Меню Закрыть

Круглый стол №2: Обсуждение пространственного развития Краснодара

Продолжается серия открытых встреч по обсуждению главных направлений Стратегии «Краснодар-2030». Вторая была посвящена теме «Пространственное развитие». В ней участвовали разработчики Стратегии, архитекторы, экологи, общественные деятели, активные жители города.

В круглом столе участвовали:

  • Андрей Дорошев, заместитель главы Краснодара
  • Наталья Машталир, главный архитектор Краснодара
  • Вадим Сидоров, ректор института управления проектирования «REM»
  • Денис Сайбель, директор ООО «Краснодарский центр анализа градостроительной информации и проектного сопровождения»
  • Алексей Тимофеев, член Краснодарской региональной организации общероссийской общественной организации «Союз архитекторов России»

Далее — стенограмма основных тем, мнений участников встречи, экспертов.

Вступление. О задачах пространственного развития в Стратегии Краснодара-2030

Евгений Панасенко, старший менеджер консалтинговой компании «Эрнст энд Янг»:

— В Краснодаре к моменту работы над документом по Стратегии мы наблюдаем дисбаланс функциональных зон: высокая плотность застройки в центре, размытый исторический и культурный облик города.

У нас жилые зоны занимают порядка 41%, общественно-деловые зоны — 30% и на зоны рекреационного назначения у нас выходит всего 10%. Это, на самом деле, может быть, не так страшно с точки зрения звучания, но более страшны цифры, что 300 га в Краснодаре — это объем сокращения зелёных зон с 2007 г. по 2015 г. Вот это, на самом деле, тот вызов, та проблематика, с которой мы подходили к работе над Стратегией и соответственно к тем решениям, которые мы закладывали в саму Стратегию.

Текущий баланс жилой застройки тоже с точки зрения цифр не так страшен — у нас есть многоэтажная жилая застройка, которой больше половины. С точки зрения баланса чуть меньше у нас индивидуального жилищного строительства. Но 30-е место в экологическом рейтинге российских городов за 2017 г., я забегу вперёд — мы будем отдельно обсуждать тему экологии, и экологическая обстановка в Краснодаре — это те вызовы, с которыми нам необходимо было разбираться в процессе Стратегии — как раз-таки те решения, которые мы предлагали, они нацелены на то, чтобы изменять экологическую обстановку и изменять место в рейтинге как некую статистическую цифру.

Переходим к городской среде. Городская среда и экология неразрывно связаны, но мы их всё равно разделяем, потому что хотим обсудить сначала городскую среду, потом отдельным блоком экологию.

Как я уже говорил, 10% территории Краснодара у нас рекреационные зоны. Мы понимаем, что у нас центр города требует реконструкции. Доминирует в центре города общественно-деловая застройка и это вызывает большой ворох проблем, которые мы будем на следующем круглом столе обсуждать — в первую очередь, транспортных проблем, потому что маятниковая миграция от спальных районов в деловой центр — это та проблема, с которой сталкиваются жители нашего города (на самом деле, жители всех крупных городов). Ограниченная связность и дисбаланс инфраструктуры в районах города — об этом мы будем сегодня разговаривать, когда будем говорить на тему ЖКХ. Недостаток и неравномерное распределение социально-досуговой инфраструктуры — та же проблема, которая есть, и с которой никто не спорит. Экологическая обстановка, как я уже говорил, неблагоприятная в городе. Нагрузка на воздух от транспорта и отходов окружающей среды очень высокая. И, к сожалению, водоёмы очень загрязнены — единственное место, где официально разрешено купаться в летний период в южном городе, это бассейны, которые находятся в районе Дворца спорта «Олимп».

Зелёные зоны, к сожалению, сокращались на тот момент. Здесь небольшая оговорочка, вот буквально вчера я был участником городской планёрки, где было принято решение о высадке более 20 тыс. новых деревьев в течение 2020 года, я думаю чуть попозже об этом поговорим подробнее.

Это база, с которой мы вошли в Стратегию по результатам диагностики. Не могу сказать, что мы этого не понимали — я сам родился в Краснодаре, вырос, получил образование здесь, начинал карьеру свою, и все мы это прекрасно понимали. Но самая основа, которую мы закладываем в Стратегию — это каким образом мы изменим ситуацию, каким образом совместными решениями вместе с администрацией, с общественностью, с бизнесом мы будем исправлять эти вещи.

Для достижения целей в городской среде было сформулировано 5 флагманских проектов и 7 направлений развития. Основной целью является создание комфортных условий жизнедеятельности граждан, а также привлечение и развитие человеческого капитала, потому что то, о чём мы разговаривали на прошлой сессии по развитию креативного капитала, креативного кластера — тех сфер экономики, которые дают максимальный эффект для экономики города — это очень требовательные люди, мы это обсуждали. И, соответственно, создать максимально камфорные условия для всех жителей — это основная задача.

Об индексе качества городской среды

Евгений Панасенко, старший менеджер консалтинговой компании «Эрнст энд Янг»:

Целевые показатели, которые заложены в Стратегии, с точки зрения мониторинга достижений Стратегии в этом блоке.
Первый целевой показатель — это кумулятивный показатель, который затрагивает большое количество сфер — это индекс качества городской среды, который разработан «Дом.рф». Я думаю, что все присутствующие в той или иной степени знают об этом индексе и знают, что произошли изменения в самом «Дом.рф» с точки зрения подхода. На момент разработки Стратегии максимальное количество баллов, по которым оценивался тот или иной город, было 300. Сейчас произошли изменения, и эти изменения отразятся на корректировке Стратегии уже по новому формату — сейчас их 360. И если мы в 2018 году из 300 занимали 165 баллов, то на данный момент мы уже набираем 206 баллов.

Что такое индекс городской среды с точки зрения «Дом.рф»: он разделён на 6 основных блоков:

  • первый блок — это жилищное строительство;
  • второй блок — это озеленённое пространство;
  • третий блок — это общественно-деловая инфраструктура;
  • четвёртый блок — это досуговая инфраструктура;
  • пятый блок — это общегородское пространство;
  • шестой блок — это улично-дорожная сеть.

Соответственно, в каждом блоке представлено всего 36 показателей, которые оцениваются по различным критериям:

  • безопасность;
  • комфортность;
  • экологичность и здоровье;
  • идентичность;
  • разнообразие;
  • современность и актуальность;
  • эффективное управление.

Соответственно, когда мы делаем целевые показатели, мы делаем расчёт — к какому уровню по этому индексу мы придём к определённому периоду времени. В предыдущей интерпретации этого индекса мы должны были прийти к 215 баллам, и те решения, которые мы закладывали в Стратегию, они позволяют достичь этих результатов. Сейчас индекс изменился, мы делаем этот пересчёт, но база остаётся та же: мы берём каждое направление развития, смотрим и рассчитываем, каким образом те или иные флагманские проекты повлияют на этот индекс.

Следующий целевой показатель — это количество зелёных территорий общего пользования. Мы прекрасно понимаем, что засадить деревьями можно всё, что угодно, но управление пространством городской среды, в первую очередь, должно исходить от людей. Поэтому мы в Стратегии заложили такой целевой показатель, как «доля граждан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды от общего количества граждан в возрасте от 14 лет».

По нашему мнению, участие в реализации Стратегии общества, бизнеса и администрации — оно должно быть на равном уровне. Стратегия не для администрации. Для администрации — это некая настольная книга, по которой необходимо отслеживать целевые показатели, но реализация — она для всех.

О флагманских проектах в сфере пространственного развития

Евгений Панасенко, старший менеджер консалтинговой компании «Эрнст энд Янг»:

Первый флагманский проект — это развитие территорий, переданных в собственность городу — все о нём знают. В районе пос. Знаменского Краснодару передали большой земельный участок, который уже имеет проект планировки этой территории, который сейчас закладывается в Генеральный план, поэтому реализация этого проекта существенно повлияет, в том числе, и на решение городских проблем в целом Краснодара, потому что часть функций будет вынесена на эту территорию: например, медицинский кластер, площадка для событийного туризма и так далее.

Следующие флагманские проекты:

  • создание двух заводов по мусоропереработке — мы не говорим про мусоросжигание, мы говорим именно про сортировку и переработку;
  • обустройство набережных как точек притяжения для рекреационного досуга;
  • система управления городским освещением;
  • линейный парк «Карасуны».

Помимо флагманских проектов, в этой части у нас сформированы направления развития:

  • организация процесса вовлечения жителей и бизнеса в развитие городской среды и культурно-досуговой жизни города;
  • инструменты пространственного развития, которые начинаются с того, что городу необходимо сформировать стратегию пространственного развития как отдельный документ, по которому будет жить и развиваться городская среда.

Помимо основных направлений и флагманских проектов, которые относятся к той или иной сфере, так как мы пытались сформировать систему, у нас есть отсылочные направления — то есть они в другом блоке, но косвенно перекликаются друг с другом.

Флагманский проект: Развитие территорий, переданных в собственность Краснодару

Евгений Панасенко, старший менеджер консалтинговой компании «Эрнст энд Янг»:

Капитальные затраты на реализацию этого проекта, по предварительным оценкам, составят порядка 370 млрд руб. И, безусловно, принесут большой эффект для города и для жителей.

На данный момент в Краснодаре существует дефицит электроэнергии. Я не могу сказать, что он какой-то большой, и каким-то образом существенно влияет на развитие города, но при задуманных масштабах развития нам в любом случае будет не хватать и, соответственно, в Стратегии мы закладываем реализацию на территории муниципалитета генерирующих мощностей.

  • Инвестиции — порядка 35,7 млрд руб. — это полностью внебюджетное
    финансирование. Полностью коммерческий проект, который имеет под собой полноценное финансовое обеспечение.
  • Сроки реализации: 2021—2023 гг. Сейчас ведутся переговоры с инвесторами на предмет вхождения в этот проект.

В Краснодаре, к сожалению, существует дефицит площадей, где можно проводить крупные масштабные мероприятия. Это очень сильно влияет на развитие туризма. Как раз на этой территории мы закладываем выделение этой площадки, где будут проводиться мероприятия. Очень грамотно подобрана площадка, в первую очередь, с точки зрения потоков, которые движутся в сторону моря по трассе М4-Дон. Соответственно, основу, которая будет участвовать в этих мероприятиях, будут составлять, помимо жителей Краснодара, еще и туристы. Это дополнительная возможность для развития сферы туризма.

Денис Бражниченко, вице-президент по инвестициям группы компаний «АВА»:

Наша компания уже давно старается не использовать маленькие земельные участки. Это связано со сложностью подведения инженерной инфраструктуры, невозможностью реализации социальных объектов, дополнительного образования. Соответственно, мы пришли к выводу, что чем больше земельный участок, тем лучше мы можем реализовать все аспекты жизни. Как раз то, что можно реализовать на 1500 га на Восточной промзоне, на Восточном обходе. Сейчас мы планируем организацию территории, которую мы пока называем «235 га» — это техническое название территории между х. Ленина и ст. Старокорсунской, земли населенных пунктов. В настоящий момент нам предстоит последняя корректировка Генплана. В этот проект мы закладываем все аспекты жизни, чтобы люди, находясь и проживая там, могли, первое — отдыхать, второе — найти работу. Планируется подписание соглашения с московской сеткой аутлетов — это наши партнеры, которые будут реализовывать Торговый центр аутлет в Краснодаре. Такого центра еще никто не строил в нашем регионе. Это, наверное, будет флагманский Торговый центр для той территории. Плюс — завершение строительства ТЦ планируется в конце 2021 г. После этого начинается уже строительство и реализация социальных объектов. Жилье мы ставим на 3-й этап. Территория позволяет развернуть застройку к водохранилищу. Строительство набережных и берегоукрепление — это как раз комфортная среда. Там сейчас на водохранилище есть разные базы отдыха, которые пользуются популярностью у жителей. Отдых выходного дня популярный. Можно приехать туда в гостиницу, весь уикенд провести. Поэтому мы сделаем концепцию, позволяющую там находиться, отдыхая и проживая в одном месте.

Планируется также реализация транспортной развязки. На 8-м этапе краевой программы предусмотрено строительство транспортного узла, выходящего на краевую трассу в районе как раз нашего будущего проекта. Эта связка идет с ул. им. Володарского через ул. Восточный обход, пос. Пригородный и аэропорт (новый терминал, который будет строиться). Как раз 8-м этапом он заходит на территорию, к которой будет примыкать аутлет и наш большой жилой комплекс. Вопрос заведения коммуникаций и крупность нашей компании позволяет этот проект реализовывать. Это проект не одного года. Это проект 5–10 лет, в котором будут реализованы и места для работы, потому что там порядка 40 га будут выделены под общественно-деловую застройку. 15 га — сам аутлет, основная территория — это офисно-деловой центр. Планируются такие точки притяжения, как небольшой выставочный зал, который тоже нами запланирован в свете событийных мероприятий, которые обсуждаются на территории 1500 га.

Если говорить про масштабность проектов и даже иных территорий, приводя пример Новознаменского и Знаменского: там есть разные массивы участков. Я, как человек, непосредственно отвечающий за инвестиции, считаю, что данный проект позволит капитализировать стоимость близлежащих земельных участков: пос. Лорис, Пригородного, Новознаменского. Позволит капитализировать участки Восточной промзоны — это промышленный кластер города и края, который без дорог тяжелее реализовывается. Позволит решить ситуацию с выходом на М4-Дон со стороны стадиона «Краснодар» и немножко разгрузит Северные мосты. И все-таки М4-Дон перестанет быть городской дорогой, а будет федеральной трассой.

Владимир Вербицкий, помощник главы Краснодара:

Рассматривая Стратегию развития Краснодара до 2030 г. мы, конечно же, понимаем, что за последние 10 лет город вырос почти в два раза. Поэтому мы говорим сейчас как о новых территориях, так и о создании новых рабочих мест, новых точек притяжения. И если у Стратегии, и у Генплана, который сейчас проходит стадии согласования, получится решить эту главную задачу, я думаю, это максимально снизит нагрузку на многие сферы деятельности города. Начиная от транспортной инфраструктуры, которую мы будем обсуждать на следующем круглом столе. Децентрализация города, в принципе, и создание градкаркаса и зеленых зон, которые вписаны в градкаркас — тоже его важная часть. Потому что сейчас в Краснодаре, как ни крути, не так много мест, куда люди перемещаются в выходные и так далее. Это у нас улица Красная, несколько парков и торговые центры. По большому счету, создавая новые точки притяжения, парки, мы понимаем, что это более чем возможно. Развитие парка «Краснодар» показало, что это востребовано. Мы понимаем, что это не только якорь для людей, но и якорь для бизнеса. И, соответственно, это еще один повод задуматься представителям крупного бизнеса в сфере застройки о том, что, возможно, пришло то время, когда проектировать правильные районы, с правильной инфраструктурой — это возможно дороже, возможно сложнее, но за этим будущее нашего города, потому что он очень сильно меняется.

Владислав Амерханов, ведущий специалист МКУ «Управление земельных отношений»:

Главная задача, которую решает проект развития новой территории — это перераспределение административного центра, перенос общественно-делового центра на окраину. Проектом для этого предусмотрено строительство большого количества административно-деловых зданий, площадью 5 млн кв. м. Здания судов, банков и т. п. Этот проект не просто соответствует действующим нормативам, он их превосходит. Можно назвать его образцово-показательным. То есть это не застройка территории, а создание, по сути, нового города.

Флагманский проект: Система управления городским освещением

Евгений Панасенко, старший менеджер консалтинговой компании «Эрнст энд Янг»:

Система управления городским освещением — интересный проект с точки зрения комфортности городского освещения. Он и экономический, и социальный, и про «умный» город тоже. Суть этого проекта в том, что современные технологии, если мы говорим про «умный» город, дают возможность использовать наше уличное освещение не просто как источник света.

Создаются многофункциональные опоры для реализации большого количества различных проектов. Когда лампочки, установленные на столбах освещения, имеют возможность так называемого «диммирования», то есть выключения света в ноль, но оставления используемого напряжения в самой опоре, на эту опору можно устанавливать многое: от датчиков по мониторингу экологической обстановки, электрозаправок, вай-фай до датчиков слежения за потоками транспорта.

Это многогранный проект, который принесет большое количество пользы в различных направлениях деятельности. На этот проект составлена смета, есть понимание с точки зрения инвестиционной привлекательности, есть понимание, даже предложение в плане реализации этого проекта. Это пример технологий для «умного», «разумного» города.

Флагманский проект: Обустройство набережных как точек притяжения для рекреационного досуга

Евгений Панасенко, старший менеджер консалтинговой компании «Эрнст энд Янг»:

Безусловно, мы понимаем, что исторически Краснодар шел не по совсем типовому пути развития всех основных городов, которые «тяготели» к воде. Почему-то город «отворачивался» долгое время от воды, на то были исторические причины. Мы не так давно «развернули» город к воде и начали активно застраивать. И прекрасно понимаем, что вода — это наша ценность, это элемент развития города с точки зрения пространственного развития, градостроительного, туристического развития. Это важный момент с точки зрения реализации единого пути по набережным.

В Стратегии сейчас заложены первые пять этапов, реализация которых уже по факту началась. В этом году уже первые торги пройдут на берегоукрепление по одному из этапов, и база, которую мы закладываем в Стратегии это, безусловно, полностью закрыть всю набережную, весь берег Кубани. Это будет не 2030 г., а следующие периоды.

Расчет велся именно на первые 5 этапов, которые согласованы, сформированы, и средства, на которые выделяются. На карте здесь они отмечены.

Андрей Дорошев, заместитель главы Краснодара:

Что касается одного из самых больших флагманских проектов — создания единой набережной — у нас уже идут обсуждения о внесении изменений в Генплан, проект планировки территории. В этом году мы начинаем строительство берегоукрепления, в соответствии с этим заходим на проектирование и дальнейшее строительство благоустроенной территории вдоль берега р. Кубань. На сегодняшний день этот участок составляет 35 га.

Такие проекты для города — это необходимость, они уже начинают реализовываться по частям.

Мы направили уже заявки в краевую администрацию, нас поддержал губернатор. Нам доводят средства на большой проект, чтоб мы его разработали, прошли все экспертизы, чтобы в дальнейшем его реализовывать. Проект будет показан, мы проведем его в виде конкурса, первые совещания прошли. Я вам даже больше скажу — здесь есть представители, которые будут предлагать свои варианты. Но мы решили сделать в виде конкурса, у нас коллеги были и из других субъектов страны, мы пытаемся перенять этот опыт. У них есть интересные проекты, занимающие первые места не только в России, но и в мире. И мы хотим сделать правильно набережную, «развернуть» город к ней. Такую набережную, чтобы она была привлекательна в любое время года для прогулок.

Флагманский проект: создание двух заводов по мусоропереработке

Евгений Панасенко, старший менеджер консалтинговой компании «Эрнст энд Янг»:

Предварительно сейчас на уровне Генплана рассматривается и формируются локации для размещения мусороперерабатывающих заводов. По первому заводу в районе существующего сейчас мусорного полигона вопросов не возникает. По поводу второго — это вопрос более далекого будущего, чем 2030 г. Стратегия не ограничена этим годом. Мы закладываем в неё то, что нам необходимо будет с точки зрения логистических особенностей города, чтобы не свозить весь мусор в одну точку. Потому что город расширяется. Поэтому первая точка — это х. Копанской, где есть сырье, чтобы запустить переработку. Вторая ещё определяется.

