Поиск по сайту

Введите запрос для поиска например, структура администрации
Закрыть

Историческая справка

Бывают края, что недвижны веками,
Зарывшись в мглу и мох,
Но есть и такие, где каждый камень,
Гудит голосами эпох.

И. Сельвинский

Земля — основа жизни. Кубанская земля — особенно. И щедра она не только черноземами, но и иными природными богатствами: степями, горами, реками, лесами. Такая земля, подаренная Богом, не могла оставаться бесхозной. И она обрела хозяина. Черноморское казачье войско получило высочайше жалованную грамоту на Кубанскую землю. Навечно. Грамота определяла только две границы — правый берег Кубани и Азовское море до Ейского городка. Другие границы велено было определить губернаторам Екатеринославскому и Таврическому, и генерал-губернатору Кавказскому с участием депутатов от Черноморского и Донского войска через землемеров. Процесс размежевания физически труден. Поэтому нельзя обойти вниманием титанический труд первого землемера Кубани В. П. Колчагина с группой уездных землемеров: С. Дмитриевым, И. Вельсовским, Ф. Ивановым и Н. Петренко.

30 июня 1792 года Черноморскому казачьему войску, Екатериной II, была выдана Жалованная Грамота, по которой казакам на вечное владение передавалась кубанская земля, ограниченная рекой Кубанью и Азовским морем, а с востока линией от устья Лабы до Ейского городка. В начале июня 1793 года З. Чепега прибыл с казаками в урочище Карасунский Кут (ныне г. Краснодар, ул. Ставропольская, 2, «Кубаньэнерго»). Это первое русское сооружение в городе. 15 августа 1793 года З. Чепега собирает Малую Раду и утверждает место, выбранное им для войскового города.
В июне 1794 года землемер прапорщик Самбулов составил план урочища Карасунский Кут. В канцелярии Таврического губернатора на план были нанесены кварталы будущего города. Разбивка города на кварталы на местности производилась путем обозначения улиц бороздами. Работы начались 18 сентября 1794 года. В это время в городе было 9 домов, 154 землянки и 75 «хат на верси». В первой половине 1795 года началась массовая застройка города.

Головатый Антон Андреевич (1732, по другим данным 1744 -1797). Войсковой судья Черноморского казачьего войска. Возглавил дипломатическую миссию черноморских казаков, направленную к Екатерине II для получения Жалованной грамоты на кубанские земли (вручена императрицей).

Определение границ не было безоблачным. Неправомерные притязания генерал-аншефа Кавказского наместничества И. В. Гудовича на дополнительные угодья приостановили процесс размежевания с 1793 по 1795 год.

Размежевание — дело сложное — оно не может идти без топографических работ по съемке и созданию ситуационного плана войсковой территории. И такие работы проводились одновременно. Закончены они в 1795 году.

Что дало размежевание?
— Были определены границы Черноморского казачьего войска и принадлежащей войску территории — она составляла 2855996 десятин.
— Были получены правовые гарантии на пользование принадлежащими землями.
— Повышалась ответственность войска за правовой порядок на подведомственной территории.
— Были создал экономические условия развития войскового хозяйствования. Было обеспечено стабильное развитие войска и территории без изменения границ до 1860 года.

В 1860 году император Александр II передал Черноморскому казачьему войску территорию, занимаемую шестью первыми бригадами Кавказского линейного войска, а Черноморское казачье войско преобразовал в Кубанское казачье войско.

Фактическими владельцами обособленных земель на Кубани с самого начала казачьего землепользования стали Курени. Этими землями обеспечивались общинные нужды станичного населения.

Расположенные беспорядочно на свободной территории Черномории, за пределами куренного владения, земли, находились под хуторами и заимками чиновников и казаков.

Первый правовой документ «Порядок общей пользы», определяющий порядок пользования и наделения землей принят Советом старшин 1 января 1794 года. Он установил неравные условия наделения землей чинов казачьего общества — старшинам и казакам по их желанию позволялось иметь собственные дворы, в степи — хутора и мельницы, заводить леса, сады, виноградники, хлебопашество и огородничество, а также скотоводство.

Хутора, заимки, поселения создавались, как правило, по берегам рек. Выделение земельных участков вдоль реки ограничивалось 3 — 8 верстами не занятой никем территории. Размер участков вглубь степи не ограничивался — «бери — сколько хочешь». Прошение об отводе земли заслушивала Войсковая канцелярия, проверяла по списку, не занят ли испрашиваемый участок и принимала решение о выдаче документа — «открытого листа»- на вечное спокойное и потомственное владение земельным участком.

