Это 1 млн кв. метров — треть от общей площади.

Восстановили поврежденный взрывом дом на Славянской, 75. Восстановили его полностью.

Начал работу новый промышленный парк «Краснодар» в поселке Дорожном. В нем заработал первый завод по выпуску продуктов питания. (Там, кстати, роботы кексы делают).

Индустриальный промышленный парк «Компрессорный» включен в реестр Минпромторга России.

В хуторе Ленина заработал завод по производству добавок в бетон компании «Басф».

Компания STIHL открыла в Краснодаре свой первый в России логистический центр.

Доходная часть бюджета составила почти 32 млрд рублей.

Собственные доходы выросли на 1,7 млрд. Это рекорд последних лет.

В консолидированный бюджет края налогоплательщики нашего города перечислили 95 млрд. рублей. На 7 млрд больше, чем в 2017 году.

Краснодарские предприятия произвели продукции и оказали услуг на 1 трлн 147 млрд 276 млн руб.

Наши промышленные предприятия отгрузили продукции более чем на 450 млрд рублей.

Оборот розничной торговли составил 535 млрд. рублей.

Число занятых в малом и среднем бизнесе, в том числе индивидуальных предпринимателей, выросло до 248 тысяч человек.

Мы завершили капитальный ремонт Муниципального концертного зала.

Наш Молодежный театр вошел в число номинантов национальной театральной премии «Золотая маска».

За школьные парты сели почти 140 тысяч учеников — на 12 тысяч больше, чем годом раньше.

Среди них — почти 17 тысяч первоклашек, в 2017 их было 15,5.

Больше 900 краснодарских школьников стали победителями краевых, Всероссийских и международных конкурсов.

В городе построили 56 новых спортивных площадок.

Испытания ГТО прошли 25 тыс. горожан.

Наши спортсмены завоевали 4300 наград на соревнованиях регионального, Всероссийского и международного уровней, в том числе — 32 медали чемпионатов и первенств Европы и мира. У нас проходят многочисленные легкоатлетические забеги.

В Краснодаре базируются одни из лучших российских команд по многим игровым видам спорта.

Это футбольный клуб «Краснодар» и женский футбольный клуб «Кубаночка», баскетбольный клуб «Локомотив — Кубань», наши гандболисты — мужская команда «СКИФ-Краснодар» и женская «Кубань», женская волейбольная команда «Динамо», команда по регби «Кубань». Они достойно выступают на российских и международных соревнованиях и прославляют наш город.

И еще — очень важное — Краснодар официально признали городом-миллионником. По последним данным крайстата на 1 декабря 2018 у нас 1 млн 10,5 тыс. жителей. Мы стали 16-м в России городом с миллионным населением.

Вот я посмотрел на часы, прошло 5 минут, формально отчет можно считать законченным. Но мы же не для формального отчета здесь собрались?

Цифры — это основное, но, безусловно, не все. Самое главное — это огромный труд миллионного города.

Это — достижение работников и руководителей предприятий, учителей, врачей, воспитателей, строителей, сотрудников команды администрации города и внутригородских округов, депутатов городской Думы. Результат помощи губернатора Кубани Вениамина Кондратьева и всей команды администрации края, Законодательного Собрания.

А дальше предлагаю поговорить о значении этих цифр, о Краснодаре вообще, о развитии нашего города, о его победах, о вызовах, которые перед нами стоят, и наших возможностях.

О создании единой набережной вдоль реки Кубань

Мы сейчас видим на экране старый Краснодар. Для меня он родной. Я здесь родился. Здесь прошло моё детство и юность. Мой родной район — район завода им. Седина. С одной стороны парк Горького, сегодня это Городской Сад, с другой стороны — парк 30-летия Победы, река Кубань, в которой в то время можно было ещё купаться. Город казался уютным и комфортным.

Это сегодня Краснодар у нас вырос почти в 2 раза. Появились новые торговые центры, но по — настоящему комфортным он сегодня ещё не стал. Вот для того, чтобы он стал комфортным, нам нужны серьезные, прорывные, интересные проекты. И об одном из них я сейчас вам расскажу.

Это создание единой набережной вдоль реки Кубань.

Общая протяженность может составлять до 30 км. Это всё равно, что проехать от одного участка города в другой. Сегодня эта территория у нас заброшена, и создание единой благоустроенной пешеходной зоны — это будет одной из основных наших задач.

Как же реализовать это проект?

Для реализации необходимо разбить его на этапы. Мы подобрали часть участков. Три из них — в Юбилейном микрорайоне, один — вдоль Затона и один — на Гидрострое. И конечно же, постараемся это всё совместить. Это очень дорогостоящий проект. Его реализация займет больше 10 лет. Но тем не менее надо перед собой ставить эту задачу. Один из этих участков — это создание набережной от Рождественского парка в Юбилейном до Тургеневского моста. Общая протяженность проекта — 4 км, проведены все необходимые подготовительные работы. Мы сделали проектирование и получили государственную экспертизу и сегодня готовы входить в программные мероприятия и получать финансирование. Общая стоимость проекта — 2,5 млрд рублей.

Понятно, что сразу 2,5 млрд нам никто не даст, поэтому мы изначально разбили на участки примерно по 250 — 300 млн. И даже если мы не получим финансирование из федерального бюджета, найдем в себе силы и потихоньку из городского бюджета будем финансировать и воплощать проект в жизнь.

О строительстве первой очереди сквера 80-летия образования Краснодарского края и совместной работе с горожанами

Один из этапов нами уже реализован. Это сквер 80-летия образования Краснодарского края. Длина первой очереди составила 461 м. Общая площадь, которую необходимо было благоустроить, составляет 4,5 га. Эти работы выполнили фактически за 5 месяцев. Как это происходило.

В первую очередь мы не дали застроить эту территорию жилыми домами. Далее земельный участок вернули в муниципальную собственность. Самое главное — совместно с жителями, администрацией Краснодарского края мы разработали проект. Далее проект выставили на рейтинговое голосование, и он стал победителем. Получили финансирование. И сегодня этот проект у нас реализован. Я вас поздравляю с этой победой. По всем мероприятиям это заняло 2 года, но мы научились работать в команде.

О недоработках в реализации городских проектов

Мы научились работать в команде, у команды есть небольшие недочеты, я тоже хочу об этом сказать. Мы должны на это обращать внимание. Мы построили великолепный сквер, но забыли рядом проложить ливневку. Теперь там лужи. Безусловно, мы это исправим. Но на это надо обращать внимание.

Еще один интересный проект — 66-я школа по ул. Героя Яцкова. Школа — необыкновенная. Самая лучшая в Краснодаре и Краснодарском крае. Но если внимательно посмотреть на экран — зеленым цветом выделена дорожка, которая сделана, по которой родители могут приводить детей в школу. А красным — территория, которую мы упустили. И сегодня школьники приходят в учебное заведение неопрятными. Это мы могли бы предусмотреть в своих планах, но, конечно же — небольшая недоработка.

Мы это видим, эти недоработки замечаем. И в последующей работе будем обязательно устранять.

О масштабе строительства социальных объектов в Краснодаре

Я уже перехожу к образованию, социальным объектам и прошу внимания на экран. Готовы проекты по трем детским садам.

Я уже говорил, что в Краснодаре введены в эксплуатацию три школы — в «Губернском» микрорайоне, х. Ленина и Московском микрорайоне. Что же на сегодняшний день реализуется в Краснодаре?

Мы еще строим 7 школ и 5 детских садов. Начнем строить еще две школы уже в этом году. В стадии разработки — 5 школ и 6 детских садов.

Как я и говорил, сегодня «социальный конвейер» в Краснодаре находится в высокой стадии готовности.

О главных достижениях Краснодара. Оценка Евгения Первышова

Краснодар регулярно выходит на лидирующие места в самых различных рейтингах. За последние два года, например, 5 место по уровню удовлетворенности жизнью в городе за 2018 год. 2 место в рейтинге самых перспективных мегаполисов страны. 2 место в рейтинге устойчивого развития городов России. 3 место в рейтинге по уровню качества жизни среди городов-миллионников.