Максим Онищенко, заместитель генерального директора АО «Мусороуборочная компания»:

Действительно, мусорный полигон в х. Копанском уже создан и имеет мусороперерабатывающие мощности. Первая очередь сортировочного завода была запущена еще в 2013 г. Она сегодня уже успешно работает. Объем переработки — 160 тыс. т в год. При производстве мусора в 550–600 тыс. т в год этого, безусловно, недостаточно.

Сегодня мы заходим в качестве инвестора для реализации второй очереди мусороперерабатывающего завода, который предполагает строительство полигона для переработки ТКО. Это позволит нарастить перерабатывающие мощности, и это перекроет объем отходов, которые будут поступать на переработку. Для реализации этого проекта предусмотрен прилегающий земельный участок — более 100 га — для создания промышленного кластера, где как раз предполагается перерабатывающее производство. Это головной проект: строительство полигона, сортировочный комплекс, доведение мощностей до плановых показателей, создание площадки компостирования отходов. Это планируется до 2023—2024 гг. Сегодня с администрацией края мы находимся в процессе подписания инвестиционного соглашения.

Теперь хотелось бы сказать об особенностях такого проекта как строительство мусороперерабатывающего завода. Дело в том, что создание такого объекта имеет определенный перечень требований не только к самому объекту, но и к той территории, которая к нему будет прилегать и его обслуживать. Говоря о санитарно-защитной зоне, к которой сегодня предъявлены повышенные требования, если сравнивать с былыми годами, нужно сказать, что на этой территории никакой деятельности сегодня вестись не может. Если сравнивать с полигоном в х. Копанском, где объект занимает территорию до 100 га., то та территория, которая может быть выделена под новый полигон, должна быть изолирована от какой-либо деятельности и должна составлять порядка 400–500 га. Насколько реально создание такого объекта в восточной части города, даже если мы рассматриваем перспективное развитие города? Безусловно, необходимость в таком объекте есть. Город растёт, мы это ощущаем даже по приросту отходов, которые поступают на полигон. Порядка 150–200 тыс. кубометров мусора ежегодно добавляется. Конечно, создание дополнительных мощностей только приветствуется, но необходимо не только проработать вопрос теоретической необходимости размещения такого объекта, но и рассмотрение последствий возникновения такого объекта на территории города.

Елена Шувалова, председатель Общественного совета по развитию городской среды Краснодара «Помоги городу»:

Хотелось, чтобы в Стратегии появилась и система воспитания, сокращения производства мусора жителями города. Сейчас в среднем каждый житель города производит 400 кг мусора. Давайте в Стратегии поставим цель — добиться того, чтобы житель производил 200 кг мусора.

По поводу мусороперерабатывающих заводов. На мой взгляд, очень важно серьезно проработать эту тему.

Давайте работать с этим. Может быть, нам хватит х. Копанского, если мы там поставим правильные мусороперерабатывающие заводы с нулевыми проблемами для окружающей среды.

Флагманский проект: Линейный парк «Карасуны»

Евгений Панасенко, старший менеджер консалтинговой компании «Эрнст энд Янг»:

Мне кажется, об этом проекте можно долго не рассказывать, потому что, наверное, с 2014 г. этот проект активно обсуждается в сети, находит поддержку как со стороны городских, так и краевых властей. Есть определенные сложности с юридическим статусом, но, в любом случае, мы считаем, что он должен быть включен в Стратегию, потому что это то, что городу жизненно необходимо реализовать с точки зрения повышения экологической обстановки, комфортности и городской среды.

Андрей Дорошев, заместитель главы Краснодара:

Как мы уже говорили, в этом году планируем высадить в городе более 20 тыс. деревьев. В мае уже начнем закладку делать. То есть 5 тыс. деревьев — это будет весенняя высадка.

Плюс у нас постоянное идет увеличение площади зеленых зон. Есть большие проекты, в которые мы заходим в этом году: у нас будут 3 проекта по реализации скверов — это по программе «Комфортная городская среда», соглашение с министерством ТЭК и ЖКХ края мы уже подписали. У нас еще есть 5 проектов, которые мы можем дополнительно представить. Я думаю, мы увеличим это количество зеленых зон до 5–6. Постоянно в этой части мы развиваемся.