Как простые, изготовленные мозолистыми руками казаков-землепашцев бусы, тянулись непрерывной цепочкой хутора, поселки, заимки, нанизанные на берега рек Челбас, Бейсуг, Понура, Кочеты.

Сторожевая вышка, стоявшая на месте современного кинотеатра Аврора. Фото 70-х гг. XIX в.

Однако все хорошее имеет свойство уменьшаться и заканчиваться. Выделенные «войсковой канцелярией по «открытым листам» земельные участки в вечно спокойное владение не имели необходимой правовой защиты, так как не сопровождались никакими межевыми действиями и непозволительно примитивными были порядки землепользования. Возникла необходимость провести внутреннее размежевание земель Черноморского войска. Особенно остро этот вопрос встал в 1810 году в связи с массовым переселением малороссийских казаков в Черноморию.

К этому времени число проживающих на Кубани достигло 163 тысячи душ, проживающих в 63 станицах, 5 поселках и около 3 тысяч хуторов. Плотность населения была низкой. Но из-за неорганизованного и неравномерного заселения Кубани и, получившего достаточно активное развитие, скотоводства стала нарастать напряженность с удовлетворением потребности в земле.

1 июня 1842 года утверждено положение о Черноморском казачьем войске. В его составе разработано положение об учреждении Межевой комиссии.

С 1 января 1848 года в г. Екатеринодар, на основании высочайше утвержденного 12 апреля 1847 года (по новому стилю 25 апреля) «Положения о размежевании земель Черноморского казачьего войска», начала работу Межевая комиссия Черноморского казачьего войска. Первым председателем её был назначен подполковник Генерального штаба по корпусу топографов Петр Васильевич Немирович-Данченко, который был во главе комиссии до 1856 года. С 1856 года комиссию возглавил полковник Комаров, который в 1870 году, служа в должности начальника комиссии, получил звание генерал-майора. Комаров возглавлял межевую службу в течение 17 лет, вышел в отставку в 1873 году. За это время межевая комиссия была реорганизована в Межевое управление Кубанской области. На смену Комарову в 1873 году пришел Нордега Илья Степанович, который 27 лет (до 1900 года) исправно вершил делами Межевого управления. В награду за добросовестную службу получил земельный участок в собственность и место под поселение.

В 1897 году указом Николая II от 20 июня межевое управление Кубанской области было преобразовано в Областную Чертежную, с переименованием должности Управляющего межевой частью в Управляющего Областной Чертежной. Этим же указом Областной Чертежной передавались права и обязанности по размежеванию казачьих и городских земель, согласно особым положениям и правилам.

С 1900 года межевую службу области возглавил Орлов Михаил Васильевич, который, на этой должности был до 1920 года.

Городская роща им. Г. С. Чистякова была заложена в 1900 году по инициативе гласных городской думы и городского головы Гавриила Степановича Чистякова. В 1907 году роще было присвоено имя Чистякова. В насаждении рощи принимали участие учащиеся Екатеринодарских учебных заведений. Сейчас это Первомайский парк.

Таким образом, межевую службу области, до установления Советской власти на Кубани, возглавляли всего четыре человека.

5 апреля 1920 года образован подотдел землеустройства, первым его заведующим был назначен Коломенский А.В., который был на этой должности менее 4-х месяцев, после чего он был переведен на финансы области. С 01.12.1921 года во главе подотдела землеустройства в течение 4-х лет был П. И. Снегов.

С 1925 года подотдел был преобразован в отдел землеустройства, который возглавил Киркор А. К. По косвенным данным, он был в этой должности до 1941 года.

С 1943 года на эту должность был назначен Сальников Алексей Андреевич, который руководил землеустроительной службой края до 1965 года.

В 1961 году на базе оперативного состава отдела землеустройства была создана Краснодарская землеустроительная экспедиция впоследствии институт «КубаньНИИгипрозем», ныне Южный филиал ФГУП «Госземкадастрсъемка» — ВИСХАГИ. Первым её начальником был назначен Савинов Сергей Васильевич. В 1969 году землеустроительная экспедиция была преобразована в Краснодарское отделение института «Росгипрозем» и директором его был назначен Иванов Иван Иванович. В 1975 году на его базе образован институт «Кубаньгипрозем». Однако служба, которая бы стала родоначальником департамента муниципальной собственности и городских земель, как в архиве города, так и в архиве Краснодарского края в дореволюционный период не отмечена.