И 3 место среди городов-миллионников по межрегиональному приросту населения в России — вот этот рейтинг я предлагаю вам запомнить, потому что мы еще к нему вернемся. Он очень интересный, мы его еще разберем.

Но для меня самое главное не внешние рейтинги, а внутренний наш рейтинг — чего же мы добились за эти два года? Ну, в первую очередь, при поддержке администрации Краснодарского края и губернатора Кубани мы погасили нашу кредиторскую задолженность — это 3,5 млрд рублей. В первый раз, начиная с 2013 года, Краснодар закончил год с бездефицитным бюджетом. По уровню собственных доходов мы дошли до цифры 15,4 млрд руб. Мы догнали и уже обогнали «старые» города-миллионники: Ростов-на-Дону — 14,1 млрд, и Красноярск — 14,6 млрд руб.

Мы предотвратили от краха и сохранили наше муниципальное «Краснодарское трамвайно-троллейбусного управление», которое находилось на грани банкротства. Сумма долгов составляла почти 800 млн руб. По сути дела, предприятие находилось в состоянии банкрота и могло закрыться в любой день. На сегодняшний день тот комплекс мероприятий, который мы разработали совместно с руководством предприятия, привел к тому, что мы имеем самую маленькую кредиторскую задолженность к 2019 году и рассчитываем, что в 2019 году мы ее полностью погасим.

Мы зарезервировали порядка 200 земельных участков для строительства социальных объектов за эти 2 года. Раньше у нас не было вообще земельных участков, на которых мы могли бы строить социальные объекты. Сегодня их 200. То есть порядка 5–7 лет мы спокойно можем воплощать ту стратегию, о которой я говорил — строительство школ и детских дошкольных учреждений.

За 2 года мы отремонтировали порядка 179 километров дорог.

О совместной работе с предприятиями Краснодара по решению городских задач

Самое главное — мы объединили предпринимателей для решения городских задач. Полностью или в значительной части благодаря нашим предприятиям, мы возобновили и уже почти закончили строительство коллектора на Петра Метальникова — самый главный городской инфраструктурный долгострой. Я обращался к жителям, говорил о тех трудностях, проблемах, которые нам необходимо решить для того, чтобы этот объект был закончен. Нам на помощь пришли наши предприятия. Быстрее, чем мы планировали, на 3 года мы построили участок 200 метров от улицы Российской до Петра Метальникова. Еще один участок проложен по улице Московской. Сегодня работы ведутся на насосной станции и камере гашения. Рассчитываю, что во втором квартале этого года коллектор уже заработает, и тех подтоплений, которые у нас были в этом районе, уже не будет — мы их ликвидируем. В этой работе участвовали и участвуют 12 компаний.

Еще один объект — это жилой дом по улице Славянской, 75, где был взрыв бытового газа. Тогда погиб 1 человек, 6 получили ранения и еще 20 семей остались без крыши над головой. Сейчас мы не видим никаких следов, дом не отличается абсолютно ничем от других домов, которые стоят рядом. И это тоже огромная помощь со стороны предприятий. Их 26 — тех, которые участвовали в восстановлении дома. И мы с их помощью не просто восстановили дом, но и выполнили внутриквартирный ремонт.

Еще один немаловажный аспект — это решение проблем обманутых дольщиков. В начале выступления я говорил, что в прошлом году мы ввели в эксплуатацию около 1 млн квадратных метров жилья — это только проблемные дома. 73 многоквартирных дома и порядка 13 тыс. обманутых дольщиков получили в них квартиры.

Таких компаний, которые занимаются проблемами обманутых дольщиков, у нас 12. Эти компании часто называют инвесторами, но это неправильно, я считаю. Инвестор — это человек, который вкладывает деньги и получает прибыль. Эти компании не получили ни копейки прибыли. Они искренне помогают горожанам и городу в решения этой остросоциальной задачи.

Работы очень много ведется нашими предпринимателями, нашими инвесторами. Например, отдельно могу назвать «АлМакс-Строй» — построили новый переезд на перекрестке улиц Гагарина и Каляева, за собственные средства улучшили транспортную инфраструктуру. Еще один объект, который выполнен двумя компаниями — «ЮгСтройИнвест» и «ССК» — это новые участки дорог по улицам Героев-Разведчиков и Домбайской. Великолепная работа.

Одна из компаний — «ВКБ-Новостройки» выполнила ремонт участка дороги 300 метров, 4 полосы по ул. Зиповской. Тоже дорога была сложная, и компания реализовала этот проект. Я хочу отметить, что эта компания входит в холдинг, которым руководит Виктор Константинович Бударин. Они занимаются не только благоустройством, сегодня этот холдинг строит самое большое количество социальных объектов в городе — возводит школы и детские сады.

Еще один небольшой объект — сквер «Крымский». Вы помните, какая там была территория, все застроено сараями — мы все снесли. А вот в благоустройстве помог нам бизнес. И, конечно, наши городские скульптуры — их тоже помогли изготовить для города наши бизнесмены.

Отдельно хочу поблагодарить самого главного мецената Краснодара — Сергея Николаевича Галицкого.

О необходимости новых идей в благоустройстве города

И говоря о решении городских задач, о работе команды — всей городской команды — жителей, предпринимателей, администрации — конечно надо сказать о важности того, чтобы решения были более продуманными, комплексными и, в конечном счете, — эффективными.

Нам надо больше амбициозности и смелости в использовании новых идей в благоустройстве. Тем более, что пример, как можно делать, все мы видим не где-то в других городах или странах, а в своем Краснодаре.

Вот парк «Краснодар», с которым сложно сравнить любой новый сквер или зеленую зону.

Конечно, у нас скромнее бюджет на каждый проект. Но уверен, что можно делать интереснее, современнее. Молодые, амбициозные, желающие сделать город лучше — присоединяйтесь.

В Краснодаре молодой главный архитектор Наталья Машталир, которая в прошлом году вошла в число 100 лучших молодых специалистов России.

Мы объявили отбор кандидатов для формирования нового отдела по разработке проектов благоустройства зеленых зон, формирования дендропланов, озеленения территорий. Нам нужны талантливые архитекторы, креативные и трудоспособные специалисты. У них будет реальная возможность изменить наш город, сделать его удобнее и красивее.

Всех, кто захочет в этой работе участвовать — приглашаю к нам.

Амбиции нужны не только для зеленых зон — нам не хватает качественных детских площадок, не стандартных, а таких, где дети могут сами придумать игру.

Нам не хватает тени. Поэтому важно в проектах планировки предусматривать обязательную площадь озеленения и добиваться этого — но это не должны быть исключительно гектары газона.

Нужно, наконец, научиться делать вертикальное озеленение в городе.

Конечно, актуальный вопрос — пешеходная доступность. Да, город не раздвинешь, но буквально выталкивать людей с тротуаров в салоны личных авто — тоже тупик. Дорогам необходим не только тротуар, но и зелёная зона, на которой возможно высадить деревья. Вроде элементарно, но есть не везде.

О задачах по озеленению города

Если посмотреть на работу по озеленению. В прошлом году мы высадили больше 7 тысяч деревьев — это наша с вами совместная работа.

Если взять статистически, из расчета, что на одном гектаре леса — 500 деревьев, то получается в прошлом году мы высадили в Краснодаре 14 гектаров леса. Думаю, перед собой можно ставить задачи и повыше — даю поручение внутригородским округам — давайте в 2019 г. высадим уже 10 тысяч деревьев.

В принципе, элементарно. В этом зале нас больше 1000 человек. Если каждый высадит всего по 10 деревьев, то задача выполнена. Согласитесь.

Правда, важно, чтобы они потом не засохли. Нужен уход. И как раз для этого мы разработали дендропланы. На сегодняшний день их 4 — это скверы «Дубинский», им. Горького, «Петровский» и «Майский». Они небольшие, но, тем не менее, для каждого сквера с учетом их специфики подобраны деревья и кустарники. Всего там необходимо высадить 177 деревьев и 800 кустарников. После выполнения работ, которые рекомендовали специалисты, сможем взять эти территории на городское содержание, обеспечить полив и уход за зелеными насаждениями.

