«…Чтоб снова на земной планете не повторилось той зимы, нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы!»
27 января 2024В День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады председатель городской Думы Краснодара Вера Галушко и председатель комитета по строительству, градостроительной и архитектурной деятельности Андрей Анашкин побывали в гостях у Веры Григорьевны Кулаковой, в детстве пережившей ужасы блокадных дней.
8 сентября 1941 года Ленинград оказался отрезанным от страны, от всех источников снабжения в железном вражеском кольце. На город обрушились систематические бомбежки и артобстрелы. Страна пыталась, как могла поддержать блокадников. По «Дороге жизни», проложенной по льду Ладожского озера в осажденный Ленинград, доставлялись продовольствие, топливо, боеприпасы, но этого было катастрофически мало.
Холод, голод, смерть — наравне со взрослыми это переживали и дети. Даже самые маленькие старались по мере своих сил помогать старшим. Одна из них — Вера Григорьевна, которой в ту пору исполнилось всего двенадцать лет. Отец ушел на фронт и не вернулся. Мама, работавшая на военном заводе, погибла в 1942 году. Вера осталась сиротой. И только осенью 1943 ее вывезли по Дороге жизни из осажденного города.
Сейчас Вере Григорьевне 95, но она до мельчайших подробностей помнит, опаленное военным лихолетьем, детство. Рассказывает так, как будто это было вчера:
— Я пошла собирать палки, чтобы можно было затопить печь и хоть немного согреться. Началась бомбежка, но я подумала, ничего страшного, это далеко от меня. А потом как бабахнет! Меня и засыпало. Хорошо, недалеко дежурная была — она увидела и кинулась ко мне, достала, а я — в ступоре. Стою, окаменелая, ничего не понимаю и сказать ничего не могу. Женщина не только привела меня в чувство, но и домой проводила. Несмотря на ужасы войны — люди из последних сил старались помогать друг другу.
Ни страшный голод, ни холод, ни бомбежки и обстрелы, ни потеря близких не сломили защитников и жителей блокадного Ленинграда. Их объединяло чувство патриотизма, любви к родному городу и решимость отстаивать его до конца. Более миллиона ленинградцев пожертвовали своей жизнью, но не сдали город врагу. Блокада — это символ героизма, равного которому не знает мировая история.
Вере повезло. Ее вместе с тетей вывезли на большую землю, где они добрались в деревню Петрушино, к бабушке. К сожалению, тетя вскоре умерла, а Веру бабушка постоянно старалась откормить.
— Когда я приехала, бабушка, увидев меня, приготовила борщ — наваристый и вкусный. Я ела и никак не могла остановится. Хорошо, соседка подсказала, чтобы мне много не давали кушать, а по
Окрепнув, Вера пошла работать в колхоз за «трудодни». А когда выросла и вышла замуж, вместе с мужем участвовала в поднятии целины. В наш город они переехали в 1979. В Краснодаре Вера Григорьевна работала на заводе «Краснодарсельмаш». Трудовой стаж — более сорока лет, за которые она отмечена многими наградами, среди которых — медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне
— Сколько бы ни прошло лет, подвиг блокадников остается для всего мира примером величия духа и стойкости в дни суровых испытаний! Павшим — вечная слава и память! Низкий поклон Вере Григорьевне и таким, как она — пережившим этот ужас и здравствующим и поныне! Она и сегодня активна, вспоминает и рассказывает о военных годах молодежи. И это очень важно. Есть прекрасные стихотворные строки: «…Чтоб снова на земной планете
не повторилось той зимы, нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили,
как мы!» Поэтому, так дороги воспоминания ветеранов, блокадников, узников концлагерей — очевидцев, тех, кто пережил ужасы войны, — сказала Вера Галушко.
— Время, проведенное с Верой Григорьевной, пролетело незаметно, — добавил Андрей Анашкин, — Она была благодарна нам за память и внимание, а мы — за ее воспоминания, за мужество и стойкость ее и всех детей, переживших ужасы блокадного города, за труд во благо Родины.
Уходя, гости вручили Вере Григорьевне каравай, подарки и пожелали крепости духа и здравия еще на долгие годы.