И Краснодар не остался в стороне. Столицу Краснодарского края представляла группа
Кинофестиваль в Карлсруэ стал для наших ребят первой международной площадкой, где они представили свои короткометражные фильмы (Константин Самсонов «Индустриальные отголоски/Industrial aftersounds», Полина Докучаева «Улыбка/SMILE»). А фильм «Ноу Мэджик/NO MAGIC» Юлии Кузмичевой завоевал приз номинации «Ньюбай/Newbie AWARD» как лучшая первая киноработа.
Параллельно с кинофестивалем проходила подготовка к международной выставке «Открытые границы», в которой принимала участие наша молодая художница Анастасия Харченко. И на открытии этой выставки она лично представляла свою работу «Подлинное лицо революции», которую можно увидеть до конца мая текущего года на выставочной площадке Органной фабрики Карлсруэ.
А вот что написала о своей поездке Анастасия Харченко:
«Путешествия — что может быть более вдохновляющим? Творческие, рабочие путешествия не туристического характера! В таких поездках есть контекст, есть среда, люди близкие по духу и/или, как минимум, «в теме».
Именно в такое путешествие я отправилась в апреле этого года в Германию, город Карлсруэ, побратим Краснодара. 22го апреля там открывалась международная молодежная выставка «Open Borders», в которой мне посчастливилось принять участие и представлять своим творчеством Кубанский Государственный Университет. Данная выставка проходит в рамках ежегодного фестиваля «Европейской культуры». В этом году он длится в 20 апреля по 5 мая 2018 года.
Месяц интенсивной подготовки проекта
ДОМ БЕАТЕ
Первой остановкой стал дом художницы Беате в пригороде Карлсруэ.
Беатемари Буш — председатель ВВК, общества представителей изобразительного искусства Карлсруэ, именно это общество организовывало выставку и поддерживало всех
Полноценное погружение не просто в быт другой страны и культуры, а в быт художника — что может быть лучшим началом путешествия? Несмотря на языковой
Надо сказать, что этот язык был бы не полным без особой
Экспрессия и сочность живописных работ подтверждали увиденные мною в Беате молодость, страсть к жизни, к скорости, свободу чувствования мира и свободу самовыражения. Все это художественное великолепие ритмично чередовалось со старой немецкой мебелью на фоне белых стен, складываясь в удивительный рассказ о жизни семьи Буш, о творчестве, переживаниях, возможно, трагедиях, и, конечно, о любви и радостях.
Итак, основные негласные посылы, которые я получила в доме Беате:
-ценить себя и свой труд;
-ценить разнообразие в людях и искусстве.
На следующий день я уже переехала в гостиницу в старейшем районе Карлсруэ, в Дурлахе, где мне и предстояло трудиться, готовясь к выставке, и жить весь оставшийся период поездки.
ДЕЛЕГАЦИЯ ВИДЕОГРАФОВ ИЗ КРАСНОДАРА, РУССКИЕ НЕМЦЫ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
18 апреля, второй день моего пребывания в Карлсруэ, выдался весьма светским, полным общения и знакомств. Моя личная программа была привязана к расписанию группы соотечественников
После заселения в гостиницу Беате любезно предложила подвести до ратуши, где был запланирован обед нашей делегации совместно с куратором от отдела культуры администрации Карлсруэ Ангелики Шмидт и переводчиками.
Сытный обед потребовал променада, и мы пошли на экскурсию во дворец Карлсруэ. Сейчас это музей, охватывающий 5 тысяч лет истории. Для себя я отметила отличную экспозиционную культуру. Экспонаты расставлены так и пространства поделены таким образом, чтобы у зрителя была возможность погрузиться в атмосферу каждого исторического периода, изучить каждый объект максимально. Здесь исторические артефакты имеют современное обрамление, соотнесенное с контекстом
Там же во дворце есть обзорная башня, с которой весь город представляется как на ладони: промышленные районы, зеленые зоны, новостройки, шпили соборов и церквей, сщивающие небо и землю,
Вечером мы отправились на неофициальное открытие фестиваля короткометражного, остро тематического кино. Двух часовое погружение в мир авторского кино на всех языках мира с субтитрами на английском — отличная тренировка лингвистического тонуса перед предстоявшим мне многодневным общением и сотрудничеством, без возможности изъясняться
Так прошел мой второй день.
Обязательной частью было посещение официального открытия фестиваля «Дни европейской культуры» в городской ратуше и последующий фуршет с представителями администрации города и мэром. Открытие представляло собой полуторачасовые соревнования по красноречию выступающих министров, деятелей и прочих. Устойчиво формировалось представление о том, что это национальный вид спорта в Германии. К тому же немцы известны всему миру своей правильностью и дотошностью в соблюдении общественно порядка, так что собрав приличное количество шиканий, неодобрительных взглядов от сидевших рядом с нашей делегацией граждан, я приняла решение отказаться от услуг переводчика и спокойно наслаждаться переливистой и такой многогранной мелодикой немецкой официальной речи. Из того, что мне успели перевести и что я смогла понять сама, исходя из контекста и ряда интернациональных понятий, все речи были о проповедовании европейских ценностей равенства, правовой и информационной свободы и толерантности.
Вечером того же дня вся наша компания отправилась на открытие театрального блока фестиваля. Открывался он премьерой постановки
Если подытоживать тему европейских ценностей, единственное, что я могу сказать: здесь важен Человек, не зависимо от его пола, физических возможностей, особенностей психического развития, уровня образования, достатка, возраста.
ОРГАННАЯ ФАБРИКА И СООБЩЕСТВО МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ.
В старом центре Дурлаха находится Органная
В один день на ряду с уже привычными немецким, французским и английским языками появился
Так с 18 по 21 апреля мы трудились над монтажом. Было ощущение, что всем просто нравилось находиться в этом пространстве независимо от того нужно им еще
На следующий день уже можно было позволить себе выспаться, но от волнения и нетерпения я открыла глаза в 7 утра.
Открытие выставки было назначено на 11.00.
OPEN BORDERS И СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ЕВРОПЫ.
Возле здания Органной Фабрики было непривычно многолюдно, перед крыльцом расставили стулья и натянули тент. План на ближайшие 3 часа был такой: вступительные речи Беаты и Лизы, перформанс художницы из Тимишоары и «artists’ talk». Если первые два пункта были мне ясны, то что представляет из себя
Вступительные речи,
Представление о перфо́рмансе (форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определенном месте и в определенное время) у меня сложилось на основании изучения истории искусств и личных исследований этой формы искусства. Так что выступление Стефании (Румыния) и ее повествование о экологической катастрофе на озере Геамана было первым живым перфомансом в моей жизни. Это удивительная форма творчества. Ты становишься соучастником и зрителем творческого акта. При тебе он рождается и завершается. Простого описания технических средств, последовательности действий будет не достаточно для того, чтобы передать идею и историю увиденного.
После окончания перформанса, публика начала рассредоточиваться по выставочным пространствам фабрики и общаться с художниками. Именно это и называется «artists’ talk». Задача авторов была стоять в близи своих объектов и общаться с публикой, отвечать на вопросы, обсуждать всевозможные темы, обмениваться информацией.
Так как большинство объектов на выставке не плоскостные (не имеют картинной плоскости), а именно инсталляционного типа, то для восприятия и изучения их зрителям необходимо было проделывать определенную работу, взаимодействовать сразу с несколькими форматами повествования (видео ряд+аудио сопровождение+конкретная точка восприятия, место: стул, шезлонг, кресло).
Были так же и более привычные русскому зрителю работы. Это фото оставленного города и пустующих домов; коллажи на тему гражданской свободы; баннеры со шрифтовыми композициями на тему любви. Так же среди разнообразия
В основе европейского искусства лежит концепция, идея — зачем я это делаю? Что я могу сообщить зрителю? Что и как я могу изменить своим сообщением, вопросом здесь и сейчас?
Этой позиции придерживалась и я в работе над своим объектом «Подлинное лицо революции». Сочетание актуальной концепции с качественным техническим исполнением, достойным уровнем изобразительного мастерства и тем фактом, что все 18 оттисков на ткани были сшиты мной на кубах вручную, позволили моей работе получить большое количество отзывов, высокий интерес публики, душевный отклик и солидарность с поднятой мной проблематикой, а также высокую оценку коллег сверстников и более опытных художников.
… В ходе выставки мы получили приглашение от Беаты на открытие выставки творческого феминистического объединения
Далее двигаться по программе было уже сложнее, перенасыщение духовное, голод физический. Но останавливаться нельзя.
Мир короткометражного кино на пару часов поглотил нас.
Последний вечер было решено завершить в баре. Теперь уже на русском обсуждать все: от современного искусства и кино искусства, до разницы восприятия русским человеком европейских ценностей и фактической реализации этих ценностей в самой Европе.
На следующий день, 23 апреля, мне предстоял почти 24 часовой путь домой.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.Вернувшись из Германии, я не испытываю болезненной культурной акклиматизации. Есть понимание почему у нас так как есть, почему там иначе, понимание что именно я хочу перенять, что я могу воплотить, а что для нашего общества сейчас не актуально. Мы разные по историческим и геополитическим условиям развития. В России огромные территории заложили широту, открытость и вместе с тем некую расхлябанность в менталитет русского человека, а ограниченное пространство Европы, исторический путь объединения Германии дали немцам педантичную бережливость и чувство ответственности на свою землю, свой труд и качество производимого продукта. И там и тут есть свои нюансы.
Чего я хочу? Быть ответственным человеком, улучшать и беречь по мере своих возможностей место, в котором я родилась и живу, производить качественный и содержательный продукт искусства и побуждать тех, кто рядом со мной к осознанной жизни и переменам в ней исходя из того, что он имеет в данный момент времени.
Открытые границы начинаются с приоткрытой двери, качественные перемены в сознании общества с одного маленького «а что, если…?»