Поиск по сайту

Введите запрос для поиска например, структура администрации
Закрыть

Екатеринодар. XIX - начало XX вв.

В 1803 году в Екатеринодаре появилась первая школа, преобразованная через три года в уездное училище, а в 1820 году в городе была открыта Кубанская Войсковая гимназия, директором которой был назначен Войсковой протоиерей К. В. Россинский — талантливый, образованный человек, всю жизнь посвятивший просвещению казачества. С 1812 по 1817 год он открыл шесть церковноприходских училищ в кубанских станицах, «возбуждая к тому ревность прочих селений». В 1815 году Россинскому удается издать в Харькове «Краткие правила российского правописания».

Этот учебник, предназначавшийся для народной школы, выдержал несколько изданий. К. В. Россинский был крупнейшей личностью на Кубани тех лет.

Помимо просветительской деятельности, он открывал церкви, писал исторические и географические очерки, прививал казакам любовь к искусству и поэзии и слыл даже искусным медиком. В 1825 году, незадолго до смерти, К. В. Россинский был награжден орденом св. Анны 2-й степени с алмазами.

Кубанская Войсковая гимназия предназначалась для детей войскового сословия, но на средства города при ней были открыты «параллельные классы», где могли учиться выдержавшие экзамены и имеющие возможность платить за учебу дети горожан, к казакам не принадлежащие. В 1890 году, в связи с открытием в Екатеринодаре городской мужской гимназии, Войсковая была упразднена, а в это здание перешло другое Войсковое учебное заведение — Кубанское Александровское реальное училище, основанное в 1880 году и находившееся до этого в наемном помещении.

Новое здание реального училища стало постепенно своеобразным просветительным и научным центром города. В 1891 году здесь начали работать курсы по черчению и рисованию для взрослых, в основном для рабочих. Здесь силами учащихся велись метеорологические наблюдения, и бюллетени со сводками погоды печатались в местной газете. Созданный при училище горный детский клуб организовывал в летние каникулы экспедиции с цепью изучения горных богатств края. Город не был богат большими аудиториями, и в актовом зале реального училища проводили свои заседания Общество любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО), Кубанское отделение русского технического общества, члены Общества народных университетов читали здесь публичные лекции на научные темы и т. д. Во время Великой Отечественной войны здание было разрушено. На его месте решено было построить Дом советов (1956 г.). Первоначально здание было пятиэтажным, но проектировщики предусмотрели возможность надстройки, что и было впоследствии сделано. Строгое, лаконичное здание с развевающимся флагом долгие годы занимал крайисполком. Сейчас здесь находится администрация Краснодарского края. А перед ним уютная зеленая зона — строгие ряды серебристых елей, зелень газонов. И два памятника природы — старые платаны, которые, возможно, росли еще во дворе реального училища.

В августе 1820 года через Екатеринодар из Пятигорска в Тамань, а оттуда — в Крым, в обществе семьи генерала Н. Н. Раевского проезжал А. С. Пушкин. Он писал: «Видел я берега Кубани и сторожевые станицы — любовался нашими казаками: вечно верхом, вечно готовы драться, и вечной предосторожности…». Осенью 1837 года, будучи проездом в Тамань, здесь останавливался прапорщик Нижегородского драгунского полка М. Ю. Лермонтов. В то время Екатеринодар, войсковой центр, мало походил на город. В одном официальном донесении сообщалось: «Кроме дома для военного атамана и нескольких зданий в крепости: для госпиталя, сарая для артиллерийского парка и конюшни, город состоит из мелких деревянных, плетневых и даже камышовых строений, крытых большей частью соломой или камышом».

Ряд сохранившихся старинных зданий в центре города дают яркое представление об облике Екатеринодара конца XIX — начала XX века. Среди них следует отметить Свято-Екатерининский кафедральный собор, знаменитый «зеленый дом» (ул. Гимназическая, 65 — гостиница «Кубань»), здания нынешних почтамта, Сбербанка и художественного музея, бывшего Мариинского женского училища (угол улиц Октябрьской и Красина) и бывшего Епархиального женского училища (ул. Седина, 4 — Медицинская академия).

В 1897 году на пересечении улиц Красной и Новой (ныне — улица Буденного) был возведен величественный 14-метровый обелиск в честь 200-летия Кубанского казачьего войска, ведущего свой отсчет со времени участия хоперских казаков в осаде Петром I крепости Азов в 1696 году, и в ознаменование свободы и земель, дарованных кубанскому казачеству Екатериной II. Этот обелиск, как и многие другие памятники, не сохранился.

