Поиск по сайту

Введите запрос для поиска например, структура администрации
Закрыть
Новости городской Думы Краснодара

Подвиг и боль

27 января 2021

Депутат городской Думы Краснодара Владимир Вербицкий посетил на дому блокадников Ленинграда и вручил им памятные подарки.

Только те, кто знает, что такое настоящий голод, на протяжении всей жизни ценят каждую крошку хлеба. И никакое продуктовое изобилие не изменит этого. В канун 77-летия со дня снятия блокады в Ленинграде Владимир Вербицкий побывал в гостях у Юрия Анатольевича Костырева и Натальи Борисовны Корненко.

Когда они покидали черный замерзший голодный Ленинград, были детьми с ввалившимися ртами и вспухшими от голода животами. Сегодня — старики с белыми головами и влажнеющими от горьких воспоминаний глазами. Они живы и все помнят, хоть и не любят рассказывать о тех днях. Как, уже не имея сил плакать от голода, просто тихонько скулили: хлеба!.. Они не любят рассказывать — но все-таки рассказывают. Спасибо им за это.

Крошка жизни

Первым Владимир Вербицкий поздравил ветерана труда, обладателя знака «Жителю блокадного Ленинграда» Юрия Анатольевича Костырева и пожелал ему здоровья, долгих лет счастливой жизни.

С началом войны отца Юрия призвали в танковые войска, в составе которых он дошел до Берлина и освобождал Прагу. Маленький Юра остался в Ленинграде с матерью до июля 1942 года. Самые тяжелые воспоминания о блокаде — это голод и смерть новорожденной сестры, которая родилась зимой 1942 года и умерла через две недели. Потому что у матери пропало молоко, и кормить дочь было просто нечем. В июле 1942 года по «дороге жизни» через Ладогу они выехали из блокадного города в Ярославль к родственникам матери.

— А что мы ели? Да все, что могли. Помню, как сегодня: однажды мама сварила кашу и попросила ее подождать, чтобы вместе поесть. Но я был так голоден, что не вытерпел и съел полкастрюли. Что делать? Добавил воды в кастрюлю и помешал. Но мама, конечно же, все поняла. Посмотрела на меня и заплакала навзрыд, — вспоминает Юрий Анатольевич.

После войны Юрий закончил механический факультет сельскохозяйственного института и работал в конструкторских бюро разных заводов. Сейчас ему 83. Несмотря на солидный возраст, является активистом секции защитников и блокадников Ленинграда городского совета ветеранов.

Похлебка… из кусочков кожи

Три с половиной года было маленькой ленинградке Наталье Корненко, когда замкнулось блокадное кольцо. Она отчетливо помнит, как бабушка отрывала от своего пайка кусочки хлеба и давала внучке, которая не могла заснуть от голода.

— Бабушка говорила, что не нужно глотать, жевать, а сосать кусочки хлеба. Так и делала, когда не могла заснуть от голода. Мама работала на военном заводе химиком, поэтому знала, что можно использовать в качестве еды. Кожа содержит питательные вещества, поэтому резала ее на мелкие кусочки, добавляла блокадный хлеб. Получалась похлебка. Так и выживали, — говорит Наталья Борисовна.

«Дорогой жизни» Наталью с сестрой и мамой вывезли в Краснодарский край. После войны закончила педагогический институт и сорок лет проработала преподавателем математики. Несмотря на годы, пишет стихи, делится со школьниками своими воспоминаниями о блокадном Ленинграде.

Владимир Вербицкий был впечатлен стойкостью и мужеством этих далеко не молодых людей:

— Перетерпев весь ужас этого испытания, они выработали свое особое трепетное отношение к жизни. Каждый из них до сих пор старается быть полезным. А на вопрос, чем помочь, все отвечают: ничем, у нас все хорошо. Тем не менее, наша обязанность сегодня — уделять им как можно больше заботы и внимания, чтобы они дольше оставались с нами, а новые поколения учились у них искусству любить жизнь.