Александр Водяник, советник главы Краснодара:

«Карасуны» — это всего лишь элемент всего того решения, которое было принято впервые за последние десятилетия: создание водно-зеленого каркаса города. Это, действительно, очень серьезный шаг. И Карасунские водоемы, и комплекс набережных являются одним из главных элементов этого каркаса. Вопрос о том, как отразить критерии всей этой структуры в Стратегии? Этот вопрос нужно обсуждать. На днях я сдам техническое задание на программу по каркасу города, и мы будем определяться. Первое, что касается Карасунов: сложно их переоценить, потому что они находятся в таком месте на карте города, которое в некоторой степени является эпицентром, узлом, если угодно, климатическим узлом, который сам создает потоки ветра, бризы, продуваемость, аэрацию города. Когда мы говорим об экологии Краснодара и о роли озеленения в нем, то здесь главное — вовсе не количество. Вы можете иметь гектары, сотни гектаров зелени, и при этом — убогую экологию. Проблема в том, что в условиях ограничения земельного ресурса, правильное размещение зеленых насаждений, конструирование системы озеленения всех насаждений, не только общего пользования — намного важнее, это очевидно.

Флагманский проект: строительство новых линий инженерной инфраструктуры

Евгений Панасенко, старший менеджер консалтинговой компании «Эрнст энд Янг»:

Обновление инженерной инфраструктуры города и повышение требования к энергетическим компаниям – это базовые направление развития. Мы не должны заниматься только созданием новых объектов. Мы должны стремиться к тому, чтобы изменить показатели по износу коммуникаций и дефицит энергомощностей. Это планомерная работа в течение не только исполнения сроков Стратегии до 2030 г. – необходимо, чтобы у нас эти показатели ежегодно уменьшались.

Флагманский проект в сфере ЖКХ – строительство новых линий инженерной инфраструктуры. Он включает в себя строительство второй очереди городского канализационного коллектора, который рассчитан, в том числе, и на будущие объекты на территории Знаменского, Новознаменского – то есть, присоединенной земли. Это дает возможность городу, в первую очередь, снизить нагрузку на существующую сеть. Необходимо строительство новых коммуникаций вообще, в принципе, с нуля. Проект на данный момент оценивается порядка 19 млрд руб. Он обладает большим количеством эффектов, связанных с разгрузкой существующей сети, возможностью ее модернизации. Часть сетей водоотведения планируется увести из центральной части города.

Андрей Потанин, директор по развитию ООО «Краснодар Водоканал»:

Поскольку Новознаменский мы рассматриваем как новый перспективный микрорайон, где предполагается строительство больших социальных объектов и жилья – коммуникации необходимо строить там заранее, чтобы потом не навёрстывать упущенное.

Что касается строительства там системы водоотведения, хорошо, что в этот флагманский проект Стратегии попал 20-ый коллектор. Статус данного проекта на сегодняшний день: «Краснодар Водоканал» взял на себя реализацию проекта, администрация города оказала поддержку. Уже конкретный подрядчик занимается проектированием. Надеемся в следующем году получить проект с экспертизой. Основная проблема, которая нам видится в реализации проекта – это согласование трассы прохождения коллектора, согласования тех земельных участков, на которых должны появиться наши камеры, колодцы, насосные станции. Главное – получить согласованную трассу, и будем приступать к реализации.

Сегодня наши сети и сооружения забирают стоки тех районов, которые сейчас развиваются – это новостройки на севере и западе нашего города. У нас не будет необходимости тащить стоки в центр города. Те основные коллекторы, которые проходят по ул. им. Будённого, ул. им. Головатого, ул. им. Калинина мы, в рамках нашей инвестиционной программы, реконструируем, в том числе наши очистные сооружения.

Открытое обсуждение стратегии Краснодара - 2030. Пространственное развитие.