Меню Закрыть

Кадастровая деятельность «по-новому» с 1 июля 2016 года

В связи со вступлением в силу с 01.03.2008 Федерального закона от 24.07.2007№ 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) в области земельных отношений возникло новое понятие -кадастровый инженер.
Квалификация «кадастровый инженер» присваивается квалификационной комиссией физическому лицу, успешно сдавшему экзамен на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам.

Требования к лицам, претендующим на получение квалификационного аттестата кадастрового инженера, в части наличия образования и опыта работы в настоящее время не способствуют становлению профессионального сообщества в данной сфере и негативным образом сказываются на отношении общества к отрасли в целом.

На сегодняшний день кадастровые инженеры осуществляют выполнение работ в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, осуществляют замеры, вычисления и тому подобное, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и последующей регистрации прав на такие объекты.

В соответствии с Законом о кадастре орган кадастрового учета вносит сведения об объекте недвижимости (земельном участке, здании, помещении, объекте незавершенного строительства) в государственный кадастр недвижимости на основании подготовленных кадастровым инженером документов (межевого плана, технического плана, акта обследования), содержащих необходимые для осуществления такого учета сведения.

Также действующим законодательством предусмотрена ответственность кадастрового инженера в виде пресечения его профессиональной деятельности путем лишения квалификационного аттестата кадастрового инженера.

Однако на сегодняшний день отсутствует возможность приостановления действия квалификационного аттестата кадастрового инженера в силу объективных причин, связанных, например, с временным неосуществлением своей профессиональной деятельности. Кроме того, действующим законодательством не урегулированы права и обязанности кадастрового инженера как субъекта профессиональной деятельности.

Существующие в настоящее время механизмы контроля за деятельностью кадастровых инженеров, а также требования к лицам, претендующим на получения квалификационного аттестата кадастрового инженера, в части наличия образования и опыта работы являются неэффективными, о чем свидетельствуют рост количества жалоб на деятельность кадастровых инженеров, высокий процент отказов и приостановок в осуществлении кадастрового учета, а также наличие значительного количества ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости об объектах недвижимости.

Кроме того, мировой опыт ведения кадастра показывает, что практически во всех странах с развитыми кадастровыми системами государство, как правило, в лице уполномоченного органа осуществляет контроль соблюдения технологий и стандартов при выполнении межевых работ. В большинстве стран такой контроль обеспечивается институтом лицензирования частных землемеров, предусматривающим выдачу лицензий только тем лицам и руководителям фирм, квалификационные характеристики которых отвечают установленным требованиям.

Таким образом, практикой и временем была визуализирована необходимость усовершенствования законодательства, регулирующего длительность кадастровых инженеров.

27.11.2014 на рассмотрение Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен законопроект, подготовленный в соответствии с пунктами 30.1, 30.4, 30.6 и 30.8 плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 № 2236-р, который 25.12.2015 был в установленном порядке одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а позже подписан Президентом Российской Федерации в качестве Федерального закона от 30.12.2015 № 452-ФЗ (далее — 452-ФЗ).

Итак, кадастровая деятельность с учетом положений 452- ФЗ с 01.07.2016 будет регулироваться «по-новому», в том числе:

— Чтобы получить статус кадастрового инженера, потребуется высшее образование по специальности или направлению, перечень которых утверждается уполномоченным органом, или любой другой вузовский диплом, но при условии прохождения профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений.

— Предусмотрено дополнительное требование о наличии опыта работы не менее 2 лет, в течение которых под руководством кадастрового инженера кандидат участвовал в подготовке и проведении кадастровых работ.

— Также придется заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера. Минимальная страховая сумма — 2,5 млн. руб. Таким образом, убытки, причиненные действиями (или бездействием) кадастрового инженера заказчику кадастровых работ или третьим лицам, подлежат возмещению по договору страхования.

— Квалификационный экзамен будет проводиться в форме тестирования с применением автоматизированной информационной системы. Его принимает специальная комиссия, формируемая национальным объединением СРО кадастровых инженеров.

— Членство кадастрового инженера в одной из СРО станет обязательным.

Следует отметить, что осуществление кадастровой деятельности, опираясь на СРО в сфере кадастровой деятельности, позволит, с одной стороны, снизить нагрузку на органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за деятельностью кадастровых инженеров, способствуя тем самым экономии бюджетных средств, с другой стороны обеспечит поддержку развития предпринимательства и конкуренции в данной области, что приведет к сокращению средств и времени, затрачиваемых потребителями данных услуг. В то же время обязательность членства в СРО в сфере кадастровой деятельности даст возможность контролировать качество работ и соблюдение стандартов.

— Определена процедура вступления в СРО и исключения из нее, а также правила прохождения стажировки в качестве помощника кадастрового инженера.

Кадастровые инженеры, сведения о которых внесены в государственный реестр кадастровых инженеров до 1 июля 2016 года включительно, могут осуществлять кадастровую деятельность до 1 декабря 2016 года. Для включения в состав членов СРО им не требуется прохождение стажировки и сдача теоретического экзамена, а требование о наличии необходимого образования не применяется до 1 января 2020 года.

— Закреплены права и обязанности кадастрового инженера.

Так, он может отказаться от выполнения кадастровых работ в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации и (или) документов. Среди обязанностей — 1 раз в 3 года повышать свою квалификацию, т. е. проходить обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации. Данная норма предполагает разработку примерной профессиональной программы повышения квалификации кадастровых инженеров, так как кадастровая деятельность требует наличие у кадастрового инженера технических знаний, умений и навыков, а также соответствующей юридической подготовки с учетом новых технологий, применяемых в современных условиях.

— Появится возможность досудебного обжалования решения о приостановлении процедуры кадастрового учета в апелляционной комиссии, созданной при органе кадастрового учета. Урегулирован порядок формирования и работы такой комиссии.
— Появится возможность приостановления действия квалификационного аттестата кадастрового инженера по заявлению самого кадастрового инженера ввиду объективных причин.

Данная норма позволит не прибегать к процедуре отзыва квалификационного аттестата кадастрового инженера по основаниям, ранее являвшимся основаниями для аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера.

— Меняются «правила"деятельности СРО кадастровых инженеров, национального объединения СРО кадастровых инженеров, государственного реестра СРО кадастровых инженеров.

— Для некоммерческих организаций кадастровых инженеров, сведения о которых по состоянию на 30 июня 2016 года будут содержаться в государственном реестре саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью устанавливается переходный период. До 1 декабря 2016 года данные некоммерческие организации считаются соответствующими требованиям нового федерального закона и обязаны до указанного срока представить в Росреестр установленные новым федеральным законом документы. Если некоммерческая организация не представит в Росреестр необходимые документы в установленный срок, то сведения о ней будут исключены из Реестра СРО в судебном порядке.

— Начинает действие норма, предусматривающая осуществление государственного надзора за соблюдением СРО кадастровых инженеров федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении СРО КИ и (или) их должностных лиц, рассмотрение таких дел или передача их на рассмотрение суда.

В целом 452-ФЗ должен стать тем самым законодательным инструментарием для урегулирования связей между всеми участниками профессионального сообщества в сфере кадастровой деятельности, что позволит в конечном итоге добиться того желаемого высокого качества сведений об объектах недвижимого имущества, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.

Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю