При совершении покупок в магазинах, получении услуг и заключении договоров мы неизбежно становимся потребителями. С подобными ситуациями приходится сталкиваться каждый день, и для того, чтобы защищать свои законные интересы и избегать мошенничества, необходимо знать права потребителей и уметь ими пользоваться.
Основным документом, регулирующим отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями и продавцами, является Закон РФ от
В нём закреплены основные права потребителей:
-
право на безопасность товара (работы, услуги). Регулируется ст. 7 Закона и означает, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу. Требования, которые должны это обеспечивать, являются обязательными;
-
право на качество товара (работы, услуги). Регламентируется ст. 4 Закона и означает, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. В момент доставки товара продавец обязан в письменной форме предоставить информацию о порядке и сроках его возврата;
-
право на получение информации о товаре, работе или услуге. Это право позволяет потребителю получить достоверные данные о товаре, его производителе, составе, свойствах, условиях хранения и использования, а также о гарантийном сроке и возможных последствиях при несоблюдении этих условий. Право потребителя на информацию о товаре необходимо, для того чтобы потребитель мог сделать осознанный выбор. Ст. 10 Закона регламентирован перечень обязательной информации о товаре (работе, услуге);
-
право на защиту своих прав и законных интересов. Согласно нормам ст. 17 Закона иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту нахождения организации (если ответчиком является индивидуальный предприниматель, то по месту его жительства), а также — жительства или пребывания истца, заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности её филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд соответственно по месту нахождения её филиала или представительства.
Роспотребнадзором по Краснодарскому краю организована горячая линия по вопросам нарушения прав потребителей —