На очереди — еще 40 таких территорий.

О децентрализации Краснодара

Нам нужно дальше работать над децентрализацией города. Нам нужны новые территории притяжения. Промышленные зоны, технопарки, относительно небольшие территории для развития предприятий малого бизнеса. Причем в разных частях Краснодара. И не только в полях за городом.

Необходимо планировать развитие так, чтобы жители могли выбрать жилье неподалеку от работы.

Самые густонаселенные микрорайоны: Юбилейный — 100 тыс. человек, Гидростроителей — 81 тысяча, Комсомольский — 78 тысяч, Восточно-Кругликовский — 49 тысяч, Московский — 25 тысяч. И это только статистические данные! На самом деле людей там живет гораздо больше.

Конечно же, все едут куда? Правильно, — в центр. Там основные офисные центры, там работа.

Добавляем 150 тысяч автомашин «маятниковой» миграции — тут хоть перемешивай, хоть взбалтывай — Краснодар будет стоять.

Конечно, кто-то работает рядом с домом, есть малый бизнес, торговля у нас очень развита. Но этого недостаточно. Анализ всех потоков — это отдельная задача.

Всю жизнь города необходимо изучать и понимать — тогда можно будет планировать его развитие. Причем развитие комплексное, когда работа, жилье, досуг — все доступно рядом.

Именно такой подход мы планируем реализовать при проектировании большой городской территории в 1,5 тыс. гектаров в районе Знаменского и Зеленопольского.

Вы, наверное, слышали об этом проекте? Он предусматривает создание большого медицинского кластера — такой «якорный» проект. Вокруг него будет развиваться инфраструктура. И первые работы уже начались.

Начались в части реализации проекта по строительству онкологического центра. Работами полностью руководит Министерство здравоохранения Краснодарского края. Второй объект, который там планируется к реализации — больница скорой медицинской помощи. Вокруг будет развиваться инфраструктура — это, конечно же, жилье для медицинских работников, персонала.

Дальше территория будет распределена между строительными компаниями, которые помогают нам в достройке тех проблемных объектов, о которых я уже говорил.

Транспортная инфраструктура. Уже сегодня у нас в работе находится серьезный проект — дорога, которая должна соединить ул. Восточно-Кругликовскую от ул. Тихорецкой и пройти к трассе «М4 Дон». То есть сделать доступной транспортную логистику этого микрорайона непосредственно с центром города.

О стратегических документах развития Краснодара

Разрабатывая стратегию развития отдельных микрорайонов, мы должны понимать, что без Генерального плана нам будет тяжело двигаться вперед. Мы разрабатываем этот стратегический документ. Это не просто бумажная работа, которая должна лечь «в стол». Это документ, по которому город должен развиваться в ближайшие 10, 20, 30 лет.

К нему мы разрабатываем ещё два отдельных документа. Это Стратегия развития Краснодара — 2030. Компания «Эрнст энд Янг» — лидеры в разработке таких бизнес-моделей. Это бизнес-модель развития Краснодара, которую необходимо будет реализовывать.

И стратегия комплексного транспортного развития до 2035 года. Её разрабатывает Высшая школа экономики, и на ней я остановлюсь отдельно.

Ещё есть одна стратегия. Она более приземленная. Можно сказать, дорожная стратегия — «Безопасные и качественные дороги», которую мы тоже реализовываем в Краснодаре.

Сегодня можно слышать, что в городе ничего не происходит. Уже все забыли, в каком состоянии была улица Новороссийская, Тургенева и другие улицы, которые нам необходимо было сделать. Мы всё сделали. Но что ещё делается сегодня по программе «Безопасные и качественные дороги»? На экране, обратите внимание, отображается графика тех работ, которые проведены в 2017, 2018 году и которые нам предстоит сделать в этом году. В этом году добавится ещё 78 км дорог. Согласитесь, неплохо.

