Поиск по сайту

Введите запрос для поиска например, структура администрации
Закрыть

Когда придет в поселки газ?

Дата размещения: 14 июля 2016, 12:58

Россия богата газом и поставляет его по различным потокам во многие страны мира. Но до сих пор актуальным остается вопрос газификации и газоснабжения многих наших населенных пунктов. Не исключение - краснодарский пригород. Депутаты городской Думы держат этот вопрос на постоянном контроле, обсуждая как соответствующие программы в целом, так и конкретные объекты. На традиционной планерке в городской Думе в начале этой недели на повестке был вопрос о том, как планируются и расходуются бюджетные средства на газификацию населенных пунктов в границах нашего муниципалитета.

Ирина Юрьева

Что планировалось 
и что вышло фактически

В ходе одного из предыдущих обсуждений программы газификации 6 июня депутаты сформулировали поручение Контрольно-счетной палате Краснодара и департаменту строительства администрации города провести исследование, что сделано за последние годы. Как планировалось, что из этого выполнено. Период был выбран с 2012 по 2016 год.

Председатель Контрольно-счетной палаты Краснодара Людмила Балашева внимательно проанализировала все программы, которые действовали на федеральном, краевом и муниципальном уровнях, их различные редакции и корректировки.

Так, изначально была принята краевая целевая программа по газификации, в соответствии с ней - ведомственная целевая долгосрочная программа в Краснодаре. 29 мероприятий на 390 млн рублей только из местного бюджета планировалось на газификацию и газоснабжение. В эти программы было включено большое количество объектов, а местные средства по годам планировалось распределить следующим образом: на 2012-й - 123 млн рублей, на 2013-й - 96 млн, на 2014-й - 85 млн, на 2015-й - 64 млн и на 2016-й - 21 млн рублей. В феврале 2013 года нашу программу скорректировали, и в новой редакции предстояло выполнить 32 мероприятия на 670 млн рублей, пять объектов из прежней редакции исключались, взамен добавили много чего еще.

Следующий шаг: появилась федеральная программа, а на уровне муниципалитета - комплексная, как ее составная часть - подпрограмма газификации. На период с 2015 по 2017 год включили 33 мероприятия на сумму в 657 млн рублей. И сюда перешли те объекты, которые ранее содержались в краевой программе, кроме поселков Колосистого и Калинина-1. Впрочем, в последний поселок уже давно должен был прийти газ. На протяжении двух последних лет в действующую программу шесть раз вносились изменения, и в ее последней редакции предусматривается уже 16 мероприятий на 7,2 млн рублей, то есть, по подсчетам председателя Контрольно-счетной палаты, финансирование из местного бюджета сокращается в 90 раз.

При этом 15 объектов на 169 млн рублей остаются до конца  не газифицированными и на разных стадиях выполнения работ: где-то это первые-вторые этапы, где-то третьи-четвертые, в одних поселках речь идет о газификации, в других - о газоснабжении. Людмила Балашева все подробно перечислила.

В 2016 году работы не запланированы по шести объектам из-за того, что не разработана градостроительная документация, по трем не оформлены земельно-правовые отношения. То есть нет ни земли, ни проектов, чтобы начать работу.

Председатель городской Думы Вера Галушко вспомнила времена, когда все муниципальные программы утверждались депутатами краснодарского парламента: тогда таких вольностей с внесением изменений не было. Потом изменилось федеральное законодательство. «Почему так вольно распоряжаетесь программой?» - этот вопрос был адресован заместителю директора департамента строительства Артему Аганову. Понятно, что ведомству, а не лично его представителю.

Артем Аганов в своем докладе охватил достаточно большой период и разные этапы действия программ газификации. Так, например, в 2007-2012 годах была самая первая краевая программа, и для муниципалитетов действовала такая схема: они вносили свои предложения по объектам напрямую в край. Затем родилась система отношений, основанная на том, что условием участия в краевой программе является конкурс, а на него нужно представить оформленную проектно-сметную документацию.

Но можно долго разбираться в различных схемах и программах, а люди ждут: когда же придет газ в их населенные пункты?

Вот, например, в 2012 году средства фактически довели на реализацию лишь четырех объектов, один из них - погашение задолженности.  На конкретные объекты выделили: по улице Средней-Народной - 4 млн рублей вместо требуемых 15, столько же в Знаменский, а нужно было 13 млн рублей. На объект в Калинино-1 выделено 10 млн из 15, в Северный - 2 млн из 3,5.

Следующий год - 2013: из 39 мероприятий средства доведены на пять, помимо местных средств, выделялись деньги из краевого бюджета: из 35 млн здесь 20 млн рублей пошли на объекты 2012 года. И так далее. Каждый год доводилось средств меньше, чем планировалось. Сейчас 16 млн рублей выделено на погашение задолженности.  А недофинансирование достигает 100 процентов. Но все же есть объекты, которые выполнены.

С точки зрения здравого смысла

Артем Аганов из всей этой истории сделал очень простой вывод: можно принимать любые красивые программы, распылять по ним средства, но жизнь все расставляет по своим местам. Поэтому пора изменить сам подход: не включать в программу 30-40 объектов, а выбирать ежегодно один-два-три реальных, и планомерно, поступательно вести газификацию.

- Вот вам - вторая правда, или другая сторона медали, - сказала Вера Галушко и поинтересовалась: «Газификацию Калинино-1 завершили?» Как выяснилось, да, но остаются еще несколько улиц и они - на контроле, ситуация отслеживается, в том числе депутатами.

Следующий вопрос председателя Думы: «Кто мешал раньше отбирать реальные объекты?»  Впрочем, важно не столько это, сколько то, как действовать дальше. Ведь, продолжила руководитель парламента, столько еще не газифицированных населенных пунктов у нас, и это - в двадцать первом веке.

Артем Аганов так видит планы на ближайшие год-два: взять объекты, которые уже прошли через первичные этапы и сосредоточиться на их завершении.

Например, по ОПХ «Колос» уже пройдена госэкспертиза документации, объект отобран на краевом конкурсе, но поставлен на резервное финансирование. Причина: неоконченные объекты в других городах и районах, которые необходимо завершить. Ближайшие возможные перспективы для нашего объекта: если образуется экономия в результате торгов, то вот эти средства могут выделить.

Следующие поселки - это Березовый, Белозерный и Лесопосадочный. Их можно планировать на 2018 год. И затем Артем Аганов предложил поставить в план Победитель: не самый большой населенный пункт, но оттуда поступает больше всего жалоб. 

С последним предложением поспорил первый заместитель председателя городской Думы Виктор Тимофеев, который убежден, что выбирать приоритеты по количеству жалоб - не совсем правильно. Была выстроена еще с 2012 года определенная очередность, ей и надо следовать. Кроме того, депутат обратил внимание и на проблемы земельных массивов, выделенных под индивидуальное жилищное строительство многодетным семьям. Там ведь уже и проекты есть, и государственная экспертиза пройдена, либо ее заключение на подходе.

Артем Аганов напомнил, что в 2012 году был такой подход: все населенные пункты, не газифицированные на 2011 год, включили в программу и пообещали все сделать до 2016 года, который уже на дворе. Так что все поселки - на очереди, но он согласен с депутатом: нельзя приоритеты выставлять по количеству жалоб или домовладений.

Представитель департамента строительства дал разъяснения и по ситуации в земельных массивах, выделенных многодетным семьям. Инженерная инфраструктура для них финансируется целевым методом, поэтому «захватить» и близлежащие к таким массивам населенные пункты не представляется возможным по закону. На прошлой неделе вице-губернатор Игорь Галась провел совещание, в котором участвовали и представители муниципальной власти. Состоялись встречи с многодетными родителями, которым уже выделены участки, так вот люди в первую очередь просят провести дороги и свет, это тот минимальный набор необходимых коммуникаций, которые позволят начать освоение участков. С учетом дефицита бюджетных средств они согласны на такой подход, хотя и другие сети тоже нужны. Теперь предстоит всю эту программу доработать краевому министерству топливно-энергетического комплекса, нашему департаменту городского хозяйства и ТЭК и внести предложения в действующие программы сетевых организаций. А перед городом будет поставлена задача строительства дорог.

Что касается программы газификации, то сейчас, по мнению Артема Аганова, важно сосредоточиться на строительно-монтажных работах там, где уже есть документация.

Виктор Тимофеев предложил, чтобы департамент строительства представил пошаговый план, допустим, до 2030 года: нужно составить нормальный рабочий документ и зафиксировать в нем сроки. Понятно, что нынешние возможности продиктованы кризисными явлениями, но так люди будут хотя бы видеть, в каком году могут рассчитывать на завершение программы газификации конкретно в своем населенном пункте.

Председатель комитета по вопросам экономики, торговли, сельского хозяйства, предпринимательства и инвестиционной политики Наталья Альшева рассказала о том, что с Артемом Агановым сотрудничество складывается продуктивно: он грамотно помогает. Но в то же время сейчас есть такие недостатки в работе департамента: где-то не вовремя подали заявку, где-то не попали в краевой конкурсный отбор, не вовремя сдали документы и так далее. Поэтому нужно подтянуться по всем направлениям.

Заместитель председателя комитета по социальной политике и охране здоровья Анна Ольховая напомнила о хороших вестях для жителей Плодородного-2 - выделены средства на завершению газификации, и потребители к началу отопительного сезона будут подключены к газу. Хозяева около 40 домовладений готовы встретиться и обсудить, какие документы нужно подать дополнительно, люди настроены создать для окончания проекта кооператив. И просят поделиться опытом с других территорий, где это было уже сделано ранее.

Заместитель председателя комитета по связям с общественными организациями Виктор Булыженко поддержал предложение - составить реальный план газификации.

По мнению Артема Аганова, при оставлении таких программ правильнее было бы отталкиваться от реальных средств.  И если можно было бы прогнозировать в нынешних условиях, сколько ежегодно их будет выделяться, то такой план обрел бы свои конкретные очертания. Пока же остается много вопросов.

Заместитель председателя городской Думы Татьяна Гелуненко поинтересовалась более детально перспективами поселка Белозерного и причинами, почему ранее там возникла задержка. Артем Аганов разъяснил, что ситуация - общая для этого поселка, а также Березового и Лесопосадочного: проекты были сделаны, завершалось и оформление земельно-правовой документации, но в тот момент кардинально поменялось все федеральное земельное законодательство. Возникла необходимость вносить коррективы и оформлять все заново, что сейчас уже практически сделано, поэтому вышеназванные поселки и можно поставить в самые ближайшие перспективы.

Председатель комитета по промышленности, строительству, транспорту, связи и охране окружающей среды Аслан Нехай, отметив, что на планерке обсуждается социально значимый вопрос для многих людей, высказался за то, чтобы не открывать финансирование новых объектов, пока не завершены уже начатые.

Заместитель председателя комитета по вопросам экономики Сергей Фисюк предложил обсудить возможности проработки инвестиционных программ с газовиками. По словам Артема Аганова, с Краснодаргоргазом некоторые такие вопросы уже в стадии отработки.

Завершая дискуссию, Вера Галушко признала: «Сложно, потому что в местном бюджете средства отсутствуют, да и со стороны они не приходят. Но в качестве контроля программа газификации будет и дальше находиться на рассмотрении. Мы должны получить проект с выстроенными первоочередными объектами, чтобы видеть перспективу хотя бы до 2020 года».

Словом, в Думе еще не раз вернутся к этой программе.