Меню Закрыть

Брифинг главы Краснодара Евгения Первышова по итогам полугодия: стенограмма основных тем

Глава столицы Кубани второй раз в этом году встретился с журналистами городских, краевых и федеральных СМИ.

Евгений Первышов в ходе встречи рассказал о ключевых направлениях работы в первом полугодии 2017 года, в том числе — о ситуации с городскими финансами, ходе ремонта дорог в рамках федеральных и краевых программ, подготовке к новому учебному году и строительстве новых школ, реализации в Краснодаре приоритетного федерального проекта по созданию комфортной городской среды, а также ответил на вопросы представителей средств массовой информации.

В брифинге приняли участие представители около 20 редакций СМИ, в том числе — муниципальной телерадиокомпании «Краснодар» и ГТРК «Кубань», газет «Краснодарские известия», «Кубанские новости», «Российская газета», «Кубань сегодня», «Комсомольская правда-Кубань», «Новая газета Кубани», «Юг Таймс», «Вольная Кубань», «МК на Кубани», еженедельника «АиФ-Юг», журнала «Местное самоуправление Кубани», информационных агентств «РБК Юг» и «Интерфакс-Юг», информационных порталов «Югополис», «Юга.ру», «Живая Кубань», «Ясно», холдинга «Масс Медиа Групп».

Далее публикуем стенограмму ответов Евгения Первышова по основным темам брифинга.

Мы с вами встречаемся уже в третий раз. Это хорошая открытость непосредственно администрации, власти — для того, чтобы мы находили общий язык и доносили чёткую информацию до наших горожан.

Безусловно, изначально мы договаривались, что не говорим просто об обещаниях. Я ставил непосредственно перед собой, своей командой, администрацией, определенный план на этот год. В принципе, 7 месяцев у нас уже позади и мы можем подводить какие-то определенные итоги. Но, безусловно, самый, наверно, важный вопрос, который существовал и сегодня существует — это бюджет муниципального образования. Потому что, мы с вами прекрасно знаем и понимаем: что бы мы ни делали — все будет упираться в доходную и расходную часть, которая существует, чтобы мы могли выполнять те задачи, планы, цели, которые ставят перед нами жители города.

Поэтому хотел бы вкратце рассказать о бюджете по состоянию на сегодняшний день. Мы помним, каким принимали бюджет в конце прошлого года. Доходная часть — 22 млрд руб. из них собственные доходы составляли 14 млрд руб. Безвозмездные поступления из краевого бюджета, как видим — более 8 млрд руб. Общий расходный баланс составлял 23 млрд руб.

Существовал определенный дефицит, в районе где-то 1,5 млрд руб. Что удалось сделать в течении 7 месяцев? Благодаря активной работе с профильными министерствами Российской Федерации, непосредственно с департаментами, ведомствами администрации края при их поддержке нам удалось привлечь еще дополнительно 7 млрд 740 млн рублей с начала этого года. Это как раз те программы, те мероприятия, в которых мы участвуем. Это дороги, это «Жилище», это благоустройство. Также удалось увеличить собственные доходы муниципалитета.

И мы видим, что доходная часть у нас составляет уже 30 млрд руб. укрупнённо и расходная часть — 31, почти 32 млрд руб. То есть тот дефицит, который у нас в начале года существовал по бюджету в районе 1,5 млрд руб., сохраняется. Но, тем не менее, мы сейчас ведём активную работу, чтобы этот дефицит максимально сократить.

Дальше — это общий план, 84,6 млрд руб. — план, который стоит перед администрацией Краснодара по сбору средств в консолидированный бюджет края. На сегодняшний день 50,2 млрд уже перечислено в консолидированный бюджет, что составляет порядка 60% от намеченного плана. Соответственно, общая доля участия Краснодара в консолидированном бюджете составляет порядка 37%.

Ну и, конечно, кредиторская задолженность. Мы помним, какое тяжёлое бремя нам досталось — 3,5 млрд руб. кредиторской задолженности, которая не была обеспечена никакими лимитами в бюджете этого года. За 7 месяцев нам удалось погасить, изыскать денежные средства порядка 2 млрд 100 млн руб. Остаток — 1,3 млрд руб. В первую очередь, благодаря серьёзной поддержке, которую нам оказал губернатор Краснодарского края, нам выделили 1 млрд безвозмездно на погашение кредиторской задолженности.

Потом, путём перераспределения лимитов денежных средств, сокращения и оптимизации расходов администрации удалось погасить еще 1 млрд руб. 1,3 млрд руб. — это текущая кредиторская задолженность, которая «сидит» в бюджете этого года и которую, конечно же, надо гасить, потому что это наши обязательства перед поставщиками товаров и услуг — подрядчиками, которые выполняли определённые виды работ непосредственно для муниципалитета и для города.

Инфографика по теме бюджета Краснодара в 2017 году.

Первое — это, конечно, ремонт дорог. Все вы видите, какое серьёзное финансирование мы получили. Это больше 50 участков, которые будут выполняться и выполняются в текущем и капитальном ремонте. Работа кипит, чувствуется, что жители хорошо относятся к мероприятиям, которые мы проводим.

Есть, конечно, вопросы, которые периодически возникают в части капитального ремонта. Это у нас улица Новороссийская. На неделе мы уже заключаем контракт, и на нее будет выходить подрядчик. Это Тургенева, дорога на Индустриальный — очень кричащая. Сегодня там уже осуществляется подвоз необходимых материалов. Прибывает необходимая техника, которая, я считаю, достаточно качественно, хорошо эту дорогу отремонтирует.

За счёт экономии, которая у нас образовалась в результате торгов — порядка 300 млн руб. — мы дополнительно еще распределим на 5 дорог. Основная, которая у нас попадает — это Садовый путепровод. Сейчас по ней мы активно работаем.

Вторая программа — это программа «Жилище». Сегодня проходят конкурсные процедуры. Нам удалось убедить Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, чтобы вместо 5 объектов мы начали строительство 8. Правительство эти поправки нам утвердило и разрешило перераспределить эти денежные средства. Соответствующее соглашение подписано с администрацией Краснодарского края.

В результате, одновременно в этом году мы начнем строить восемь объектов. Это помимо тех, которые строят застройщики за свой счёт. То есть те сильные застройщики, у которых есть такая возможность.

Это школа на 1,5 тыс. мест в микрорайоне «Губернский». Рассчитываем, что она к началу следующего учебного года будет уже сдана. Это школа по ул. им. Байбакова, которая тоже будет строиться за счёт частных инвестиций с последующим выкупом, который мы планируем и обсуждаем совместно с администрацией края. И ряд детских садиков. Ну и, конечно, формирование планов и задач уже на следующий год.

Вы видите, что сегодня идёт активная передача земельных участков. У муниципалитета нет своей свободной земли. Вся земля находится в частной собственности, государственной либо в государственной собственности именно под строительство социальных объектов. И хорошая тенденция, когда строительные компании самостоятельно формируют земельные участки, которые находятся у них в собственности, делают «привязку» типовых проектов к этим объектам, получают положительное заключение госэкспертизы и безвозмездно передают нам уже данные земельные участки и документацию — для того, чтобы мы могли прогнозировать и составлять планы на текущий и следующий год, строить там школы, детские сады. Это важно, потому что все заявки мы сейчас передаём в Москву, в Министерство жилищного-коммунального хозяйства, которое планирует выделение дополнительных лимитов нам уже на следующий год. Это очень хорошо, и я рассчитываю, что финансирование, которое Краснодар получил в этом году на строительство школ и садиков, мы получим такое же уже в следующем году на реализацию этих приоритетных проектов.

Конечно, немаловажная работа сегодня начнётся по благоустройству внутридворовых территорий и пяти скверов, которые попали в данную программу [приоритетный федеральный проект «Формирование комфортной городской среды»]. Конечно, уже август—сентябрь месяц, но у нас достаточно тёплая погода держится до ноября. Надеюсь, эти работы выполним до ноября качественно и в срок.

Также заявка, которую мы сегодня отвезли в Москву, имеет определенную положительную тенденцию. Мы рассчитываем, что опять же финансирование в районе 800–900 млн руб. на благоустройство нашей территории мы в следующем году получим. Поэтому планы мы уже составляем, работу соответствующую ведем.

Это программа партии «Единая Россия», которая реализуется на всей территории Российской Федерации, она новая для всей страны, но не новая для нас. Потому что вы помните, как мы благоустраивали внутридворовые территории по программе «Краснодару — столичный облик», и, непосредственно, по программам наказов избирателей депутатам городской Думы Краснодара.

Единственное, какие изменения у нас произошли в этой части в начале этого года — приняты поправки в рамках 44-ФЗ. То есть там, где идёт расходование бюджетных средств любых уровней — федеральных, региональных или местных — мы должны проходить ценовую экспертизу. Ценовую экспертизу может сделать только наша государственная экспертиза, которая подчиняется и входит в систему департамента строительства администрации Краснодарского края. В этой части мы, конечно, теряем определённые сроки, но требования законодательства мы должны соблюдать.

В целом, это чуть усложнило нам работу. Потому что все муниципалитеты, которые теперь работают с бюджетными деньгами, вынуждены обращаться за подтверждением и получением ценовой экспертизы. Вал и объём работ, которые теперь проходят государственную экспертизу, достаточно большой, и в этой части не всё по времени получается так, как хотели.

Третья программа — это капитальный ремонт жилья. Вы видите, как эта работа активно ведется. В этом году в общей сложности у нас в работе будет 300 домов. Что такое 300 многоквартирных домов? Это каждый 10-ый дом будет приведен в порядок. Где-то трубы поменяем, где-то непосредственно инженерную инфраструктуру. Вот если по градации посмотреть, то фасады и крыши занимают примерно 50% объёма работ, которые на сегодняшний день у нас выполняются в многоквартирном жилом фонде.

Какие есть определённые опасения? Я опять возвращаюсь к бюджету, это непредвиденные расходы, которые могут возникать у администрации. Мы с вами видели, как развивалась ситуация в трамвайно-троллейбусном управлении, когда большая задолженность КТТУ привела к тому, что были арестованы счета предприятия. Операционные расходы могли вестись только исключительно в части выплаты заработной платы, и налоговая инспекция в одностороннем порядке снимала денежные средства на погашение той задолженности, которая у КТТУ образовывалась по налогам.

Помимо прочего, там сумма — порядка 150–200 млн — это задолженность перед предприятиями, которые поставляли услуги КТТУ, то есть, запчасти, ГСМ и т. д. Возникла опасность банкротства предприятия. Поэтому мы достаточно оперативно сделали перераспределение собственного бюджета, выделили на заседании городской Думы порядка 200 млн рублей на погашение того разрыва, который существует.

Но, тем не менее, чтобы оптимизировать работу трамвайно-троллейбусного управления, вы видите, что мы провели работу вместе со «Сбербанком» переход на безналичный расчёт. Он будет происходить постепенно, не сразу, но, тем не менее, это даёт возможность, в первую очередь, увеличить поступление денежных средств за проезд порядка 20%.

Помимо прочего, эта качественная услуга. Она позволяет горожанам, которые пользуются общественным транспортом, не трясти там мелочью в карманах, набирая непосредственно 23 рубля, а приложить электронное устройство и быстро произвести оплату, которая занимает по времени действительно 5 секунд.

Помимо всего прочего мы, конечно, будем оптимизировать маршруты частных перевозчиков. Будут изменены порядка 20 маршрутов, 11 вообще будут удалены. Перечень в ближайшее время опубликуем, и наш руководитель департамента транспорта достаточно эффективно эту работу ведет. И я рассчитываю, что это позволит оптимизировать всю структуру наших пассажирских перевозок.

Конечно, задумываемся уже наперед, чтобы обеспечивать общественным транспортом такие густонаселенные районы, как Гидрострой, Московский, Восточно-Кругликовский. И, конечно же, развитие железнодорожного трамвайного полотна позволит качественнее работать общественному транспорту. Но здесь без участия, наверно, бизнеса, серьёзных вливаний в экономику предприятия будет достаточно тяжело это сделать. Поэтому мы готовим определенные документы, ведем переговоры, предварительно делаем расчёты, сколько необходимо денежных средств, чтобы расширить трамвайно-троллейбусную сеть по вышеперечисленным микрорайонам.

Эта работа на сегодняшний день — в стадии подготовки. Мы готовим предложения для бизнеса, инвесторов, которые бы могли зайти вместе с муниципалитетом именно в трамвайно-троллейбусное управление, вложить денежные средства в строительство новых трамвайных веток и обновление подвижного состава. Бизнесмены ведут расчеты возврата своих средств. По крайней мере, первые просмотры перспектив говорят о том, что им интересно предложение стать инвесторами.

Ситуацию в КТТУ мы стабилизировали. Оно уже не в том критичном состоянии, в котором находилось полтора-два месяца назад. Ключевые долги погашены. Никаких арестов по счетам у нас нет.

Необходимо уточнить по оптимизации маршрутной сети. Сегодня у нас идет «накладка» маршрутной сети муниципального транспорта и частного. Они перетягивают друг у друга пассажиров. Ни бизнес, ни КТТУ в этой ситуации не зарабатывают. Все несут определенные потери. Маршруты, где эффективно работают частные перевозчики, за ними останутся. В любом случае, многие жители нашего города пользуются услугами частных перевозчиков и довольны. Есть те, кто хорошо себя зарекомендовал.

Если мы берем «Музыкальный» микрорайон, то сегодня его обслуживают 13 низкопольных муниципальных автобусов. Жители микрорайона обратились с просьбой, и мы, таким образом, улучшили их транспортное обслуживание. Автобусный парк [60 автобусов], который вернулся с Кубка конфедерации в Сочи, уже задействован в городских маршрутах муниципального транспорта.

Это большая работа по оптимизации маршрутной сети. Она заняла не один день, и ведется на основе долгосрочного планирования. Мы консультируемся с экспертами Московского автодорожного института, которые участвовали в разработке дорожной инфраструктуры Москвы. Это не только решение администрации Краснодара, это объемная работа, которая будет делаться в течение всего года с оценкой пассажиропотоков, с учетом результатов опросов общественного мнения в первую очередь. Мы выбираем тот вариант, который удобен для людей, потому что КТТУ борется за потребителей транспортных услуг. Если пассажиру комфортно и удобно, он будет пользоваться именно муниципальным общественным транспортом.

Для этого мы сегодня также готовим к внедрению такую форму, как повременной билет. Для того, чтобы человек мог в течение определенного времени пользоваться одним билетом, пересаживаться с ним с одного муниципального транспорта на другой. Мы изучили примеры других городов и обязательно его внедрим.

Говоря о назначении руководителя предприятия на длительный срок, именно этого просят сотрудники, такое решение могло бы стабилизировать ситуацию внутри коллектива. После объявления о сокращении на предприятии еще предыдущим руководством, ситуация была негативная. Сокращения мы приостановили, потому что впоследствии будет трудно набрать специалистов своего дела, профессионалов, которые могут сегодня уйти. Такая экономия не оправдана.

Подбор руководителя сейчас ведем, пока еще не определились с кандидатурой. Предприятие работает стабильно, и никаких угроз этому процессу нет.

В этом году на создание комфортной городской среды [Краснодару] было выделено 811 млн руб.