О программе комплексного развития транспортной инфраструктуры

Каждый из нас попадал в многокилометровые пробки. Вообще в пробках мы проводим зачастую очень много времени. Что же нужно делать для того, чтобы эту ситуацию изменить?

Как раз теперь необходимо рассказать о разделах программы комплексного развития транспортной инфраструктуры. На сегодняшний день этих разделов три:

  • развитие транспортной инфраструктуры;
  • развитие общественного транспорта;
  • организация дорожного движения.

Это то предложение, которая разработала Высшая школа экономики. Некоторые его части я готов показать сегодня и поделиться с вами интересной информацией. Нам предложено внести изменения на 30 перекрестках Краснодара, тем самым увеличить эффективность движения от 40 до 90%. То есть, если у нас в час через определенный участок проезжает порядка 500 машин, то, внеся эти изменения, мы получим пропускную способность до тысячи автомобилей.

К примеру, перекресток улиц им. Дзержинского и Стахановской. После внесения изменений, небольших корректировок результат мы достигнем до 70%. Еще один перекресток — улиц им. Дзержинского и Кореновской. Ситуацию, которая там сейчас, можно будет улучшить до 90% после внесения корректировок на перекрестке. Это небольшие и недорогостоящие изменения.

Еще один проект — пересечение улиц Ставропольской и Старокубанской. Все мы помним проект, который предлагался ранее — строительство развязки в трех уровнях стоимость 6,7 млрд руб. Понятно, что таких денег мы никогда не найдем. Но есть предложение, которое внесла Высшая школа экономики. Стоимость предложенного ими проекта сопоставима с теми работами, которые мы проводили на Зиповском кольце — где-то 30 млн руб. И результативность на этом перекрестке увеличится до 40%.

Предложения экспертов можно реализовать за несколько десятков миллионов рублей, то есть в 100 раз дешевле, и проехать здесь смогут в полтора раза больше машин, чем сейчас.

О развитии трамвая: обновление подвижного состава и строительство новых веток

Сейчас у нас 268 трамвайных вагонов, 156 из них изношены. Мы уже знаем, что администрация края по поручению губернатора Кубани выделила нам в этом году 1 млрд руб. на приобретение подвижного состава. Это сегодня очень важно и актуально!

В целом программа рассчитана на 3 года — и это в целом 3 млрд руб. Как мы ее будем реализовывать?

В 2019 году мы закупим 33 вагона, в 2020 году — 37 вагонов, в 2021 — 28 вагонов. Тем самым мы значительно улучшим характеристики того подвижного состава, который у нас сегодня существует. Конечно, закупая новый подвижной состав, мы продолжаем думать о развитии транспортной инфраструктуры, прежде всего, трамвайной. Много сегодня вносится изменений, различных поправок в действующую документацию, ГОСТы, СНИПы, мы постоянно корректируем ту проектную документацию, с которой работаем.

Мы выделяем 4 проекта по прокладке новых веток для движения трамваев, они нами планируются, работа по ним ведется.

Это следующие ветки:

  • от ул. Солнечной до ул. им. Петра Метальникова — 5 км;
  • от ул. Красных зорь до ул. Домбайской — 9,5 км;
  • от ул. Трамвайной до ул. Невкипелого — 6,8 км;
  • от ул. 8-го Марта до привокзальной площади «Международного аэропорта «Краснодар» — 4,5 км.

Общая их протяженность — почти 26 км.

Над этими проектами мы сегодня работаем.

О проектах модернизации инфраструктуры Краснодара

Если говорить о динамике роста Краснодара, — а за последние 10 лет город вырос почти в 2 раза, — то у нас растут и другие показатели, потребление ресурсов.

Например, с 2012 года в Краснодаре годовое потребление

электроэнергии увеличилось на 48%

тепловой энергии — на 45%

воды — на 24%.

Начиная с 2017 года, Краснодар потребляет 4 тераватта электроэнергии в год. Это 4 тысячи гигаватт. Представляете, какая мощность!

