Меню Закрыть

Бюджет-2013: дефицит как стимул развития. Статья опубликована в специальном выпуске газеты "Краснодарские известия" от 06.12.2012 N 188 (4989)

Во вторник на заседании городской Думы Краснодара был принят местный бюджет на 2013 год и плановый период 2014-2015 гг. Его особенность - более чем 4-миллиардный (в рублях) дефицит, который, однако, является поводом не для пессимизма, а для напряжённой работы. Ведь в будущем году предстоит решать много важнейших городских задач.

Трудную работу над трудным бюджетом предваряло его обсуждение: проект, подготовленный городским департаментом финансов, обсуждали сначала на публичных слушаниях, затем, дважды, на депутатских. Тот вариант, который был внесён на Думу со всеми таблицами поправок, составлен с учётом поступивших в ходе слушаний предложений, в том числе от Контрольно-счётной палаты Краснодара. С докладом на Думе выступил вице-мэр, директор департамента финансов Евгений Москвин, с содокладами - председатель Контрольно-счётной палаты Краснодара Людмила Балашёва и председатель думского комитета по финансам, бюджету и налогам Вадим Дьяченко. Депутаты (первый заместитель председателя Думы Виктор Тимофеев, председатель комитета по вопросам местного самоуправления Игорь Коломийцев и Николай Юрин) задали уточняющие вопросы. Своё мнение высказал глава города Владимир Евланов.

Сразу оговоримся: бюджет - документ обязательный для исполнения. Но при этом живой. Те параметры, которые принимаются накануне финансового года, потом корректируются. Если раньше расходную часть старались принимать близко к доходной, а затем обе плавно повышали, то сейчас решили сразу заявить значительно большую расходную часть. Этот шаг позволит не затягивать с проведением торгов, а заодно и напряжённо думать, чем пополнить имеющийся дефицит.

Доходная часть бюджета принята в объёме 14 млрд. 575 млн. рублей, из которых более 3 млрд. - это краевые средства, состоящие пока из дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и субвенций на выполнение в Краснодаре государственных полномочий. Прогнозируется, что краевая доля местного бюджета будет в течение года расти и достигнет суммы более чем в 8,5 млрд. рублей. 11 млрд. - собственные средства бюджета. Основным источником остаётся НДФЛ (54,3%). Далее идут налоги: на прибыль (10,1%), земельный (9,2%), а также единый налог на вменённый доход (8,8%). 7 процентов в бюджет должна принести аренда земельных участков.

Расходную часть бюджета приняли в объеме 18 млрд. 773 млн. рублей. Более половины городских денег пойдёт на социально-культурную сферу: более 6 млрд. руб., например, на образование. Здравоохранение - более 1 млрд. руб. (как известно, это теперь полномочие региональной власти, и важнейшая отрасль хорошо финансируется из краевого бюджета - в сумме большей, чем ещё в совсем недавние годы, был сам бюджет Кубани). Планируется, что вырастет зарплата работников бюджетной сферы на 5 процентов. Возрастут на 150 млн. руб. расходы бюджетных организаций на оплату жилищно-коммунальных услуг.

В бюджет закладываются средства на решение острейшей краснодарской проблемы с детскими садами - деньги будут выделяться и на принятие садиков на баланс муниципалитета, и на открытие новых детских дошкольных учреждений. В приоритете - финансирование муниципальных целевых программ, их шестнадцать. 2 млрд. 904 млн. руб. будет выделено на решение проблем жилищно-коммунальной сферы. Значительные суммы планируется направить на благоустройство: 2,7 млрд., включающих в себя уличное освещение, санитарную уборку города. Запланирована и городская часть софинансирования важнейшей для краевого центра программы «Краснодару - столичный облик». Такие цифры озвучил Евгений Москвин, выделив и приоритеты бюджета: наращивание собственных доходов, экономический рост, развитие налогового потенциала, выполнение всех социальных обязательств.

В содокладе председатель Контрольно-счётной палаты Людмила Балашёва отметила, что принимаемый бюджет основан на положительном экономическом прогнозе и является оптимистическим сценарием, назвала новые источники доходов, среди них патентная система налогообложения индивидуальных предпринимателей, кроме того,  подросли ставки земельного налога. Особое внимание Людмила Балашёва уделила необходимости целевого планирования программ и поиска новых источников доходов. Была затронута и возможность в будущем принимать бюджет не в одном, а в нескольких чтениях (как, например, краевой или федеральный, такой опыт есть в некоторых других городах). В целом же Контрольно-счётная палата рекомендовала Думе принять бюджет.

Председатель комитета по финансам, бюджету и налогам городской Думы Вадим Дьяченко в своем содокладе отметил: бюджет формируется в условиях увеличивающейся нагрузки на инфраструктуру и социальную сферу. Отсюда - и такой шаг по увеличению дефицита. 14-й год прогнозируется с профицитом. 15-й - с небольшим дефицитом, но это не должно успокаивать. Необходимо, на взгляд председателя профильного комитета, работать как над увеличением доходов, так и над сокращением расходов.

Вадим Дьяченко проанализировал, из чего складываются 11 млрд. руб. собственных доходов. Основным источником, как уже было отмечено выше, остается НДФЛ, то есть налог, на который городская власть может повлиять лишь косвенно. Как, впрочем, и на другой важный источник - единый налог на вменённый доход. А вот что отрадно, так это прогноз на то, что значительно вырастет налог на прибыль. В два раза - земельный налог, и это пока ещё без учёта оплаты его физическими лицами, которые налог на землю за 13-й год будут платить осенью 14-го. Всё это означает, что нужно наращивать налогооблагаемую базу, работать и с неналоговыми источниками, например, оформить как можно больше земельных участков и реализовать их, преимущественно сдав в аренду. Другой возможный источник доходов муниципалитета Вадим Дьяченко видит в организации платных автопарковок, потому что, как ни крути, а автомобили и торговля - в Краснодаре одни из главных источников доходов. Депутат обратил внимание своих коллег и на то, что сейчас на федеральном и краевом уровне идут разговоры о том, чтобы дать муниципалитетам ещё один источник доходов от автомобилистов - штрафы за парковку автомобилей в неустановленном месте.

В следующем году, убеждён председатель бюджетного комитета гордумы, необходимо посмотреть и на налог на имущество. Пока мы от него получаем доходов 104 млн. руб. в год, то есть 100 руб. от гражданина, или 300-400 - если посчитать его от каждой семьи. 10 лет назад, считает Вадим Дьяченко, такое сверхльготное налогообложение имущества граждан было обоснованным, а сейчас нужен уже другой подход: защищая неимущие слои населения, брать побольше с тех, кто может платить. Что касается сокращения расходов, то Вадим Дьяченко считает необходимым проанализировать работу всех наших муниципальных казённых учреждений.

«Бюджет особенный и трудный» - так охарактеризовал главный финансовый документ на 2013 год и плановый период 2014-2015 гг. глава города Владимир Евланов. И, в первую очередь, трудный с точки зрения соотношения доходов и расходов. Но по-другому поступить нельзя: город должен жить, и для того чтобы это была нормальная жизнь, и заложены сразу все необходимые затраты. Такой особенный бюджет, глубоко убеждён мэр, налагает и особенную ответственность: сразу после его принятия каждый по своему направлению должен думать, как максимально привлечь доходы. И вторая часть, без которой не обойтись, - это оптимизация расходов. За все последние годы этот бюджет, считает Владимир Евланов, наиболее оптимален - с точки зрения и существующих реалий, и пользы для города.

Приняв бюджет на будущий финансовый период, депутаты не забыли и о текущем краснодарском кошельке. В бюджет нынешнего года внесены поправки, не затрагивающие его основных параметров, перераспределяющие средства между исполнителями. Определённые средства заложены и на приобретение в муниципальную собственность детского садика.

Из других рассмотренных вопросов: внесены очередные изменения в Программу выполнения наказов избирателей, назначен новый член муниципальной избирательной комиссии от партии «Справедливая Россия» - Константин Овчинников.

Приняты важные решения по изменению наружной рекламы в городе. Теперь это функции департамента архитектуры и градостроительства, у нас больше не будет бюро наружной рекламы, ею займётся другое муниципальное учреждение - информационный центр по обеспечению градостроительной деятельности «Градинформ». Владимир Евланов считает, что в наружной рекламе нужны срочные меры, новые люди и новые подходы. Это не просто конструкции, это и элемент благоустройства, и значительное влияние на городскую архитектуру. Сейчас директор департамента архитектуры и градостроительства Игорь Головкин вместе с руководством «Градинформа» изучают опыт Самары. В стороне не останутся и депутаты городской Думы: на их суд в ближайшее время будет внесена концепция всего рекламного дела в Краснодаре с адресным утверждением мест размещения для последующей передачи их в аренду в соответствии с новым федеральным законодательством в этой сфере.

Дата размещения: 19 августа 2013, 15:33