Поиск по сайту

Введите запрос для поиска например, структура администрации
Закрыть
Главные новости

Брифинг Евгения Первышова 4 июня 2019 г.: стенограмма основных тем

4 июня 2019

Во вторник, 4 июня, глава Краснодара провел традиционную встречу с журналистами городских, краевых и федеральных средств массовой информации.

Евгений Первышов подвел промежуточные итоги работы городской власти с начала 2019 г., рассказал об инфраструктурных проектах, которые реализуются в Краснодаре в этом году, об участии кубанской столицы в федеральных и региональных проектах и программах.

Среди основных тем брифинга — дорожный ремонт, изменения в организации дорожного движения на важных участках магистралей краевого центра, строительство школ и детских садов, обновление парка муниципального общественного транспорта, реконструкция сетей водоснабжения и водоотведения.

В брифинге приняли участие представители более 20 редакций телеканалов, газет, информагентств, Интернет-порталов.

Далее размещена стенограмма по основным темам брифинга.

О застройке и развитии «Ямы» в микрорайоне Гидростроителей

Один из важных проектов — развитие большой территории — так называемой «Ямы». Там уже утвержден проект планировки, его неоднократно показывали, публиковали. Он утверждён городской Думой. В нем полностью учтены все социальные объекты, вся инженерная инфраструктура, все необходимое для создания комфортной городской среды. Вообще, очень интересный проект, выполненный по современным требованиям и правилам, на сегодняшний день действующим в Российской Федерации. Пока он еще не реализуется, потому что сейчас этот документ необходимо довести до собственников земельных участков. Дальше мы будем уже заниматься работой, связанной с изъятием земельных участков под транспортную инфраструктуру, то есть планомерно будем подходить к этой задаче. Не так, как сегодня у нас получилось в ряде районов, в том числе и на Гидрострое — я имею в виду старую застройку. Но и там мы уже завершаем работу над проектной документацией в части расширения дорог и создания возможностей проектирования трамвайной линии, строительстве новых социальных объектов.

О проекте планировки и строительстве дорог в Солнечном микрорайоне

Еще один достаточно сложный микрорайон — Фестивальный, или, точнее, «Солнечный», в частности, ул. им. Константина Образцова. Там тоже есть сегодня сложности с земельной документацией, мы не можем приступить сегодня ни к ремонту, ни к проектированию. Большая часть земли сегодня там, а именно автомобильной дороги, которую мы сегодня видим в гравийном исполнении — находится не в казне, не в муниципальной собственности. Поэтому мы завершаем работу по проекту планировки, будем изымать эти земельные участки, планировать работы, связанные с капитальным ремонтом, а точнее, созданием транспортной инфраструктуры в этом микрорайоне. Обязательно будем строить нормальную качественную дорогу в микрорайоне.

О проектировании дороги от ул. Красных Партизан в х. Копанской

Вы знаете о достаточно серьезной заторовой ситуации на Западном обходе. Я неоднократно говорил об этом. Сейчас завершаем перепроектирование непосредственно дороги, которая у нас будет уходить от кольца ул. им. Красных Партизан напрямую на хутор Копанской. Это двухполосная пока дорога, которую мы планируем начать строить приблизительно в следующем году. Это позволит нам, во-первых, весь грузовой, пассажирский транспорт, а также всю мусороуборочную технику — она пойдет по так называемому «Почтовому тракту», спокойно, и это полноценно разгрузит Западный обход. Также занимаемся изъятием земли, переговорами с теми пользователями, которые расположены у нас на дороге от ул. им. Лукьяненко до ул. им. Думенко.

О последствиях залпового ливня в Краснодаре, о создании службы по содержанию ливневой канализации и дорог города

3 июня Краснодар настигла непогода. Залповый дождь и град вызвали подтопления. При этом все отметили, что улицу Московскую уже не топит. Мы приняли для этого меры заблаговременно. Работы, которые проводим по нормализации работы системы водоотведения из северо-восточной части города, еще не завершены. Они продолжатся. Мы еще будем строить водоочистные сооружения. Сам коллектор продолжим от основной трассы до балки реки Осечки.

Также мы занимаемся прочисткой ливневки по ул. Российской. Тот коллектор, который сегодня существует, забит «под завязку». И из-за этого ул. Восточно-Кругликовская и прилегающая к ней часть города тонут.

Сегодня уже есть позитивные моменты. Мы закупили 6 единиц техники, как и планировали, организовали бригады, создали муниципальную службу по содержанию и прочистке ливневых коллекторов. Понимаем, что этих сил недостаточно. В конкурсных процедурах будем отыгрывать дополнительные единицы техники, пока не создадим полноценную службу, которая будет эффективно заниматься содержанием ливневых сетей. Думаю, это даст хороший результат. Начиная со следующего года, продолжим развивать систему закупок спецтехники. Она будет направлена не только на содержание ливневки, но и займется содержанием улично-дорожной сети кубанской столицы.

Как вы знаете, в этом году у нас не состоялся конкурс на проведение таких видов работ, как грейдирование дорог и ямочный ремонт. Подрядчики не вышли на торги. Поэтому необходимо приобретать технику самим и воссоздавать муниципальные службы, которые были в свое время. Это даст возможность оперативно приступать к точечному устранению проблем по содержанию дорог.

Помимо всего прочего, эту технику можно переоборудовать и использовать в зимний период. Последние зимы — почти без снега. У нас и здесь есть определенные сложности с выбором подрядчика. Многие предприятия не соглашаются идти на конкурс. Требования большие, в том числе — на закупку инертных материалов, соляной и песчаной смеси, реагентов. По контракту их необходимо закупать в большом количестве, а объемы за зиму могут не расходоваться. Подрядчики несут убытки.

Мною принято решение — постепенно, не сразу, но на протяжении 2–3 лет мы создадим полноценную службу, достаточно серьезную, которая будет выполнять стратегические задачи по содержанию города.

О развитии инфраструктуры, строительстве социальных объектов в микрорайоне Гидростроителей

В целом, как и всем микрорайонам, уделяем большое внимание Гидрострою. Планируем в этом году и в следующем направить на его развитие достаточно большие средства. Первое — это сквер Пограничников, благоустройство второй очереди будет уже в этом году, работы завершим ориентировочно в сентябре—октябре и увидим абсолютно новый парк.

Также разрабатываем проект по Николаевскому бульвару.

Кроме того, мы занимаемся проектом планировки и межевания территории, связанным с изъятием и расширением всех дорог на Гидрострое.

Мы выкупили в этом году здание, и в нем уже работает школа искусств «Родник». В течение месяца заработает и музыкальная школа, тоже здание покупаем, уже штат укомплектован. Рассчитываем, что через месяц-полтора начнется образовательный процесс.

Соответственно здание детского сада, которое раньше занимала школа искусств и музыкальная школа, освобождается. Мы делаем проектно-сметную документацию и в течение следующего года сделаем реконструкцию и получим полноценный сад по проекту на 250 мест, но практика показывает, что можно увеличивать до 300–350 мест.

Готовы у нас проекты по детскому саду в районе ул. им. В. Гассия, в ближайшее время его начнут строить, финансирование есть по федеральной программе «Жилище».

Сейчас на выходе проектно-сметная документация большой школы на 1,5 тыс. мест. В конце этого года начинаем строить, весь порядок по финансированию у нас определен.

Кроме того, завершается проектирование еще трех детских садов. Плюс ко всему вы помните, мы неоднократно проводили сходы граждан вместе председателем городской Думы Верой Федоровной Галушко в микрорайоне, получили наказы по строительству уличного освещения, финансирование на эти цели выделено. Мы эти проблемы в этом году решим.

Да, ситуация сложная, да, действительно, дороги узкие и выехать из Гидростроя проблематично, пробки сумасшедшие.

Но те планы, которые на сегодняшний день мы реализуем, я думаю, повлияют на улучшение ситуации. Вам известно, что нам удалось через суд добиться признания здания поликлиники бесхозной. Этот объект строило в свое время Минобороны, потом из-за недофинансирования он был заморожен, долгое время мы вели переписку, и сейчас решение о признании объекта бесхозным вступило в законную силу. Принимаем его в муниципальную собственность, и, возможно, до конца года уже сделаем проект на строительство взрослого и детского отделения поликлиники.

Объем достаточно приличный по Гидрострою, если совокупно посмотреть, то за прошедшие 5 — 7 лет такого объема вложений именно в социальную сферу, транспортную инфраструктуру не было. Мы сейчас это всё сделаем почти за 2 -3 года. В перспективе — Южный скоростной периметр. Мы занимаемся пока предпроектными работами. Это дорога, которая должна пройти с Гидростроя через часть Большого острова на ул. Воронежскую. Это будет еще один дублёр, который позволит существенно разгрузить ул. Мачуги. Дополнительный въезд и выезд из микрорайона. Эти работы у нас ведутся.

О сохранении исторических зданий и памятников архитектуры

По дому купца Лихацкого сейчас ведем диалог в части возможности его передачи частному лицу для содержания, т. е. в аренду на длительный период с возможностью того, что этот объект будет отреставрирован и приведен в надлежащее состояние. И чтобы обязательно соблюдались все охранные обязательства. Мы понимаем, насколько это дорогостоящий процесс — приведения в нормальное состояние всех объектов по городу, которые имеют историко-культурную ценность. Это разработка проектно-сметной документации, реставрационная работа.

Мы просто не можем изыскать бюджетные средства на то, чтобы привести памятники в надлежащее состояние.

Конечно, нужно работать с коммерческими организациями в части выработки совместных решений, чтобы имущество не выбывало из городской казны, но в то же время, чтобы мы могли привлечь дополнительные источники финансирования. Такая же история у нас по памятнику — кинотеатру «Аврора». Он остается в городской казне, концессионное соглашение подписано, то есть инвестор будет проводить реконструкцию, в последующем эксплуатировать объект, согласно условиям контракта, но он будет муниципальным. И по завершению концессионного соглашения вернется городу.

Мы предполагаем, что инвестором реставрации дома купца Лихацкого может выступить «Марриотт» из-за близости к этому объекту и возможности подключения к инженерной инфраструктуре, доступа к зданию. И, наверное, «Марриотту» будет интересно, что рядом такой объект — памятник архитектуры. Это как вариант, но еще не окончательно, идут переговоры.

Об обсуждении решений, принимаемых администрацией Краснодара

— Мы очень гибко строим свою работу. Как вы заметили, любые решения не скрываем, они достаточно публичные. Мы всегда их обсуждаем, стараемся их обосновать для того, чтобы каждый мог высказаться, возразить либо поддержать те начинания, которые мы реализуем.

О преобразовании Старокубанского кольца, ремонте подземного пешеходного перехода и проектах дорожного строительства в Краснодаре

Самое интересное вы, наверное, уже прочитали в наших новостях — минувшей ночью, когда на кольце работала техника, я приехал посмотреть на начало работ, обсудить непосредственно на месте с подрядчиком сроки, какие могут быть трудности.

Когда там снимали верхний слой грунта, наткнулись на старую дорогу. Раньше — есть старые фотографии перекрестка — дорога эта существовала. Это не секрет.

