27 декабря 2016
Евгений Первышов встретился с журналистами ведущих городских и краевых СМИ

Глава Краснодара Евгений Первышов провел брифинг для журналистов городских и краевых СМИ (газет, телерадиокомпаний, информационных агентств, информационных Интернет-порталов).

— Это — первая наша такая встреча. Хотел бы поговорить о тех решениях, которые были приняты в последнее время, с момента моего избрания главой города. Об основных из них. Но самое главное, почему я вас пригласил — чтобы объяснить, почему эти решения приняты, на какой результат они рассчитаны. Считаю очень важным именно этот момент. Открытость действий администрации, равно как и эффективность принимаемых мер — базовые вещи, которые я для себя установил и которым намерен следовать, — сказал Евгений Первышов, открывая встречу.

В ходе брифинга глава города рассказал о наиболее важных направлениях социально-экономического развития города, при этом подробно остановился на новых назначениях в администрации города, параметрах бюджета на 2017 год, изменениях процедуры предоставления земельных участков под ИЖС многодетным семьям, ответил на вопросы журналистов.

Со стенограммой брифинга вы можете ознакомиться ниже. 

Вступление

Добрый день, уважаемые друзья. Так получается, что наша встреча — последняя в этом году. Для меня она — первая с вами в роли главы города. Я считаю, что на этой встрече я должен подвести определенные итоги уходящего, 2016 года, и, соответственно, поставить, выстроить определенные планы на 2017 год. Такой формат у нас, наверное, будет проходить постоянно, думаю, раз в квартал мы будем собираться и обсуждать не только решения, которые приняты администрацией-либо мной, либо моими заместителями. Но и самое главное — объяснять, почему эти решения были приняты, с какой целью, какие задачи в итоге мы хотим решить.

Самое главное — открытость администрации должна стать приоритетом в дальнейшей работе. Работе, которую я хочу выстроить и с жителями города Краснодара, и с журналистским сообществом.

Сегодня в городе существует достаточно много нерешенных проблем в различных направлениях деятельности, которые уже не делают Краснодар комфортным для проживания. Да, он город любимый, он приятный во всех отношениях, не связанных с обеспечением детскими дошкольными учреждениями, школами, транспортной инфраструктурой, ну и другими аспектами, которых я сегодня коснусь.

Я думаю, что, безусловно, дорогу осилит идущий, и та команда, которая сегодня формируется в администрации города. Формирование этой команды я планирую завершить к концу января и представить на утверждение городской Думы новую структуру администрации, объяснить задачи ее деятельности — и приступить к выполнению той работы, которую необходимо осуществлять в 2017 году.

Направление оптимизации расходов

Расчётная цифра, которую я перед собой ставлю — сокращение на 15%. Нужно сократить 15% на всё содержание администрации города. Это сокращение фонда заработной платы сотрудников как самой администрации, так и казённых муниципальных учреждений и предприятий, других бюджетных учреждений. И расходы в целом на содержание: аренда помещений, транспорт и иные расходы.

Готов прокомментировать более детально.

Допустим, аренда помещений. По городу приходится арендовать офисные помещения для сотрудников администрации. На эти цели расходуется приблизительно 55 млн рублей. При анализе, который я проводил, средняя действующая арендная ставка — 1 100 рублей. Если проанализировать рынок, и вы это прекрасно знаете, то в условиях наличия большого количества свободных площадей — это достаточно серьёзная арендная ставка. Хотя на рынке сегодня есть площади, которые можно арендовать за 650–700 рублей. Это с обслуживанием: уборкой и коммунальными платежами. Сегодня поставлена задача новому руководителю аппарата администрации, чтобы он предложил соответствующие варианты, либо снизить арендную плату, либо мы переедем на другие площади, которые сейчас подыскиваем. В результате мы сократим арендные платежи на 20–25 млн руб. Это достаточно серьезная экономия в ситуации с дефицитом бюджета.

Коснётся сокращение и аппарата администрации, структурных подразделений — тоже на 15%. Но это не будет повальное сокращение. Будет достаточно взвешенный подход. Я общаюсь с каждым руководителем управления и департамента, своими заместителями. Заслушиваю отчёты о работе. Анализирую нагрузки, которые есть сейчас. Безусловно, есть некоторые подразделения, особенно это касается социальной сферы, где сокращения проводиться не будут. У них и так достаточно оптимизирован аппарат, там уже нельзя сокращать. Иначе это отразится на деятельности администрации в части тех структур, финансирование по направлениям которых итак серьёзно сокращается. В целом сокращение, которое будет происходить, оно никаким образом не отразится на деятельности самой администрации. Никаких провалов и «просадок» не намечается.

Ещё один вопрос — это автопарк города. Посмотрел я опыт других городов. У нас достаточно большое количество автотранспорта, который обслуживает администрацию города. Поставлена задача как можно быстрее оптимизировать работу нашего автотранспортного цеха, который базируется в муниципальном казённом учреждении. Нужно посмотреть на потребность и необходимость в таком количестве машин. Рассчитываю на серьёзное сокращение в расходовании денежных средств.

Экономическая ситуация

А теперь об экономической ситуации, чтобы у нас было понимание, общая картина того, как у нас проходил 2016-ый год, и, соответственно, с какими показателями мы выходим в 2017-ый год. Мы подготовили определенные слайды, у нас есть возможность вывести их на экран и я сделаю пояснения.

Мы видим структуру местного бюджета муниципального образования город Краснодар по объемам доходов — то есть доходы у нас планировались в 2016 году в районе 23 млрд 779 млн рублей. Выполнение составило 23 млрд 308 млн рублей. Невыполнение по собственным доходом у нас составило почти полмиллиарда рублей.

Расходная же часть бюджета у нас в абсолютных величинах была приняты в районе 27 с половиной млрд рублей. В итоге под конец года пришлось корректировать расходную часть и она составила порядка 24 млрд рублей. Но все равно, дефицит, который существовал, сохранился.

Теперь — источники внутреннего финансового дефицита. Бюджет 2016 года, как я уже сказал, составлял 27 млрд рублей и принимался он с дефицитом в 3, 3 млрд рублей. Это достаточно серьёзные цифры, которые планировались у нас к погашению за счет бюджетных кредитов, и на 870 млн рублей мы не выбрали эту сумму, и еще продажи акций. Это было у нас аптечное управление, как вы знаете, мы его последнее время сняли. Это достаточно существенная сумма, 1,1 млрд.

Бюджет 2017 года у нас составляет 22 млрд 300 млн рублей, это в общей сложности, с дефицитом 1 млрд 300 млн рублей. Дефицит мы по сравнению с 2016 годом снижаем, если вы помните, 3,3 млрд. И 1 млрд 300, который мы принимаем на 2017 год. Задачу, которую я ставлю перед собой, своими сотрудниками — снижение дефицита бюджета и выход на конец 2017 года для того, чтобы бюджет у нас был бездефицитный либо с минимальным зазором.

Теперь хотел бы вам показать динамику кредиторской задолженности и дефицита местного бюджета. Динамика показана, начиная с 2012 года, и по 2017 год. Мы видим в 2016 году критерий дефицита, 2015–2016 год был достаточно напряженным. Достигает последняя цифра 3,6 млрд рублей. И снижение, которое мы планируем, за счет эффективности работы, повышения эффективности органов управления до 1 млрд 300 млн рублей.

И самая сложная ситуация, которая у нас складывается с бюджетом города Краснодара — это кредиты перед организациями в банковской сфере. На сегодняшний день на конец 2016 года мы получили задолженность, точнее, обязательства по кредитам перед организациями в сумме 9 млрд рублей. Это верхняя планка, которая на сегодняшний день существует у муниципального образования город Краснодар. Сумма достаточно существенная. Больше мы кредитоваться в банковском секторе не можем, мы не можем получать кредиты от органов государственной власти, и 9-тимиллиардный долг перед банками будет серьезно и сильно давить на бюджет муниципального образования город Краснодар.

Но самое главное — обслуживание муниципального долга. У нас на 2017 год заложено полтора миллиарда рублей только на обслуживание долга. Это проценты, которые нам необходимо выплачивать. Помимо этого, у нас заканчиваются определенные кредитные обязательства перед банками и в следующем году возврату у нас будут подлежать из 9 млрд 2,8 млрд рублей, которые мы должны будем вернуть банкам.

Безусловно, сейчас ведется активная работа для того, чтобы мы могли перекредитоваться. И мы предполагаем, что мы возьмем кредит порядка трех млрд рублей, который позволит нам отсрочить выплату, в том числе, и основной суммы долга. То есть, мы здесь перекрываемся.

Вторая важная работа, которой я сам занимаюсь — все кредиты, которые у нас брались в банковском секторе в различное время и с различными обязательствами по обслуживанию муниципального долга, общий процент — есть и 14% , есть и 13%, есть и 12%, общий колеблется где-то в районе 12,5% — 13%. Это почти коммерческие кредиты, которые брал муниципалитет.

Сейчас разговариваем с крупными государственными банками, чтобы у нас была возможность консолидировано перекредитоваться, предложено кредитное соглашение, которое оценивается где-то в 4 млрд рублей. Оно позволит значительно снизить процентную ставку, тем самым, уйти от «драконовских» кредитов, по которым сегодня кредитуемся. В результате рассчитываю, что «плечо» на обслуживание муниципального долга непосредственно с 1,5 млрд мы снизим до 1 млрд 250 млн.

250 миллионов я рассчитываю сэкономить и иметь возможность направить их на другие нужды. Вот такая у нас достаточно сложная ситуация.

Да, не сказал, что на январь кредиторская задолженность перед организациями, которые выполняли подряды, работали по муниципальным контрактам, — это то, что еще не учтено бюджетом, — у нас имеется 3,6 млрд рублей невыполненных обязательств. Сумма тоже достаточно серьезная, она накапливалась в результате деятельности города за 2015–2016 годы. С 2015 года у нас -переходящая кредиторка 1,1 млрд рублей, и 2016-ый год, соответственно, 2,5 млрд рублей. Нам сегодня необходимо изыскать дополнительные источники доходов. Это будет достаточно сложно, будем обращаться к администрации Краснодарского края за помощью, для того, чтобы рассчитаться с кредиторской задолженностью.

Я прекрасно понимаю ответственность по обязательствам, которые несет город. Это ответственность перед нашими организациями, в большинстве своем которые находятся на территории муниципального образования город Краснодар, которые выполняли по муниципальному заданию определенные виды работ, связанные с благоустройством, строительством, в том числе, социальных объектов, пристроек и т. д.

Но сегодня у нас пока нет возможности рассчитаться с ними за эти виды работ, и эта кредиторская задолженность у нас образуется в начале 2017 года, которую мы планируем плавно погашать. И все ресурсы, которые будут иметься, будем направлять на погашение кредиторской задолженности.

Причины кадровых изменений

Формировать новую команду я планирую завершить к концу января 2017 года. Но, тем не менее, на сегодняшний день ушли два заместителя, которые курировали градостроительство и жилищно-коммунальное хозяйство.

Заместители главы города играют большую роль в деятельности органов местного самоуправления. Они берут на себя и организуют то направление работы, по которому глава ставит перед ними задачи.

Что касается двух бывших заместителей, то они, на мой взгляд, не справились с задачами, которые были в 2016 году. В достаточно сложных условиях они не предложили прежнему главе Владимиру Лазаревичу Евланову какие-то конкретные пути решений, хотя прекрасно понимали в какой ситуации город находится. Прекрасно видели то, что складывается сложная экономическая ситуация, о чем каждый понедельник у нас обсуждается на аппаратном совещании, есть динамика к ухудшению в экономическом плане. И, следовательно, можно было те мероприятия, которые я выше перечислял по сокращению штатов, сокращению расходов, проводить в плановом режиме, чтобы это не было обвальным в 2017 году.

Потому что сотрудники администрации тоже имеют семьи. Это, с одной стороны, для меня, как руководителя, не очень популярное решение, которое я буду принимать в части сокращений. Но, с другой стороны, конечно, они могли оптимизировать свою работу в течение 2016 года, предложить различные варианты, потому что тот бюджет, который мы рассчитываем на 2017 год, был понятен и известен еще в середине 2016 года. Например, сокращения расходов на плановые работы в части капитального ремонта, капитального строительства, иных расходов администрации были понятны. Ведь у нас на сегодняшний день нет того ресурса, как раньше, и нет таких больших задач. Больших планов по проведению каких-то глобальных работ мы перед собой не ставим, на это просто нет денег.

И, соответственно, держать такое большое количество сотрудников муниципальных казенных бюджетных учреждений, которые занимались непосредственно этой работой: подготовкой проектно-сметной документации, расчетной документации, приемщиков и т. д. — это достаточно большой спектр людей — его содержать нет необходимости. Это сокращение можно было сделать раньше в плановом порядке, и люди бы спокойно перешли с одной работы на другую, то есть сокращение было бы достаточно плавным и не таким резким, какое сегодня в целом по администрации придется проводить.

Что касается управляющего делами администрации, то Кудинов Виктор Васильевич изъявил желание выйти на пенсию. Я на его место принял Карасева Валерия Вадимовича. Он в последнее время занимался экономической безопасностью в одном из крупных государственных предприятий.

Я думаю, что тот опыт, который он накопил, как раз и поможет выполнить задачи по оптимизации расходов. Здесь необходим полный анализ всех договорных отношений и расходования денежных средств, которые несет администрация. Проанализировать их необходимо как можно быстрее и предложить мне варианты, которые бы позволили сократить наши расходы.

Ставицкий Владислав Леонидович, который принят на работу в качестве моего заместителя, будет курировать, в том числе, строительство и архитектуру — очень сложное направление, которое сегодня вызывает достаточно много нареканий и вопросов.

Как известно, в уходящем году примерно 29-го декабря, как и обещал губернатор, будет проходить итоговое совещание по рассмотрению изменений в Генплан Краснодара. К этому времени завершатся публичные слушания, и, как губернатор говорил общественникам, мы подведем итог: быть Генеральному плану, вернее — его корректировкам, которые предложены, или не быть. В связи с этим, я готовлю обширный доклад с анализом по всем замечаниям, которые поступили в адрес администрации, их уже более 400. Отмечу, достаточно обоснованных обращений.

Подготовка всего документа вызвала у меня достаточно противоречивые эмоции. В течение года перед тем, как вынести изменения в Генплан на публичные слушания, наверное, к нему можно было подойти более взвешенно, детально и, наверное, готовить их не под воздействием строительного лобби, а в интересах большинства жителей города.

Ставицкий Владислав Леонидович способен и обладает, на мой взгляд, теми качествами, которые позволят ему взять на себя эту ответственную работу.

Он относительно молод, но я его встречал несколько раз на совещаниях, находясь в Москве и работая в министерстве строительства. Видел, как он приезжал и отстаивал интересы Ростовской области, где работал заместителем по направлению строительства. В том числе, отстаивал интересы по участию субъекта, в котором находился, в реализации федеральных и краевых программ. Поэтому возникло желание пригласить его на работу в Краснодар. Он откликнулся и на сегодняшний день уже принят на работу. Интересный, амбициозный, молодой человек. И хотя до недавнего времени основным местом жительства для него была Москва, тем не менее, у него есть огромное желание поработать в регионах, набраться опыта и реализоваться на территории Краснодара. Думаю, время покажет. Но делаю на него ставку и возлагаю большие надежды.

Что касается Зименко Евгения Владимировича, то это тоже молодой, амбициозный, перспективный, молодой человек, который хорошо знает свою работу, свою структуру. Работает в хорошем контакте и в понимании со всеми руководителями наших учреждений и ресурсоснабжающих предприятий, которые занимаются вопросами обеспечения тепла, газа, света, водоснабжения города. Он хорошо знает экономику этих предприятий, поэтому, думаю, ему будет достаточно легко войти в роль моего заместителя. Более того, он уже предлагает определенные решения в части оптимизации работы своей структуры, которые позволят достаточно быстро перестроиться и перейти на новый лад в той экономической ситуации, в которой город сегодня находится.

Генеральный план и стратегия развития города

Сегодня вопросы принятия проекта Генплана обсуждаются активно и в прессе, и в сетях. Это сложный вопрос. Это корректировка, а не разработка нового Генерального плана. Разработку Генерального плана мы будем сегодня перемещать в наше муниципальное предприятие. Это правильно. Разработкой должна заниматься администрация города, потому что Гражданпроект — это коммерческая организация, и она в последнее время выполняла роль в корректировке Генплана с учетом тех пожеланий и тех заявлений, по которым у нас обращались в основном застройщики. И здесь городу было сложно конкурировать и продвигать какие-то свои идеи.

Более того, анализ, который в последнее время был проведен, а я занимался этим внимательно, выявил очень много недостатков в прежнем Генплане. То есть сама подготовка и качество материалов, содержание Генерального плана 2012 года находятся на достаточно низком уровне. Много фактов того, что зеленые зоны были «посажены» на жилые кварталы, а кварталы эти уже существуют не одно десятилетие. То есть можно говорить о том, что проектировщики, которые занимались подготовкой Генплана 2012 года, даже не знакомы с реальностью, которая в городе существует. Либо это просто бумажный Генеральный план, в котором подгонялись цифры по количеству зеленых зон, которые были необходимы. И сегодня перед архитектурой и, непосредственно, перед своим новым заместителем Владиславом Леонидовичем Ставицким буду ставить задачу по приемке этого Генерального плана и передаче его в муниципальное предприятие для того, чтобы мы начинали своими силами работу по актуализации этого документа и планомерному принятию того Генерального плана, который мы хотим обсудить с населением и хотим видеть уже с перспективой до 2025–2030 года. Но документ будет достаточно сложный. Надо понимать, что сегодня не так просто взять и привлечь специалистов, в Краснодаре их небольшое количество, можно сказать, единицы, которые специализируются на проработке и исполнении Генерального плана. Наверное, все-таки будем обращаться в крупные проектные институты, которые базируются в Петербурге, в Москве. Необходимо оценить сегодняшнюю ситуацию в городе в долголетней перспективе, потому что надо понимать, что департаментом архитектуры выдано определенное количество разрешений на строительство. Эти разрешения на строительство выдаются на 3-4-5 лет, все зависит от проекта, которые реализует та или иная строительная компания. То есть на план города необходимо, помимо того, что есть уже сложившаяся застройка, отразить и перспективную застройку, увидеть эти нагрузки не только по жилью, но и нагрузки, которые будут идти и на инженерную и транспортную инфраструктуру. И уже с расчетом того, что мы увидим картинку где-то 2017–2020 года, расположив все объекты, после этого уже будем приступать к разработке и корректировке самого Генерального плана. Потому как что-то сегодня рисовать при существующем положении дел будет достаточно проблематично, и опять мы будем догонять уходящий поезд. Поэтому вопрос достаточно сложный, но решаемый.

В последнее время я веду активную работу с общественными организациями, с ведущими архитекторами, уже несколько раз проводил совещания. И еще одно совещание у меня будет проходить сегодня по поводу создания экспертного архитектурного совета, который бы объединил ведущих архитекторов города, проектировщиков, инженеров, чтобы у нас была возможность коллегиально и конструктивно разрабатывать и обсуждать те направления, которые городу необходимы. Как в его архитектурном облике, так и в плане перспективы застройки.

Я думаю, что этот экспертный совет будет работать на постоянной основе. Как только мы его сформируем, он будет разбит на сектора, потому что это будут не только люди, которые занимаются проектированием непосредственно жилья. А также — хорошие урбанисты, озеленители, специалисты по инженерной инфраструктуре. То есть это будет совет, который сможет оценивать сегодняшнюю и завтрашнюю ситуацию и предполагать те точки роста или, наоборот, проблемные моменты, с которыми город будет сталкиваться. Например, мы уже сегодня должны понимать нагрузки, которые ложатся на город в летний и зимний период, из-за чего возникают проблемы с электроснабжением. Это правильный подход к планированию, начиная от выдачи разрешения на строительство и заканчивая развитием территории.

Необходимо сегодня увязывать нагрузки на инженерную инфраструктуру с теми разрешениями, которые мы выдаем. Либо с теми проектами планировок, которые мы утверждаем. Мы сегодня говорим о социальных объектах, что не хватает школ и садиков, но точно также у нас не хватает дорог, мощностей на наших питающих центрах, точно также у нас есть проблемы с водой, ливневкой, канализацией и так далее. Здесь нужен комплексный подход. То есть, если мы хотим ситуацию изменить, хотим идти только на улучшение развития городской среды и городской инфраструктуры, то здесь должно быть достаточно большое общение между администрацией и специалистами. Общение и понимание. Это я говорю про экспертный совет.

Источники привлечения ресурсов для развития Краснодара

Говоря о том, что экономика достаточно сложная, тем не менее, определенные задачи мы перед собой ставим, прежде всего — по привлечению денежных средств, которые нам необходимы. Первое — это, конечно, на строительство школ. Сейчас активно этот вопрос прорабатывается, и есть достаточно полная уверенность в том, что в следующем году мы получим из федерального бюджета денежные средства, которые будут идти по программе «Жилище». Из министерства строительства нам будут доведены лимиты где-то в размере полутора миллиардов рублей. Это достаточно большая сумма, которая позволит одновременно начать строительство трех школ с общим количеством мест где-то до трех с половиной тысяч детей. Это хороший задел.

Не так давно я участвовал в обсуждении проекта благоустройства придомовых территорий и обустройства скверов. Это мероприятие проходило в Москве на площадке Государственной Думы. Обсуждалась инициатива депутатов от фракции «Единой России», в рамках которой запланировано в целом на Российскую Федерацию выделить порядка 20 млрд рублей — крупным городам для финансирования благоустройства: 70% всех средств будут направлены непосредственно на благоустройство придомовых территорий и 30% — на скверы и парки. Денежные средства у нас пойдут через профильное министерство — это министерство строительства. Мы уверены, что где-то от 800 миллионов до миллиарда получит Краснодарский край, и, конечно же, рассчитываем, что после этого администрация Краснодарского края примет решение, и определенную часть этих средств направит на Краснодар, учитывая сегодняшнее наше положение и, конечно же, желание участвовать в этих программах.

У нас достаточно хорошо идет реализация мероприятий в части благоустройства в последние годы. Я им непосредственно занимался в 2015–2016 годах. Вы сами прекрасно знаете, достаточно большое количество зеленых зон в городе хорошо обустроены — и скверы, и парки. Сомнения, которые у нас, например, возникали по скверу Дружбы — история со слоником, вы помните. Очень много было сомнений: будет слоник — не будет. Все обещания были выполнены. Даже самый небольшой скверик возле Музыкального театра — и тот вписался в городскую среду. Как раз, если нам удастся получить федеральное финансирование на благоустройство, оно в большей степени и будет направлено на реализацию таких вот небольших проектов по всему городу. К разработке этой проектной документации, эскизных проектов мы, конечно же, будем привлекать население города и студентов наших университетов.

Последнее наше мероприятие, которое проходило в поселке Лазурном, дало интересные позитивные эмоции. 15 работ были представлены обозрению жителей данного населенного пункта, и именно жители участвовали в голосовании, какой сквер они в итоге хотят видеть. Более того, мы возьмем победивший проект за основу и, соответственно, не сразу, а в течение 2-3-х лет его реализуем совместно с депутатами городской Думы.

Также рассчитываем получить финансирование на дороги. Это тоже будут средства федерального бюджета, часть из краевого, а также потребуется софинансирование из муниципального. Сегодня абсолютную цифру вам пока не готов сказать, потому что она находится в стадии обсуждения, но, тем не менее, денежные средства на развитие дорожной инфраструктуры и ремонтно-восстановительные работы мы получим. Тоже где-то примерно в общей сложности от полутора до двух миллиардов рублей. Это достаточно серьезная цифра, которая, по крайней мере, существенно нам поможет привести в порядок хотя бы несколько направлений, по которым больше всего поступает нареканий со стороны жителей.

Задачи по привлечению инвестиции — тоже в числе приоритетных. И мы сегодня активно обсуждаем вопросы по созданию новых предприятий. В Краснодаре, как вы знаете, — статистика переписи она одна — где-то 930 тысяч человек, но если мы будем смотреть по количеству выданных страховых полюсов, то уже больше миллиона, а точнее — миллион двести тысяч человек, реально проживающих на территории города. И, безусловно, в первую очередь, нам необходимо думать, чем эти люди будут заниматься.

Основная доходная часть городского бюджета — порядка 30% консолидированного бюджета — дает торговля. Но торговля тоже подвержена определенным кризисным ситуациям, и нам необходимо создавать так называемые «промпарки». Об этом уже говорили неоднократно. Конечно, в городе реализуются такие проекты, например, в Восточной промзоне, но это для крупных инвесторов. Я со своими коллегами обсудил и считаю, что возникли неплохие решения по созданию мини-парков для малого бизнеса — то есть будем сейчас подбирать земельные участки, стараться их обеспечить инженерной инфраструктурой для того, чтобы малому бизнесу гораздо легче было стартовать. Проводить с помощью наших крупных ритейлеров анализ первоочередных товаров, которые выгодно было бы производить на территории города и которые легко заходили бы в наши торговые сети. Этот диалог у нас уже ведется. Я думаю, что это даст положительный результат.

Создавать рабочие места — важное направление. В последнее время в городе достаточно много примеров, когда предприятия прекратили свое существование и на их месте мы видим сплошное жилье. Промышленные площадки мы достаточно сильно подвергли застройке, а, тем не менее, эти территории, наверное, все-таки нельзя было переводить в жилые зоны, а надо было оставлять промышленными, потому что они обеспечены, в первую очередь, инженерной инфраструктурой. И «сподвигать» владельцев данных земельных участков на то, чтобы они все-таки не уходили в высокодоходный бизнес строительства жилья, а находили бы инвесторов, которые могли бы реализовывать и строить промышленные предприятия, которые бы обеспечивали, помимо всего, рабочими местами наших жителей.

Эта политика будет впредь основной. Направление это достаточно долгое, но перспективное. Без развития производств у нас хуже будет складываться экономическая ситуация. Когда-то этап насыщения жильем все-таки наступит, и мы сейчас будем принимать определенные усилия по сокращению темпов жилой застройки, потому что тех миллионов квадратных метров, которые город выдавал в последние годы, думаю, достаточно. Сейчас здесь будет определенный спад, в том числе — в выдаче разрешений на строительство, переход на комплексную застройку с учетом социальных объектов.

Основное бремя в этом плане, конечно, будет перемещаться на строительную отрасль в части сокращения необходимых нам квадратных метров. Но это всё будет происходить в плановом режиме. Быстрого сокращения с учетом того, что строительная отрасль составляет порядка 10% в консолидированном бюджете, нам допустить нельзя.

В этом году в консолидированный бюджет края мы на 10 миллиардов рублей дали больше, то есть скачок достаточно серьезный. Конечно же, будем рассчитывать на то, что с учетом перевыполнения плана администрация края нам поможет, потому что без этой поддержки бороться с кредиторской задолженностью нам будет достаточно проблематично.

Вопросы

— Уже в феврале в Сочи пройдёт инвестиционный форум. У Вас уже есть какие-то инвестиционные проекты по Краснодару, которые бы дали для города инвестиции?

— Ближе к середине января у нас будут намётки. Очень мал промежуток времени между сочинским форумом, который прошёл не так давно, практически в конце нынешнего года, и следующим. За короткий срок переходить на новый период очень тяжело. Экономическая ситуация в России достаточно сложная. Подыскать инвесторов и предложить им точки роста, которые могли быть дать возможность городу развиваться, а бизнесу — зарабатывать, тяжеловато. Но, тем не менее, мы сейчас имеем несколько вариантов. Они связаны не только с девелоперскими услугами. Не только строительство. В основе основ — развитие промышленных парков, промышленного производства. Вот что нам интересно.

— Какие действия будут предприняты в 2017 году для борьбы с пробками?

— Пробки — это проблема из проблем. Краснодар занимает первое место в России по количеству машин на душу населения. Плюс ежедневный транзитный трафик. Достаточно сложно реализовать какие-то «быстрые» решения и убрать дорожные заторы. В перспективе, которую я выстраиваю, есть хорошие начинания, которые уже обсуждались, скоро о них услышите. В ближайшее время у губернатора будет встреча по этой теме с крупным бизнесменом и инвестором. Будем рассматривать и тему переездов через железную дорогу, которые сегодня не работают, а неплохо бы их реанимировать. Это поможет частично разгрузить те транспортные пробки, которые сегодня существуют. Для этого необходимо финансирование, которого мы пока не добились. Когда мы получим финансирование, то приступим к реализации некоторых моментов. Об этом я с удовольствием сообщу.

— Вопрос по Восточной промзоне. Понятно, что с ней происходит сейчас, что с ней будет завтра?

— По Восточной промзоне — это долгий такой проект, о котором долго говорили, что вот-вот, скоро все начнется. Но мы знаем, что крупный инвестор — сеть магазинов «Магнит», это Галицкий, он от этой территории ушел в свои проекты, у него удобнее логистика и больше понимания. В части разрешения на строительство тепличных комплексах он уже получил, и уже этот проект реализуется достаточно активно.

По промышленной зоне мы провели уже несколько совещаний, будем предлагать чуть-чуть другой формат в части производств, которые бы не требовали определенной нагрузки, необходимой по водоснабжению и водоотведению. Если с электроснабжением вопрос у нас решается, вводится подстанция 220 на 110, большого ввода, этот вопрос решен, то нагрузка по водоснабжению и водоотведению данных земельных участков — достаточно существенна. И любой инвестор, который просматривает этот проект, видит, что она достаточно тяжелая. Мы свои деньги пока не имеем возможности вкладывать в развитие инженерной инфраструктуры.

Будем подыскивать предприятия, которые бы не обладали таким большим количеством потребления как водоснабжения, так и водоотведения. И с администрацией края эти проекты обсуждаются, есть определенные наметки, я думаю, что в ближайшее время план развития Восточной промзоны будет у нас представлен.

— Какие меры поддержки малого и среднего бизнеса действовали в 2016 году и что планируется на 2017 год?

— По малому и среднему бизнесу у нас есть поддержка со стороны края, это субсидии по реализации. Мне понравилось высказывание Сергея Николаевича [Галицкого] на форуме предпринимателей, в котором принимал участие и губернатор, Галицкий, Бударин, Мишель Литвак. Галицкий тогда сказал, зачем бизнесу — малому, большому и среднему — помогать? Он должен сам развиваться, крепнуть и, за счет конкуренции, расти.

Поэтому, как я уже сказал во вступительном слове, поддержка от города может выражаться в формировании определенных промышленных зон, в которые мы можем частично обеспечить первоочередной необходимой инфраструктурой и инженерными коммуникациями, и данные небольшие промпарки предлагать для реализации, строительства там небольших предприятий.

А малый и средний бизнес должен заходить, начинать работать и уже в условиях конкуренции зарабатывать деньги, выживать и достигать совершенно других результатов.

Если мы постоянно будем находиться в стадии того, чтобы выделять субсидии — это не конкуренция. Завтра у нас в бюджете денег никаких не будет на поддержку малого и среднего предпринимательства, что, у нас эти предприятия позакрываются? Тогда в чем их смысл? Где результат? Чего мы хотим добиться, вот что самое главное.

Если мы будем за кого-то что-то делать, хотя бы частично — возьмите как пример ребенка, который ходит в школу — он сам хорошо все делает, а мы предлагаем писать за него, например, русский язык или математику, что из него получится в итоге?

— Скажите, пожалуйста, какова судьба продления трамвайной линии по улице Московской? По информации МУП «КТТУ», проблема там упирается в собственность земельных участков? Что это за проблемы и можно ли их решить?

— Перспектива строительства трамвайного маршрута все равно будет упираться в деньги. Не знаю, что говорит «КТТУ», но финансирование на эти цели пока не предусмотрено.

— Недавно стало известно, что в Музыкальный микрорайон проведут дополнительную теплотрассу. Однако нам звонят жители микрорайона и говорят, что управляющие компании не погасили долг перед Горгазом. Жителям предлагают погасить долг за собственные средства. Жители просят власти города им помочь.

— В каждом вопросе нужно отдельно разбираться. В каждом обращении -абсолютно разные ситуации. Есть центральное теплоснабжение микрорайона. И, действительно, сейчас идёт перекладка теплотрассы с увеличением диаметра. Но и старая теплотрасса не была выведена из строя. Да, была просадка по температуре, особенно в достаточно сложные погодные условия. Температура опускалась. Котельная не могла обеспечить необходимые параметры теплоносителя. После перекладки теплотрассы ситуация значительно улучшится. Тем не менее, полного отключения тепла в домах не было. Есть в Музыкальном и много жилых домов, которые имеют индивидуальные тепловые пункты, собственные котельные. В каждом доме должен быть старший по дому и задача жителей — наблюдать за деятельностью управляющей компании.

Долги накапливаются не потому, что управляющая компания накопила долги перед поставщиками ресурсов. На ситуацию надо смотреть по-другому: а, может, в доме половина жильцов не оплачивает счета, которые управляющая компания жильцам выставляет? Тем не менее, сейчас в городе ведётся работа с поставщиками ресурсов. Чтобы мы в зимний период чётко понимали финансовую ситуацию, как по дому (если там ТСЖ или ЖСК), так и по управляющей компании.

Немаловажно уметь прогнозировать. Мы делаем еженедельный срез накопившейся задолженности. Анализируем, какая управляющая компания входит в зону риска и могут быть последствия, которые могут привести к ограничению поставки того или иного вида коммунальных услуг. Анализируем, почему образовалась задолженность, и принимаем те или иные решения. Если это невысокая платёжеспособность населения или же жильцам «не нравится» управляющая компания, которая «плохо подметает». Неплатежи населения для управляющей компании — серьёзный удар. И сразу происходит провал в её деятельности.

Мы видели недавно банкротство нескольких управляющих компаний. Жители делали выбор в пользу другой управляющей компании. Пока шёл переходный период, пока переводились денежные средства из одной компании в другую, вырастала и кредиторская задолженность, которую потом достаточно проблематично ликвидировать.

Ресурсоснабжающая организация говорит: ваша управляющая компания обанкротилась, вы выбрали другую. Но дом имеет долг перед нами. Бремя долгов ложится на ресурсоснабжающую организацию. Возникает цепочка, которая осложняет работу и ресурсоснабжающих компаний. А ведь у них тоже бывает сложный период в работе. Теплоснабжающие компании тоже обязаны сделать предоплату поставщикам газа. Для предоплаты нужно собрать платежи с управляющих компаний и населения. Самый хороший вариант — когда денежные средства перечисляются мимо управляющей компании, от жителя сразу до конечного получателя — организации, предоставившей услугу. Управляющая компания должна собирать средства на капитальный ремонт, содержание дома, общедомовые нужды. Жильцы, в первую очередь, определяют свои расходы, на общем собрании решают, что им необходимо. Хотят содержать консьержку или провести плановые работы — нужно собраться и обсудить.

— В Краснодаре есть дома, где в 2015 году подрядчики не доделали капитальный ремонт и ушли. Фонд капитального ремонта судится с этими подрядчиками. На 2017 год тоже намечено капитально отремонтировать в Краснодаре несколько домов. Заказчиком является муниципалитет. Есть ли уверенность, что работы будут выполнены качественно и в срок?

— Фонд капитального ремонта жилья нужен. Он обладает серьёзным ресурсом. Нужно, чтобы жители оплачивали взносы в фонд. Это позволит выстраивать планы и осуществлять капитальный ремонт жилого фонда. Планы по капитальному ремонту не проходят мимо администрации города. Есть возможность не только осуществлять капитальный ремонт. У города есть возможность контролировать такие работы. Тогда качество работ будет на высоком уровне.

— Вопрос по Генплану — когда он будет передан в ведение муниципалитета? Он будет разрабатываться с учётом текущей ситуации, с расчётом на 2018 год, 2019 год и в перспективе на 2030 год.

— Городу необходим новый Генплан. За прошедшее время мы занимались корректировками. Корректировки вносил бизнес, собственники земельных участков. У муниципалитета собственных земельных участков нет. Все находится в частной собственности, либо в аренде. У промышленных и строительных компаний. В любом случае администрация города вместе с населением должны определить развитие Краснодара: что мы хотим видеть? Каким должен город быть в 2030 или в 2040 году?

Вносимые сегодня корректировки — это устранения несоответствия между правилами землепользования и застройки и Генеральным планом, либо существующей ситуацией. Необходимо разработать Генеральный план, в котором правила землепользования и застройки будут соответствовать Генеральному плану. Тогда этот Генплан будет понятен жителям и бизнесу. Тогда не будет ошибок и необходимости вносить корректировки. Документ будет сложный. Вот как сейчас? Вы живёте 50 лет в частном домовладении. А по Генеральному плану 2012 года по ошибке проектировщиков Генплана там — зелёная зона. Вы приходите в администрацию и просите устранить несоответствие законным образом, и вам отказывают. Такая ситуация недопустима. Такие исправления надо сделать. Необходимо откорректировать транспортную, инженерную инфраструктуру. Ведь дорожные развязки по Генеральному плану, внесенные ранее, теперь не соответствуют действительности. В реальности на их месте жилые районы. Никто ведь не будет сносить жильё, если по Генеральному плану на этом месте дорога. Должен действовать железный запрет на любые действия по нарушению Генерального плана. Но для этого нужно еще провести большую работу по реформированию департамента архитектуры и градостроительства. Потому, что назначить нового заместителя, который проведёт такую работу — это ещё не всё. Департамент архитектуры себя негативно показал в части работы и подхода. Я не говорю обо всех сотрудниках. Но вопросы к руководству — достаточно большие. Генеральный план надо вернуть к реальности, и работников департамента тоже.

Подготовка нового Генплана не займёт меньше года. Этот документ позволит нам учесть все интересы дальнейшего развития города. Там должно быть всё: и социальная направленность, и экономика, и предприятия. И парки, скверы, этажность, плотность застройки, транспортные развязки. Должна быть перспектива. В Генплане мы должны перед собой поставить цель на 20–30 летний период.

— Вы обещали вручать пачку соли организациям, плохо справляющимся с обязанностью очищать улицы и тротуары от снега и льда. Это была не шутка?

— Сегодня пачка соли находится в Горжилхозе. Я провожу анализ, как убираются улицы. Дополнительно получаю справку из медучреждений, сколько человек обратились в травмпункты. На этой неделе 338 человек обратились, поскользнувшись на тротуарах. Также указаны места, где получены травмы. На некоторых участках по 16 человек поскользнулись и упали, получили травмы. Поэтому пачка соли находится пока в Горжилхозе.

— Не планируете ли вы заводить Твиттер, чтобы быть ближе к народу?

— У меня достаточно сжатый график. Хочу в каждом вопросе сам разбираться. Рабочие совещания, которые проводятся в администрации, буду стараться проводить сам, особенно по основным направлениям: экономикой, архитектурой, строительством, реализацией проектов по школам. Требуется большая концентрация усилий по этим направлениям. Сложные вопросы, связанные с обманутыми дольщиками — в «зоне риска», не считая известных домов, около 60 объектов.
Важная тема — обеспечение земельными участками многодетных семей, их около 2,5 тысяч. У города своих земель нет, мы ждём, когда региональные власти через федеральные структуры нам эти земли предоставят. Нужно было поменять порядок предоставления земельных участков многодетным семьям, чтобы люди не ждали годами. Это уже сделано.

Безусловно, я готов завести себе Твиттер и общаться. Мне интересно, что пишут. Стараюсь найти время либо рано утром, либо поздно вечером. Такие встречи с журналистами предлагаю проводить раз в квартал — для того, чтобы у меня была возможность объяснить те решения, которые принимаются в городе, почему они принимаются. Такое общение очень важно.

Читайте новости Краснодара в нашем канале Telegram
Также по теме

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.