Истоки создания службы, предшествующей департаменту муниципальной собственности и городских земель берут свое начало в 1991 году. 01.09.1991 года решением IV внеочередной сессии XXI созыва Краснодарского городского совета народных депутатов от 27.08.91 года № 6 п.4 на основании Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ» был создан комитет по управлению имуществом г. Краснодара. Решение исполкома горсовета № 477 от 24.09.1991 подтвердило создание комитета. Во исполнение возложенных на него задач, комитет принимал и регистрировал заявки на приватизацию предприятий, учреждал акционерные общества открытого типа, утверждал Уставы государственных (муниципальных) предприятий, учреждений, организаций, заключал и расторгал контракты с их руководителями, создавал комиссии по приватизации государственных предприятий, обеспечивал проведение инвентаризации и оценку государственного имущества, вел реестр городского государственного имущества, выступал арендодателем государственного имущества и оформлял документы на передачу с баланса на баланс объектов государственной собственности, осуществлял контроль за выполнением предприятиями договоров купли-продажи, аренды.

Согласно «Положению о комитете по управлению имуществом в г. Краснодаре», утвержденному решением VIII сессии горсовета от 19.12.1991 г., на комитет были возложены следующие функции:

1.Разработка и представление в городской Совет народных депутатов ежегодных изменений и дополнений к программе приватизации;

2.Представление перечня государственных и муниципальных предприятий, не подлежащих приватизации;

3.Прием и рассмотрение заявок на приватизацию;

4.Создание комиссий по приватизации, установление сроков подготовки плана приватизации и утверждение его;

5.Инициирует приватизацию муниципальных предприятий;

6.Организация и контроль реализации республиканской и городской программы приватизации, предоставление ежегодного отчета горсовету о ее выполнении;

7.Подготовка решений о приватизации предприятий, осуществление преобразование организационно-правовой формы предприятий, передача свидетельств о праве собственности на эти предприятия фонду имущества для продажи;

8.Принятие решений о приватизации предприятий и имущества, находящегося в собственности г. Краснодара;

9.Содействие созданию инвестиционных фондов и холдинговых компаний;

10.По поручению Госкомимущества РСФСР и краевого департамента госимущества, проведение приватизации государственных предприятий и иной собственности РСФСР.

На основании Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 03.07.91 года решением VIII сессии Краснодарского городского Совета народных депутатов от 19.12.91 утверждено Положение о фонде имущества г. Краснодара. Фонд имущества выполнял следующие функции:

1.Получение от комитета по управлением имуществом г. Краснодара и временное владение свидетельствами о собственности на государственные и муниципальные предприятия, на доли /паи, акции/ в капитале акционерных обществ /товариществ/;

2.Осуществление полномочий городского Совета народных депутатов как собственника на собраниях акционеров и соблюдение ответственности за деятельностью предприятий в пределах соей доли. Продажа указанных долей, свидетельств на предприятия;

3.Покупка паев и акций АО и товариществ, развитие которых диктовалось интересами жителей города;

4. Получение и перечисление дивидендов и выручки от приватизации предприятий в городской бюджет в соответствии с планом дохода городского бюджета и местной программы приватизации;

5. Обмен находящихся в собственности горсовета акций АО на акции инвестиционных фондов и холдинговых компаний;

6. Участие в подготовке учредительных документов, оговаривающих случаи вмешательства фондов в деятельность предприятия;

7. Принимал от юридических лиц декларацию о составе участников АО /товарищества/ и распределении уставного капитала для участия в аукционе, конкурсе, покупке акций приватизируемых предприятий;

8. Получал от комиссии по приватизации документы и справочные материалы по приватизируемому предприятию;

9. Публиковал в специальном бюллетене в установленные законодательством сроки и объеме миллионов рублей, о продаже акций и о результатах сделок;

10. Устанавливал в договоре с покупателем форму платеже за приватизируемое предприятие;

11.Формировал конкурсную комиссию по продаже предприятия по конкурсу. Если предприятие не было продано и снято с конкурса, возвращал свидетельство в комитет;

12. Проводил аукционы и в случаях снятия предприятия с аукциона возвращал свидетельства о собственности в комитет по управлению имуществом;

13. Принимал от комитета права учредителя и пакет акций ОАО, после его регистрации в горсовете;

14. Продавал акции в пределах установленной госпрограммой приватизации суммы членам трудового коллектива приватизируемого АО на льготных условиях;

15. Владел выручкой от продажи акций /паев/;

16. Заключал договор с покупателем после приватизации предприятия в порядке и на условиях, установленных законом;

17.Направлял в суд или арбитражный суд иск о признании недействительной сделки приватизации.