Для примера, этого хватит, чтобы одна обычная лампочка мощностью 100 ватт, которой в обиходе мы все пользуемся, непрерывно горела почти 47 тысяч лет.

Наши локомотивы в энергетике, о них тоже хочу сказать, — это компании «Кубаньэнерго», «НЭСК», «АТЭК» и «Краснодартеплосеть». Это наши лидеры в ЖКХ, они активно помогают городу, развивают свою инфраструктуру, выполняют все плановые показатели. Хочу вам тоже сказать слова благодарности.

Планируем инженерную инфраструктуру в новых микрорайонах, один из них, о котором я уже говорил, — район Новознаменского. На последнем Сочинской форуме мы предложили построить на этой территории новую городскую ТЭЦ с общим объемом выработки электроэнергии 450 мегаватт и 300 гигакалорий тепла.

Если мы этот проект реализуем, то освоение соседней территории в 1500 га, которая к городу прирезана в районе пос. Знаменского и Зеленопольского, пойдет намного эффективнее и быстрее.

«Краснодар Водоканал».

Это самая большая организация, которая занимается водоснабжением, водоотведением в городе. Она приступила к реконструкции очистных сооружений, которая не делалась больше 35 лет.

Возможности и мощности этих очистных сооружений после реализации проекта увеличатся в 2 раза.

О развитии промышленных, индустриальных и технопарков

Конечно, надо говорить о новых рабочих местах. В Краснодаре активно реализуются 2 проекта промышленных зон. У нас строится индустриальный парк «Краснодар» в поселке Дорожном. И индустриальный парк «Компрессорный».

Еще три территории находятся на сегодняшний день у нас в разработке. Здесь мы приняли с депутатами городской Думы Краснодара, я считаю, абсолютно правильное решение. Мы освободили инвесторов от уплаты земельного налога на ближайшие три года. Это строительство, которым я обещал заняться.

О борьбе за человеческий ресурс

Попрошу внимательно посмотреть на цифры, которые вы видите на экране.

Мы занимаем 3-е место среди городов-миллионников по приросту населения. После Москвы и Санкт-Петербурга, но самое важное другое. У нас 59,4% — это доля трудоспособного населения, которое проживает в Краснодаре. Средний показатель по стране — 56,7%. В этом мы обогнали и Москву и Санкт-Петербург.

Экономисты точно могут сказать, в чем плюс. При достаточно низком уровне безработицы — 0,2%, эти люди создают экономику. Экономику города. Экономику края. 40% собственных доходов бюджета Краснодара формирует всего один налог — НДФЛ. Это те самые пресловутые 13%.

Что нужно сегодня городу Краснодару? Я не экстрасенс, но я абсолютно точно знаю, что при том бурном строительстве учебных заведений, которое сейчас ведется, у нас однозначно в ближайшие два-три года будет нехватка педагогических кадров. Нам придется проявить умение, чтобы их привлечь, чтобы они приехали в Краснодар.

О задачах Стратегии развития Краснодара до 2030 г.

Это — один из вопросов в стратегии развития Краснодара до 2030 года. Пока я буду говорить о четырех направлениях. Это развитие и внедрение концепции «Умного города», двукратное увеличение количества туристов, существенное увеличение доли в экономике высокотехнологичного, инновационного бизнеса и развитие IT-индустрии.

Сейчас остановлюсь на каждом направлении в отдельности. Вы знаете, что Краснодар вошел в Клуб умных городов. В этом клубе — Чикаго, Дубай и многие другие города.

Первое впечатление — как можно нас сравнивать? Краснодар — с такими мегаполисами. Нас взяли в этот клуб, чтобы мы могли воспользоваться международной практикой — как правильно управлять городскими ресурсами. Нам предлагают технологии. Нам предлагают знания, причем абсолютно бесплатно.

Но самое главное — правительство Российской Федерации через Министерство строительства РФ создает специальную программу поддержки таких мегаполисов, как Краснодар. Мы еще можем получить финансирование. Значит, мы должны воспользоваться этой возможностью.

Я уже говорил о том, что нам необходимо увеличивать долю туристов. Конечно, мы — не прибрежный город. У нас нет гор. Но у нас есть хороший задел. Мы являемся столицей субъекта Российской Федерации. Столицей Краснодарского края. И здесь есть ряд направлений, которые, на мой взгляд, имеют хорошую перспективу. Это гастротуризм. У нас — отличные рестораны, отличная кухня. Один из ведущих и титулованных шеф-поваров России — это Андрей Матюха, он работает в Краснодаре. Я ни в малейшей степени не хочу умалять достижений и достоинств других шеф-поваров, у нас — отличные рестораны.

Еще одно направление — это медицинский туризм. Это наши крупнейшие медицинские центры, в которых получают медобслуживание не только жители Краснодара и Краснодарского края. Сюда стремятся приехать и получить лечение, операции из других субъектов Российской Федерации.

Событийный туризм. Очень интересно. Это «Стереопикник», «Гик-пикник», фестиваль джаза. Я благодарен ребятам за их инициативу, за то, что они активно участвуют в жизни и развитии города, проявляют свои знания и умения. Парк 30-летия Победы, где они проводят свои мероприятия, уже не вмещает всех, кто их посещает. Я обещаю, что буду обязательно помогать в развитии и становлении, находить новые территории.

Если говорить о динамике жизни Краснодара, о том, что будет происходить — здесь тоже попрошу вашего внимания. Посмотрите на экран — какая насыщенная и интенсивная жизнь в городе. На карте будут появляться флажки — выделенные дороги, социальные объекты, спортивные комплексы, промышленные парки, дендропарки, территории, которые будут преображаться — где мы будем проводить благоустройство. Это всего лишь небольшая часть тех работ, которые запланированы в этом году. Скажите, что это здорово!

Заключение: о мечтах главы города и знаковых проектах для Краснодара

Наверное, у каждого здесь присутствующего человека, руководителя есть мечта. Вот у меня, как главы города, тоже есть мечты — одна большая и маленькая. Сейчас расскажу.

Большая мечта — это действительно важный стратегический проект — строительство в Краснодаре нового аэровокзального комплекса. Без него Краснодару тяжело. Это было заметно вовремя проведения Олимпиады и Чемпионата мира по футболу. Обидно, что мы не получили федеральное финансирование, как другие наши города-соседи, хотя мы активно помогали и участвовали в проведении этих мероприятий. Здесь нам необходимо сосредоточиться и планово поработать с инвестором, который сейчас активно занимается реализацией данного проекта. Что же мы получим в итоге?

Крупнейший транспортный хаб на юге страны. Это около 40 тыс. рабочих мест. Порядка 8 млн пассажиров в год.

Ещё одна моя мечта. Это не только моя мечта, но и мечта жителей Комсомольского микрорайона — это создание Народного парка. На экране красным цветом выделены территории, которые принадлежат муниципалитету. Желтым — земельные участки, там, где мы про проводили субботники и которые в этом году, я обещаю, мы вернём в муниципальную собственность. Они не в аренде, как была земля под сквером 80-летия Краснодарского края, они — в собственности. Но мы надеемся найти общий язык с собственником и договориться, чтобы земля перешла в муниципальную собственность. Так, чтобы в следующем году мы совместно с местными жителями поработали, создали перспективный проект и выставили его на рейтинговое голосование. Я уверен, что жители Комсомольского микрорайона этот проект поддержат, и мы реализуем его в 2021 году.

Хочется поговорить, что же будет модно в 2019 году. В 2019 году будет модно быть краснодарцем. Модно любить свой город. В тренде будет помогать городу, помогать своим соседям. На самом деле размер этой помощи не очень важен. Можно посадить одно дерево, можно построить целый парк. Можно прийти вместе с администрацией на субботник и убрать территорию. Можно просто не мусорить — это тоже любовь и уважение к городу.

Дорогие друзья, пользуясь случаем, хочу поздравить всех присутствующих в зале женщин и всех женщин Краснодара с наступающим праздником 8 Марта, Международным женским днём. Пожелать всем счастья, здоровья, успехов, благополучия. Спасибо за внимание.