Проекты следующего года мы будем активно осуждать с жителями города и экспертным сообществом. В этом году завершим реконструкцию пяти скверов и восьми дворовых территорий — это целые кварталы многоквартирных жилых домов. Это делается для того, чтобы у нас не было дисбаланса в уличном убранстве города и качество жизни соответствовало всем современным требованиям.

Мы рассчитываем на получение такого же объема денежных средств в следующем году, активно ведем работу с профильным министерством, а средства идут по линии Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Вы видели, какой конструктивный форум был проведен в Краснодаре под эгидой партии «Единая Россия» с участием председателя правительства РФ Дмитрия Медведева и министра строительства Михаила Меня. Второй день был посвящен доработке федеральных программ. Наше активное участие в этом процессе дает основания полагать, что мы получим финансирование на следующий год.

Проекты после проведения публичных слушаний отправляются в Москву, в Министерство жилищно-коммунального хозяйства, где еще дополнительно получают оценку со стороны КБ «Стрелка». Там незначительные корректировки в той документации, которую мы имеем. В Краснодаре — очень много компаний, которые прекрасно справляются с поставленными задачами. Сегодня все проекты размещены на торговых площадках, по завершению торгов будем выполнять благоустройство.

Ситуация, действительно, непростая. Конкурсная процедура уже объявлена, размещена на площадке, но еще не проведена, подрядчик не определен.

Надо понимать вообще всю сложность работы на этой улице — капремонт там будет проходить в течение двух лет. До 75% всех работ — это инженерные коммуникации. Такой проект, такое заключение нам дала экспертиза. Основная сложность будет заключаться в перекладке коммуникаций и строительстве коллектора. Остальное — дорожные работы.

Мы сегодня для себя четко понимаем, что подрядчики, которые работают на выполнении дорожного ремонта, очень загружены и даже перегружены, потому что такого колоссального объема работ давно не проводилось.

И сегодня стоит вопрос, кто же станет победителем конкурса и сможет ли он выполнить эти работы в соответствии с технической документацией? Так что, скорее всего, работы начнутся в конце августа, смотря как пройдут торги. Некоторые подрядчики, проанализировав документацию, говорят, что они не справятся и уходят. Но есть надежда, что сильные компании пожелают поучаствовать в конкурсных процедурах.

По ул. Новороссийской — подписание контракта уже на этой неделе. Имевшая место жалоба в ФАС рассмотрена и отклонена. Сегодня нет проблем для заключения с подрядчиком соответствующего договора, до конца года работы по ул. Новороссийской будут выполнены.

Нужно понимать, что заниматься активным строительством социальных объектов надо было лет пять назад, одновременно со строительством микрорайонов, которые были заложены.

Сегодня моя задача, задача моей команды — исправить проблему. Считаю, та планка, которую мы взяли, поможет хотя бы в течение трех лет снизить нагрузку на существующие школы и садики. Три года — хороший срок, думаю, мы справимся.

Сейчас идет серьезный упор на создание новых социальных объектов — детских садов и школ — в части города, где Московский микрорайон, Восточно-Кругликовский, пос. Российский Прикубанского округа.

Мы не стоим на месте. Занимаемся подбором земельных участков, ведем эту работу с бизнесом, строительными компаниями, у которых в собственности данные земельные участки. Определяем земельные участки, которые находятся в собственности строительной компании или бизнеса, они самостоятельно делают типовую «привязку», проходят экспертизу и затем безвозмездно передают в администрацию города и землю, и проект — для того, чтобы мы могли уже на следующий год включить строительство в планы.

Федеральная программа «Жилище» в этом в этом году не заканчивается, она имеет долгосрочную перспективу, и мы рассчитываем, что те документы, которые мы передаем, будут успешно проходить конкурсный отбор, и мы получим финансирование.

Да, был определенный перекос, связанный с выдачей разрешений на строительство жилья. Я уже говорил, что мы с начала года мы отменили ранее выданные разрешения на строительство почти на 800 тысяч кв. метров многоквартирного жилья — там, где были определенные нарушения и замечания. Я наложил запрет на строительство объектов на Гидрострое, в ЮМР, до тех пор, пока не решим вопрос со школами и садиками. И не нужно забывать, что отсутствие школ и садов — только часть айсберга, нужно принимать во внимание и отсутствие мест в поликлиниках. Это тоже немаловажный аспект.

Когда мы видим старую застройку Краснодара, видим и наличие детских учреждений дополнительного образования, различные детско-юношеские центры. Их тоже нужно планировать и строить. Мы должны помнить, что детей важно приучать к здоровому образу жизни, спорту, «забирать» с улицы, и детско-юношеские центры также должны присутствовать в типовых планах, как необходимые для жизни социальные объекты.

В Москве мы с вице-губернатором Андреем Алексеенко встречались с руководством ОАО «РЖД» по поводу рассмотрения возможности организации новых железнодорожных переездов через пути, в частности — в районе ул. Солнечной, ул. Восточно-Кругликовской с выходом на ул. Новороссийскую и так далее.

Встреча прошла, в том числе, по моему обращению. Я, как глава города, написал письмо непосредственно Олегу Белозерову, руководителю ОАО «РЖД» и получил ответ, что там готовы рассматривать варианты решения той сложной дорожной ситуации, которая сложилась в Краснодаре.

Мы понимаем, что в ближайшей перспективе — а здесь можно смело говорить как минимум на 10 лет вперед — не произойдет выноса железнодорожного вокзала и, вообще, ж/д путей из центра города. Нет сегодня такой возможности, такой суммы денежных средств, о которой говорили в своё время. Нам честно сказали, что на данный момент это невозможно.

Но ОАО «РЖД» создали рабочую группу, в заседании которой я принимал участие, где рассматривался ряд важных для Краснодара вопросов.

Первый — это, конечно, нашумевший проект «Наземка». Есть много тех, кто считал и считает, что этот проект решит проблему городских пробок, но его реализация достаточно сложная. Сегодняшний траффик подвижного состава не позволяет поставить на те же рельсы ещё и дополнительные электрички для обслуживания пассажиров. В этой ситуации представители ОАО «РЖД» готовы анализировать и рассматривать возможности строительства дополнительных ж/д путей по новым маршрутам. В компании будут считать объемы строительства, экономические показатели реализации проекта. У муниципалитета нет таких специалистов, поэтому в данном случае — хорошо, что ОАО «РЖД» берет на себя эту работу.

Второй вопрос — получение городом технических условий и согласований для возможности строительства новых переездов через ж/д пути, которые уже обсуждаются. Без ОАО «РЖД» этот вопрос решать сложно. Если взять для примера ул. Солнечную в районе ул. Ростовское Шоссе, то сейчас стоит вопрос: делать там прокол или строить виадук. На ул. Восточно-Кругликовской для выхода на ул. Новороссийскую предварительно предполагается строительство тоннеля, это техническое решение позволило бы улучшить транспортную инфраструктуру в этой части города. Кроме этого, есть ещё ряд проектов, которые мы с железнодорожниками обсуждаем. Главное — с их стороны мы получили полную поддержку и понимание. Сегодня готовим необходимый пакет заявок, который отправим на согласование в Москву, и уже в ходе работы объединённых рабочих групп будем искать совместные решения.

Анализируя ситуацию, в которой оказалось КТТУ, пришел к выводу, что департамент транспорта и МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» раньше жили в абсолютно разных мирах. Департамент выдавал маршруты частникам, не обращая внимания на муниципальный транспорт. Единства не было. Сейчас это изменено.

Занимаемся проблемой, чтобы у нас не было максимального количества пересечений между частными и муниципальными маршрутами. Конечно, «ухватить» все направления и маршруты КТТУ не может. Практика и расчеты показывают, что троллейбус не пользуется популярностью у населения, он убыточный, и всегда будет на дотации. И мы должны рассчитать, какие маршруты для троллейбуса оптимальны и рентабельны, подойти по-хозяйски.

Если на этих же маршрутах, которые обслуживает троллейбус, работает частник, который качественно осуществляет перевозку, добросовестно работает, не сходит с маршрута, не имеет нареканий и жалоб, выполняет все технические требования по содержанию своего подвижного состава — пусть работает.

Там, где муниципалитет может обеспечить качественные услуги и это востребовано, их будет предоставлять КТТУ. Это серьезная работа, которая ведется в течение года, на основе анализа перспектив развития транспорта в Краснодаре. Она должна идти по всем направлениям, включая оценку и проведение текущего капремонта дорожного полотна, оказание приоритета — общественному транспорту, переход программы СМЭУ в ведение муниципалитета [создание городского центра управления дорожным движением], внедрение определенных программных продуктов — например, по «увязке» движения муниципального транспорта с работой светофорных объектов.

Пример: при приближении трамвая светофор автоматически включает зеленый свет, давая возможность общественному транспорту быстрее двигаться на определенных участках улично-дорожной сети. Это интересно, и мы будем внедрять такие технические решения.

Мы должны сделать общественный транспорт привлекательным. Чем больше будем предоставлять качественных услуг — тем больше перевезем пассажиров. Мы уже сделали привлекательным трамвай, теперь думаем, как сделать привлекательнее поездки на троллейбусе и автобусе.

Не нужно забывать, что пассажиры, прежде всего — потребители транспортных услуг. Если им комфортно, они едут в новом троллейбусе, автобусе или трамвае, их устраивает цена за проезд, и они получают максимум услуг, мы, тем самым, улучшаем работу КТТУ, делая транспорт привлекательным. Но это длительная и серьезная работа.

Сегодня количество обращений граждан — в десятки раз больше, чем в предшествующие годы. Это, наверное, из-за роста населения и количества существующих в городе проблем. Сейчас больше всего жалоб идет по работе жилищно-коммунальной отрасли, сфере строительства, образования и других. Конечно, мы продумываем перспективу. Планирование заложено в трехгодичном бюджете. Их уже можно сегодня посмотреть — те планы, которые мы ставим в части жилищного строительства, в части социальных объектов. Но риски существуют всегда.

Да, это накопленные проблемы прошлых лет. В чем они заключаются? Никто не думал, что так серьезно встанет вопрос с трамвайно-троллейбусным управлением. Настолько, что в середине года нам придется «перекраивать» городской бюджет. 200 миллионов — достаточно серьезная сумма, которую нам пришлось «отвлекать» от других отраслей, направлять на погашение кредиторской задолженности.

И надо не забывать о проблемах, которые себя еще не проявили. Вы знаете, что в стадии банкротства находится наш «Кубанский универсальный банк», в уставном капитале которого 95% — доля муниципалитета. И когда стадия банкротства завершится и будут проданы все активы, может оказаться, что их не хватит на погашение существующих у банка долгов. А мы, как 95-процентные собственники банка, будем, возможно, нести субсидиарную ответственность. В каком объеме она будет происходить — непонятно. И это уже после проведения всех процедур.

Опасаюсь, что такие проблемы могут еще возникнуть. МУП Совхоз «Прогресс» сегодня находится в стадии банкротства. Есть сомнения, что его собственных активов хватит на погашение существующей задолженности. Опять же — мы там учредители. Как довели эту ситуацию, что ведущее предприятие отрасли, имеющее серьезные активы, стало банкротом, будем разбираться.

Есть совершенно нестандартная ситуация — «Пересвет-Регион». Строительная компания, которая в свое время получила от муниципалитета землю около Карасунских водоемов. Вы знаете, что исковые требования сегодня удовлетворены по заявлению прокуратуры и данное строительство полностью остановлено, так как прокуратура доказала в суде, что в свое время администрация не имела право предоставлять земельный участок на берегу Карасуна. Сегодня «Пересвет-Регион» — также в банкротном состоянии. Я понимаю, что руководство компании представит определенные требования к городу, который давал землю, разрешения, и кто-то должен понести за это ответственность. Сумма, которая уже направлена в адрес администрации по расчетам «Пересвет-Региона», составляет порядка 600 млн рублей. Впереди — серьезный судебный процесс, который также будет влиять на планы, о которых мы говорим. Возможно, долги прошлых лет придется закладывать в бюджеты 2018, 2019 и даже 2020 годов. И если мы закладываем в бюджет — естественно, отвлекаем средства от программ, которые сейчас обсуждаем. То есть повлечет за собой длинные судебные разбирательства, при этом выплаты могут серьезно сказаться на наших планах и задачах.

Надо понимать, что здесь мэрия, действительно, ничего гарантировать не может. Жилье, которое строилось в рамках 214-го федерального закона, — мы четко понимаем, что там есть определенная ответственность и обязанность страховых компаний, которые страховали данные сделки. Но в целом 214-ый федеральный закон показал свою слабость. На всей территории Российской Федерации я не знаю ни одного случая, где бы дольщики получили какую-либо страховую выплату. В связи с этим, Министерство строительства РФ вносит в федеральное законодательство изменения, чтобы уже создавались непосредственно страховые компенсационные фонды. Но они будут работать исключительно для того жилья, которое сегодня только будет получать разрешение на строительство.

Мы сегодня получили и имеем серьезную проблему примерно по ста незавершенным объектам жилищного строительства в Краснодаре. Их можно разбить на несколько категорий.

Во-первых, по каким-то из них были созданы строительные кооперативы — там, где покупатели объединялись и сами планировали, как осуществлять достройку домов, в том числе — и по объектам компании «Родина». Те, которые идут не по 214-му федеральному закону. Это были риски, которые персонально несли сами участники такого строительства. Но мы их не бросаем. Это в любом случае наши горожане, наши жители. Будем находить и находим компромиссные варианты, активно этим занимаемся.

В частности, по объектам «Родины» уже есть несколько реализованных проектов — по ул. Душистой дом практически заселен. Там остались небольшие проблемы, которые вместе с жителями решаем.

Другая тема — есть дома, где, действительно, осуществлялись какие-то мошеннические схемы. Там, где строители и не планировали ничего строить. По ним имеется порядка двадцати уголовных дел. Как они будут развиваться, чем завершатся — следим. Но я очень рассчитываю, что денежные средства, которые были выведены с этих объектов строительства, удастся вернуть на стройки. Там сегодня существуют и проблемы поиска инвесторов на эти объекты. Потому что проектная и разрешительная документация, как на землю, так и на сам объект, выдана непосредственно на застройщика. Если сам застройщик противодействует власти, жителям в застройке или в расследовании этого дела, как, например, в нашумевшем деле «Анит-Сити», то решение вопроса усложняется. Мы же не можем зайти на объект самостоятельно и не можем выполнять там строительные работы. У нас нет на это никаких прав.

Я очень рассчитываю, что, расследуя это дело, прокуратура, Следственный комитет, все-таки выяснят, куда денежные средства отвлекались, в каком объеме, и вернут их назад. И после этого администрация будет уже заниматься поиском строительной кампании, которая сможет завершить данный объект.

Надо понимать, что в городе осталось не такое большое количество строительных кампаний, которые могут отвлекать свои денежные средства на достройку того или иного проблемного дома. Хотя работа в этой части ведется. У нас в ближайшие дни будут вводиться два достроенных дома — «Барселона» и «Пируэт». Там обманутые дольщики ждали несколько лет. Проблемные дома «Таурас-96» тоже нашли своего инвестора. С ним мы сегодня взаимодействуем, работы на объектах активно ведутся.

Можно долго перечислять весь перечень домов, на которые «зашли» новые инвесторы. Например, на днях на Гидрострое по ул. им. Снесарева и ул. им. Писателя Знаменского на три незавершенных многоквартирных дома долевого строительства зашла «Главная Инвестиционная Компания», которая будет их доводить до готовности.

Сегодня наша важнейшая задача — прекратить выдавать разрешения на строительство фирмам-однодневкам, и вообще — пускать их на строительный рынок. Мы же видим и знаем, кто нам создал проблемы. Прежде всего, это фирмы-однодневки. Чем они занимались до того, как пришли в отрасль, непонятно. Занимались ли они строительством? Вопрос. Они просто вступали в саморегулируемые организации, покупали участки, видя, что строительная отрасль находится на достаточно хорошем уровне, — она и сегодня в Краснодаре успешно развивается, — заходили на рынок за легкой наживой, быстрыми деньгами, но не имея опыта. Соответственно, они либо «прогорали», либо изначально не ставили перед собой цель строительства жилья. А видя несовершенство законодательства, отвлекали денежные средства на свои частные нужды, перекладывая проблемы, как на плечи дольщиков, так и администрации.

В любом случае, я думаю, что по всем проблемным домам мы найдем решения — раньше или позже, но их строительство мы завершим. Конечно, на это потребуется время. В том числе — на поиск новых инвесторов из того числа застройщиков, которые сегодня в городе работают. Как я уже говорил, не так много сильных строительных компаний, которые берутся за достройку проблемных домов.

Темы уборки мусора и его переработки — довольно сложные. Здесь частично удалось навести порядок, муниципалитетом были погашена часть долгов. Осталась задолженность, порядка 400 млн рублей, но в плане погашения она уже стоит, и мы с этим долгом тоже рассчитаемся.

Надо понимать, что в 2016 году у муниципалитета был долг порядка 900 млн рублей за услуги по санитарии, это приведение в порядок бордюров и тротуаров, сюда даже не входит вывоз мусора. Мне неясно, по каким причинам муниципалитет не платил за эти работы. С этим вопросом пришлось оперативно разбираться.

Вторая часть касается вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов. Я напомню, что в 2016 году в результате изменения законодательства полномочия по вывозу и утилизации отходов на себя забрало Министерство ТЭК и ЖКХ Краснодарского края. Проведены торги, определен региональный оператор, который сейчас обслуживает два муниципальных образования — Краснодар и Динской район. Был заключен договор на 10 лет, и сегодня все полномочия находятся у министерства, у муниципалитета полномочий не осталось.

С учетом того, что мы одни из первых, «пилотных» регионов, который пошел по пути выбора регионального оператора, мы столкнулись с проблемой, что из тарифов убрали содержание контейнерных площадок. Всё контейнерное хозяйство находится на балансе «Мусороуборочной компании». Это сознательная компания, они не убрали контейнеры, хотя в тарифе у них этой строчки нет.

А ведь эта работа не ограничивается покупкой и установкой мусорного контейнера. Сюда входит его содержание, дезинфекция, замена и прочее. Пока этим вопросом занимается «Мусороуборочная компания». Однако я рассчитываю, что на первых заседаниях ЗСК в новом созыве этот вопрос будет поставлен одним из первых, чтобы мы могли понимать, кому перейдет это хозяйство. Если оно будет передано муниципалитету — нам нужно готовиться к следующему году и закладывать для этого строку в бюджете, искать источники для их содержания.

Если контейнерное хозяйство будет передано на содержание владельцам земельных участков — рискуем получить еще одну «мусорную» проблему. Эти проблемы мы озвучили на последних совместных совещаниях с Андреем Чибисом, заместителем Михаила Меня, который курирует этот вопрос. Министерство строительства и ЖКХ РФ готовится вскоре выйти на Госдуму с инициативой по наведению порядка в этом вопросе. Необходимо откорректировать федеральное законодательство. Мы, как пилотный город, испытали на себе те недостатки новой системы, которые нужно обязательно решать.

Что касается развития предприятия, запланировано строительство второй очереди мусоросортировочного завода. Когда нормализуется новое законодательство в этой сфере и завод получит необходимые возможности по кредитованию, его руководство приступит к реализации проектов по расширению предприятия.

Еще важно, что новое законодательство не учитывает категорию строительного мусора и то, что «Мусороуборочная компания» его убирает, она делает это по собственной инициативе. Это тоже задача, которую нужно решать на законодательном уровне.

Говоря о переходе на раздельный сбор мусора, должен сказать — это решение не сегодняшнего дня. Мы прекрасно понимаем, что это удобно и региональному оператору, и мусороуборочной компании. Думаю, мы к этому придем, это дело времени, потому что такая система эффективно действует во всех европейских странах.

Основные налоги — это НДФЛ. Мы от него получаем всего лишь 22% от всего, что идет в консолидированный бюджет. Очень рассчитываем, что, возможно, произойдут какие-то корректировки в сторону увеличения доли муниципалитета, потому что налоги собираются с жителей Краснодара. Второй момент — мы ведем серьёзную работу вместе с налоговой инспекцией по уточнению адресной базы всех объектов недвижимости.