Одной из сохранившихся достопримечательностей старого Екатеринодара является бывший Войсковой сад (с 1932 года — парк имени М. Горького), заложенный 8 октября 1848 года как питомник, который должен был снабжать казаков Черноморского казачьего войска «разного рода плодовыми деревьями и полезными растениями и где можно было видеть выгоднейшие и удобнейшие способы обработки земли и уход за растениями». Только в 1865–1866 годах в саду было заготовлено 50,5 тысяч «благородных лоз… для жителей вновь поселенных за Кубанью станиц». Желающим развести виноградные сады лозы отпускались бесплатно. Позже Войсковой сад Екатеринодара всё больше приобретает черты и функции парка. На его территории располагаются «воксал» (танцевальный зал), рестораны, войсковой архив и другие службы. В правилах посещения «воксала» на летний период 1865 года указывалось: «Посещать воксал имеют право дворяне Кубанского казачьего войска, временно находящиеся в Екатеринодаре иногородние благородного сословия, почетные граждане и купечество». В конце XIX века был построен деревянный летний театр на 1450 мест, где давали спектакли известные труппы, где звучал голос Федора Шаляпина и каждый вечер играл войсковой симфонический оркестр. В 1943 году театр, превращенный немцами в склад, был сожжен.

Память об истории города и края хранят музеи Краснодара. В краеведческом историко-археологическом музее-заповеднике, основанном в 1879 году секретарём Кубанского статистического комитета, председателем Кавказской археологической комиссии Е. Д. Фелицыным, представлено свыше 200 тысяч экспонатов. Историю казачества представляют дом-музей семьи Ф. Я. Бурсака, бывшего войсковым атаманом в 1797–1816 годах и литературный музей Кубани в бывшем доме Я. Г. Кухаренко — наказного атамана Черноморского казачьего войска в 1852–1855 годах, историка, писателя и общественного деятеля.

Художественный музей, имеющий статус государственного с 1937 года, был создан на основе городской картинной галереи, открытой в 1904 году городской управой, согласившейся принять в дар частную коллекцию произведений искусств от Ф. А. Коваленко, который и стал первым директором галереи. Одними из первых пополнений галереи стали 15 картин известных мастеров, полученные в Императорской Академии художеств благодаря поддержке И. Е. Репина. Знаменитый художник приезжал в Екатеринодар в 1888 году, как писали «Кубанские областные ведомости», — «для снятия в станицах бывшего Черноморского войска характерных типов к задуманной им картине из Запорожской Сечи…»

Мировую известность имеет Государственный академический Кубанский казачий хор, берущий своё начало в 1811 году, когда в Екатеринодаре появился Войсковой певческий хор, основателями которого были К. В. Россинский и Ф. Я. Бурсак.

На 1 января 1888 года в Екатеринодаре проживало 43,5 тысячи человек, из них: мещан — 22850, крестьян — 7920, отпускных и отставных нижних чинов и членов их семей — 4532, дворян — 2350, казаков Кубанского войска — 2253. В городе было: 8 церквей и 1 собор, 7 гостиниц, 3 ресторана, 110 трактиров и питейных заведений, 250 магазинов и торговых лавок, а также 80 заводов, 4 артели, 3 типографии и 1 табачная фабрика.

С начала XIX века в Екатеринодаре ежегодно проводились 4 ярмарки: Благовещенская, Троицкая. Преображенская и Покровская. Существовал меновой двор, куда со своими товарами приезжали горцы, а в 1842 году было открыто Торговое общество казаков Черноморского войска. Развитию торговли способствовало открытие пароходного движения по Кубани. Первый кубанский пароход перевёз грузы и почту между станицей Тбилисской и Темрюком в 1859 году. К 1914 году на Кубани существовало 13 пароходов и 300 барж, перевозивших до 15 миллионов пудов различных грузов ежегодно.

В 1870-1880 годах, с проведением на Северном Кавказе железной дороги Тихорецк-Екатеринодар-Новороссийск, город превратился в крупный торгово-промышленный и транспортный центр Кубанской области (сбыт хлеба, табака, кож; мукомольная, маслобойная, спиртоводочная, табачная, кожевенная и др. виды промышленности).

Развитие тяжелой промышленности Екатеринодара началось в начале XX века. В 1911 году был построен металлообрабатывающий завод «Кубаноль» (ныне станкостроительный завод им. Седина). В 1915 году — чугунолитейный завод (ныне завод тензометрических приборов) и другие, работавшие на донецком металле и угле. На базе майкопской нефти (месторождение открыто в 1909 году) был создан нефтеперегонный завод.

В предвоенные тридцатые годы заметно преобразилась культурная жизнь Краснодара — появились краевой драматический театр им. М.Горького и театр оперетты.

С 12 августа 1942 по 12 февраля 1943 года Краснодар был оккупирован немецко-фашистскими войсками, нанесшими городу большой ущерб. После войны он был заново отстроен и реконструирован, но планировка улиц центральной части города сохранилась в том виде, в каком она была с начала XIX века. Планировочной осью Краснодара, как и прежде, является улица Красная, вдоль которой расположены основные учреждения, библиотеки, гостиницы, театры, крупные магазины. Примечательно и то, что главной улицы города не коснулось тотальное переименование в годы советской власти и она носит свое первоначальное название — Красная.

Триумфальная арка была установлена в Екатеринодаре в 1888 году в честь прибытия в город императора Александра III вместе с августейшей семьей. Названная горожанами Царскими воротами арка сразу же стала одним из главных символов дореволюционной столицы Кубани.

Идея возвести арку принадлежала городскому купеческому обществу. Довольно скоро по объявленной среди купцов подписке были собраны необходимые средства; приглашен архитектор — В. А. Филиппов; определено место строительства — пересечение улиц Екатерининской (ул. Мира) и Котляревского (ул. Седина) по дороге от вокзала к городскому центру.

Арка была построена в лучших традициях древнемосковского стиля второй половины XVI века. Она состояла из центрального пролета и двух боковых — для пешеходов. Боковые устои центральной арки были украшены четырьмя шатровыми шпилями. Шпили венчались золоченными двуглавыми орлами — символами Российской империи. Все сооружение было покрыто чешуйчатой шатровой кровлей.

В больших кокошниках с обеих сторон центральной арки помещались иконы с лампадами: на восточной стороне образ князя Александра Невского, святого патрона императора и покровителя русского воинства; на западной — Екатерины великомученицы, святой покровительницы города Екатеринодар.

В тёмное время суток арка освещалась фонарями. В 1900, с появлением в Екатеринодаре первых трамваев, под аркой были проложены трамвайные рельсы.

В 1928 году Александровская триумфальная арка была разрушена, так как (по официальной версии) «об неё разбивали лбы кондукторы трамвая». Спустя восемьдесят лет, в 2008 году памятник был воссоздан на аллее при пересечении улиц Красная и Бабушкина (научный руководитель проекта воссоздания — С. Н. Снисаренко).

Если рассматривать снимок слева направо, следуя его южной перспективе, то первым на фото запечатлено двухэтажное здание Кубанской областной чертежной конторы, которая, судя по размещенной на уровне первого этажа вывеске, сдавала помещения известной на Северном Кавказе фирме «Иван Тарасов с сыном» под мануфактурный магазин. На первом этаже следующего здания находился магазин железно-скобяных и пеньковых товаров и строительных материалов. Здесь же, на первом этаже, размещался «книжный и канцелярский магазин» Г. И. Мееровича. Второй и третий этажи здания занимал отель «Метрополь».

На противоположном углу, через Гоголевскую улицу, виден трехэтажный дом, построенный в 1896 году и вошедший в историю Екатеринодара как «дом Акритаса», который с 1901 года арендовало 2-ое Общественное собрание, устраивавшее в большом зале этого дома концерты, балы и театральные представления. Здесь выступали известный композитор и пианист А. Н. Скрябин, исполнявший собственные произведения, солист Большого театра Л. В. Собинов, знаменитые эстрадные певицы А. Д. Вяльцева и Н. В. Плевицкая.

В 1913 году владелец дома П. Ф. Акритас открыл электробиограф (кинотеатр) «Художественный» и предоставил помещения театру миниатюр, известному екатеринодарцам постановками модных водевилей.

Это фотографическое изображение Екатерининского сквера, устроенного по проекту агронома Кубанского областного правления В. Г. Часовникова и располагавшегося между Дворцом Наказного атамана и зданием Кубанского окружного суда.

Пространство Екатерининского сквера было разделено аллеями и пешеходными тропами, вокруг памятника была устроена круглая площадка, в западной и восточной частях которой располагались небольшие круглые бассейны с фонтанами. Вокруг памятника и на аллеях установлены электрические фонари.

На северной аллее сквера были выставлены два ряда «каменных баб» — надкурганных половецких изваяний из собрания Кубанского этнографического и естественно-исторического музея.

С востока к Екатерининскому скверу примыкал сад, раскинувшийся за атаманским дворцом. Вот его описание из путеводителя «Кубань и Черноморье», вышедшего 1927 году: «Дворцовый сад, занимающий почти весь квартал, содержит много интересных древесных пород, представленных к тому же очень красивыми экземплярами, растущими не только в Кубанском крае, но и других местах. Некоторые породы выписывались из Польши из известного питомника Подзамче».

1887 году чуть южнее Екатеринодара по линии Новороссийской ветки железной дороги был построен железнодорожный мост. Это было грандиозное для своего времени сооружение. Длина моста достигала 130 саженей (более 304 м.) Ажурный металлический корпус, изготовленный на Брянском чугунолитейном заводе, поддерживался четырьмя массивными каменными устоями. Мост предназначался не только для железнодорожного сообщения, но и для передвижения экипажей, подвод и пешеходов.

Заметным событием в жизни горожан стало испытание нового моста, посмотреть на которое собралось множество народа. На каждом пролете в течение двух часов стояли одновременно шесть локомотивов с вагонами, общая масса которых достигала 25 тысяч пудов (420 тонн). После этого с различной скоростью по мосту прошли составы из трех локомотивов. Завершились испытания проездом по мосту особого поезда «с публикой». При испытаниях присутствовали строитель моста П. Ф. Рябошапка, главный инженер К. С. Комарницкий и его помощник С. И. Кербедз.

Вскоре после торжественного открытия выяснилось, что мост слишком низок для прохождения под ним крупных речных судов. Очевидно, Владикавказское железнодорожное сообщество — заказчик строительства, таким образом пыталось вести борьбу с конкурирующим речным транспортом. Попытки пароходных компаний решить вопрос о переустройстве моста успеха не имели.