Считаю те расчеты, которые нам сделала Высшая школа экономики (г. Москва) в части развития дорожно-транспортной инфраструктуры, подтверждаются. «Расшивка» таких проблемных транспортных узлов, как ул. Ставропольская — ул. Старокубанская, позволят нам создать сквозное движение. В принципе, это кольцо будет похоже на кольцо ул. им. Тургенева — ул. Красных Партизан. За исключением того, что посередине будет проходить трамвай.

Как уже говорили, по расчетам, пропускная способность перекрестка с ул. Ставропольской после преобразований увеличится на 40%. Посмотрим. Мы видели математическую модель, это расчеты, выполненные в современных программах моделирования, которыми располагала подрядная организация. Её предложения мы приняли в работу и учитываем в своих планах.

В течение месяца, в июле, мы завершим работы на кольце. Не вижу пока никаких серьезных трудностей. Единственное — заторовые ситуации. Этот момент мы тоже продумываем. Они могут возникнуть, когда закончатся основные работы на «островке» и будет делаться примыкание к существующей проезжей части.

Небольшие трудности будут. Но это на несколько дней. Как мы говорили, основные работы на самой дороге максимально ведутся по ночам.

Помимо этого, сейчас займемся проектированием и на следующий год поставим в программу реконструкцию подземного перехода на этом перекрестке. Он в ужасном состоянии. Вчера прошел по нему. Это — самый убогий пешеходный переход, который существует в городе. Конечно, его оставим, но приведем в порядок. Рядом с ним остановка для пассажиров трамваев. Мы также усилим сам «островок безопасности», чтобы, когда автомобилисты начнут ехать по прямой, горожане, стоящие на остановке, были в безопасности.

Движение здесь достаточно интенсивное, идет скоростной поток. И пропускная способность будет увеличена. Помимо этого, мы делаем реконструкцию по ул. им. Лизы Чайкиной на пересечении с ул. Сормовской — вместо кольца будет Т-образный перекресток. На ул. Сормовской также добавили полосу перед кольцом, «бутылочное горлышко» убрали. Такие технические решения не дорогостоящие, но они позволяют нам улучшить характеристики автомобильных дорог.

О завершении социальных долгостроев в Краснодаре и достройке бассейна в Юбилейном микрорайоне

Такие долгострои еще есть, но некоторые находятся в частной собственности. Мы провели ревизию и свои объекты завершаем.

Например, возле 90-го лицея в Юбилейном микрорайоне — этому бассейну сколько, семь лет? Уже, честно говоря, было стыдно, поэтому предприняли все необходимые меры, чтобы расторгнуть контракт, сохранить объект, сделать необходимую проектно-сметную документацию для его достройки. Потому что сам объект был возведен не по проекту — подрядчик нарушил все требования, какие только возможно. В том виде, в каком он был, его невозможно было завершить и ввести в эксплуатацию — были не укреплены несущие конструкции, кровля не соответствовала техническим решениям. В последующем это могло сказаться на его эксплуатации.

Вообще, там, как мне рассказали специалисты, некоторые материалы, которые применялись в обшивке кровли, были похожи на те, которые привели к трагедии в «Хромой лошади». Все помнят тот страшный пожар.

Поэтому мы все это исключили, убрали. Предусмотрели новые вентиляционные системы, потому что там, где дети, безопасность — прежде всего. И к концу этого года планируем, что объект будет завершен. Подрядчик уже работает. Думаю, за полгода он справится.

Да, возможно, потом еще два-три месяца займут процедуры по вводу и оформлению других документов. Сейчас они стали гораздо сложнее, это касается всех социальных объектов. Есть новые, более жесткие требования при допуске к эксплуатации. Все службы, контролирующие и надзорные, надо будет пройти, чтобы сдать объект, получить необходимые лицензии и заключения о допуске к эксплуатации. И только потом — начинать учебный процесс. Такая же история — по садикам, школам, всем образовательным учреждениям.

О ситуации в МУП «КТТУ» и об изменениях в работе общественного транспорта

Что касается МУП «КТТУ»: буквально 2 года назад предприятие было банкротом, почти под 900 млн долгов. Ситуация была критическая — ещё немного — и ни трамвай, ни троллейбус, ни автобус могли не выйти на линию из гаража. Просто-напросто мы могли бы остаться вообще без муниципального транспорта. Провели реорганизацию, поменяли руководящий состав, менеджмент. Неоднократно я сам выезжал на предприятие и собирал коллектив. Общался и с руководителями, и с мастерами, водителями, кондукторами. Вырабатывали алгоритм действий. На сегодняшний день мы имеем небольшую кредиторскую задолженность, которая связана с текущими платежами. Предприятие по сути находится в безубыточном состоянии. Это первое.

Второе — безусловно, мы стремимся делать все для того, чтобы предприятие развивалось. Вы видите помощь губернатора на приобретение нового подвижного состава, а именно — трамвайного парка. Сейчас мои коллеги находятся на Усть-Катавском заводе, даже прислали мне фотографию первого трамвая, на котором уже завершается сборка, который в ближайшее время будет отправлен в Краснодар. Контракт подписан, в этом году мы получим 27 односекционных трамваев, 4 трехсекционных.

Больше скажу, у нас по результатам торгов образовалась экономия, и эти денежные средства направим на покупку еще 4 односекционных трамваев. Сейчас я обратился в администрацию края, чтобы субсидию, денежные средства нам разрешили направить на проведение еще одного конкурса, чтобы закупить дополнительную технику. Пока мы говорим об односекционных трамваях. Хоть предприятие и носит социальный характер, оно все равно коммерческое, потому что существует за счет перевозки пассажиров, тарифа, который на сегодняшний день утвержден, и, конечно, из этого складывается его экономическая деятельность.

Поверьте, весь анализ, который проводился и те изменения, которые мы проводили в течение двух лет, дали хороший экономический эффект для МУП «КТТУ». И сегодняшние меры, которые предлагают к внедрению, оценены и специалистами самого предприятия, и сторонними организациями. Поэтому я уверен в том, что «никто себе в ногу стрелять не собирается». Мы не допустим отток пассажиров, наоборот, мы боремся за увеличение пассажиропотока. Для того, чтобы предприятие не просто стало безубыточным, а было рентабельным, чтобы в последующем аккумулировать денежные средства и самостоятельно выходить на обновление пассажирского состава. Да, хотя бы небольшими партиями, но тем не менее. Мы говорим об увеличении заработной платы, о достойных возможностях для работников предприятия, обновлении всех депо. Потому что туда необходимы постоянные капитальные вложения для поддержания работоспособного состояния. На предприятии работают более 4,5 тыс. человек. Это большой серьезный труд.

Я уверен, решения, которые приняты и озвучены руководством МУП «КТТУ», позволяют улучшить качество предоставляемой услуги. И они не приведут к оттоку пассажиров. После внедрения, конечно, будем смотреть, какая ситуация сложится.

Что касается автобусов, у которых обнаружились дефекты, то вопрос по ним не решился. Устранение дефекта двигателя может обойтись миллиона в два. А есть и текущие расходы по парку, который существует. Я жду решение от руководства предприятия. Если будет необходимо, мы окажем финансовую помощь именно на поддержание и восстановление еще дополнительных автобусов, которые сегодня находятся в ремонте.

15 июня, или еще какую-то другую дату по контактной сети — ее никто не обозначал. До этого говорили 1 июня. Почему за МУП «КТТУ» принимается решение и озвучивается?

Давайте вообще не опираться на даты. Сейчас идет переходный период. Всем пассажирам всю информацию обязательно расскажем. Сейчас рассматривается лучший алгоритм, как это сделать. После того, как предприятие будет готово к запуску новой схемы движения.

Схемы транспортного движения муниципального транспорта, в том числе и частного транспорта, у нас периодически корректируются. Конечно, мы будем расширять возможности муниципального транспорта. В развитие которого мы вкладываем все возможные силы.

Помимо закупки трамваев, согласована закупка 12 новых троллейбусов с увеличенным запасом автономного хода. Покупаем ведь не один или два. А берем сразу хорошую большую партию. Почему? Вспомните, к примеру, как был закуплен «Витязь». Под него пришлось перестраивать очень много процессов внутри предприятия, чтобы его можно было обслуживать и содержать.

Поэтому мы определились, что 12 единиц. Это полноценный маршрут. Мы их выведем на маршрут предположительно уже осенью, после проведения торгов. И, соответственно, будем смотреть. Стратегическая задача — замена всего пассажирского подвижного состава. Комфортный общественный транспорт станет лицом Краснодара в ближайшие два-три года.

О планировании бюджета Краснодара

И хотя доходная часть из года в год растет, и мы имеем бездефицитный бюджет, это происходит не потому, что мы стали богаче, а потому, что планирование стало более качественным. Мы очень тщательно выверяем расходную часть. Заказываем объем услуг ровно такой, какой получим в казну города.

Если брать прошлый период, когда мы говорили о кредиторской задолженности в 3,5 млрд рублей, то это происходило потому, что плановые показатели расходной части были завышены. Весь 2017 год был посвящен погашению кредиторской задолженности, то есть расчетам муниципалитета с поставщиками товаров и услуг.

Весь 2017 год мы не могли приступить к реализации проектов. Мы их начали только в 18-м и этом, 19-м году, к 20-му активно набираем обороты.

О благоустройстве скверов и парков: в 2019 г. в Краснодаре благоустроят 6 зелёных зон

Реализация федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» идет у нас по плану. По крайней мере, не слышал ни одного существенного замечания в этой части. Все проекты, которые будут реализованы, мы жителям представляли.

Изначально в этом году планировали 4 зеленые зоны благоустроить, а будем делать 6. Каждый проект был рассмотрен на публичных слушаниях. Информацию с проектами установим в скверах и парках, чтобы горожане могли еще раз ознакомиться с теми проектными решениями, которые предложены. Там будет полностью вся информация: как будет выглядеть обновлённый сквер или бульвар. Какие посадят деревья и кустарники, сколько их будет, какие установят лавочки и урны. Любой желающий сможет ознакомиться. Народный контроль только приветствуется, потому что мы делаем это в первую очередь для горожан, для создания лучшей комфортной среды.

О проекте планировки дорог в Музыкальном микрорайоне

Сейчас завершаем первый этап — утверждение проекта планировки и межевания. Сам проект уже разработан. Параллельно этим вопросом активно занимается глава Прикубанского округа Александр Журавлев. Уже есть кадастровые выписки о принадлежности земельных участков под дорогами в Музыкальном микрорайоне, понимание, где какая работа по ним ведется. Но до тех пор, пока не будет принято решение на заседании городской Думы об утверждении проекта планировки, сам переход права собственности по ним пока юридически невозможен.

В дальнейшем, после утверждения проекта планировки, перейдем непосредственно к основной задаче — изъятию земельных участков под дорогами. Там, где получится найти понимание с жителями, то есть они будут согласны передать их в пользу муниципалитета, — будет гораздо проще, чем если нам придется выходить на процедуру принудительного изъятия. Это, конечно, намного дольше, это судебные процессы. Но, по крайней мере, это все равно выполнимо. У нас есть опыт по защите интересов города в судах.

О демонтаже незаконных киосков и гаражей

Эту работу не останавливаем. У нас в планах — продолжать возвращать землю под нестационарными торговыми объектами, под металлическими гаражами. Только гаражей у нас незаконных больше 10 тысяч. Потом, вы знаете, эти территории могут быть использованы как под зеленые зоны, так и под детские игровые площадки. На перспективу будем задумываться об организации, возможно, многоуровневых муниципальных паркингов. Но это задача на перспективу лет трёх ближайших.

О строительстве школ и детских садов в Краснодаре

Сейчас наша основная задача, которую ставит губернатор, — это создание дополнительных мест в школах и детских садах. Нехватка достаточно большая, но и объемы строительства мы набрали приличные.

Только 1 сентября 2019 г. у нас открываются 2 большие полноценные школы по 1550 мест каждая — по ул. им. Байбакова и ул. им. Героя Аверкиева. И еще — 2 корпуса по 400 мест — это 81-я школа в пос. Пригородном и 23-я гимназия.

А если все подсчитать: еще две школы у нас будут достроены и введены в эксплуатацию в следующем году на Западном обходе — по ул. им. Марины Цветаевой и ул. Красных Партизан. Новые школы также строим в Молодежном микрорайоне и на месте «Ивушки» по ул. Изобильной в пос. Российском. В этом году начнется строительство еще двух школ. Это район выставочного комплекса «Экспоград Юг» — на 1650 мест и в жилом районе Новознаменском — на 1100. Это по программе «Жилище». Как уже говорил, в приоритете — Гидрострой. Здесь строительство соцобъектов у нас стартует в конце этого года. В первую очередь — школы. К началу ее возведения сейчас готовимся. И еще где-то 6–7 образовательных учреждений проектируются. Их мы начнем реализовывать уже в 2020—2021 гг.

Новые школы позволят нам обеспечить местами детей в тех районах, где мест не хватает. Например, по пос. Северному, где школа переполнена, будем решать вопрос за счет новых учреждений. Как я уже сказал, в Молодежном микрорайоне новая школа уже возводится. Мы туда оттянем часть детей из пос. Северного, будем возить автобусом. Еще есть вариант — с будущей школой в районе «Экспоград Юг».

Самое главное мы видим, что те школы, которые уже построены и готовятся к открытию в 2019 г., — современные и просторные. В них уже записалось по 2 тысячи учеников. К 1 сентября желающих будет еще больше. Поэтому нам необходимо объемы строительства еще нарастить. При этом параллельно строить дошкольные учреждения. Только в этом году начнут работать пять новых детских садов. Одни — строим сами, другие — выкупаем у застройщиков.

Надо понимать, что компании, которые строят школы и садики, городу их не дарят. В любом случае — надо выкупать, решать вопросы финансирования из федерального, краевого или местного бюджетов на приобретение этих объектов в муниципальную собственность. Нагрузка на бюджет, конечно, возрастает. Содержание школ, садиков, зеленых зон с каждым годом увеличивается.

О создании городских пляжей

В целом, у нас стоит запрет всех контролирующих служб на купания в открытых водоемах. Везде установлены запрещающие таблички, выставлены посты.

Как вы знаете, у нас есть муниципальный пляж на Затоне с бассейнами. Мы уже его открыли, он работает. Да, он маленький для Краснодара. Не спорю. Но мы сейчас ведем работу по реализации двух инвестиционных соглашений по строительству аквапарков. Один — в районе OZ Молла. Другой — на Затоне около парка 30-летия Победы, на месте, где был открытый аквапарк. В настоящее время решаем вопросы приведения в соответствие земельно-правовой документации, изготовления проектов, получения технических условий.

Думаю, в скором времени опубликуем промежуточные результаты, потому что интерес горожан к этой теме достаточно большой.

Об участии Краснодара в федеральных проектах и программах

Мы подаем заявки во все федеральные программы, в которых город может принять участие.

Уже сегодня подаем заявки по социальным объектам, по комфортной городской среде, проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Финансирование, я так рассчитываю, у нас останется на том же уровне, что было в 2017 и 2018 гг.

Федеральных программ очень много. Сегодня новые появляются, связанные с развитием инженерной инфраструктуры для новых микрорайонов, которые финансируются по линии министерства строительства. Необходимо формировать заявки, учитывать требования, правила получения этих субсидий. Я думаю, в последующем тоже будем участвовать в этой федеральной программе.

Об участии в программе переселения из ветхого и аварийного жилья

С этого года начинается финансирование программы «Ветхое и аварийное жилье». Мы помним историю 2012 г., когда те объекты, которые не попали в программу, не могли быть профинансированы из федерального бюджета.

Средства на расселение из ветхого и аварийного фонда муниципалитету требуются достаточно большие, по нашим расчетам, это несколько миллиардов рублей. Это на тот жилой фонд, который у нас уже признан аварийным.

Конечно, нам необходимо активное участие в этой программе. Требования и правила для участия утверждены, и с этого года мы начнем работу.

Это вкратце о крупных проектах, есть еще и небольшие, по которым мы рассчитываем получить финансирование. Загадывать не будем. Я всегда говорю, что надо озвучивать уже достигнутые результаты. Когда точно известно, что мы получим поддержку из федерального или краевого бюджета.

О разработке Генерального плана Краснодара

Работа над Генеральным планом Краснодара продолжается, его делает НИИ Перспективного Градостроительства (г. Санкт-Петербург), очень опытные специалисты. Сейчас выполняют первые четыре этапа из десяти, которые прописаны в контракте.

Задача разработчиков Генплана — показать, как дальше Краснодару развиваться, где должны быть места притяжения жителей, производства, медицинские, государственные службы. Для того, чтобы мы улучшили ту ситуацию, в которой сегодня находимся.

Нынешний Генплан — 2012 года. Он вообще не соответствует действительности. Коллеги из института уже сделали большую работу, провели масштабную аэрофотосъемку. Сейчас идет полный анализ существующего Генерального плана с той ситуацией, которую увидели специалисты. Затем они приступят к разработке концепции нового Генерального плана. В частности, мы предполагаем, что в новом проекте Генплана достигнем большего по созданию «зеленого каркаса» города. Это — одна из больших задач, которая сегодня есть.

Специалисты, которые есть в штате НИИ Перспективного Градостроительства, имеют в этой области все необходимые навыки. «Зеленый каркас» — это не количество деревьев на квадратный метр, это многие другие показатели. Связанные, в том числе, с климатическими особенностями Краснодара, экологией и другими факторами.

Этим проектом заинтересовалось Министерство экономического развития. Оно является ключевым министерством, которое будет утверждать Генеральный план, помимо остальных федеральных министерств, агентств и ведомств. Получаем от них рекомендации, которые надо учитывать. Может быть, у нас будет первый, пилотный проект, который будет реализован на территории Российской Федерации.

О строительстве канатной дороги через реку Кубань

Что касается предложений о создании локального туристического объекта — канатной дороги через Кубань, то это одна из составных частей той большой идеи, которая продолжает жить, ребята занимаются. Посмотрим, что получится в итоге.

Хотя, вы посмотрите, такие проекты в Москве реализуются, финансируются частными инвесторами. Почему бы и нет. Если будет частная инициатива, мы не будем против.

О перспективах проектов вертикального озеленения и капремонте жилья

Идея с вертикальным озеленением всем нравится без исключения, но собрать общее собрание жильцов и дать общую рекомендацию управляющей компании почему-то все боятся. Или попросить управляющую компанию реализовать проект на примере одного дома. Тем более, что мы готовы оказать любую помощь (от начала приобретения, содержания), рассказать, как правильно все это сделать. Почему-то все ждут, что мы придем. Мы не можем тратить на это бюджетные деньги. Мы вносим предложения, а в части их реализации — собственники и правообладатели жилых помещений должны самостоятельно принимать решения. Для меня сегодня главное — реализация региональной программы капитального ремонта жилья.

На сегодняшний день больше 380 многоквартирных жилых домов включены в программу только в этом году. В них по разным видам работ ведется капитальный ремонт: лифты, кровля, фасады, инженерная инфраструктура. Очень большой объем, мы активно занимаемся этим направлением. А про вертикальное озеленение, я думаю, нужно самим жителям подумать. Идея хорошая, мне она нравится.

Об увеличении доходной части бюджета Краснодара

Есть работа, которую мы проводили в 2017–2018 годах по увеличению бюджета. Доходы существенно приросли. Если брать разницу между 17 и 18 годом, то доходная часть консолидированного бюджета выросла более чем на 7 млрд. Консолидированный — это общие деньги, которые распределяются как субъектом, так и непосредственно муниципалитетом.

Мы тоже прибавляем каждый год. Денег, конечно, стало больше, но и задач, и потребностей — больше. С каждым годом они растут. В прошлом году у нас доходная часть была 95,3 млрд рублей, по оценкам специалистов в этом году мы можем пробить планку в 100 млрд. Это, еще раз, речь идет о консолидированном бюджете.

Мы вели и ведем большую работу в части учета наших возможностей. А вы знаете, что земельный налог, налог на имущество, это те налоги, которые 100 процентов поступают в бюджет муниципального образования.

Только в минувшем году путем анализа и сверки баз кадастровой недвижимости и налоговых органов было выявлено около 400 тысяч объектов с несоответствиями. Одни имели вид пользования с заниженной ставкой налогообложения. Другие — вообще не стояли на учете. За счет этой работы мы значительно увеличиваем налоговые поступления в местный бюджет.

И самое главное — мы увеличиваем доходную часть за счет участия во всех федеральных и региональных программах. Это дает нам существенную возможность успешно реализовывать все наши социальные проекты.

Об открытости работы администрации города и завершении городских проектов

Мы всегда открыты к общению по вопросам развития города, по решению проблем.

На протяжении всего времени у нас получается вести открытый диалог с горожанами, рассказывать о путях решения проблем. Так мы будем действовать и дальше. Уверен, мы выйдем на положительную динамику в решении даже самых сложных проблем, хотя их достаточно много, и они старые. Это требует огромной концентрации сил и финансовых ресурсов.

Разрабатывая стратегию, мы расставляем приоритеты вместе с жителями на встречах в разных районах города. Мы стараемся решать задачи, находить возможности финансирования из разных источников: федеральных и региональных.

Результат есть, результат очевиден. Самое главное сегодня — сохранить тот темп, который мы взяли, и довести до конца все планы, о которых мы говорим. Не должно быть незавершенных проектов. Начиная одни, мы параллельно подхватываем другие — старые и завершаем их.

О решении проблемы пробок, создании перехватывающих парковок

На самом деле проблема с пробками в нашем городе возникла не в одночасье. Дороги у нас долгое время не строились, не ремонтировались, не реконструировались.

При этом количество автомобилей выросло настолько, что уже просто зашкаливает. Если в прошлом году в город ежедневно въезжало 100 -150 тыс. автомобилей, то, по информации ГИБДД, которую мы получаем по биллингу, в мае 2019 г. — это уже до 170 тыс. машин. Представьте: утром к нам заезжает 150 -170 тыс. автотранспортных средств и вечером они выезжают из города по тем же дорогам и мостам, которые построены десятки лет назад. Эту проблему невозможно решить одним только строительством новых развязок и виадуков по городу. Понятно, что необходимы перехватывающие парковки, качественный общественный транспорт. Как важная часть формирования комфортных условий для того, чтобы человек мог поставить свой автомобиль, пересесть в общественный транспорт и уже перемещаться по городу в тех направлениях, в которых ему удобно. Конечно, для этого потребуется довольно длительное время. Но над этой задачей мы работаем.

О перспективе строительства новых трамвайных линий

Есть несколько первоочередных направлений. Здесь главная задача — запустить трамвай по ул. Московской от ул. Солнечной до ул. им. Петра Метальникова. Тем самым мы дадим возможность жителям Музыкального микрорайона пользоваться общественным транспортом, а не своими автомобилями. Я думаю, многие жители «Музыкального» и других районов, где нет трамвая, предпочли бы передвигаться именно на трамвае, а не стоять в пробках на автомобиле или в автобусе. И мы построим новые линии и поставим новую технику.

Это, в первую очередь, ул. Московская.

Про Гидрострой тоже уже говорили не раз, насколько там необходим трамвай. Автомобилисты там по часу стоят в пробке, я сам недавно простоял столько же на выезде из Гидростроя. Конечно, строительство трамвайной линии в перспективе решит эту проблему. И в новом проекте планировки всей большой территории учтено строительство трамвайной линии. Рассчитываю, что достаточно много горожан пересядут на трамвай и будут пользоваться общественным транспортом.

Таже история — по ул. Восточно-Кругликовской. Там будем строить трамвайную линию, и еще охватим небольшой участок по ул. Фадеева — до аэропорта. Но главные три направления, куда мы должны пустить трамвай — это у нас ул. Московская, Гидрострой и ул. Восточно-Кругликовская. Строительство новых трамвайных линий туда — это то решение, которое позволит нам уменьшить поток автомобилей по нашим дорогам, снизить число заторов.

О ситуации вокруг МЖК «Краснодарский»

Я встречался с генеральным директором, хозяином холдинга. Мы с ним достаточно долго вели переговоры. Он не допускает возможность того, что на предприятии останутся опасные производства. Соблюдение требований безопасности требует от него больших затрат и вложений. Остается у нас розлив масла и производство майонеза.

Тем более майонез в шайбах пользуется большой популярность, все его любят. Я тоже. Наверное, для него это был главный довод.

Он сказал, мол, хорошо, мы это производство оставляем, именно на прежней территории МЖК. Никаких реноваций на предприятии не будет. Будет только развитие самого производства. Помимо прочего, он попросил предложить ему альтернативные возможности для развития производственного потенциала в границах Краснодара. Вот на этом мы остановились. Помимо МЖК, у нас устойчиво развивается 4 промышленные зоны с большими производственными парками.

О создании площадок для выгула собак

Будем искать территории для устройства площадок по выгулу домашних животных. Вы сами понимаете, что в местах общего пользования не так много таких территорий. Этот ресурс у нас ограничен.

Конечно, содержание питомца накладывает ответственность на хозяина. То есть, если у вас есть домашнее животное, наверно, нетрудно носить с собой перчатки, пакетик, чтобы за ним убирать на прогулке.

Конечно, можно наставить еще отдельных контейнеров для собак, но мы с мусорной проблемой не можем справиться до конца. Пока, я думаю, что хозяева животных должны сами эту проблему решать. В перспективе, в наших парках мы предусмотрим такие возможности.

О преобразовании МУП «Парки, инвестиции, туризм»

Пришла пора перестраивать работу предприятия, переводить его в казенное учреждение. Это произойдет уже этой осенью. МУП прекратит свою деятельность, и на его базе создадим муниципальное казенное учреждение. Все парки Краснодара, я имею в виду центральные парки, надо забрать на содержание города. Сегодня они находятся на хозрасчете. И мы видим удручающее состояние. Из года в год все приходит в упадок. Конечно, нам надо все это исправлять. Это любимые места отдыха горожан, и они должны становится лучше.

О сроках продления ветки трамвая до ул. им. Петра Метальникова и развитии Музыкального микрорайона

Отсчет можно будет начать, как только у нас будет полностью утвержден проект планировки и завершено межевание земли в «Музыкальном» микрорайоне. Это первоочередной документ, который уже готов и находится на утверждении. После этого мы начнем готовить проектно-сметную документацию на прокладку трамвайной линии. Когда будет готов проект строительства путей, мы при поддержке губернатора Кубани, который оказывает огромную помощь городу в развитии общественного транспорта и, в особенности, трамвая, я уверен, получим финансирование на строительно-монтажные работы. Подтверждение о таком финансировании мы уже получили. И не только для проекта продления трамвайных путей: в целом на развитие «Музыкального» микрорайона, на строительство там дорог, инженерной инфраструктуры, и вообще всей полноценной инфраструктуры для комфортного проживания людей. Безусловно, сейчас в «Музыкальном» сложные условия проживания. Тем не менее, я думаю, что мы найдем способ сделать этот микрорайон более комфортным.

О проекте городской электрички

У нас создана и действует рабочая группа. Сейчас начнется этап, связанный с разработкой технико-экономического обоснования. Любой большой коммерческий или социальный проект требует технических и экономических расчётов. Говорить сегодня о стоимости этого проекта пока — преждевременно.

О перспективе строительства проколов под железной дорогой

Появились определенные сомнения в этой части. С разработчиками — специалистами «Высшей школы экономики» — мы по этой теме общаемся регулярно, советуемся. Но пока окончательного решения нет.

О поступлении в бюджет города налогов от продажи Сергеем Галицким доли в компании «Магнит»

Еще не поступили. Бюджет — это публичный документ. Говорить на эту тему можно будет, когда налоги будут уплачены. Срок уплаты НДФЛ по представленным декларациям — до 15 июля 2019 г.

О ситуации с уборкой мусора вокруг контейнерных площадок

Мы посчитали, что до конца года теми темпами, которыми мы осуществляем вывоз и утилизацию отходов в соответствии с нашими полномочиями, сумма затрат на это может быть увеличена до 100 миллионов рублей. Пока обсуждаем этот вопрос в профильном комитете с депутатами городской Думы, чтобы для нас не стало сюрпризом то, что в одночасье закончилось финансирование. Мы заранее ведем расчет средств, которые потребуются для полного поддержания санитарного порядка в городе.

О поддержании чистоты в городе и участии жителей

Наверное, финал наступит, когда в обществе будет общее неприятие к рекламе в неотведенных для нее местах, к подобным объявлениям. Когда мы не будем безразлично проходить мимо человека, который клеит объявление на столб. Не надо стесняться делать замечание подросткам, детям, когда они мусорят или выбрасывают мимо урны, людям, которые клеят объявления, где попало. Это такая большая программа воспитания, которая должна начинаться с садика, школы. С себя — в первую очередь. Надо понимать, что достаточно большие ресурсы тратятся, чтобы содержать город в чистоте. Эти деньги можно было бы направлять на другие нужды.

Многие постепенно перестраиваются. Когда ты идешь по чистому городу, ты ищешь глазами урну, чтобы выбросить мусор, обязательно его донесешь. Дальше начинает работать администрация в части уборки и вывоза тех отходов, которые образуются.

Еще раз повторю — здесь должна быть общая задача. Еженедельно этот вопрос стоит у меня на аппаратном совещании. Понедельник — это обсуждение вопросов, связанных с содержанием каждого района города с отчетом глав внутригородских округов о том, что сделано за неделю, какие улицы приведены в нормативное состояние, какое количество рекламных конструкций убрано, сколько столбов и заборов очищено от объявлений типа «продаю-покупаю-меняю». Смотрим число торговых объектов, которые уже приведены по внешнему виду к тем рекомендованным стандартам, которые разрабатывает администрация и предлагает для реализации.

О строительстве новой магистрали от ул. Тихорецкой до трассы М-4 «Дон»

Проектирование активно идёт, проект включает 7 этапов, 4 из них делает муниципалитет, 3 — краевое министерство транспорта. Работа кипит, финансирование есть, мы соберем, наверное, отдельное мероприятие, покажем те части проекта, которые проработаны и в 2020 году будут реализовываться.

Конечно, эта магистраль нужна. Она позволит создать дополнительный коридор, дорога будет строиться по новым требованиям, 4 как минимум полосы. Она соединит трассу М-4 «Дон», ул. Восточно-Кругликовскую, Тихорецкую, поможет создать там съезды дополнительные на ул. Новороссийскую. Это развитие нового микрорайона, который включает в себя, в том числе, и медицинский кластер.

Все намеченные сроки должны быть выполнены.

Ну, а небольшие проекты, о которых я вам сказал, уже имеют подтверждение по возможности дополнительных источников финансирования. Это хорошо скажется на развитии дорожно-транспортной инфраструктуры, я говорю о дороге от ул. Красных Партизан по прямой на х. Копанской. Все мусоровозы туда уберем. Люди, которые едут в х. Новый, х. Копанской, поедут по прямой и не будут стоять в пробке на Западном обходе, чтобы свернуть на Немецкую деревню.

О развитии зелёных зон и создании парка в Молодёжном микрорайоне

По количеству создаваемых, реконструируемых зеленых зон в городе мы набрали хороший темп.

Территории мы стараемся приблизить непосредственно к месту жительства граждан. В том числе, последнее мероприятие прошло под руководством губернатора Вениамина Ивановича Кондратьева, когда мы выезжали в Молодежный микрорайон. Принято решение об остановке застройки большой территории 4,5 га, мне дано прямое поручение по возврату этого земельного участка в муниципальную собственность и создания на данной территории парка, начиная со следующего года. Мы создадим хорошие комфортные условия на данной территории.

Если говорить по первому анализу, который озвучили специалисты, то зеленых насаждений общего пользования в городе достаточно. То есть на количество жителей и так далее. Но опять же, это не зеленый каркас. Здесь бы я вам посоветовал, допустим, при одной из встреч, когда мы будем проводить прием выполненных работ институтом, который занимается разработкой Генерального плана, задать вопросы именно по зеленому каркасу. Это совершенно другая история, совершенно другие требования, другой подход планирования и развития города. Хотя многое, как признают специалисты, у нас интересное в городе есть. Еще раз повторю — количество зеленых насаждений, которые учли и обследовали при визуальном осмотре, при фотосъемке, при работе специалистов на местах — говорят, достаточно для комфортного проживания. Но этого мало. Будет развивать зеленые зоны обязательно.

О строительстве нового Яблоновского моста

Много разговоров сейчас идет о строительстве Яблоновского моста. Как я уже говорил, сегодня для муниципалитета это очень сложно при тех основных задачах, которые нам необходимо оперативно решить внутри города по строительству школ, детских садиков, обновлению подвижного состава нашего трамвайно-троллейбусного управления, ремонту дорог.

Стоимость проекта может доходить до 7 млрд рублей. По сути, если бы пришлось строить за счёт бюджета города, мы должны были бы остановить все работы, которые ведутся, ничего не строить и не ремонтировать, а все силы бросить на строительство Яблоновского моста. Мы себе этого позволить не можем.

Но, тем не менее, этот проект обсуждается. В том числе — в Минтрансе. На федеральном уровне депутаты занимаются этим вопросом, краевая администрация в этом участвует. Поэтому при наличии и выделении дополнительных финансов из федерального бюджета, думаю, этот проект можно будет реализовать. По времени сейчас не скажу, когда такая субсидия может поступить. Но, безусловно, новый мост, который свяжет два субъекта РФ, нужен.