Как показала практика, у нас есть и «задвоение» адресов, есть и адреса, которые не значатся в налоговой базе. Где-то порядка 35 тысяч капитальных объектов, которые вообще не облагались налогом. Надо вспомнить, что еще в 2012 или 2013 году БТИ ушло с этого направления. Раньше они формировали перечень этих объектов, присваивали им инвентаризационную стоимость, эти данные поступали в налоговую базу, и налоговая инспекция начинала производить налоговые отчисления.

После того, как БТИ перестало это делать, можно представить, какой объем объектов капитального строительства не облагался налогом. Сейчас идет очень серьезная работа, уточнение. Более того, мы переходим на уплату налога от кадастровой стоимости, то есть стоимость недвижимости, от которой исчисляются налоговые платежи, будет меняться.

Важно понимать, что имущественный налог полностью поступает в муниципальную казну. И чем тщательней мы проведем инвентаризацию видов недвижимости, тем мы больше увеличим налоговую базу. Конечно, все владельцы недвижимости должны платить налог. Сумму сейчас прогнозировать не могу. Думаю, к концу года, может, в январе—феврале 2018 г. мы увидим существенное увеличение поступлений по этим видам налогов. Но отталкиваться будем уже от тех средств, которые будут поступать.

Мы ведем кропотливую работу по обходу и оценке объектов, которые раньше нигде не числились и налогом не облагались. И сами жители не стремились поставить свои объекты на налоговый учет. Есть у нас такие несознательные горожане, которые говорят, что нам нужно то или то, а сами при этом скрывают свое имущество от налогов.

Если еще говорить о неналоговых источниках, продаже имущественного комплекса, могу сказать, что земельных участков, объектов капитального строительства у муниципалитета уже нет. Бюджет от продажи имущественных комплексов мы уже не поправим. У нас остались объекты социальной сферы и участки, которые я категорически против выставлять на торги.

Там лучше выполнять благоустройство, чтобы не попадать в проблемные истории, которые мы сегодня имеем, когда земельные участки продавались с торгов под многоквартирное жилищное строительства без учета нагрузки на инженерную инфраструктуру, необходимости строительства социальных объектов.

Сейчас мы эти земельные участки возвращаем. А раз возвращаем, значит, должны выплатить компенсационные потери бизнесу, который эти земельные участки приобретал. Должен быть баланс: не только увеличение доходной части, но и жесткий контроль за расходной. Чтобы мы не тратили лишних средств на не первостепенные мероприятия. Пока будет идти выравнивание бюджета. У нас есть 2018 год. До конца непонятно, как мы решим вопрос с кредиторской задолженностью в 1 млрд 300 млн. руб., о которой мы уже говорили. Второй крайне важный вопрос — дефицит сегодняшнего бюджета, нехватка порядка 1,5 млрд руб. в доходной части. Будем стараться эту нехватку восполнить, иначе к концу года придется секвестировать бюджет, убирать какие-то программы и снимать деньги с тех или иных направлений. Этого бы очень не хотелось.

До конца года муниципалитет разработает зоны охраны памятников, которых в городе более пятисот. Эти задачи перед нами ставит губернатор Кубани, в частности, в части работы по развитию центральной части города и сохранению низкой этажности по Красной на прилегающих к ней улицах.

Мы начали проработку комплекса мероприятий, который позволит не только соблюсти требования по сохранению объектов исторического наследия, но и эстетически оформить прилегающую к ним территорию, «увязать» с объектами современной застройки в единое архитектурное пространство.

Разработанная карта развития центра города будет составлена в соответствии с Генпланом. Карта также пройдет процедуру утверждения в городской Думе Краснодара. Это интересная работа, которая в городе до этого не велась, она требует совместных усилий архитекторов, собственников объектов и муниципалитета.

Должна быть создана понятная процедура охраны каждого памятника и его приведения в надлежащий вид. С каждым собственником предстоит найти индивидуальное решение. О чем, кстати, на Форуме в Краснодаре говорил Дмитрий Медведев. Он подчеркнул, что на балансе федеральной власти находится много памятников архитектуры и объектов культурного наследия, поэтому федеральный центр, государственные органы власти должны показывать пример в части их содержания.

Первым делом мы объединили четыре самых больших парка в одно предприятие. Сделали прозрачным движение финансов, увеличили объем вложений, внедрили единый электронный билет с удобной системой оплаты аттракционов, продолжаем наводить порядок в сфере торговли и общественного питания.

Парк — это, прежде всего, место культурного отдыха, а не ярмарка или шашлычная. Возьмем, к примеру, парк «Солнечный остров». Большинство участков на его территории находится в руках физических и юридических лиц. Сейчас разбираемся, как такое произошло, возвращаем территорию муниципалитету, чтобы однажды не столкнуться с заборами, ограничивающими доступ горожан к местам отдыха. Работа по возвращению территории идет во всех парках, и я доволен её ходом. Да, есть определенные сложности, мы дали время новой дирекции на выполнение задач, которые я перед ними поставил.

Говоря о Чистяковской роще, ни в этом году, ни в следующем ее глубокой модернизации не предусмотрено. Поскольку такая необходимость назревает, если нам удастся получить больше средств на благоустройство парков из федерального центра, мы вернемся к Чистяковской роще. Но уже сегодня можно сказать, что у нас получилось создать замечательную атмосферу во всех парках нашего города.

Читайте новости Краснодара в нашем канале Telegram