Памятку о видах мошеннических действий с использованием методов социальной инженерии и фишинговых ресурсов подготовило МВД РФ.
Актуальные способы совершения мошеннических действий
Злоумышленники отправляют в мессенджерах ссылку с просьбой проголосовать, например, за участвующего в конкурсе ребенка. Указав номер телефона, вы получите код подтверждения, с помощью которого у вас украдут учётную запись. Впоследствии якобы от вашего имени может вестись переписка, и мошенники попытаются завладеть вашими финансами.
Что чаще всего говорят телефонные мошенники:
-
с вашей карты пытаются перевести деньги;
-
ваша карта заблокирована;
-
ваш сын попал в аварию, ему срочно требуется дорогостоящее лекарство;
-
ваш сын только что в ДТП сбил человека, я могу помочь ему избежать наказания;
-
по вашей карте зафиксирована сомнительная операция. Для сохранности денег переведите их на «безопасный» («специальный») счет в Центробанке;
-
по вашему паспорту оформлен кредит и указана ваша карта. Необходимо уточнить её реквизиты.
Мошенники могут представляться сотрудниками Банка России и правоохранительных органов и предъявлять фальшивые документы.
Телефон — основной инструмент мошенников
Большая часть хищений происходит с помощью методов социальной инженерии (манипуляций), когда жертва добровольно расстаётся с деньгами или раскрывает личные и финансовые данные, которые нужны злоумышленникам для кражи средств.
Формула успеха телефонных мошенников
Мы готовы сделать всё, что хотят от нас мошенники, когда сочетаются следующие факторы:
-
эффект неожиданности;
-
яркие эмоции;
-
психологическое давление, паника;
-
актуальная тема.
Эмоции, которые вызывают сообщения телефонных мошенников, могут быть как положительными (радость, надежда, желание получить деньги|), так и отрицательными (страх, паника, стыд).
Как противостоять телефонным мошенникам
-
не отвечайте на звонки с незнакомых номеров;
-
прервите разговор, если он касается финансовых вопросов;
-
не торопитесь принимать решение;
-
проверьте информацию в интернете или обратитесь за помощью к близким родственникам;
-
самостоятельно позвоните близкому человеку/ в банк/ в организацию;
-
не перезванивайте на незнакомые номера;
-
не сообщайте данные пластиковых карт;
-
возьмите паузу и спросите совета у родных и друзей;
-
прервите разговор и звоните по единому телефону экстренных служб 112.