Решением № 112 от 17.07.92 г. малого Совета в дополнение Положения о комитете по управлению имуществом было внесено: «…проводит регистрацию предприятий, товариществ, акционерных обществ, образуемых в процессе приватизации и коммерциализации».

Решением Краснодарского городского Совета народных депутатов от 27.02.92 года № 10 п.5, создан Фонд имущества г. Краснодара этим же решением утверждена новая редакция Положения о фонде.

Согласно Положению, фонд являлся государственным органом, владеющим, распоряжающимся и управляющим муниципальной собственностью г. Краснодара, находящейся в его ведении и осуществляющим ее приватизацию.

Фонд являлся продавцом государственных и муниципальных предприятий, а также долей /паев, акций/ в капитале предприятий, находящихся в собственности города.

Фонд был создан по решению Малого Совета Краснодарского городско­го Совета народных депутатов, подотчетен ему и Краснодарскому гор­совету. Фонд выполнял следующие функции:

1.Временно владел принадлежащими г. Краснодару свидетельствами о собст­венности на предприятия, на доли /паи, акции/ в капитале акционерных обществ /товариществ/, переданных ему комитетом по управлению имуществом г. Краснодара;

2. Осуществлял полномочия собственника на общих собраниях акционеров /пайщиков/, нес риск за деятельность предприятий в пределах находя­щейся в его владении доли в капитале предприятий;

3. Продавал указанные доли /паи, акции/ свидетельства о собственности на предприятия;

4. Выступал учредителем акционерных обществ /товариществ/, приобретал акции и паи акционерных обществ и товариществ, развитие которых дик­товалось интересами населения г. Краснодара;

5. Получал и распределяет дивиденды и выручку от приватизации пред­приятий в соответствии с планом доходов городского бюджета и город­ской программой приватизации по нормативам, установленным Государственной программой приватизации;

6. Обменивал принадлежащие городу акции акционерных обществ на акции инвестиционных фондов и холдинговых компаний.

В целях выполнения своих функций Фонд мог привлекать посредников, имеющих по закону право заниматься соответствующей деятельностью.

10.09.92 г. было заключено соглашение между фондом имущества и комитетом по управлению имуществом. Оно определило регламент взаимоотношений фонда и комитета в вопросах передачи документов приватизируемых предприятий, оформления необходимой документации, определения порядка и нормативных сроков продажи объектов, взаиморасчетов и взаимной ответственности сторон.

Практическая работа городских органов по приватизации показала, что в Типовом положении о комитете по управлению имуществом отсутствует механизм управления городским хозяйством: упускались вопросы управления собственностью, расположенной на территории города.

На основании решения ХШ сессии горсовета № 13 п. 15 от 12.08.92 г. решением № 1 от 14.01.93 г. малого Совета городского Совета народных депутатов в структуру управления городским хозяйством включены:

управление приватизации;
управление координации деятельности предприятий торговли и сферы услуг;
управление жилищно-коммунального хозяйства;
управление сельского хозяйства, продовольствия и торговли;
отдел транспорта и связи;
квартирно-правовая служба.

Распоряжением № 5/119 от 22.02.93 г. комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края комитет по управлению имуществом г. Краснодара был наделен правами городского агентства комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края.

Положение о городском агентстве комитета по управлению госимуществом Краснодарского края было утверждено распоряжением № 5/490 от 02.09.93 г.

Согласно положению, функции городского агентства включали:

утверждение Уставов государственных предприятий краевой собственности, заключение контрактов с их руководством;
выступление в качестве арендодателя государственного имущества;
оформление документов на передачу с баланса на баланс объектов краевой собственности;
осуществление запросов о делегировании права на приватизацию объектов краевой, федеральной собственности;
содействие созданию инвестиционных компаний.

На основании Указа Президента РФ «Об утверждении Типового положения о комитете по управлению имуществом и решения малого Совета краевого Совета народных депутатов № 399 от 09.02.92 г. «Об утверждении Положения о комитете по управлению государственным имуществом края…» решением ХУ сессии горсовета XXI созыва от 23.04.93 г. было утверждено положение о комитете по управлению имуществом и программа приватизации муниципальных предприятий г. Краснодара на 1993 год.

В связи с введением в действие Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципаль­ных предприятий в РСФСР» от 05.06.92 г. и уточнением функций фонда имущества ХУ сессия Краснодарского городского Совета народных депутатов утвердила новую редакцию Положения о фонде имущества решением от 23.04.93 № 15 п.18.

Функции фонда были дополнены следующими пунктами:

1. Занимается коммерческой деятельностью и оказанием посреднических услуг в пределах устанавливаемых малым Советом.;

2. Осуществляет контроль за предоставлением предусмотренных законо­дательством льгот работникам приватизируемых предприятий.

Пункт о продаже в новой редакции гласил:

«4.1.3 Продает указанные доли /паи, акции/ предприятия, иное муниципальное имущество, а также нематериальные активы.

«В соответствии с распоряжением главы администрации от 29.10.93 № 827 и в связи с прекращением полномочий Краснодарского городского Совета народных депутатов фонд имущества стал подотчетен комитету по управлению имуществом.

В связи с прекращением полномочий Краснодарского городского Совета народных депутатов (постановление главы администрации от 26.10.93 г. № 613) на основании распоряжения главы администрации города от 29.10.93 г. № 827 фонд имущества переподчинен комитету по управлению имуществом г. Краснодара.

Постановлением главы администрации города № 206 от 01.03.94 г. изменена структура комитета:

управление приватизации;
контрольно-организационное управление;
управление сельского хозяйства, продовольствия и фирменной торговли;
управление по координации деятельности предприятий торговли и сферы услуг;
управление жилищно-коммунального хозяйства;
управление образования;
управление здравоохранения;
управление социальной защиты населения;
отдел транспорта и связи.

Коллегия комитета по управлению имуществом г. Краснодара была создана еще в 1993 году распоряжением главы администрации города от 15.07.93 № 524р. Постановлением главы администрации города от 01.03.94 г. № 207 утвержден новый состав коллегии комитета по управлению имуществом г. Краснодара и Положение о ней.

Постановлением № 245 от 05.03.94 г. главы администрации города «О программе приватизации муниципальных предприятий на 1994 года» утверждена программа приватизации.

Постановлением № 264 от 10.03.94 г. создана Регистрационная палата, которая осуществляет государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности и других юридических лиц; таким образом, часть функций комитета по управлению имуществом перешла Регистрационной палате.

Постановлением № 754 от 08.07.94 г. главы администрации города «Положения об отделах, управлениях и др. структурных подразделениях администрации города» утверждено Положение о комитете по управлению имуществом города Краснодара, по которому комитет обладает правами и полномочиями городского агентства комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края, действует в пределах полномочий, установленных законодательством РФ и настоящим Положением.

В соответствии с постановлением главы администрации города от 08.07.94 г. № 754 и во исполнение Указа Президента РФ от 17.12.93 г. № 217 фонд имущества действует при администрации г. Краснодара.

Постановлением главы администрации города от 01.03.95 г. № 142 «О совершенствовании структуры органов управления и приватизации муниципального имущества г. Краснодара» в связи с резким сокращением объема работ по продаже объектов муниципальной собственности фонд имущества г. Краснодара был присоединен к комитету по управлению имуществом города с 01.03.95 комитету переданы функции продавца объектов государственной и муниципальной собственности, а также функции арендодателя муниципального нежилого фонда, ранее исполнявшихся МП «Горжилхоз»

На основании постановления главы администрации города Краснодара от 30 апреля 1996 года № 633 комитет по управлению имуществом г. Краснодара с 1 мая 1996 года реорганизован путем разделения на два самостоятельных структурных подразделения администрации города Краснодара — управление муниципального имущества и фонд имущества.

Постановлением главы городского самоуправления Краснодара от 28 января 1997 года управление муниципального имущества и фонд имущества администрации города Краснодара преобразованы в департамент муниципальных ресурсов.

Следующая реорганизация произошла в 2001 году: департамент муниципальных ресурсов был переименован в управление муниципальной собственности администрации города Краснодара. В 2002 году в функции управления муниципальной собственности вошли вопросы оформления земельно-правовой документации. В 2003 году управление муниципальной собственности переименовано в департамент муниципальной собственности и городских земель администрации города Краснодара.

В 2004 году департамент муниципальной собственности и городских земель был переименован в муниципальное учреждение «Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар».

Решением городской Думы Краснодара от 15 декабря 2005 года муниципальное учреждение «Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар» переименовано в департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар. Положение о департаменте муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, а также его структуру вы сможете найти на главной странице. Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации м.о.г. Краснодар осуществляет работу руководствуясь решениями городской Думы Краснодара от 24 февраля 2005 года № 63 п.8 «О положении о порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар», от 31 марта 2005 года № 64 п.8. «О порядке распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар».